Дело № 3а-10/2022
СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2022 года г. Смоленск
Смоленский областной суд в составе
судьи Смоленского областного суда Холиковой Е.А.,
при помощнике судьи Прозоровой Я.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,
установил:
ФИО1 обратился в Смоленский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости – сооружения топливной промышленности площадью застройки <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: ... в размере рыночной стоимости – 23976 000руб.
ФИО1 полагает, что кадастровая стоимость объекта недвижимости завышена, чем нарушаются его права как плательщика налога.
В обоснование заявленного требования административным истцом представлен отчет № от 10 ноября 2021 г. об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости – сооружения топливной промышленности, составленного ООО «Бизнес Фаворит».
В судебное заседание ФИО1 не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области ФИО2 не возражал против удовлетворения административного иска путем установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
Административный ответчик ОСГБУ «Фонд государственного имущества Смоленской области», а также заинтересованные лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области и Администрация МО «Кардымовский район»» Смоленской области извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу доказательства, Смоленский областной суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 03 июля 2016 г. №227-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.
Согласно частям 6 и 7 статьи 24 Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 227-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» положения настоящего Федерального закона применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой было начато после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона № 227-ФЗ предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона № 227-ФЗ и п. 8 федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. № 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
В силу статьи 248 КАС РФ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление е отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с частью 2 статьи 14 названного федерального закона итоговым документом, составленным по результатам определения кадастровой стоимости, является отчет. Требования к отчету устанавливаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона № 227-ФЗ орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, определенной в результате проведения государственной кадастровой оценки или в порядке, предусмотренном статьей 16, 19, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона, осуществляет внесение в Единый государственный реестр недвижимости таких сведений, в том числе о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости также в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Как следует из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежит объект недвижимости: сооружение топливной промышленности площадью застройки <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: ..., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны соответствующие записи регистрации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости, стоимость объекта недвижимости сооружение топливной промышленности площадью застройки <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 39177296,69 руб. Датой, по состоянию на которую определена данная кадастровая стоимость, является 1 января 2018 г.
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости сформированы в отчете от 5 октября 2018 г. № и утверждены приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 2 ноября 2018 года № 744 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (кроме земельных участков), расположенных на территории Смоленской области», вступившим в силу с 1 января 2019 года.
Поскольку государственная кадастровая оценка, результаты которой оспариваются, проводилась после дня вступления в силу Федерального закона № 237-ФЗ, к спорным правоотношениям применяются положения настоящего Федерального закона.
В подтверждение доводов о том, что кадастровая стоимость объекта недвижимости значительно превышает рыночную стоимость, ФИО1 представлен отчет № от 10 ноября 2021 г. об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости – сооружения топливной промышленности, составленный ООО «Бизнес Фаворит» в соответствии с которым рыночная стоимость объекта недвижимости составляет 23976000 руб.
Оснований не доверять представленному ФИО1 отчету об оценке у суда не имеется, поскольку он является допустимым по делу доказательством, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости. Отчет содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, и на основании этого исследования дан ответ о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования и специальными познаниями. Оценщик Ф. обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, является членом НП СРОО «Экспертный совет», гражданская ответственность эксперта застрахована, что подтверждено соответствующими документами.
При определении рыночной стоимости оценщик применил сравнительный подход, обосновал отказ от использования доходного подхода и применения затратного подхода. Информация об объектах-аналогах, которые в наибольшей степени приближены по элементам сравнения к оцениваемому имуществу, проанализирована и приведена оценщиком.
Представители административных ответчиков не высказывали доводов о необоснованности и противоречивости представленных административным истцом отчетов, ходатайств о проведении судебной экспертизы не заявляли, альтернативные отчеты об оценке объекта недвижимости не представили.
Учитывая согласие административного истца и административных ответчиков руководствоваться для определения рыночной стоимости отчетом, подготовленным ООО «Бизнес Фаворит» 10 ноября 2021 г. №, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что рыночная стоимость объекта недвижимости – сооружения топливной промышленности площадью застройки <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: ... составляет 23976 000руб.
Поскольку частью 4 статьи 18 Федерального закона № 237-ФЗ предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, суд считает необходимым указать дату подачи ФИО1 заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
ФИО1 обратился с административным иском в суд 13 декабря 2021 г., соответственно, данная дата подлежит указанию в резолютивной части решения с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость объектов недвижимости.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона № 237-ФЗ настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, Смоленский областной суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – сооружения топливной промышленности площадью застройки <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: ... удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – сооружения топливной промышленности площадью застройки <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: ... равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года в размере 23976 000руб.
Датой подачи заявления ФИО1 о пересмотре кадастровой стоимости названных объектов недвижимости считать 13 декабря 2021 года.
Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в пользу ФИО1 расходы на оплату государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции (г. Москва) через Смоленский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Холикова
Решение принято в окончательной форме 02 февраля 2022 г.