ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-10/2022 от 14.04.2022 Мурманского областного суда (Мурманская область)

дело № 3а-10/2022, 3а-11/2022

УИД 51OS0000-01-2022-000007-88, 51OS0000-01-2022-000009-82

Мотивированное решение изготовлено 28 апреля 2022 г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

14 апреля 2022 г. город Мурманск

Мурманский областной суд в составе:

председательствующего судьи Науменко Н.А.

при секретаре Лащенко И.В.,

с участием прокурора Попко А.Н.,

представителя административного ответчика Совета депутатов города Апатиты ФИО1, представителя заинтересованного лица администрации города Апатиты ФИО2,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 о признании недействующим Положения о порядке продажи жилых помещений муниципального жилищного фонда города Апатиты, утвержденного решением Совета депутатов города Апатиты от 25 декабря 2018 г. № 749 (в редакции решений Совета депутатов города Апатиты от 24 ноября 2020 г. № 213, от 21 декабря 2020 г. № 223, от 24 февраля 2021 г. № 252, от 27 апреля 2021 г. № 276, от 5 октября 2021 г. № 361).

у с т а н о в и л:

решением Совета депутатов города Апатиты от 25 декабря 2018 г. № 749 утверждено Положение о порядке продажи жилых помещений муниципального жилищного фонда города Апатиты (далее – Положение).

Первоначальный текст данного муниципального нормативного правового акта опубликован в издании «Кировский рабочий» от 27 декабря 2018 г. № 52.

Решениями Совета депутатов города Апатиты от 24 ноября 2020 г. № 213, от 21 декабря 2020 г. № 223, от 24 февраля 2021 г. № 252, от 27 апреля 2021 г. № 276, от 5 октября 2021 г. № 361 в Положение о порядке продажи жилых помещений муниципального жилищного фонда города Апатиты внесены изменения.

Решением Совета депутатов город Апатиты от 5 октября 2021 г. № 361 действие решения Совета депутатов города Апатиты от 25 декабря 2018 г. № 749 «Об утверждении Положения о порядке продажи жилых помещений муниципального жилищного фонда города Апатиты» (с изменениями, внесенными решениями Совета депутатов города Апатиты от 24 ноября 2020 г. № 213, от 21 декабря 2020 г. № 223, от 24 февраля 2021 г. № 252, от 27 апреля 2021 г. № 276) приостановлено.

Пунктом 2 Положения (в редакции решений Совета депутатов города Апатиты от 24 ноября 2020 г. № 213, от 21 декабря 2020 г. № 223, от 24 февраля 2021 г. № 252, от 27 апреля 2021 г. № 276, от 5 октября 2021 г. № 361) определено, что в соответствии с настоящим Положением продаже подлежат жилые помещения, свободные от прав третьих лиц, право муниципальной собственности города Апатиты на которые зарегистрировано в установленном порядке, и расположенные в доме № * (подъезды № 1 и 2) по улице ..., в составе единых лотов, сформированных Комитетом по управлению имуществом Администрации города Апатиты Мурманской области и состоящих либо из 6 жилых помещений (в отдельных случаях 5 жилых помещений), расположенных на одном этаже полностью по правую или левую стороны от входа в подъезд и имеющих выходы в общий коридор, либо из 3 жилых помещений (в отдельных случаях 2 жилых помещений), последовательно расположенных друг за другом на одном этаже полностью по правую или левую стороны от входа в подъезд, имеющих выходы в общий коридор и занимающих все пространство жилых помещений до пересечения общего коридора со стеной дома.

В соответствии с пунктом 3 Положения продажа жилых помещений осуществляется посредством проведения открытого аукциона.

ФИО3 обратилась в Мурманский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим Положения о порядке продажи жилых помещений муниципального жилищного фонда города Апатиты, утвержденного решением Совета депутатов города Апатиты от 25 декабря 2018 г. № 749.

В обоснование заявленных требований административный истец сослалась на противоречие оспариваемого муниципального нормативного правового акта положениям части 15 статьи 35, пункта 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которыми не предусмотрена возможность отчуждения органами местного самоуправления жилых помещений на условиях торгов или же продажа единственному участнику аукциона. По мнению административного истца, жилой дом, в котором расположены отчуждаемые квартиры, относится к жилищному фонду социального использования для обеспечения малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отчуждение жилых помещений допустимо лишь после исполнения органами местного самоуправления своих обязательств в отношении всех граждан, нуждающихся в жилье.

Административный истец ФИО3 о времени и месте рассмотрения административного дела уведомлена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представителя не направила.

Представитель административного ответчика Совета депутатов города Апатиты ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Совета депутатов города Апатиты, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца. Жилой дом № * по улице ... не относится к жилищному фонду социального использования для обеспечения малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку является домом гостиничного типа, имеющиеся в нем жилые помещения не могут быть предоставлены гражданам по договорам социального найма в связи с тем, что они не являются благоустроенными применительно к условиям города Апатиты Мурманской области и являются непригодными для проживания ввиду отсутствия в них помещений вспомогательного назначения - кухня, ванная комната. Продажа указанных жилых помещений позволяет в рамках прозрачной процедуры аккумулировать максимальный доход от их реализации в доходную часть городского бюджета в целях финансового обеспечения решения органами местного самоуправления г. Апатиты вопросов местного значения, в том числе вопроса по обеспечению жилыми помещениями малоимущих граждан, что свидетельствует о направленности оспариваемого Положения на обеспечения законных интересов малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Представитель заинтересованного лица администрации города Апатиты ФИО2 в судебном заседании требования административного истца полагала необоснованными по изложенным в возражениях доводам, аналогичным доводам административного ответчика.

Заинтересованное лицо Комитет по управлению имуществом администрации города Апатиты о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представителя для участия в судебном заседании не направил, представил отзыв относительно заявленных требований, которые полагает необоснованными.

Заинтересованное лицо ФИО4 о времени и месте рассмотрения административного дела уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав объяснения представителей административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Попко А.Н., полагавшего, что административный иск подлежит отклонению, суд находит требования административного истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов административного дела, решение Совета депутатов города Апатиты от 25 декабря 2018 г. № 749 «Об утверждении Положения о порядке продажи жилых помещений муниципального жилищного фонда города Апатиты» принято на заседании шестьдесят третьей сессии Совета депутатов города Апатиты при соблюдении кворума (17 депутатов из 20) по итогам единогласного голосования, официально опубликовано в издании «Кировский рабочий» от 27 декабря 2018 г. № 52.

Таким образом, указанный нормативный правовой акт принят уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением требований законодательства к форме муниципального нормативного правового акта, порядку принятия и опубликования.

Проверяя соответствие оспариваемого Положения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление (статья 12), оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 130, часть 1), включая самостоятельное управление муниципальной собственностью (статья 132 часть 1), и осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130, часть 2).

Общие правовые и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, гарантии его осуществления, включая правовые основы определения структуры органов местного самоуправления, формирования органов местного самоуправления и компетенция, закреплены в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления, Федеральный закон № 131-ФЗ).

Согласно пункту 5 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

При осуществлении органами местного самоуправления от имени муниципального образования прав владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом указанные органы должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, при этом нормативные правовые акты органов местного самоуправления должны соответствовать федеральным законам (части 1 и 2 статьи 51 Федерального закона № 131-ФЗ).

Как установлено судом и подтверждается материалами административного дела, здание, расположенное по адресу: ..., является жилым домом, назначение - многоквартирный дом (том 3 л.д. 61-63).

Жилые помещения, расположенные в данном многоквартирном доме, входят в состав муниципального жилищного фонда.

ФИО3 с составом семьи из 4 человек состоит в администрации города Апатиты на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договорам социального найма с 30 октября 2019 г. (том 2 л.д. 127-153).

Оспариваемое административным истцом Положение определяет порядок продажи жилых помещений муниципального жилищного фонда, свободных от прав третьих лиц и расположенных в доме № * (подъезды № 1 и 2) по улице ..., в составе единых лотов, сформированных Комитетом по управлению имуществом администрации города Апатиты, посредством проведения открытого аукциона.

Правоотношения в сфере возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов регулируются жилищным законодательством, согласно которому органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 4, часть 7 статьи 5 данного Кодекса).

В соответствии с частями 1, 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» действие данного Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда.

Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации установлены Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Из приведенных норм следует, что федеральный законодатель в отношении отчуждения помещений муниципального жилищного фонда ввел ограничения, выражающиеся в невозможности продажи или отчуждения иным способом (помимо приватизации) указанных помещений.

Предоставленное федеральным законодателем органам местного самоуправления полномочие от имени муниципального образования самостоятельно распоряжаться муниципальным имуществом, в том числе отчуждать его и совершать иные сделки, произвольным не является.

Таким образом, при отсутствии соответствующего нормативного регулирования жилищного законодательства к компетенции органов местного самоуправления не относится установление порядка и условий продажи жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Приводимые административным ответчиком, заинтересованными лицами доводы относительно невозможности предоставления жилых помещений дома * по улице ... гражданам по договорам социального найма, поскольку здание представляет из себя дом гостиничного типа, жилые помещения которого не оборудованы кухнями и ваннами, не имеют правового значения к рассматриваемым в порядке абстрактного нормоконтроля заявленным административным истцом требованиям.

Действительно, согласно техническому паспорту дома * по улице ... расположенные в нем помещения состоят только из жилой комнаты, коридора, туалета, на первом этаже здания расположены душевые (том 1 л.д. 151-174, том 2 л.д. 187-207).

Постановлением администрации г. Апатиты от 25 декабря 1992 г. № 619 запрещена прописка в указанном доме с 1 января 1993 г. (том 2 л.д. 154).

Согласно справок формы 9 в жилых помещениях * указанного многоквартирного дома имеются зарегистрированные по месту жительства граждане (том 2 л.д. 224-230).

Доказательств отнесения жилых помещений, расположенных в указанном доме, к специализированному жилищному фонду (в соответствии с частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации) либо к жилищному фонду коммерческого использования суду не представлено, равно как и доказательств невозможности осуществления мероприятий в целях благоустройства жилых помещений применительно к условиям города Апатиты Мурманской области и последующего обеспечения жилыми помещениями нуждающихся лиц.

В этой связи доводы представителей административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что оспариваемое Положение не затрагивает права и законные интересы административного истца, признаются судом несостоятельными, учитывая признание ФИО3 в установленном порядке нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

При этом к вопросам местного значения города Апатиты отнесено в числе прочего обеспечение проживающих в городе Апатиты и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (подпункт 6 пункта 1 статьи 8 Устава муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о противоречии федеральному законодательству Положения о порядке продажи жилых помещений муниципального жилищного фонда города Апатиты, утвержденного решением Совета депутатов города Апатиты от 25 декабря 2018 г. № 749 (в редакции решений Совета депутатов города Апатиты от 24 ноября 2020 г. № 213, от 21 декабря 2020 г. № 223, от 24 февраля 2021 г. № 252, от 27 апреля 2021 г. № 276, от 5 октября 2021 г. № 361).

Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50

«О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Учитывая, что до вынесения решения суда оспариваемый нормативный правовой акт применялся и в соответствии с ним проведен аукцион по продаже части жилых помещений данного многоквартирного дома, по итогам которого заключены договоры купли-продажи, суд полагает необходимым признать оспариваемое Положение не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 174, 175, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Мурманский областной суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление ФИО3 удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу Положение о порядке продажи жилых помещений муниципального жилищного фонда города Апатиты, утвержденное решением Совета депутатов города Апатиты от 25 декабря 2018 г. № 749 (в редакции решений Совета депутатов города Апатиты от 24 ноября 2020 г. № 213, от 21 декабря 2020 г. № 223, от 24 февраля 2021 г. № 252, от 27 апреля 2021 г. № 276, от 5 октября 2021 г. № 361).

Сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в периодическом издании «Кировский рабочий».

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Мурманский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А. Науменко