ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1100/19 от 12.12.2019 Московского областного суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Красногорск,

Московская область. 12 декабря 2019 года

Московский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Терещенко А.А.,

при секретаре Куулар А.И.,

с участием прокурора Ганцевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-1100/2019 по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15. ФИО16, ФИО17, ФИО18 А.ча, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, Парно А. С., ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37-ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО75, ФИО76 Б., ФИО77,

ФИО78, ФИО79, ФИО80, ФИО81, ФИО82 Гарриевны,

ФИО83, ФИО84, ФИО85, ФИО60, ФИО86, ФИО87, ФИО88, ФИО89, ФИО90, ФИО91, ФИО92, ФИО93, ФИО94, ФИО95, ФИО96, ФИО97, ФИО98, ФИО99, ФИО100, ФИО101, ФИО102, ФИО103, ФИО104, ФИО105, ФИО106, ФИО107, ФИО108, ФИО109, ФИО110, ФИО111, ФИО112, ФИО113, ФИО114, ФИО115, ФИО116, ФИО117, ФИО118, ФИО119, ФИО120, ФИО121, ФИО122, ФИО123, ФИО124, ФИО125, ФИО126, ФИО127, ФИО128, ФИО129, ФИО130, ФИО19, ФИО131, ФИО132, ФИО133, ФИО134, ФИО135, ФИО136, ФИО137, ФИО138, ФИО139, ФИО140 А.ча, ФИО141, ФИО142, ФИО143, ФИО144, ФИО145, ФИО146, ФИО147, ФИО148, ФИО149, ФИО150, ФИО151, ФИО152, ФИО153 А.ча, ФИО154, ФИО155, ФИО156, ФИО157, ФИО158, ФИО159, ФИО160, ФИО161, ФИО162, ФИО163, ФИО164, ФИО165, ФИО166, ФИО167, ФИО168, ФИО169, ФИО170, ФИО171, ФИО172 Н.евны, ФИО173, ФИО174, ФИО175, ФИО176, ФИО177, ФИО178, ФИО179, ФИО180, ФИО181, ФИО182, ФИО183, ФИО184, ФИО185 АнатО., ФИО186, ФИО187, ФИО188, ФИО94, ФИО189, ФИО190, ФИО191, ФИО192, ФИО193, ФИО194, ФИО195, ФИО196, ФИО197, ФИО198, ФИО199, ФИО200, ФИО201, ФИО202, ФИО203, ФИО204, ФИО205, ФИО206, ФИО207, ФИО208, ФИО209, ФИО210, ФИО211, ФИО212, ФИО213, ФИО214, ФИО215, ФИО216, ФИО217, ФИО218, ФИО219,

ФИО220, ФИО221, ФИО222, ФИО223, ФИО224, ФИО225, ФИО226, ФИО227, ФИО228 о признании недействующим З. М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Л.го муниципального района»,

установил:

ФИО1, ФИО2, ФИО3 и другие граждане обратились в М. областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Закона Московской области от 19 июля 2019 года № 172/2019-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Ленинского муниципального района».

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что при принятии оспариваемого Закона нарушены положения статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части обязательного учета мнения населения при объединении территорий муниципальных образований. В результате объединения городские и сельские поселения Ленинского муниципального района утратили возможность самостоятельного осуществления местного самоуправления.

Большинство сельских и городских поселений Ленинского муниципального района являлись самостоятельными в социально-экономическом отношении муниципальными образованиями, обладавшими необходимой социальной инфраструктурой, успешно решавшими проблемы жизнеобеспечения граждан.

Так, абсолютное большинство местных бюджетов поселений в составе Ленинского муниципального района обладают необходимой для эффективного решения вопросов местного значения финансовой обеспеченностью.

По результатам анализа решений о бюджете за 2016, 2017, 2018 г.г. и отчетов об их исполнении местных бюджетов поселений местные бюджеты поселений Горки Ленинские, Молоковское, Совхоз имени Ленина являлись профицитными. При этом большую часть доходов местных бюджетов поселений составляют налоговые доходы местного бюджета, из которых земельный налог составляет не менее 85 %, это демонстрирует не только независимость доходной части местных бюджетов указанных поселений от межбюджетных трансфертов, но и ее стабильность.

Нельзя не учесть, что поселения Горки Ленинские, Молоковское, Совхоз имени Ленина, как поселения, в которых подушевые расчетные налоговые доходы местных бюджетов (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в 2017 году превышали 1.6-кратный средний уровень соответственно по городским, сельским поселениям Московской области в расчете на одного жителя, предоставляли субсидии в бюджет Московской области. В 2019 году в бюджет Московской области предоставлено: городским поселением Горки Ленинские - 89, 266 млн.руб, сельским поселением Молоковское - 67,159 млн.руб, сельским поселением Совхоз им. Ленина- 14,543млн.руб.

В каждом из поселений Ленинского муниципального района сложилась устойчивая социальная инфраструктура, в том числе учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, бытовая инфраструктура, достаточные для оказания гражданам необходимого перечня муниципальных услуг.

Оспариваемый Закон МО принят с существенным нарушением процедуры преобразования муниципальных образований, установленной ст. 13 Закона № 131-Ф3 в части получения согласия поселений, входящих в муниципальный район, на объединение.

04 июля 2019 г., т.е. к моменту рассмотрения и принятия оспариваемого Закона Московской областной Думой, публичные слушания в сельском поселении «Совхоз им. Ленина» по вопросу объединения поселений Ленинского муниципального района не проводились, решение о согласии либо несогласии на объединение поселений Ленинского муниципального района Советом депутатов сельского поселения «Совхоз им. Ленина» не принималось.

Публичные слушания, на основании решения Совета депутатов сельского поселения Совхоз им. Ленина № 5/1 от 17.05.2019, были проведены 11 июля 2019 года. Заседание Совета депутатов сельского поселения Совхоз им. Ленина», на котором рассматривался вопрос о поддержке либо отказе в поддержке инициативы объединения поселений Ленинского муниципального района, было проведено 12 июля 2019 года.

Таким образом, принятие оспариваемого Закона МО без проведения публичных слушаний в сельском поселении «Совхоз им. Ленина», без принятия решения о согласии либо несогласии на объединение поселений Ленинского муниципального района Советом депутатов сельского поселения Совхоз им. Ленина, т.е. без выяснения мнения граждан. проживающих в сельском поселении Совхоз им. Ленина по вопросу объединения поселений Ленинского муниципального района в двух предусмотренных Законом № 131-Ф3 формах, противоречит положениям ч.3.1-1 Закона № 131-ФЗ, призванным обеспечить соблюдение ч. 2 ст. 131 Конституции Российской Федерации.

Прекращение статуса поселения в одностороннем порядке путем принятия субъектом Российской Федерации решения об этом ни ст. 13, ни какими иными положениями Закона № 131 -ФЗ не допускается.

Вместе с тем оспариваемым Законом (абз. 4 ст. 1) предписывается прекратить статус муниципального образования сельского поселения Совхоз им. Ленина Ленинскою муниципального района со дня вступления в силу оспариваемого Закона МО. Принимая решение о прекращении статуса муниципального образования сельского поселения Совхоз им. Ленина в одностороннем порядке, Московская областная Дума и губернатор Московской области вышли за пределы предоставленных им ч.1 ст. 6, ст. 10, 3.1-1. ст. 13 полномочий по вопросам территориальной организации местного самоуправления.

Использование субъектом Российской Федерации (Московской областью) не предоставленных Законом № 131-Ф3 полномочий означает применение политико-административного ресурса, влекущего излишнее государственное вмешательство в вопросы осуществления местного самоуправления, ограничение конституционно гарантированной (ст. 3, 12 Конституции Российской Федерации) самостоятельности местного самоуправления.

С утратой сельским поселением Совхоз им. Ленина статуса муниципального образования (поселения) полномочия Совета депутатов прекращаются досрочно. Иного коллективного выборного органа, основанного на особой политико-правовой связи депутатов с жителями, позволяющей ему формировать и выражать мнение, принимать решения от имени всего локального (местного) сообщества, в населенном пункте, на территории которого проживает админис тративный истец, нет.

Совет депутатов Ленинского городского округа, состоящий из 30 депутатов (ч.2 ст. 4 оспариваемого Закона), не может рассматриваться в качестве коллективного выборного органа, представляющего интересы населения населенных пунктов, на территории которых проживают лица, обратившиеся в суд с коллективным исковым заявлением. Существенно снизилась «норма представительства» депутатов на одного жителя. С учетом закрепленного в оспариваемого законе (ст. 4) порядка формирования представительного органа Ленинского городского округа (30 депутатов избираются одномандатным избирательным округам) средняя норма представительства составляет 3921 (три тысячи девятьсот двадцать один) избирателей на 1 депутата, т.е. более чем в 10 раз превышает норму представительства, существовавшую ранее в поселениях.

Кроме того, ранее, до принятия оспариваемого Закона МО, в сельском поселении Совхоз им. Ленина избирался единоличный выборный орган - глава муниципального образования осуществлявший функции представительства интересов муниципального образования, обеспечивавший организацию слаженной деятельности всех органов местного самоуправления поселения по решению вопросов местного значения.

В связи с принятием оспариваемого Закона МО полномочия главы сельского поселения Совхоз им. Ленина досрочно прекращаются (со дня формирования органов местного самоуправления Ленинского городского округа (ч. 1 ст. 5 оспариваемого Закона)). Иного выборного единоличного органа, высшего должностного лица, в населенных пунктах, жители которых обратились в суд с коллективным исковым заявлением, не предусматривается.

Нарушение прав граждан, проживающих на территории поселения Совхоз им. Ленина, на осуществление местного самоуправления путем расширения территориальных пределов их реализации влечет негативные последствия и для населенных пунктов, на территории которых они проживают (деревни Ближние Прудищи, Малое Видное, поселок совхоза им.Ленина). Отсутствие в этих населенных пунктах, близко расположенных между собой эффективно действующего механизма управления, основанного на праве на местное самоуправление и задействующего всю совокупность прав граждан на осуществление местного самоуправления, ставит под угрозу возможность дальнейшего наращивания социально-экономической инфраструктуры, формировавшейся десятилетиями и использовавшейся для предоставления жителям муниципальных услуг, ставит под угрозу планы дальнейшего самостоятельного экономического развития этих территорий, ведет к разрушению годами складывавшихся между жителями связей, основанных на совместном решении - непосредственно и (или) через органы местного самоуправления - общих проблем жизнеобеспечения в границах локальной территории их проживания. Жители утрачивают первичную политико-территориальную идентичность.

Представитель Московской областной Думы не согласился с требованиями, заявленными административными истцами, пояснил, что Представительные органы муниципальных образований обладают законодательной инициативы в Московской областной Думе.

28 июня 2019 года Совет депутатов Ленинского муниципального района в Московскую областную Думу поступил проект закона Московской области «Об организации местного самоуправления на территории Ленинского шпального района».

На основании пункта 4 части 3 статьи 28 и части 3 статьи 13 Федерального закона № 131-Ф3 органами местного самоуправления городских и сельских поселений Ленинского муниципального района были проведены публичные слушания по вопросу об объединении территорий муниципальных образований Ленинского муниципального района. К проекту были приложены протоколы таких публичных слушаний и заключения по итогам (за исключением сельского поселения Совхоз им. Ленина). Согласно части 3 статьи 13 Федерального закона № 131-Ф3 согласие муниципального образования на объединение выражается решением представительного органа соответствующего муниципального образования.

Такими решениями являются решения советов депутатов Ленинского шального района от 28.06.2019г. № 1/33 «Об объединении территорий городских поселений Видное, Горки Ленинские, сельских поселений Булатниковское, Володарское, Молоковское, Развилковское, Совхоз имени Ленина Ленинского муниципального района»; городского поселения Видное Ленинского муниципального района от 18.06.2019г № 3/34 «Об объединении территорий городских поселений Видное, Горки Ленинские, поселений Булатниковское, Володарское, Молоковское, Развилковское, Совхоз им. Ленина Ленинского муниципального района», городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района от 11.06.2019г. № 1/26 «Об объединении территорий городских поселений Горки Ленинские, сельских поселений Булатниковское, Володарское, Молоковское, Развилковское, Совхоз им. Ленина Ленинского шпального района», сельского поселения Володарское Ленинского шпального района от 20.05.2019г № 1/26 «Об объединении территорий городских поселений Видное, Горки Ленинские, сельских поселений Булатниковское, Володарское, Молоковское, Развилковское, Совхоз Ленина Ленинского муниципального района», сельского поселения Булатниковское Ленинского муниципального района от 22.05.2019г. № 19 «Об объединении территорий городских поселений Видное, Горки Ленинские, поселений Булатниковское, Володарское, Молоковское, Развилковское, Совхоз им. Ленина Ленинского муниципального района», сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района 3.06.2019г. № 12 «Об объединении территорий городских поселений Горки Ленинские, сельских поселений Булатниковское, Володарское, Молоковское, Развилковское, Совхоз им. Ленина Ленинского шпального района», сельского поселения Развилковское Ленинского шпального района от 03.06.2019г. №1/23 «Об объединении территорий городских поселений Видное, Горки Ленинские, поселений Булатниковское, Володарское, Молоковское, Развилковское, Совхоз им. Ленина Ленинского муниципального района». Согласно проекту закона объединяются территории городских поселений Видное, Горки Ленинские, сельских поселений Булатниковское, Володарское, Молоковское, Развилковское Ленинского муниципального районa и поселения утрачивают статус муниципальных образований. Для приведения в соответствие с требованиями статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ прекращается статус муниципального образования сельского поселения Совхоз им. Ленина Ленинского муниципального района. Муниципальное образование, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Ленинского муниципального района, наделяется статусом городского округа. Объединение указанных поселений осуществляется без изменения границ территории Ленинского муниципального района, в проекте закона определяется перечень входящих в состав муниципального образования населенных пунктов. Муниципальное образование, образованное путем изменения вышеуказанного состава территории Ленинского муниципального района, наделяется статусом городского округа.

4 июля 2019 года проект закона был рассмотрен и принят большинством голосов от установленного числа депутатов в трех чтениях на заседании Московской областной Думы в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и со статьями 108 и 116 Регламента Московской областной Думы.

Суд, выслушав объяснения представителя административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей, что в удовлетворении административного искового заявления необходимо отказать, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 72, 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

Статьей 131 Конституции РФ установлено, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях.

Согласно позиции Конституционного суда РФ, определение территориальных уровней, на которых возможно создание муниципальных образований, относится к ведению субъектов Российской Федерации и может быть различным в том или ином субъекте Российской Федерации, определение территориальной основы местного самоуправления должно позволять решать весь комплекс вопросов местного значения (Определение от 03.04.2007г. № 171-О-П).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальным образованием является городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения; под муниципальным районом понимается несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, под городским округом понимается один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах

В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 131-ФЗ под преобразованием муниципальных образований понимается объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, изменение статуса муниципального округа в связи с наделением его статусом городского округа, изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом муниципального округа или статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением (часть 1).

Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с указанным Федеральным законом (часть 2).

Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений (часть 3).

Согласно пункту 4 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы о преобразовании муниципального образования должны выноситься на публичные слушания.

В соответствии со статьей 1 Закона Московской области № 172/2019-ОЗ объединены территории городских поселений Видное Горки Ленинские Ленинского муниципального района, сельских поселений Булатниковское, Володарское, Молоковское, Развилковское Ленинского муниципального района. В результате объединения поселения утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу закона. Прекращен статус муниципального образования сельского поселения Совхоз им. Ленина Ленинского муниципального района со дня вступления в силу закона.

Закон Московской области № 172/2019 опубликован на официальном интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 25.07.2019, в издании «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 139 от 31.07.2019г.

Установлено, что в рамках предоставленных полномочий 24.04.2019г. главой Ленинского муниципального района инициировано объединение территорий городских поселений Видное, Горки Ленинские, сельских поселений Булатниковское, Володарское, Молоковское, Развилковское, Совхоз им. Ленина Ленинского муниципального района.

В целях выявления мнения населения в период с 29 апреля по 28 мая 2019 года решениями Советов депутатов городских поселений Видное, Горки Ленинские, сельских поселений Булатниковское, Володарское, Молоковское, Развилковское, Совхоз им. Ленина Ленинского муниципального района назначены публичные слушания по вопросу об объединении территорий городских поселений Видное, Горки Ленинские, сельских поселений Булатниковское, Володарское, Молоковское, Развилковское, Совхоз им. Ленина Ленинского муниципального района.

Кроме того, решением Совета депутатов Ленинского муниципального района от 22.05.2019г. № 4/30 публичные слушания по вышеуказанному вопросу назначены на всей территории Ленинского муниципального района, включая территорию сельского поселения Совхоз имени Ленина.

В период с 17 мая по 10 июня 2019 года публичные слушания проведены в городских поселениях Видное, Горки Ленинские, сельских поселениях Булатниковское, Володарское, Молоковское, Развилковское в Ленинском муниципальном районе, признаны состоявшимися, большинством их участников предлагаемое объединение было поддержано.

По результатам публичных слушаний Советами депутатов городских поселений Видное, Горки Ленинские, сельских поселений Булатниковское, Володарское, Молоковское, Развилковское Ленинского муниципального района приняты решения о согласии на соответствующие изменения территориальной организации местного самоуправления (решения Советов депутатов городского поселения Видное Ленинского муниципального района от 18.06.2019г. № 3/34 «Об объединении территорий городских поселений Видное, Горки Ленинские, сельских поселений Булатниковское, Володарское, Молоковское, Развилковское, Совхоз им. Ленина Ленинского муниципального района», городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района от 11.06.2019г. № 1/26 «Об объединении территорий городских поселений Видное, Горки Ленинские, сельских поселений Булатниковское, Володарское, Молоковское, Развилковское, Совхоз им. Ленина Ленинского муниципального района», сельского поселения Володарское Ленинского муниципального района от 20.05.2019г. № 1/26 «Об объединении территорий городских поселений Видное, Горки Ленинские, сельских поселений Булатниковское, Володарское, Молоковское, Развилковское, Совхоз им. Ленина Ленинского муниципального района», сельского поселения Булатниковское Ленинского муниципального района от 22.05.2019г. № 19 «Об объединении территорий городских поселений Видное, Горки Ленинские, сельских поселений Булатниковское, Володарское, Молоковское, Развилковское, Совхоз им. Ленина Ленинского муниципального района», сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района от 13.06.2019г. № 12 «Об объединении территорий городских поселений Видное, Горки Ленинские, сельских поселений Булатниковское, Володарское, Молоковское, Развилковское, Совхоз им. Ленина Ленинского муниципального района», сельского поселения Развилковское Ленинского муниципального района от 03.06.2019г. № 1/23 «Об объединении территорий городских поселений Видное, Горки Ленинские, сельских поселений Булатниковское, Володарское, Молоковское, Развилковское, Совхоз им. Ленина Ленинского муниципального района».

С учетом принятых решений Советов депутатов вышеуказанных поселений и проведенных 05.06.2019г. публичных слушаний на территории Ленинского муниципального района, в которых обеспечено участие всех жителей района, включая жителей сельского поселения Совхоз им. Ленина, Советом депутатов Ленинского муниципального района приняты решения от 28.06.2019г. № 1/33 «Об объединении территорий городских поселений Видное, Горки Ленинские, сельских поселений Булатниковское, Володарское, Молоковское, Развилковское, Совхоз им. Ленина Ленинского муниципального района» и № 2/33 «О законодательной инициативе Совета депутатов Ленинского муниципального района».

Законодательная инициатива представительного органа Ленинского муниципального района Московской области является выражением согласия населения данного района на изменение территориальной организации местного самоуправления Ленинского муниципального района и изменение состава его территории, поскольку Совет депутатов района представлял интересы и принимал решение от имени большинства граждан, проживающих в данном районе.

В соответствии со статьей 42 Устава Московской области Совет депутатов Ленинского муниципального района обладает правом законодательной инициативы в Московской областной Думе.

То обстоятельство, что 04 июля 2019 года, т.е. к моменту рассмотрения и принятия оспариваемого Закона Московской областной Думой, публичные слушания в сельском поселении «Совхоз имени Ленина» по вопросу объединения поселений Ленинского муниципального района не проводились, решение о согласии либо несогласии на объединение поселений Ленинского муниципального района Советом депутатов сельского поселения «Совхоз им. Ленина» не принималось, не может служить основанием для удовлетворения административного искового заявления.

В силу положений статьи 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования (часть 2). На публичные слушания должны выноситься вопросы о преобразовании муниципального образования (пункт 4 части 3).

Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 № 931-О-О).

Решения, принятые на публичных слушаниях, носят рекомендательный характер, не имеют властно-обязывающего характера и не могут предопределять решения, принятие которых в силу закона отнесено к компетенции представительных органов местного самоуправления.

Согласно редакции названной нормы на период принятия оспариваемого Закона Московской области согласие населения выражается представительными органами указанных муниципальных образований.

Федеральный закон № 131-ФЗ не устанавливает императивного требования, согласно которому объединение территорий муниципальных образований не является возможным в случае несогласия одного из поселений (выраженного в установленном порядке) на объединение при условии, что все иные муниципальные образования, в том числе муниципальный район, куда в ходит такое поселение, такое согласие высказали в установленном порядке.

Исходя из численности избирателей городских и сельских поселений Ленинского муниципального района, сельск4ого поселения Совхоз имени Ленина, сведения о которых размещены в ГАС «Выборы» в открытых источниках, существа и природы принятых решений представительных органов местного самоуправления, которые перечислены выше, следует, что абсолютное большинство участников соответствующих правоотношений выразило согласие на объединение территорий, что не могло быть не учтено инициатором объединения территорий городских поселений Видное, Горки Ленинские, сельских поселений Булатниковское, Володарское, Молоковское, Развилковское, Совхоз имени Ленина Ленинского муниципального района в единое муниципальное образование.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что в данном случае законодательная инициатива представительного органа Ленинского муниципального района Московской области является выражением согласия населения данного района на изменение территориальной организации местного самоуправления Ленинского муниципального района и изменение состава его территории, поскольку Совет депутатов района представлял интересы и принимал решение от имени большинства граждан, проживающих в данном районе.

Доводы о том, что муниципальный район вправе был принять указанное решение только после получения соответствующих решений о согласии на объединение всех входящих в его состав поселений не соответствуют требованиям законодательства. Федеральный закон не устанавливает ограничений в порядке принятия решений представительным органом муниципального района. Представительный орган муниципального района наделён полномочиями по принятию соответствующих решений вне зависимости от порядка (очередности) принятия таких решений советами депутатов поселений, входящих в его состав.

Статьей 2 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, а, муниципальный район - это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в случае объединения территорий поселений Ленинского муниципального района, за исключением сельского поселения Совхоз имени Ленина, в составе данного муниципального района вопреки требованиям приведенной выше правовой нормы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осталось бы только одно поселение - сельское поселение Совхоз имени Ленина, которое не соответствует критериям муниципального района или городского округа и не может существовать в правовом вакууме, что дало основание для правомерного прекращения полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц сельского поселения Совхоз имени Ленина Ленинского муниципального района.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что территорию городского округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли для развития городского округа (пункт 3.1); территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения, городского округа (пункт 12); территория городского округа не входит в состав территории муниципального района (пункт 14).

Границы городского округа установлены в границах поселений, входивших в состав Ленинского муниципального района и города Видное, который был наделен статусом городского округа. Федеральный закон № 131-ФЗ не содержит требований установления границ городского округа в зависимости от площади территории, занимаемой таким муниципальным образованием.

Таким образом, при изменении территориальной организации местного самоуправления на территории Ленинского муниципального района требования действующего законодательства соблюдены.

Таким образом, после изменения состава территории Ленинского муниципального района и объединения территорий поселений Ленинского муниципального района, за исключением сельского поселения Совхоз имени Ленина, в состав муниципального района входит одно поселение – сельское поселение Совхоз им. Ленина, что не отвечает требованиям статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ.

Законом Московской области № 172/2019-ОЗ в целях приведения возникших правоотношений в соответствие с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ статус сельского поселения Совхоз имени Ленина прекращен.

Оспариваемый Закона Московской области «Об организации местного самоуправления на территории Ленинского муниципального района» принят в переделах полномочий органов государственной власти Московской области, принципов организации местного самоуправления не нарушает и не снижает уровень правовых гарантий граждан в области местного самоуправления.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.

Руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15. ФИО16, ФИО17, ФИО18 А.ча, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, Парно А. С., ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37-ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО75, ФИО76 Б., ФИО77,

ФИО78, ФИО79, ФИО80, ФИО81, ФИО82 Гарриевны,

ФИО83, ФИО84, ФИО85, ФИО60, ФИО86, ФИО87, ФИО88, ФИО89, ФИО90, ФИО91, ФИО92, ФИО93, ФИО94, ФИО95, ФИО96, ФИО97, ФИО98, ФИО99, ФИО100, ФИО101, ФИО102, ФИО103, ФИО104, ФИО105, ФИО106, ФИО107, ФИО108, ФИО109, ФИО110, ФИО111, ФИО112, ФИО113, ФИО114, ФИО115, ФИО116, ФИО117, ФИО118, ФИО119, ФИО120, ФИО121, ФИО122, ФИО123, ФИО124, ФИО125, ФИО126, ФИО127, ФИО128, ФИО129, ФИО130, ФИО19, ФИО131, ФИО132, ФИО133, ФИО134, ФИО135, ФИО136, ФИО137, ФИО138, ФИО139, ФИО140 А.ча, ФИО141, ФИО142, ФИО143, ФИО144, ФИО145, ФИО146, ФИО147, ФИО148, ФИО149, ФИО150, ФИО151, ФИО152, ФИО153 А.ча, ФИО154, ФИО155, ФИО156, ФИО157, ФИО158, ФИО159, ФИО160, ФИО161, ФИО162, ФИО163, ФИО164, ФИО165, ФИО166, ФИО167, ФИО168, ФИО169, ФИО170, ФИО171, ФИО172 Н.евны, ФИО173, ФИО174, ФИО175, ФИО176, ФИО177, ФИО178, ФИО179, ФИО180, ФИО181, ФИО182, ФИО183, ФИО184, ФИО185 АнатО., ФИО186, ФИО187, ФИО188, ФИО94, ФИО189, ФИО190, ФИО191, ФИО192, ФИО193, ФИО194, ФИО195, ФИО196, ФИО197, ФИО198, ФИО199, ФИО200, ФИО201, ФИО202, ФИО203, ФИО204, ФИО205, ФИО206, ФИО207, ФИО208, ФИО209, ФИО210, ФИО211, ФИО212, ФИО213, ФИО214, ФИО215, ФИО216, ФИО217, ФИО218, ФИО219, ФИО220, ФИО221, ФИО222, ФИО223, ФИО224, ФИО225, ФИО226, ФИО227, ФИО228 о признании недействующим Закона Московской области от 19 июля 2019 года № 172/2019-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Ленинского муниципального района» оставить без удовлетворения.

На решение могут быть принесены апелляционная жалоба и апелляционное представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы, представления через Московский областной суд.

Судья Терещенко А.А.