ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-10/2022 от 11.02.2022 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Дело № 3а-10/2022

УИД 12OS0000-01-2021-000090-22

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Йошкар-Ола 11 февраля 2022 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Салиховой Э.И.,

при секретаре Медведеве Э.Н.,

с участием:

представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Профессионал» Паймаковой Н.Г.,

представителя административного ответчика Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» Гусева А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Профессионал» о признании недействующими в части Правил благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденных решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 ноября 2017 года № 569-VI,

УСТАНОВИЛ:

решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 ноября 2017 года № 569-VI утверждены Правила благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее – Правила благоустройства).

Документ вступил в силу после его официального опубликования в издании газета «Йошкар-Ола», № 96 (1456), 29 ноября 2017 года.

Решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 27 февраля 2019 года № 756-VI в Правила благоустройства внесены изменения, вступившие в силу после официального опубликования в издании газета «Йошкар-Ола», № 20 (1591), 6 марта 2019 года.

В соответствии с внесенными изменениями в названные Правила в главе II, получившей наименование «Общие требования к состоянию территорий общего пользования, прилегающих территорий, состоянию и облику зданий различного назначения и разной формы собственности, к имеющимся в муниципальном образовании объектам благоустройства и их отдельным элементам, к организации содержания и благоустройства территорий», подпункт 1 пункта 2.5 стал выглядеть следующим образом:

«2.5. Границы территорий, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, земельным участкам определяются исходя из следующих параметров:

1) прилегающая территория многоквартирных домов (за исключением многоквартирных домов, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) - придомовая территория многоквартирных домов, а также территория перед границами земельного участка многоквартирного дома со стороны главного фасада до ближнего к проезжей части улицы тротуара (в случае расположения объекта вдоль дороги), а при отсутствии такого тротуара в радиусе 15 м от многоквартирного дома;».

В указанной редакции документ действует по настоящее время.

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Профессионал» (далее – ООО «УК «Профессионал», общество), которое является управляющей компанией, в обслуживании которой находятся многоквартирные дома, расположенные на территории города Йошкар-Олы, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим подпункт 1 пункта 2.5 Правил благоустройства, ссылаясь на противоречие оспариваемого положения пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее - Правила содержания общего имущества), и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), устанавливающим состав общего имущества многоквартирного дома, а также подпункту «ж» пункта 11 Правил содержания общего имущества, определяющему, что содержание общего имущества включает в себя содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Нарушение своих прав оспариваемым положением Правил благоустройства общество усматривает в том, что в силу данного правового регулирования на него как на управляющую компанию незаконно возлагаются дополнительные обязанности по содержанию прилегающей территории в границах, выходящих за пределы земельных участков в составе общего имущества многоквартирного жилого дома, и расходы по выполнению этих обязанностей, поскольку управляющая компания обязана производить содержание, уборку и работы по благоустройству прилегающей территории многоквартирного дома исходя из тех границ, которые установлены подпунктом 1 пункта 2.5 Правил благоустройства.

В письменных возражениях на административное исковое заявление Собрание депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее также городское Собрание) заявленные требования не признает, просит отказать в их удовлетворении. Указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с нормами действующего федерального и регионального законодательства, не нарушает права и законные интересы административного истца. Порядок принятия и введения в действие нормативного правового акта, внесения в него изменений соблюден (том 1 л.д. 67-73).

В судебное заседание законный представитель административного истца ООО «УК «Профессионал» Смышляев А.А. не явился, был извещен о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ООО «УК «Профессионал» на основании доверенности Паймакова Н.Г. в судебном заседании заявленные обществом требования поддержала, дала объяснения, аналогичные содержанию административного искового заявления.

В судебном заседании представитель административного ответчика Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» на основании доверенности Гусев А.М. административный иск не признал, поддержал письменные возражения.

Прокурор в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом. В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание прокурора, который участвует в судебном разбирательстве в целях дачи заключения по административному делу, не является препятствием к рассмотрению административного дела.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (часть 8 статьи 213 КАС РФ).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).

Руководствуясь при рассмотрении настоящего административного дела частью 7 статьи 213 КАС РФ, суд выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 КАС РФ в полном объеме.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 названного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Устава городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл, утвержденного решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 29 июня 2005 года № 101-IV (в редакции от 27 сентября 2017 года, действовавшей на момент принятия оспариваемых Правил благоустройства) (далее – Устав городского округа), городское Собрание является постоянно действующим представительным органом местного самоуправления городского округа «Город Йошкар-Ола», представляет интересы населения и принимает решения, действующие на территории городского округа «Город Йошкар-Ола».

В силу пункта 33 части 2 статьи 25 Устава городского округа в той же редакции в числе полномочий, которые осуществляет городское Собрание, названо утверждение правил благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола», устанавливающих, среди прочего, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.

Аналогичные положения закреплены и в действующем в настоящее время Уставе городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл, утвержденном решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 27 ноября 2019 года № 21-VII.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

В связи с изложенным Правила благоустройства, утвержденные решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 ноября 2017 года № 569-VI, приняты уполномоченным органом местного самоуправления городского округа «Город Йошкар-Ола» в рамках установленной компетенции.

Процедура принятия Правил благоустройства, установленная Уставом городского округа и Регламентом Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденным решением семнадцатой сессии пятого созыва Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 27 апреля 2011 года № 272-V (в редакции от 23 сентября 2015 года, действовавшей на момент принятия оспариваемых Правил благоустройства), судом проверена, была соблюдена.

Решение Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 ноября 2017 года № 569-VI официально опубликовано в издании газета «Йошкар-Ола», № 96 (1456), 29 ноября 2017 года и в соответствии с пунктом 5 вступило в силу после его официального опубликования.

В дальнейшем решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 27 февраля 2019 года № 756-VI в Правила благоустройства внесены изменения.

На момент внесения изменений Устав городского округа действовал в редакции от 28 ноября 2018 года, Регламент Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» - в редакции от 26 сентября 2018 года, согласно которым внесение изменений в Правила благоустройства должно производиться через общественные обсуждения (пункт 3 части 3 статьи 18 Устава городского округа, статья 62.1 Регламента Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола»).

Порядок проведения общественных обсуждений по вопросам, предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации, в муниципальном образовании «Город Йошкар-Ола» закреплен в соответствующем Положении, утвержденном решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 27 июня 2018 года № 680-VI, которое на момент внесения изменений в Правила благоустройства действовало в редакции от 24 апреля 2019 года.

Согласно решению городского Собрания от 21 декабря 2018 года № 739-VI общественные обсуждения по проекту решения городского Собрания о внесении изменений в Правила благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола», которым, среди прочего, предлагались изменения в подпункт 1 пункта 2.5 Правил благоустройства, проводились со 2 января 2019 года по 30 января 2019 года.

Проект решения городского Собрания о внесении изменений в Правила благоустройства совместно с заключением о результатах общественных обсуждений от 29 января 2019 года, которое является приложением к проекту решения городского Собрания, в соответствии с пунктом 6.1 Положения о проведении общественных обсуждений по вопросам, предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации, в муниципальном образовании «Город Йошкар-Ола» был внесен администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» на рассмотрение городского Собрания 1 февраля 2019 года.

В соответствии со статьями 72, 73 Регламента Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» (в редакции от 26 сентября 2018 года) решения городского Собрания принимаются на сессиях открытым или тайным голосованием большинством голосов от установленной численности депутатов городского Собрания, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, Уставом, настоящим Регламентом.

Согласно статье 3 указанного Регламента городское Собрание состоит из 35 депутатов, избираемых сроком на 5 лет.

Как следует из выписки из протокола пятьдесят четвертой сессии городского Собрания шестого созыва от 27 февраля 2019 года, на заседании депутатами рассмотрен проект решения о внесении изменений в Правила благоустройства, за принятие которого единогласно проголосовали все присутствующие депутаты в количестве 31 человека.

Изменения в Правила благоустройства, утвержденные принятым решением городского Собрания № 756-VI, вступили в силу в соответствии с пунктом 4 после официального опубликования в издании газета «Йошкар-Ола», № 20 (1591), 6 марта 2019 года.

Таким образом, порядок принятия и введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, внесения в него изменений был соблюден, административный истец данные обстоятельства не оспаривает.

Заявляя требование о признании недействующим подпункта 1 пункта 2.5 Правил благоустройства, ООО «УК «Профессионал» указывает, что существует угроза привлечения управляющей компании к административной ответственности за ненадлежащее содержание прилегающей территории многоквартирных жилых домов, обслуживаемых обществом, границы которой определены в соответствии с оспариваемым положением за пределами земельных участков в составе общего имущества многоквартирного дома в нарушение требований законодательства, имеющего большую юридическую силу.

Согласно пунктам 36, 37 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий; прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы:

1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями;

2) внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений;

3) проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ;

4) организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений;

5) организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями;

6) размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок;

7) размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм;

8) организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок;

9) обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения;

10) уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период;

11) организации стоков ливневых вод;

12) порядка проведения земляных работ;

13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий;

14) определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации;

15) праздничного оформления территории муниципального образования;

16) порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования.

Из приведенных федеральных норм прямо следует, что муниципальное образование в правилах благоустройства вправе определить границы прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.

На территории Республики Марий Эл порядок определения границ прилегающих территорий в целях организации благоустройства территорий муниципальных образований установлен в главе 6.1 Закона Республики Марий Эл от 4 марта 2005 года № 3-З «О регулировании отдельных отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления в Республике Марий Эл».

В соответствии со статьей 29.1 названного закона границы территории, прилегающей к земельному участку, который образован в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, определяются на расстоянии не более 15 метров от границы такого земельного участка по всему периметру (пункт 4); конкретное расстояние от объектов, указанных в абзаце втором пункта 3 и пункте 4 настоящей статьи, до границ прилегающих к ним территорий устанавливается представительным органом соответствующего муниципального образования (пункт 5).

Учитывая изложенное, положение подпункта 1 пункта 2.5 Правил благоустройства не противоречит ни региональному, ни федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, регулирующему правоотношения в сфере благоустройства территорий.

При этом следует отметить, что оспариваемое ООО «УК «Профессионал» нормативное положение содержит в себе лишь параметры границ территорий, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, земельным участкам, и само по себе не порождает обязанности по содержанию, уборке и выполнению работ по благоустройству данных территорий, в связи с чем позицию административного истца о возложении на него как на управляющую компанию в соответствии с подпунктом 1 пункта 2.5 Правил благоустройства не предусмотренной законодательством обязанности по содержанию прилегающей к многоквартирным домам территории суд находит несостоятельной.

На основании изложенного административные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Профессионал» о признании недействующим подпункта 1 пункта 2.5 Правил благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденных решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 ноября 2017 года № 569-VI, в редакции от 27 февраля 2019 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Э.И. Салихова

Мотивированное решение составлено 18 февраля 2022 года

Решение17.02.2022