Дело №3а-10/2022
УИД:52OS0000-01-2021-000288-77
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Нижний Новгород 04 апреля 2022 года
Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи областного суда Дуцевой Н.Е., при секретаре судебного заседания Мурзаевой К.А., с участием: прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области - Селезневой О.Н., представителей административного истца - ФИО1, ФИО2, представителей административного ответчика региональной службы по тарифам Нижегородской области - ФИО3, представителя заинтересованных лиц ФАС России, УФАС России по Нижегородской области ФИО4, ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Реал-Кстово» о признании недействующими пунктов 1-3 решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 17 декабря 2020 года №53/12 «Об установлении предельных тарифов на обработку и захоронение твердых коммунальных отходов (в том числе при раздельном накоплении) ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ “РЕАЛ-КСТОВО” (ИНН [номер])”, г.Кстово Нижегородской области,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец общество с ограниченной ответственностью «Реал-Кстово» (далее ООО «Реал-Кстово», Общество) обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 17 декабря 2020 года №53/12 «Об установлении предельных тарифов на обработку и захоронение твердых коммунальных отходов (в том числе при раздельном накоплении) ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ “РЕАЛ-КСТОВО” (ИНН [номер])” в части пунктов 1-3.
В обоснование заявленных требований ООО «Реал-Кстово» указало, что осуществляет деятельность по захоронению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на объекте полигон ТКО, расположенном по адресу: [адрес]. ООО “Реал-Кстово” имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению I-IV класса опасности [номер]/П, выданную Департаментом Росприроднадзора по ПФО от 21 марта 2019 года. Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 17 декабря 2020 года №53/12 установлены обществу с ограниченной ответственностью «Реал-Кстово» (ИНН [номер]), г. Кстово Нижегородской области:
долгосрочные параметры регулирования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (обработка и захоронение твердых коммунальных отходов (в том числе при раздельном накоплении)) на период 2021-2025 годов (пункт 1);
предельные тарифы на обработку и захоронение твердых коммунальных отходов в следующих размерах, руб./т: периоды регулирования: 2021 год - с 1 января по 30 июня - 1424,53, с 1 июля по 31 декабря - 1424,53; 2022 год - с 1 января по 30 июня - 1424,53, с 1 июля по 31 декабря - 1463,02, 2023 год - с 1 января по 30 июня - 1463,02, с 1 июля по 31 декабря - 1494,17, 2024 год - с 1 января по 30 июня - 1494,17, с 1 июля по 31 декабря - 1533, 58, 2025 год - с 1 января по 30 июня - 1519,34, с 1 июля по 31 декабря - 1551,92 (пункт 2);
предельные тарифы на обработку и захоронение твердых коммунальных отходов (при раздельном накоплении) в следующих размерах, руб./т: периоды регулирования: 2021 год - с 1 января по 30 июня - 937,29, с 1 июля по 31 декабря - 937,29; 2022 год - с 1 января по 30 июня - 682,57, с 1 июля по 31 декабря - 682,57, 2023 год - с 1 января по 30 июня - 548,61, с 1 июля по 31 декабря - 548,61, 2024 год - с 1 января по 30 июня - 432,86, с 1 июля по 31 декабря - 432,86, 2025 год - с 1 января по 30 июня - 432,65, с 1 июля по 31 декабря - 476,00 (пункт 2);
утверждена производственная программа по обработке и захоронению твердых коммунальных отходов (в том числе при раздельном накоплении) согласно Приложению к настоящему решению (пункт 3).
В Приложение к решению производственная программа по обработке и захоронению ТКО (в том числе при раздельном накоплении) на период с 01.01.2021 по 31.12.2025 указана позиция, согласно которой из объема финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы, исключены в связи с “Корректировкой ФАС” суммы в размере: на 2021 год - 6 033 000 рублей, на 2022 год - 6 033 000 рублей, на 2023 год - 6 033 000 рублей.
В Приложении №9 “Расчет предельных тарифов на обработку и захоронение твердых коммунальных отходов ООО “Реал-Кстово” на период с 01.01.2021 по 31.12.2025” к Экспертному заключению рег. №в-1168 от 15.12.2020 Региональная служба по тарифам Нижегородской области исключило из необходимой валовой выручки (далее - НВВ) ООО “Реал-Кстово” в 2021-2023 годах расходы в связи с корректировкой ФАС на общую сумму 18 099 000 рублей. А именно были исключены расходы: на оплату труда в сумме 4 691 880 рублей, социальные отчисления в сумме 1 544 230 рублей, на общую сумму 6 236 110 рублей и расчетная предпринимательская прибыль в размере 311 810 рублей (5% от расходов на оплату труда).
В соответствии с Приказом ФАС России от 12 июня 2019 года №1206/19 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении установленных Региональной службой по тарифам Нижегородской области предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов ООО “Реал-Кстово” в период с 01.01.2018 по 31.12.2020, установленных решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2017 года №67/12.
По результатам проверки ФАС России РСТ Нижегородской области было выдано предписание №СП/85836/20 от 02.10.2020 об устранении нарушения законодательства в области государственного регулирования цен в сфере обращения с ТКО при установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов ООО “Реал-Кстово” в период с 01.01.2018 по 31.12.2020, установленных решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20 декабря 2017 года №67/12. Во исполнение предписания ФАС России РСТ Нижегородской области подготовлено экспертное заключение №в-923 от 26.11.2020 “По исполнению предписания ФАС России №СП/85836/20 от 02.10.2020 и по результатам проведенного анализа экономической обоснованности в состав необходимой валовой выручки ООО “Реал-Кстово” расходов по отдельным статьям затрат”, по которому из состава НВВ ООО “Реал-Кстово” за период 2021-2023 годов были исключены расходы на оплату труда и социальные отчисления в размере 6 236 110 рублей и расчетная предпринимательская прибыль в размере 311 810 рублей (5% от расходов на оплату труда). Административный истец не согласен с исключением из состава НВВ расходов на оплату труда и социальные отчисления, расчетной предпринимательской прибыли.
Считает оспариваемые пункты решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 17 декабря 2020 года №53/12 несоответствующими требованиям российского законодательства, а именно: п.п.29,42 Основ ценообразования в части обращения с твердыми коммунальными отходами и п.18 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 №484.
Региональная служба по тарифам Нижегородской области представила в суд возражения на административное исковое заявление и дополнения к ним.
В своих возражениях указывает, что оспариваемое решение принято РСТ Нижегородской области в установленном порядке в пределах своей компетенции.
Указывает, предельные тарифы на обработку и захоронение твердых коммунальных отходов (в том числе при раздельном накоплении), установленные оспариваемым решением, рассчитаны во исполнение предписания ФАС России от 02.10.2020 Д/85836/20 на основании постановления Правительства РФ от 30.05.2016 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», приказа ФАС России от 21.11.2016 №1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами» и являются экономически обоснованными. Несогласие Административного истца с оспариваемым решением РСТ Нижегородской области по сути сводится к несогласию с выводами ФАС России об экономической необоснованности расходов Административного истца по спорным статьям содержащимся в предписании от 02.10.2020 №СП/85836/20. В то же время, указанное предписание Административным истцом в установленном порядке не оспаривалось.
Административный истец не оспаривает плановую величину расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды на 2021-2023 годы, а выражает несогласие исключительно с проведенной корректировкой расходов по данной статье затрат за период с 2018-2020 годы в соответствии с предписанием ФАС России, являющемся обязательным для исполнения регулятором.
Административный истец применяет код ОКВЭД 2 38.1 «Сбор отходов». Выбор органом регулирования при расчете НВВ Административного истца вида деятельности по укрупненному признаку, а не строго по ОКВЭД 38.1. «Сбор отходов» обусловлен тем, что ОКВЭД 38.1 не учитывает весь комплекс работ оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Кроме того, согласно классификации по ОКВЭД 38.1, среднемесячная заработная плата работников организаций Нижегородской области по виду деятельности «Сбор отходов» составила в 2018 году 22 495,5 руб./чел./мес., что ниже уровнясреднемесячной заработной платы по виду деятельности «Водоснабжение;водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» в целом.
Органом регулирования, с учетом предписания ФАС России при определении расходов на оплату труда в базовом периоде долгосрочногорегулирования (2018 год) применена средняя заработная плата в размере 25 787,90 руб./мес./чел. и штатная численность 47,25 единиц, заявленная в расчетах административным истцом. Экономически обоснованные расходы на оплату труда административного истца с учетом выполнения предписания ФАС России на 2018 год составили 14 621,74 тыс. руб., отчисления на социальные нужды - 4 415,77 тыс.рублей.
Общая экономически обоснованная величина фонда оплаты труда и отчислений на социальные нужды на 2018 год (базовый год долгосрочного периода регулирования), скорректированная с учетом предписания ФАС России, составила 19 037,5 тыс. руб. РСТ Нижегородской области было осуществлено исключение экономически необоснованных расходов по рассматриваемой статье затрат в размере 1 973,40 тыс. руб. (21 010,91 тыс. руб. - 19 037,50 тыс. руб.).
Ссылаясь на положения пунктов 12, 47, 56, 57 Основ ценообразования, указывают, что РСТ Нижегородской области исключило из НВВ организации экономически необоснованную величину операционных расходов за2018-2020 годы в размере 13 622,8 тыс. руб. при установлении предельных тарифов на обработку и захоронение твердых коммунальных отходов (в том числе при раздельном накоплении) на 2020-2023 годы. Общая величина исключенных денежных средств из объема НВВ Административного истца на 2018-2020 года с учетом предписания ФАС России составила 18 182,52 тыс. руб.
Указывает, что экспертное заключение №в-1168 от 15.12.2020 соответствует требованиям пункта 18 Правил регулирования.
Считают, что заключение специалиста ООО «ОК «ВЕТА» не может выявляться допустимым доказательством по делу, поскольку не является заключением, полученным в порядке ст.77-83 КАС РФ.
В дополнительных возражениях, указывают, что подход ФАС России о необходимости руководствоваться официальными статистическими данными при определении затрат на оплату труда при утверждении тарифов в сфере обращения с ТКО является общероссийским и обязательным для органов регулирования тарифов субъектов РФ. Необходимо отметить, что иной подход при определении расходов по оплате труда в рассматриваемом случае приведет к необоснованному увеличению тарифов для потребителей, а также будет противоречить обязательной для органов регулирования тарифов субъектов РФ официальной позиции ФАС России, выраженной, в том числе в неоспоренном и неотмененном предписании от 02.10.2020 г. № СП/85836/20.
На основании изложенного, просит в удовлетворении требований ООО "Топливная компания" отказать в полном объеме.
Заинтересованное лицо ФАС России представила письменные объяснения, в которых указывает,что по результатам внеплановой выездной проверки в отношении органа регулирования были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен в сфере обращения твердых коммунальных отходов, допущенные органом регулирования при установлении предельного тарифа на захоронение ТКО для ООО «Реал-Кстово» на 2019 год, ФАС России в адрес органа регулирования было выдано предписание от 02.10.2020 №СП/85836/20.
В соответствии с указанным предписанием Органу регулирования было необходимо в срок до 01.12.2020 устранить нарушения законодательства РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере ТКО, допущенные при установлении тарифа на захоронение ТКО и предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для ООО «Реал-Кстово».
Во исполнение указанного предписания Органом регулирования было принято, в том числе, оспариваемое решение, которым установлен предельный тариф на захоронение и обработку твердых ТКО для ООО «Реал-Кстово». По результатам анализа представленных Органом регулирования во исполнение писания ФАС России материалов ФАС России пришла к выводу, что выданное РСТ Нижегородской области предписание было исполнено.
Несогласие ООО «Реал-Кстово» с принятым Органом регулирования решением об исключении части расходов также связано с несогласием с принятой органом регулирования величиной среднемесячной оплаты труда на 2019 год в 25 787 руб./чел./мес.
ФАС России установлено, что при утверждении Органом регулирования Сдельного тарифа на захоронение и обработку твердых ТКО для ООО «Реал-Кстово» на 2018 год фонд оплаты труда ООО «Реал-Кстово» был сформирован органом регулирования с учетом действующего в организации штатного расписания. При этом такие параметры, как тарифные ставки, средние тарифные коэффициенты, проценты премирования в материалах тарифного дела отсутствовали.
В свою очередь, наличие минимальной тарифной ставки рабочего 1 разряда, тарифных ставок, средних тарифных коэффициентов, процентов премирования является необходимым условием для определения показателя среднемесячной оплаты труда в соответствии с положениями отраслевого тарифного соглашения и коллективного договора.
В отношении представленного заключения ООО «Оценочная компания «ВЕТА» от 24.02.2021 [номер], указывают, что оценщиком оценивались затраты ООО «Реал-Кстово» на оплату труда на предмет их фактического несения, вместе с тем, в НВВ регулируемой организации включаются не фактически понесенные расходы, а расходы в экономически обоснованном размере.
Проведенная ООО «Оценочная компания «ВЕТА» оценка также не содержит анализа заявляемых ООО «Реал-Кстово» расходов на оплату труда на предмет соответствия положениям отраслевого тарифного соглашения, расчет не соответствует требованиям Основ ценообразования и Методических указаний.
Размер расходов, указанный в Предписании ФАС России, был получен ФАС России на основании данных государственной статистики. ФАС России были приняты во внимание данные Единой ведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), которая содержала сведения о том, что фактическая среднемесячная оплата труда за 2018 год по виду деятельности «Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» в Нижегородской области составила 25787 руб./мес./чел. Довод административного истца о некорректности применения данных сведений, опровергают, ссылаясь на ФЗ №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», согласно которому захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку, что не относится к деятельности по сбору отходов.
Увеличение тарифных ставок и премиального фонда оплаты труда сотрудников является правом регулируемой организации, а не обязанностью, и может осуществляться за счет расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, а не за счет потребителей услуг. Расходы по статье затрат «Расчетная предпринимательская прибыль» зависят от затрат, включенных в статью расходов «Оплата труда и социальные отчисления» пропорциональное снижение затрат по статье затрат «Расчетная предпринимательская прибыль» является обоснованным.
Ссылаясь на положения Основ ценообразования, Методических рекомендаций, Правил регулирования, КАС РФ, просит в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Заинтересованное лицо Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области отзыв на административное исковое заявление в суд не представило, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В судебном заседании представители ООО «Реал-Кстово» ФИО2, ФИО1 просили заявленные обществом требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - региональной службы по тарифам Нижегородской области ФИО3 просил в удовлетворении административного искового заявления ООО «Реал-Кстово» отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве, дополнениях к отзыву. Считал, что заключение эксперта является ненадлежащим доказательством по делу по основаниям, изложенным в дополнительном отзыве.
В судебном заседании представители ФАС России, УФАС России по Нижегородской области ФИО4, ФИО5 не согласились с заявленными административными исковыми требованиями, считают данные требования необоснованными.
Прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области Селезнева О.Н. полагала, что в удовлетворении административного искового заявления следует отказать, так как оспариваемый нормативно-правовой акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят полномочным органом с соблюдением установленного законом порядка. Орган регулирования действовал на основании предписания ФАС России. Удовлетворение требований повлечет за собой необоснованное увеличение тарифа для потребителей.
В судебное заседание представитель Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, не явился, извещен в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, заслушав представителей административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованных лиц и заключение прокурора, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на них, исследовав материалы дела, заключение судебной экспертизы, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
Положениями части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Государственное регулирование тарифов сфере обращения с отходами производства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года №484, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 года №1638/16.
Согласно пункту 1 статьи 24.8 Федерального от 24 июня 1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, в том числе захоронение твердых коммунальных отходов и обработка твердых коммунальных отходов.
Государственному регулированию подлежит предельный тариф на захоронение твердых коммунальных отходов и предельный тариф на обработку твердых коммунальных отходов (пункт 4).
Судом установлено, что 17 декабря 2020 года региональной службой по тарифам Нижегородской области принято решение [номер] «Об установлении предельных тарифов на обработку и захоронение твердых коммунальных отходов (в том числе при раздельном накоплении) ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ “РЕАЛ-КСТОВО” (ИНН <***>)” (далее также - решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 17 декабря 2020 года [номер]).
Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 17 декабря 2020 года [номер] установлены обществу с ограниченной ответственностью «Реал-Кстово» (ИНН [номер]), [адрес]:
долгосрочные параметры регулирования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (обработка и захоронение твердых коммунальных отходов (в том числе при раздельном накоплении)) на период 2021-2025 годов в следующих размерах: базовый уровень операционных расходов 60 046 тыс. руб., индекс эффективности операционных расходов 1%, удельный расход энергетических ресурсов (топлива) 4,3 л/тонну (пункт 1);
предельные тарифы на обработку и захоронение твердых коммунальных отходов в следующих размерах, руб./т: периоды регулирования: 2021 год - с 1 января по 30 июня - 1424,53, с 1 июля по 31 декабря - 1424,53; 2022 год - с 1 января по 30 июня - 1424,53, с 1 июля по 31 декабря - 1463,02, 2023 год - с 1 января по 30 июня - 1463,02, с 1 июля по 31 декабря - 1494,17, 2024 год - с 1 января по 30 июня - 1494,17, с 1 июля по 31 декабря - 1533, 58, 2025 год - с 1 января по 30 июня - 1519,34, с 1 июля по 31 декабря - 1551,92 (пункт 2);
предельные тарифы на обработку и захоронение твердых коммунальных отходов (при раздельном накоплении) в следующих размерах, руб./т: периоды регулирования: 2021 год - с 1 января по 30 июня - 937,29, с 1 июля по 31 декабря - 937,29; 2022 год - с 1 января по 30 июня - 682,57, с 1 июля по 31 декабря - 682,57, 2023 год - с 1 января по 30 июня - 548,61, с 1 июля по 31 декабря - 548,61, 2024 год - с 1 января по 30 июня - 432,86, с 1 июля по 31 декабря - 432,86, 2025 год - с 1 января по 30 июня - 432,65, с 1 июля по 31 декабря - 476,00 (пункт 2);
утверждена производственная программа по обработке и захоронению твердых коммунальных отходов (в том числе при раздельном накоплении) согласно Приложению к настоящему решению (пункт 3).
Согласно Приложению к решению региональной службы по тарифам Нижегородской области от 17 декабря 2020 года №53/12, утвержден общий объем финансовых потребностей ООО «Реал-Кстово», (ИНН <***>), г. Кстово Нижегородской области, направленных на реализацию производственной программы в размере 88 181 тыс. руб. на 2021 год, 89 373 тыс. руб. на 2022 год, 91 528 тыс. руб. на 2023 год, 93 712 тыс. руб. на 2024 год, 95 058 тыс. руб. на 2025 год; 457 853 тыс. руб. на весь период реализации.
Оспариваемое решение РСТ Нижегородской области от 17 декабря 2020 года №53/12 включено в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 22.12.2020, ему присвоен №16442-516-053/12. Данное решение опубликовано в сетевом издании «Нижегородская правда» http HYPERLINK "http://www.pravda-nn.ru/":// HYPERLINK "http://www.pravda-nn.ru/"www HYPERLINK "http://www.pravda-nn.ru/". HYPERLINK "http://www.pravda-nn.ru/"pravda HYPERLINK "http://www.pravda-nn.ru/"- HYPERLINK "http://www.pravda-nn.ru/"nn HYPERLINK "http://www.pravda-nn.ru/". HYPERLINK "http://www.pravda-nn.ru/"ru 24 декабря 2020 года (л.д.69 том 2).
Из материалов административного дела следует, что полномочия на установление тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами предоставлены РСТ Нижегородской области, в том числе частью 1 статьи 24.9 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктами 1.1, 2,51, 3.51.1 Положения о региональной службе по тарифам Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15.05.2006 года №171 (т.2 л.д.96-116).
Таким образом, оспариваемое решение принято РСТ Нижегородской области в пределах предоставленных полномочий и в установленном законом порядке. Порядок принятия нормативных правовых актов административным истцом по настоящему административному делу не оспаривается.
Данное решение является нормативным правовым актом, так как обязательно для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим решением.
Судом установлено, что ООО «Реал-Кстово» осуществляет деятельность по захоронению твердых коммунальных отходов, объекте, расположенном по адресу: [адрес]. Имеет лицензию [номер] от 21.03.2019, выданную Департаментом Росприроднадзора по Приволжскому Федеральному округу на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживаю, размещению отходов I-IV классов опасности.
Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 17 декабря 2020 года №53/12 установлены обществу с ограниченной ответственностью «Реал-Кстово» (ИНН [номер]), [адрес] долгосрочные параметры регулирования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (обработка и захоронение твердых коммунальных отходов (в том числе при раздельном накоплении)), предельные тарифы на обработку и захоронение твердых коммунальных отходов (в том числе при раздельном накоплении), утверждена производственная программа по обработке и захоронению твердых коммунальных отходов (в том числе при раздельном накоплении).
Следовательно, решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 17 декабря 2020 года [номер] применяется в отношении ООО «Реал-Кстово», при этом Общество, осуществляющее деятельность по захоронению твердых коммунальных отходов, является субъектом отношений, регулируемых указанным нормативным правовым актом, и полагает, что этим актом нарушены его права и законные интересы.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что ООО «Реал-Кстово» на основании ч.1 ст. 208 КАС РФ вправе обратиться с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.
Фактически административным истцом оспаривается решение органа регулирования в полном объеме, поскольку оспариваемыми положениями устанавливаются долгосрочные параметры регулирования, тарифы на обработку и захоронение твердых коммунальных отходов (в том числе при раздельном накоплении), иные положения оспариваемого нормативного правового акта содержат методы, сроки установления тарифов, в связи с чем, судом оспариваемый нормативный правовой акт проверяется на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в полном объеме.
Проверив решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 17 декабря 2020 года [номер] на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 2 статьи 24.8 Закона об отходах производства и потребления установлено, что регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.
Согласно пункту 18 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Аналогичные положения предусмотрены пунктами 7, 14 Методических указаний.
В силу положений пункта 21 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются с применением метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, которые не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением предусмотренных данным пунктом случаев, в том числе в связи с присвоением организации, осуществляющей деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами, статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 29 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования расходов (затрат), в том числе, производственных расходов; административных расходов; расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату; нормативной прибыли; расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и планового и (или) фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке, о средней заработной плате в регионе по соответствующему виду экономической деятельности с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
В силу п. 26 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, при определении расходов на оплату труда учитываются параметры отраслевого тарифного соглашения (при его наличии), параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение) (при его наличии), условия коллективного договора, размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и планового и (или) фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, прогнозный индекс потребительских цен.
При установлении тарифов с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования расходов, перечисленных в пункте 29 Основ ценообразования, и включает в себя расчетную предпринимательскую прибыль.
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации - это величина, учитываемая при определении необходимой валовой выручки, используемой при расчете тарифов с применением метода экономически обоснованных затрат на период регулирования или метода индексации на каждый год долгосрочного периода регулирования, остающаяся в распоряжении регулируемой организации и расходуемая ею по своему усмотрению.
Согласно пункту 39 Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5%, включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, указанных в подпунктах "а" - "з" пункта 29 настоящего документа.
Таким образом, расчетная предпринимательская прибыль является величиной, используемой при расчете тарифов с применением метода экономически обоснованных расходов, которая учитывается в НВВ и остается в распоряжении регулируемой организации и расходуется ею. Основы ценообразования не предусматривают положений, допускающих исключение расчетной предпринимательской прибыли из состава НВВ.
Вместе с тем из приведенных положений Основ ценообразования в их системной взаимосвязи с пунктами 7, 8 Правил регулирования, в силу которых регулируемая организация представляет в орган регулирования предложение об установлении тарифов, включающее в числе обосновывающих материалов расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и НВВ от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов), следует, что включение в НВВ расчетной предпринимательской прибыли носит заявительный характер, и регулируемой организации необходимо представить соответствующий расчет.
Приказом ФАС России от 12.06.2019 года [номер] была проведена внеплановая выездная проверка в отношении органа регулирования (в отношении установленных региональной службой по тарифам Нижегородской области предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Реал-Кстово» на 2019 год), по результатам которой выдано Предписание №СП/85836/20 от 02.10.2020 года об устранении нарушения законодательства РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО на 2019 год.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. №331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
Согласно пункту 5.3.2.3 названного Положения ФАС России выдает (направляет) предписания, которые обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В связи с этим, в силу действующего законодательства предписание Федеральной антимонопольной службы обязательно для исполнения; неисполнение предписания влечет административную ответственность.
Региональной службой по тарифам Нижегородской области в адрес руководителя ООО «Реал-Кстово» было направлено сообщение о проведении заседания относительно проведенной ФАС России внеплановой выездной проверки. Также ООО «Реал-Кстово» было предложено представить мотивированную позицию относительно акта проверки ФАС России от 25.11.2019 №174.
В ответ на указанное сообщение ООО «Реал-Кстово» указало, что все необходимые документы для установления тарифа предоставлены.
По исполнению предписания ФАС России от 02 октября 2020 года №СП/85836/20 подготовлено экспертное заключение №в-923 от 26.11.2020 (л.д.38-48 том 1).
При подготовке указанного экспертного заключения, был осуществлён повторный анализ обосновывающих документов, в том числе дополнительно представленных ООО «Реал-Кстово», а именно:
- копии штатного расписания всех структурных подразделений, утвержденного приказом директора организации от 01.08.2017 №9, действующего на момент установления тарифов первого досрочного периода регулирования;
- расчёт нормативной численности общепроизводственного персонала на 2017 год;
- копии положения об оплате труда сотрудников организации;
- данные бухгалтерской отчетности за сентябрь-декабрь 2016 года и 1 полугодие 2017 года;
- расчет нормативной численности работников ООО «Реал-Кстово» на 2019 и 2020 года и пояснительная записка к нему;
- письма об отсутствии отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ;
- копии штатных расписаний организации, действующих в 2018-2020 годы;
- справки среднесписочной численности, средней заработной плате и фонде оплаты труда персонала в дифференциации по оператору/региональному оператору;
- копии форм статистической отчетности за 2018, 2019 годы;
- расчет плановых и фактических расходов на оплату труда, выполненного в соответствии с Приложением №5 к Методическим указаниям, на 2018-2020 годы;
По результатам анализа, с учетом непревышения фактической среднемесячной оплаты труда в размере 25 787,90 руб./мес./чел., сложившейся в Нижегородской области (фактическая среднемесячная оплата труда по виду деятельности «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» согласно данным государственной статистики), РСТ Нижегородской области был произведен перерасчет затрат на оплату труда и социальные отчисления базового периода, которые составили 19 037,50 тыс.руб., исходя из численности персонала в количестве 47,25 человек.
Таким образом, расходы по статье затрат на оплату труда и социальные отчисления подлежат исключению из НВВ в 2020-2023 годы в размере 1973,40 тыс.руб..
Величина расчетной предпринимательской прибыли была пересчитана в соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования, с учетом изменения величины операционных расходов регулируемой организации и составила 3 954,02 тыс.руб. на 2018 год.
Величина экономически необоснованных тарифов, подлежащих исключению из НВВ на период 2021-2023 годы составляет 18098,85 тыс.руб..
При подготовке экспертного заключения №в-1168 от 15 декабря 2020 года (л.д.6-52 том 2) по предложению об установлении предельных тарифов на обработку и захоронение коммунальных отходов ООО «Реал-Кстово», [адрес][адрес], на период с 01 января 2021 года по 31 декабря 2025 года, был осуществлён анализ обосновывающих документов, представленных ООО «Реал-Кстово», а именно:
- сведения о численности и заработной плате работников “Форма П-4” за март, апрель, май, июнь 2020 года;
- копия положения об оплате труда работников организации, утвержденного приказом директора организации от 27.12.2016 №3-од;
- расчет расходов на оплату труда основного производственного персонала;
- копии штатных расписаний №1, №2, утвержденных приказом директора организации от 01.06.2019 №75 на период 1 год;
- расчет численности работников МСК;
- копии оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 20, 70 за 2019 год, 1 полугодие 2020 года;
- должностные обязанности на полигоне, МСК;
- копии приказов об установлении персональной надбавки стимулирующего характера от 10.05.2020 №15, от 09.07.2020 №21;
В заключении указано, что в соответствии с предписанием ФАС, величина экономически необоснованных расходов, подлежащих к исключению из НВВ ООО «Реал-Кстово» на период 2021-2023 годы, составляет 18098,85 тыс.руб..
На период с 01.01.2021 по 31.12.2021 - 6033 тыс.руб., на период с 01.01.2022 по 31.12.2022 - 6033 тыс.руб., на период с 01.01.2023 по 31.12.2023 - 6033 тыс.руб..
С учетом корректировки сумм затрат по статьям плановой калькуляции сумма расчетной предпринимательской прибыли скорректирована в сторону снижения и составила с 01.01.2021 по 31.12.2021 - 4405,00 тыс.руб.
С учетом, в том числе данных положений, в экспертном заключении указываются долгосрочные параметры регулирования на период 2021-2025 годов в следующих размерах: базовый уровень операционных расходов 60 046 тыс. руб., индекс эффективности операционных расходов 1%, удельный расход энергетических ресурсов (топлива) 4,3 л/тонну;
Также, в экспертном заключении указывается, что экономически обоснованные предельные тарифы на обработку и захоронение ТКО ООО «Реал-Кстово», [адрес], на долгосрочный период регулирования 2021-2025 годов составят:
- на обработку и захоронение твердых коммунальных отходов в следующих размерах, руб./т: периоды регулирования: 2021 год - с 1 января по 30 июня - 1424,53, с 1 июля по 31 декабря - 1424,53; 2022 год - с 1 января по 30 июня - 1424,53, с 1 июля по 31 декабря - 1463,02, 2023 год - с 1 января по 30 июня - 1463,02, с 1 июля по 31 декабря - 1494,17, 2024 год - с 1 января по 30 июня - 1494,17, с 1 июля по 31 декабря - 1533, 58, 2025 год - с 1 января по 30 июня - 1519,34, с 1 июля по 31 декабря - 1551,92;
- на обработку и захоронение твердых коммунальных отходов (при раздельном накоплении) в следующих размерах, руб./т: периоды регулирования: 2021 год - с 1 января по 30 июня - 937,29, с 1 июля по 31 декабря - 937,29; 2022 год - с 1 января по 30 июня - 682,57, с 1 июля по 31 декабря - 682,57, 2023 год - с 1 января по 30 июня - 548,61, с 1 июля по 31 декабря - 548,61, 2024 год - с 1 января по 30 июня - 432,86, с 1 июля по 31 декабря - 432,86, 2025 год - с 1 января по 30 июня - 432,65, с 1 июля по 31 декабря - 476,00.
С учетом этого экспертных заключений №в-923 от 26.11.2020, №в-1168 от 15.12.2020 региональной службой по тарифам Нижегородской области принято решение [номер] от 17.12.2020.
Таким образом, как установлено судом и подтверждается материалами дела, при принятии решения 53/12 от 17 декабря 2020 года Региональной службой по тарифам исследованы и учтены все представленные административным истцом в материалы тарифного дела документы.
Давая оценку заключению специалиста ООО «ОК «ВЕТА» от 24.02.2021 №02-03/21/0008-1, суд приходит к следующему.
В заключении ООО «Оценочная компания «ВЕТА» от 24.02.2021 № 02-03/21/0008-1 специалистом оценивались затраты ООО «Реал-Кстово» на оплату труда на предмет их фактического несения. Вместе с тем, как следует из пунктов 12 и 16 Основ ценообразования, в НВВ регулируемой организации включаются не фактически понесенные расходы, а расходы в экономически обоснованном размере, устанавливаемом в соответствии с положениями Основ ценообразования и Методических указаний.
Указанное заключение специалиста не содержит анализа соответствия заявленных ООО «Реал-Кстово» затрат на оплату труда положениям пункта 42 Основ ценообразования и пункта 26 Методических указаний.
Так, согласно страницам 6-7 представленного заключения ООО «Оценочная компания «ВЕТА» специалистом экспертной организации анализировались экспертное заключение Органа регулирования, расчетные ведомости по начислению заработной платы за 2018 - июнь 2020 гг., копии первичных документов, подтверждающих факт выплаты заработной платы за 2018 год-1 полугодие 2020 года, положение об оплате труда работников ООО «Реал-Кстово», приказы и штатное расписание за период ноябрь 2016 -июль 2019 гг., расчет расходов на оплату труда регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Реал-Кстово».
При этом основная доля анализируемых специалистом материалов (расчетные ведомости по начислению заработной платы, копии первичных документов, подтверждающих факт выплаты заработной платы, приказы и штатное расписание) не подтверждают в полной мере экономическую обоснованность заявленных ООО «Реал-Кстово» расходов на оплату труда согласно положениям пункта 42 Основ ценообразования и пункта 26 Методических указаний.
В свою очередь, в соответствии с требованиями пункта 26 Методических указаний расчет расходов на оплату труда регионального оператора должен быть выполнен в соответствии с Приложением № 5 к Методическим указаниям. Вместе с тем заключение ООО «Оценочная компания «ВЕТА» не содержит сведений, подтверждающих факт соответствия представленного ООО «Реал-Кстово» расчета указанным требованиям.
Проведенная ООО «Оценочная компания «ВЕТА» оценка также не содержит анализа заявляемых ООО «Реал-Кстово» расходов на оплату труда на предмет соответствия положениям отраслевого тарифного соглашения.
При этом расчет расходов на среднемесячную оплату труда проводится ООО «Оценочная компания «ВЕТА» на основании данных штатного расписания от 01.08.2017 №17, что также не соответствует требованиям Основ ценообразования и Методических указаний.
Кроме того, экспертом ООО «Оценочная компания «ВЕТА» на странице 16 заключения приводится информация о том, что согласно проведенному рыночному исследованию средний уровень заработной платы в Нижегородской области по отрасли ЖКХ за 2018 год составляет от 24 000 руб./мес./чел. (а минимальная заработная плата в месяц на одного сотрудника по ставкам на рынке труда за 201 8 год составляет 26 790,22 руб./мес./чел.), в связи с чем учтенная Региональной службой по тарифам Нижегородской области в рамках исполнения Предписания ФАС России среднемесячная оплата труда (25 787 руб./мес./чел.) не ниже предлагаемых на рынке труда и находится в указанном диапазоне.
Экономическая обоснованность заявленной ООО «Реал-Кстово» среднемесячной оплаты труда за 2018 год в размере 32 227,98 руб./чел./мес. принята специалистом ООО «Оценочная компания «ВЕТА» на основании того, что данная сумма не выходит за пределы диапазона рыночных ставок, собранных специалистом (страница 21), что не соответствует положениям Основ ценообразования, Методических указаний.
Необходимо также отметить, что увеличение тарифных ставок и премиального фонда оплаты труда сотрудников предприятия является правом регулируемой организации, а не обязанностью, и может осуществляться за счет расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, а не за счет потребителей услуг.
С учетом изложенного ссылка административного истца на заключение специалиста ООО «ОК «ВЕТА» от 24.02.2021 [номер] не может быть признана состоятельной, поскольку примененная специалистом методология не соответствует требованиям законодательства о тарифном регулировании в сфере обращения с ТКО, кроме того указанное заключение не получено в порядке ст.77-83 КАС РФ.
Также в ходе рассмотрения дела определением суда от 22 июля 2021 года назначена судебная экспертиза, на разрешение которой поставлены следующие вопросы:
- Соответствует ли заключение специалиста, выполненное ООО «Оценочная компания «ВЕТА» [номер] от 24.02.2021 года (в материалах дела - т.1 л.д.115-173), требованиям законодательства о тарифном регулировании в сфере обращения с ТКО?
- Определить, является ли экономически обоснованным размер расходов ООО «Реал-Кстово» на оплату труда и отчисления на социальные нужды, включенных в НВВ при расчете тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО (захоронение) 2018-2020 годы, при необходимости провести корректировочный расчет указанных расходов?
Как следует из экспертного заключения судебной экономической экспертизы, выполненного экспертами ЗАО "Центр муниципальной экономики» ФИО6, А.Н.Могой:
- заключение специалиста, выполненное ООО «Оценочная компания «ВЕТА» [номер] от 24 февраля 2021 года, не соответствует требованиям законодательства о тарифном регулировании в сфере обращения с отходами;
- размер расходов ООО "Реал-Кстово" на оплату труда и отчисления на социальные нужды, включенных в НВВ при расчете тарифа услугу регионального оператора по обращению с ТКО (захоронение» 2018-2020 годы, в целом соответствуют величине экономически обоснованных расходов на оплату труда, однако порядок их расчетов не соответствует требованиям экономического обоснования расходов.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, в судебном заседании был допрошен эксперт ФИО6, который выводы, изложенные в экспертном заключении, поддержал.
Согласно пояснениям эксперта на вопросы представителя административного истца, при проведении экспертного исследования ими использовался расчетно-аналитический метод исследования. Анализировались материалы дела и расчетные сведения, там, где необходимо было провести расчеты. Для составления детального расчета документов было недостаточно, так как отсутствовали локальные документы административного истца. Расчет в экспертном заключении сделан в соответствии с приложением №5 к Методическим указаниям.
Также эксперт отметил, что при проведении экспертизы применялся акт, имеющий большую юридическую силу, а именно - Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Предположил, что предписание ФАС №СП/85836/20 от 02 октября 2020 года могло быть принято ошибочно. При этом материалы, послужившие основанием для вынесения предписания ФАС экспертами не исследовались.
Оценивая экспертное заключение ЗАО "Центр муниципальной экономики» по правилам ст.84 КАС РФ, суд полагает необходимым обратить внимание на следующее.
Заключение экспертов носит предположительный характер, ввиду отсутствия опыта проведения экспертами аналогичных судебных экспертиз в части деятельности региональных операторов по обращению с ТКО, что подтверждено экспертом в ходе судебного заседания, Кроме того, эксперт Хмельников Б.В в ходе судебного заседания ссылался на отсутствие в материалах дела части необходимых документов и сведений для дачи заключения.
Содержание экспертного заключения не соответствует требованиям ст. 25 Федерального закона от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а именно экспертное заключение не содержит указания на объект исследования, применяемые в процессе исследования научные и иные методы, перечень использованных нормативно-правовых актов, а также четко сформулированные и обоснованные выводы по поставленным вопросам.
Утверждение эксперта об исследовании фактических результатов деятельности Административного истца по спорной статье за 2018-2020 годы не подтверждается, поскольку результаты такого исследования не отражены в экспертном заключении, а материалы тарифного дела, позволяющие дать оценку фактическим расходам Административного истца по данной статье, в распоряжении экспертов отсутствовали.
Позиция экспертов о том, что экономически обоснованные расходы организации могут превышать фактические расходы, нарушает баланс интересов регулируемых организаций и потребителей, поскольку фактически возлагает на потребителей обязанность оплаты услуг по завышенной цене, превышающей фактически понесенные организацией затраты.
В связи с отсутствием документов, подтверждающих фактическую реализацию Административным истцом Отраслевого тарифного соглашения, оно не может быть положено в основу экспертного исследования тем более как единственный и безальтернативный источник данных для расчета экономически обоснованного уровня расходов на оплату труда.
Из экспертного заключения следует, что размер премий в 40 % и 20 % принят экспертами по результатам оценки среднего значения в отрасли ЖКХ (л.13 экспертного заключения). Однако данные величины не подтверждены какими-либо документами либо данными, доступными в официальных открытых источниках, что препятствует их верификации.
Предлагаемая экспертами методология не соотносится с официальной позицией ФАС России как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного регулирования тарифов, выраженной в предписании от 02.10.2020 года №СП/85836/20, которое не оспорено, не отменено в установленном порядке и является действующим. При этом, документы и материалы послужившие основанием для вынесения ФАС России данного предписания, экспертами также не исследовались.
В нарушение ст. 77 КАС РФ экспертами делается вывод о несоответствии заключения РСТ Нижегородской области, а также предписания ФАС России от 02.10.2020 г. №СП/85836/20 пункту 18 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 [номер], что не входит в компетенцию судебных экспертов, поскольку отнесено к вопросам права.
Представленное по делу заключение судебной экспертизы не содержит указание на какой-либо примененный научный метод либо иные методы исследования.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что заключение экспертов ЗАО «Научно-исследовательский центр муниципальной экономики», г. Москва, не является достоверным, объективным и всесторонним, основано на предположениях, не подтверждающихся материалами дела, выполнено с нарушениями действующего законодательства в области государственного регулирования тарифов, содержит внутренние неустранимые противоречия, и соответственно не может быть принято судом во внимание.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что решение Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 17 декабря 2020 года №53/12 «Об установлении предельных тарифов на обработку и захоронение твердых коммунальных отходов (в том числе при раздельном накоплении) ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ “РЕАЛ-КСТОВО” (ИНН [номер])”, [адрес] в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и регулирующим спорные правоотношения, и не нарушает права и законные интересы ООО «Реал-Кстово».
При таких обстоятельствах в удовлетворении административного искового заявления ООО «Реал-Кстово» о признании незаконным в части решения региональной службы по тарифам Нижегородской области [номер] от 17декабря 2020 года следует отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Реал-Кстово» о признании недействующими пунктов 1-3 решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 17 декабря 2020 года [номер] «Об установлении предельных тарифов на обработку и захоронение твердых коммунальных отходов (в том числе при раздельном накоплении) ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «РЕАЛ-КСТОВО» (ИНН [номер]), [адрес] - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда: Н.Е.Дуцева
Решение в окончательной форме изготовлено 18 апреля 2022 года.
Судья областного суда: Н.Е.Дуцева