ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-10/2022 от 29.06.2022 Суда Чукотского автономного округа (Чукотский автономного округ)

Дело № 3а-10/2022

УИД 87OS0000-01-2022-000010-52

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Анадырь 29 июня 2022 года

Суд Чукотского автономного округа в составе

председательствующего судьи Принцева С.А.,

при секретаре Гребцовой С.Н..,

с участием прокурора Груздевой Е.В.,

представителя административного ответчика Правительства Чукотского автономного округа Борисова В.И., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-10/2022 по административному исковому заявлению Кондрашенко Е.А. к Правительству Чукотского автономного округа об оспаривании нормативного правового акта в части,

установил:

25 мая 2022 года в суд Чукотского автономного округа поступило указанное административное исковое заявление Кондрашенко Е.А. к Правительству Чукотского автономного округа.

Определением судьи суда Чукотского автономного округа от 28 апреля 2022 года данное административное исковое заявление, как не соответствующее положениям части 3 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), было оставлено без движения, административному истцу предоставлен срок для устранения недостатков до 11 мая 2022 года включительно.

В установленный судом срок административный истец устранил недостатки административного искового заявления, указанные в определении от 28 апреля 2022 года и определением судьи суда Чукотского автономного округа от 16 мая 2022 года данное административное исковое заявление принято к производству суда.

В обоснование заявленного требования указано, что в августе 2020 года Кондрашенко Е.А. родила третьего ребёнка Г. в г. Москве. Решение о родах в г. Москве было принято по медицинским показаниям в связи с тем, что у административного истца сложно проходила беременность. После родов Кондрашенко Е.А. с ребёнком вернулись в г. Анадырь по месту постоянного проживания. Муж административного истца проживает на территории Чукотского автономного округа с малолетнего возраста, является ветераном труда, сама Кондрашенко Е.А. проживает в г. Анадыре с 2008 года. После получения удостоверения многодетной семьи административный истец обратилась с заявлением о получении льготы в виде денежной выплаты на погашение основного долга по ипотечному жилищному кредиту, который был получен на приобретение квартиры в г. Анадыре. На данное заявление поступил отказ, в связи с тем, что регистрация записи о рождении третьего ребёнка была произведена в г. Москве. Административный истец полагает, что подпункт 1 пункта 2.1 Порядка предоставления единовременной выплаты на погашение основного долга по ипотечным жилищным кредитам семьям (далее – Порядок предоставления единовременной выплаты), утверждённого постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 8 апреля 2020 года № 166, в части того, что предоставление указанной единовременной выплаты производится только в случае, если запись акта о рождении ребёнка произведена в органах записи актов гражданского состояния Чукотского автономного округа, противоречит пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2019 года № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (далее – Федеральный закон № 157-ФЗ), поскольку ставит в неравные условия многодетную семью административного истца, у которой запись акта о рождении третьего ребёнка произведена в органе ЗАГС города Москвы, с другими многодетными семьями, которые отвечают дополнительным условиям, установленным положениями оспариваемой нормы. В Федеральном законе № 157-ФЗ для получения мер социальной поддержки не предусмотрено условие о необходимости регистрации акта рождения ребёнка в органах ЗАГС субъекта Российской Федерации.

На основании изложенного Кондрашенко Е.А. просит признать подпункт 1 пункта 2.1 Порядка предоставления единовременной выплаты на погашение основного долга по ипотечным жилищным кредитам семьям, утверждённого постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 8 апреля 2020 года № 166, в части слов «если запись акта о рождении ребёнка произведена в органах записи актов гражданского состояния Чукотского автономного округа», противоречащим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (пункту 2 статьи 1 Федерального закона № 157-ФЗ), и нарушающим и ущемляющим права административного истца.

В возражениях на административный иск Правительство Чукотского автономного округа просит отказать в удовлетворении заявленного Кондрашенко Е.А. административного иска. Указывает, что оспариваемое постановление было принято Правительством Чукотского автономного округа в пределах его компетенции в надлежащей правовой форме, подписано Губернатором Чукотского автономного округа, опубликовано в установленном порядке. Нарушений процедуры принятия и правил введения оспариваемого нормативного правового акта в действие и вступления в силу не имеется.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Федеральный закон № 256-ФЗ) органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут устанавливать дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей, за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации наделены полномочиями и вправе самостоятельно устанавливать дополнительные меры социальной поддержки граждан, обеспеченные средствами собственных бюджетов, и определять направление расходования этих средств.

Предусмотренная Федеральным законом № 157-ФЗ мера государственной поддержки в виде полного или частичного погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) реализуется Российской Федерацией за счёт средств федерального бюджета. Порядок предоставления указанной меры поддержки утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 года № 1170.

В свою очередь, единовременная выплата установлена Чукотским автономным округом самостоятельно за счёт средств окружного бюджета в рамках реализации мероприятия «Предоставление единовременной выплаты на погашение основного долга по ипотечным жилищным кредитам семьям» регионального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» Подпрограммы «Социальная поддержка семей и детей» Государственной программы «Социальная поддержка населения Чукотского автономного округа», утверждённой постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 21 октября 2013 года.

Меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом № 157-ФЗ и постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 8 апреля 2020 года № 166, установлены Российской Федерацией и Чукотским автономным округом самостоятельно в рамках предоставленных полномочий за счёт собственных бюджетных средств. Установление иных условий и порядка предоставления единовременной выплаты субъектом Российской Федерации, чем те, которые предусмотрены Российской Федерацией, не может быть признано противоречием оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Установленное Порядком предоставление единовременной выплаты условие о регистрации акта рождения ребёнка в органах ЗАГС Чукотского автономного округа не нарушило право административного истца на получение единовременной выплаты, ввиду отсутствия в Федеральном законе от 15 октября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» положений, запрещающих осуществлять государственную регистрацию рождения органом ЗАГС по месту жительства родителей (одного из родителей). После рождения ребёнка в г. Москве административный истец могла осуществить государственную регистрацию рождения по месту своего жительства на территории Чукотского автономного округа.

И.о. прокурора Чукотского автономного округа Серегина Е.В. направила в суд правовую позицию по заявленному административному иску, в которой изложены доводы, аналогичные приведённым в возражениях на иск Правительством Чукотского автономного округа, полагает, что требования административного истца не подлежат удовлетворению (л.д. 143-145).

В судебное заседание административный истец Кондрашенко Е.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о проведении судебного разбирательства в её отсутствие в связи с выездом за пределы Чукотского автономного округа.

Суд, руководствуясь статьёй 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), рассмотрел дело в отсутствие неявившегося административного истца.

Представитель административного ответчика Правительства Чукотского автономного округа Борисов В.И. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного иска по доводам, содержащимся в возражениях на административный иск.

В судебном заседании старший помощник прокурора Чукотского автономного округа Груздева Е.В. также просила отказать в удовлетворении заявленного административного иска.

Исследовав материалы административного дела в полном объёме, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив соответствие части оспариваемого нормативного правового акта положениям законодательства, имеющего большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В силу статьи 1, пункта «г» части 2 статьи 2 Кодекса о нормативных правовых актах Чукотского автономного округа от 24 февраля 2009 года № 25-ОЗ (далее – Кодекс НПА) нормативный правовой акт - официальный письменный документ, принятый (изданный) в определенной данным Кодексом форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанный на многократное применение, принятый либо правотворческим органом в пределах имеющейся у него компетенции, либо путем референдума; правотворческие органы - Дума Чукотского АО, Губернатор Чукотского АО и Правительство Чукотского АО, которые в соответствии с Уставом Чукотского автономного округа правомочны принимать (издавать) нормативные правовые акты. К нормативным правовым актам Чукотского автономного округа относятся, в том числе, постановления Правительства Чукотского АО.

Полномочия Правительства на принятие оспариваемого нормативного правового акта установлены статьями 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ), частью 2 статьи 1 Федерального закона № 256-ФЗ, статьями 40, 41, 44 Устава Чукотского автономного округа от 28 ноября 1997 года № 26-ОЗ (далее – Устав Чукотского АО). Законом Чукотского автономного округа от 1 марта 2001 года № 15-ОЗ «О Правительстве Чукотского автономного округа» (далее - Закон Чукотского АО от 1 марта 2001 года № 15-ОЗ).

Согласно части 1 статьи 41 Устава Чукотского АО Правительство Чукотского АО является постоянно действующим органом исполнительной власти автономного округа.

Пунктами 6 и 7 статьи 44 Устава Чукотского АО, в частности, установлено, что Правительство автономного округа в соответствии с компетенцией автономного округа и в пределах своих полномочий, установленных данным Уставом, законами автономного округа осуществляет меры по обеспечению государственных гарантий социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, адресной социальной поддержки граждан, осуществляет меры по обеспечению защиты семьи, материнства, отцовства и детства.

Согласно пунктам 47 и 48 статьи 44 Устава Чукотского АО (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого постановления), Правительство Чукотского АО в соответствии с федеральным законодательством в пределах своих полномочий на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов автономного округа издаёт постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на территории автономного округа; осуществляет иные полномочия, в том числе исполнительно-распорядительные функции по обеспечению жизнедеятельности автономного округа, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом, законами автономного округа, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Чукотского АО от 1 марта 2001 года № 15-ОЗ акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Чукотского автономного округа.

Согласно части 4 статьи 12 Кодекса НПА постановления Правительства Чукотского автономного округа подписываются Губернатором Чукотского автономного округа или лицом, исполняющим обязанности Губернатора Чукотского автономного округа, и вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено в самом постановлении. Постановления Правительства Чукотского автономного округа по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу через 10 дней со дня их официального опубликования.

В соответствии с частью 3 статьи 41 Кодекса НПА официальным опубликованием постановлений Правительства Чукотского автономного округа считается первая публикация их полных текстов в газете «Крайний Север», или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), в учрежденном печатном средстве массовой информации и сетевом издании.

Оспариваемый Порядок предоставления единовременной выплаты утверждён постановлением Правительства Чукотского АО от 8 апреля 2020 года № 166, которое подписано уполномоченным лицом в пределах его компетенции и опубликовано на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 9 апреля 2020 года, номер опубликования 8700202004090003.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемый региональный нормативный правовой акт принят Правительством Чукотского АО во исполнение предоставленных ему законодателем полномочий, в пределах его компетенции, в надлежащей правовой форме.

Оспариваемое постановление содержит правовые нормы общеобязательного характера, рассчитанные на многократное применение и влекущие юридические последствия для неопределённого круга лиц, то есть обладает признаками нормативного правового акта.

Принимая во внимание, что постановление Правительства Чукотского АО является нормативным правовым актом, оно может быть обжаловано в порядке производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов (глава 21 КАС РФ).

Проверяя содержание оспариваемого нормативного правового акта на предмет его соответствия законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Согласно пунктам «ж», «ж1» части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение граждан, защиты семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом № 157-ФЗ предусмотрены меры социальной поддержки в виде полного или частичного погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам). Право на указанные меры государственной поддержки имеет гражданин Российской Федерации - мать или отец, у которых в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года родились третий ребенок или последующие дети и которые являются заемщиками по ипотечному жилищному кредиту (займу) (часть 2 статьи 1). Данные меры социальной поддержки являются расходными обязательствами Российской Федерации (часть 1 статьи 8). Порядок предоставления данных мер регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 года № 1170. При этом условий получения мер социальной поддержки, в зависимости от места регистрации рождения детей, указанный федеральный закон не содержит.

В соответствии со статьёй 26.3.1. Федерального закона № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона № 256-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 8 апреля 2020 года № 166 на территории Чукотского автономного округа установлена единовременная выплата на погашение основного долга по ипотечным жилищным кредитам семьям (подпункт 2 пункта 1), утверждён Порядок предоставления единовременной выплаты на погашение основного долга по ипотечным жилищным кредитам семьям согласно приложению 2 к указанному постановлению (подпункт 2 пункта 2) (л.д. 83-84).

Порядок предоставления единовременной выплаты определяет механизм реализации мероприятия «Предоставление единовременной выплаты на погашение основного долга по ипотечным жилищным кредитам семьям» регионального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» федерального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» Подпрограммы «Социальная поддержка семей и детей» Государственной программы «Социальная поддержка населения Чукотского автономного округа», утвержденной постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 21 октября 2013 года № 404 (далее - мероприятие), и регламентирует порядок предоставления единовременной выплаты на погашение основного долга по ипотечным жилищным кредитам семьям (далее - выплата) (пункт 1.1 Порядка). Главным распорядителем средств окружного бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятия, является Департамент социальной политики Чукотского автономного округа (пункт 1.2 Порядка).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2.1 Порядка предоставления единовременной выплаты выплата осуществляется семьям, в которых в период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2023 года родился третий или последующий ребенок, если запись акта о рождении ребенка произведена в органах записи актов гражданского состояния Чукотского автономного округа.

Принимая во внимание, что Правительством Чукотского автономного округа предоставление единовременной выплаты на погашение основного долга по ипотечным жилищным кредитам семьям было установлено на территории Чукотского автономного округа дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным Федеральным законом № 157-ФЗ, и за счёт бюджетных средств Чукотского автономного округа, установление условий получения указанной дополнительной выплаты, отличающихся от условий получения мер социальной поддержки, установленных Российской Федерацией за счёт средств федерального бюджета, не свидетельствует о противоречии оспариваемых положений регионального нормативного правового акта положениям федерального законодательства.

Из свидетельства о рождении Г., следует, что она родилась , место рождения – Российская Федерация, г. Москва. Родителями являются: отец - Г.С., мать – Кондрашенко Е.А.. Место государственной регистрации – Орган ЗАГС Москвы № 60 Многофункциональный центр предоставления государственных услуг района Новогиреево (л.д. 35).

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в редакции, действующей в период рождения ребёнка Г. и регистрации её рождения, государственная регистрация рождения производится органом записи актов гражданского состояния по месту рождения ребенка или по месту жительства родителей (одного из родителей) или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, на который возложены полномочия в соответствии с пунктом 2.2 статьи 4 данного Федерального закона.

С учётом приведённых норм закона рождение ребёнка в г. Москве не лишало Кондрашенко Е.А. права зарегистрировать данный факт по месту своего жительства в Чукотском автономном округе, в связи с чем предусмотренное Порядком предоставления единовременной выплаты условие о её получении при регистрации рождения ребёнка в органах записи актов гражданского состояния Чукотского автономного округа не нарушает и не ущемляет прав Кондрашенко Е.А.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Кондрашенко Е.А. к Правительству Чукотского автономного округа о признании подпункта 1 пункта 2.1 Порядка предоставления единовременной выплаты на погашение основного долга по ипотечным жилищным кредитам семьям, утверждённого постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 8 апреля 2020 года № 166, противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушающим и ущемляющим её права отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд Чукотского автономного округа.

Судья С.А. Принцев

Мотивированное решение изготовлено 8 июля 2022 года.