ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-10/2022 от 31.01.2022 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Дело № 3а-10/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2022 года город Ханты-Мансийск

Суд Ханты-Мансийского автономного округа –Югры в составе:

председательствующего судьи Черниковой Л.С.,

с участием прокурора Обухова Р.В.

при секретаре Толстоплётове А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Думе Сургутского района о признании нормативного правового акта не действующим в части,

установил:

Решением Думы Сургутского района от 26.06.2015 N 717-нпа утвержден Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Сургутского района (далее - Порядок). Текст Порядка приведен в приложении к указанному решению и является его неотъемлемой частью.

Решение Думы Сургутского района от 26.06.2015 N 717-нпа официально опубликовано в газете "Вестник" N 25, 26.06.2015.

В последующем решениями Думы Сургутского района от 17.08.2015, 24.05.2016, 04.07.2016 28.09.2016, 26.09.2017, 18.05.2018, 14.09.2021 в указанный Порядок внесены изменения.

Подпунктом 1.3. пункта 1 раздела 3 Порядка ( в редакции решения Думы Сургутского района от 28.09.2016 N 6-нпа) предусмотрено, что вместе с заявлением, предусмотренным подпунктом 1.1 пункта 1 раздела 3 настоящего Порядка, в конкурсную комиссию должны быть представлены по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации":

а) сведения о размере и об источниках доходов кандидата, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной), о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах;

б) сведения о размере и об источниках доходов супруга (супруги) и несовершеннолетних детей кандидата, имуществе, принадлежащем супругу (супруге) и несовершеннолетним детям кандидата на праве собственности (в том числе совместной), о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах.

Решение Думы Сургутского района от 28.09.2016 N 6-нпа опубликовано в газете "Вестник " № 40 от 30.09.2016.

Первоначально ФИО1 обратился в суд Ханты-Мансисйкого автономного округа – Югры с административным иском к Думе Сургутского района ХМАО – Югры, конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Сургутского района об оспаривании в части нормативного правового акта, признании незаконными и подлежащими отмене решений об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования, об отказе в допуске к участию в конкурсе, о результатах конкурса, об избрании главы Сургутского района( Т. 1 л.д. 21-31).

30 ноября 2021 года определениями судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры административное исковое заявление в части требований:

об оспаривании решения Думы Сургутского района № 06 от 07.10.2021 «Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Сургутского района» (в части п. 1.3, 1.4 приложения к нему), решения Конкурсной комиссии от 29.10.2021 об отказе ФИО1 в допуске к участию во втором этапе конкурса по отбору кандидатур на должность главы Сургутского района, о результатах конкурса, решения Думы Сургутского района № 29 от 29.10.2021 «Об избрании главы Сургутского района», возвращено;

о признании недействующим п. 1.4 раздела 3 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Сургутского района, утвержденного решением Думы Сургутского района от 26.06.2015 г № 717-нпа – отказано в принятии;

о признании недействующим п. 1.3 раздела 3 указанного Порядка - оставлено без движения ( Т. 1 л.д. 77-83).

Указанные определения не обжаловались и вступили в законную силу.

ФИО1 после устранения замечаний, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения, обратился с административным иском о признании недействующим пункта 1.3. раздела 3 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Сургутского района, утвержденного решением Думы Сургутского района от 26.06.2015 г № 717-нпа; пункта 1.3 раздела 3 «Условия конкурса», являющегося приложением к решению Думы Сургутского района № 06 от 07.10.2021 «Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Сургутского района» ( Т. 1 л.д. 7-17).

С учетом приведенных выше определений суда, 15 декабря 2021 года к производству суда принято административное исковое заявление в части требований о признании недействующим п. 1.3 раздела 3 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Сургутского района, утвержденного решением Думы Сургутского района от 26.06.2015 г № 717-нпа.

Административный истец, с учетом уточнений, просит признать недействующим пункт 1.3 раздела 3 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Сургутского района, утвержденного решением Думы Сургусткого района от 25.06.2015 № 717-нпа, в редакции от 28.09.2016, как несоответствующего требованиям федерального законодательства. ( Т. 2 л.д. 145).

В обоснование требований ссылается на то, что положения Федерального закона № 67 от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Указ Президента РФ от 06.06.2013г № 546 « О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации …, предоставляемых кандидатами на выборы в органы государственной власти, главы муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями …» не регулируют порядок выборов глав муниципальных образований из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Включение в нарушение Указов Президента РФ от 18.05.2009 № 558, от 23.06.2014 № 460, от 10.12.2020 № 778, статьи 28 Устава Сургутского района в состав условий конкурса оспариваемой нормы, возлагает на ФИО1 выполнение обязанности не предусмотренной законом, что привело к незаконному отстранению его от участия в конкурсе на должность Главы муниципального образования.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2, действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования, по основаниям, изложенным в административном иске с учетом дополнений к нему.

Представитель административного ответчика Думы Сургутского района ФИО3 в судебном заседании 31.01.2022г. участия не принимал. В ходе рассмотрения дела возражал против заявленных требований по доводам письменных возражений ( Т. 2 л.д. 141-149).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В силу положения ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Оценив содержание оспариваемого Порядка, уведомления от 29.10.2021г. ( Т. 1 л.д.109) об отказе ФИО1 в допуске ко второму этапу конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Сургутского района по мотивам предоставления документов, предусмотренных пп.1.3. п.1 раздела 3 Порядка, оформленных ненадлежащим образом и содержащих неполные сведения, суд приходит к выводу о наличии у административного истца права на обращение в суд с настоящим административным иском.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 131-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ в структуру органов местного самоуправления входит, в том числе, представительный орган муниципального образования.

Исключительные полномочия представительного органа муниципального образования установлены частью 10 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 1.1 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования может избираться представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Статьей 1.2. Закона ХМАО - Югры от 26.09.2014 N 78-оз "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" предусмотрено избрание главы муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Абзацем первым части 2.1 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ,
пунктом 71 статьи 22 Устава Сургутского района предусмотрено, что порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования.

Представительным органом Сургутского района является Дума района, которая состоит из 15 депутатов. Заседание Думы города считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 50% депутатов. По вопросам осуществления своей компетенции Дума принимает муниципальные правовые акты в виде решений, которые входят в систему муниципальных правовых актов, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в официальном печатном издании «Вестник» ( статьи 21, 24, 47, 50 Устава в редакции на момент принятия Порядка).

Решение Думы района от 26.06.2015 N 717-нпа принято путем заочного голосования, согласно ст. 42 Регламента, утв. решением Думы Сургутского района от 30.05.2011г. № 29 ( с последующими изменениями), что следует из протокола № 39 заседания Думы от 10.07.2015 ( Т. 1 л.д. 114, 115)

Решение № 6-нпа от 28.09.2016г. о внесении изменений в указанный выше Порядок принято на заседании Думы 27.09.2016 при наличии кворума
( Т. 1 л.д. 174 – 182), опубликовано в официальном печатном издании «Вестник» № 40 от 30.09.2016г. ( Т. 2 л.д. 105).

В соответствии с ч. 8, 9 ст. 213 КАС РФ административным ответчиком не представлены суду доказательства подтверждающие соблюдение процедуры заочного принятия решения.

Кроме того, анализ положений п. 1 ч. 1 ст. 17, п.6 ч. 1 ст. 44 Федерального закона N 131-ФЗ, ст. 47 Устава Сургутского района ( в редакции на момент принятия оспариваемого решения) свидетельствует о том, что такая форма принятия нормативного правого акта как заочное голосование не предусмотрена.

Также Устав Сургутского района не предусматривал возможность принятия Думой решений в соответствии с порядком, установленном Регламентом Думы, в связи с чем положения ст. 42 Регламента, определяющие порядок заочного принятия решений путем опроса мнения депутатов, не подлежали применению при принятии оспариваемого нормативного правого акта.

В пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.

При указанных обстоятельствах оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт принят в пределах компетенции уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к его форме, подписанию, порядку опубликования и введения в действие, однако с нарушением процедуры его принятия в первоначальной редакции, что является основаниям для признания его недействующим.

Проверяя соответствие нормативного правого акта в оспариваемой части положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Статьями 32, 130 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого изъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Федеральный закон от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее -Федеральный Закон N 131-ФЗ) устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяет государственные гарантии его осуществления.

В силу пункта 1 части 2 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования (часть 2.1).

Таким образом, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ прямо предусматривает, что порядок избрания главы муниципального образования определяется законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования.

Статьей 1.2. Закона ХМАО - Югры от 26.09.2014 N 78-оз "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" установлено, что глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию, а порядок избрания главы муниципального образования, применяемый в конкретном муниципальном образовании, определяется уставом муниципального образования автономного округа в соответствии с настоящей статьей.

Статьей 28 Устава Сургутского района, являющегося актом высшей юридической силы по отношению к правовым актам органов и должностных лиц муниципального образования, имеющего прямое действие, предусмотрено, что глава Сургутского района избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы района устанавливается Думой района в соответствии с законодательством ( часть 2).

В соответствии с предоставленными законом полномочиями Думой Сургутского района принято решение от 26.06.2015 N 717-нпа
(с последующими изменениями), которым утвержден оспариваемый в части Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Сургутского района.

В соответствии с разделом 3 Порядка кандидатом может быть зарегистрирован гражданин, который соответствует требованиям абзаца 2 части 2.1 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ (пункт 1) и на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления ( пункт 2).

Абзацем вторым части 2.1 статьи 36 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.

Анализ приведенных нормативных положений свидетельствует о том, что Федеральный закон № 67-ФЗ к спорным правоотношениям подлежит применению лишь в части, касающейся предъявляемых к кандидату на должность главы муниципального образования требований, а именно,- отсутствие ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.

В остальной части действие Федерального закона № 67 –ФЗ на правоотношения по избранию главы муниципального образования представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, не распространяется.

В статье 4 Федерального закона N 67-ФЗ приведен перечень обстоятельств, при наличии которых гражданин Российской Федерации не может реализовать свое пассивное избирательное право.

Помимо приведенных в статье 4 Федерального закона N 67-ФЗ требований к кандидатам на должность главы муниципального образования, действующее федеральное законодательство устанавливает требования к выборным должностным лицам, несоблюдение которых препятствует занятию соответствующей должности и влечет прекращение полномочий.

Так, в силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ ( в действующей редакции) выборное должностное лицо местного самоуправления должно соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Согласно ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ ( в редакции 2016) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации ( далее – сведения об имуществе).

Аналогичные положения предусмотрены статьей 8.1 Закона ХМАО - Югры от 25.09.2008 N 86-оз "О мерах по противодействию коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".

Порядок предоставления таких сведений утвержден Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 558, и устанавливает, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по форме справки утвержденной Президентом Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 23.06.2014 N 460 утверждена форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Таким образом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей по форме справки, утвержденной Указом Президента РФ от 23.06.2014 N 460.

Необходимо отметить, что содержание сведений об имуществе по формам, утвержденным Указом Президента РФ от 23.06.2014 N 460 и Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ идентичными не являются, при этом в силу п. 2 ч. 1 ст. 13.1 ФЗ от 25.12.2008г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" их полнота и достоверность выступают критериями определяющими качество предоставленных сведений и их несоответствие требованиям, предъявляемым к содержанию ( нарушение формы), является самостоятельным основанием, препятствующим к допуску для участия в конкурсе ( пункт 5 раздела 4 Порядка).

Наличие у представительного органа местного самоуправления исключительной компетенции определять порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы района, не наделяет такой орган правом выбирать формы сведений об имуществе, подлежащих предоставлению гражданином для участия в конкурсе на должность главы муниципального образования.

Иное означает смешение применения порядков выборов должностного лица местного самоуправления, регулируемых Федеральными законами № 67-ФЗ и № 131 –ФЗ, допускает возможность их одновременного применения при произвольном толковании, что создает препятствия гражданам в реализации пассивного избирательного права.

Таким образом, предусмотренное в подпункте 1.3. пункта 1 раздела 3 Порядка требование о представлении в конкурсную комиссию сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера кандидата и членов его семьи по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не соответствует действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения и имеющему большую юридическую силу.

Совокупность установленных по делу обстоятельств в силу положений ст. 215 КАС РФ является основанием для удовлетворения заявленных требований.

Определяя момент, с которого оспариваемое положение муниципального нормативного правового акта подлежит признанию недействующим, суд, руководствуясь частью 2 статьи 215 КАС РФ, пунктом 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50, и принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт до принятия настоящего решения применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан, суд признает его в оспариваемой части не действующим со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать не действующим подпункт 1.3 пункта 1 раздела 3 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Сургутского района, утвержденного решением Думы Сургутского района от 26.06.2015 N 717-нпа ( в редакции от 28.09.2016), со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию Думой Сургутского района в печатном издании « Вестник» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы, представления в суд Ханты-Мансийского автономного округа- Югры в течение месяца со дня приятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 04.02.2022г.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры подпись Л.С. Черникова

Копия верна

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры Л.С. Черникова