к делу № 3а-1105/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 августа 2019 г. город Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Кривцова А.С.,
при секретаре судебного заседания < Ф.И.О. >1,
с участием прокурора Стрелковского С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО «Азов-Эффект» о признании нормативного правового акта недействующим в части,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Азов-Эффект» обратилось в суд с административным иском о признании недействующим Приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 г. № 3043 в части утверждения пункта 67046 «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (далее также Перечень).
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что в Перечень в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено недвижимое имущество, наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, кадастровый <...>, площадью <...> кв.м., расположенное по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, <...>, <...>, нежилое помещение комнаты: 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14-а - 1 этаж, комнаты: 1, 2, 3, 4, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 16/1, 16/2, 16/3, 16/4, 16/5, 17, 18, 19, 19/1, 21, 22, 23, 23/1, 24, 24/1, 24/2 -2 этаж.
ООО «Азов-Эффект» является собственником вышеуказанного объекта недвижимого имущества. Административный истец указывает, что включение указанного объекта недвижимого имущества в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 2 Закона Краснодарского края «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О налоге на имущество организаций» №3388-К3 от 29.04.2016 г.
Включение данного объекта в Перечень нарушает права и законные интересы административного истца в сфере предпринимательской и экономической деятельности, так как необоснованно возлагает обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Вышеуказанный объект недвижимого имущества не обладает признаками объекта налогообложения, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание представитель административного истца ООО «Азов-Эффект» действующий на основании доверенности Шулика В.Н. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Краснодарского края, действующая на основании доверенности Камынина И.В., в судебном заседании поддержала свою позицию, изложенную в отзыве на административное исковое заявление, просила вынести законное и обоснованное решение по заявленным требованиям.
Представитель заинтересованного лица администрации Краснодарского края в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, был уведомлен надлежащим образом о месте и времени слушания дела.
Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.
Прокурор Стрелковский С.Н. в судебном заседании в заключении указал, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку установлено, что спорный объект недвижимого имущества не подпадает под нормы, установленные действующим законодательством, необходимые для включения в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость.
Изучив доводы административного иска, отзыв, заслушав участника процесса, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Проверяя полномочия Департамента имущественных отношений Краснодарского края на принятие оспариваемого нормативного правового акта (административным истцом данные полномочия не оспариваются), суд исходит из следующего.
26 декабря 2018 г. принят приказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края № 3043, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, согласно приложению к данному приказу.
В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как указано в пункте 1 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Краснодарского края от 29 апреля 2016 года № 3388-КЗ «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О налоге на имущество организаций» (далее Закон КК № 3388-КЗ), высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края с учетом положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 2 статьи Закон Краснодарского края № 3388-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций: определяет в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Как следует из пункта 3.52 Положения о Департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 г. № 345, Департамент в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции: определяет не позднее первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет его в указанный срок в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик по делу Департамент имущественных отношений Краснодарского края является в Краснодарском крае уполномоченным государственным органом, утверждающим перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Рассматривая вопрос о соблюдении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, судом установлены следующие обстоятельства.
Оспариваемый Приказ от 26 декабря 2018 г. № 3043 принят в соответствии с Положением о порядке определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 г. № 319, а также Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 г. № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».
Таким образом, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия оспариваемого приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 г. № 3043.
Рассматривая вопрос соблюдения порядка публикации оспариваемого нормативного правового акта, что не оспаривается административным истцом, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 3 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 2 статьи Закон Краснодарского края № 3388-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 7 июля 2011 г. № 1041 «Об официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в сети Интернет» утверждены Положение об официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края; Регламент информационного наполнения официального сайта Департамента имущественных отношений Краснодарского края; Перечень информации о деятельности Департамента имущественных отношений Краснодарского края, размещаемой на официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Согласно данному приказу и приложениям к ним, официальный сайт Департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» расположен по адресу http://diok.ru.
Согласно представленным административным ответчиком документам, оспариваемые приказы опубликованы на вышеуказанном официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края, который служит официальным источником публикаций нормативных правовых актов Департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
С учетом вышеизложенного, суд считает, что порядок публикации оспариваемого нормативно-правового акта не нарушен.
Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемый приказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом государственной власти, принятым с соблюдением порядка принятия такого акта и опубликованным в установленном порядке.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении его прав, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечают в том числе условиям административно-делового центра и торгового центра (комплексы) и помещений в них.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, ООО «Азов-Эффект» на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества, наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, кадастровый <...>, площадью 722,4 кв.м., расположенное по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, <...>, <...>, нежилое помещение комнаты: 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14-а - 1 этаж, комнаты: 1, 2, 3, 4, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 16/1, 16/2, 16/3, 16/4, 16/5, 17, 18, 19, 19/1, 21, 22, 23, 23/1, 24, 24/1, 24/2 - 2 этаж, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <...> за <...>.
Суд, изучив материалы дела, считает необходимым удовлетворить административные исковые требования ООО «Азов-Эффект» о признания недействующим Приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от <...><...> в части утверждения пункта 67046 в отношении объекта с кадастровым номером <...> по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и пояснений представителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края, объект капитального строительства с кадастровым номером <...> признан подлежащим включению в Перечень на 2019 согласно сведениям государственного кадастра недвижимости (письмо Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 05.07.2018 г. №11-775/23486), как административное здание.
Суд не может согласиться с доводами административного ответчика о том, что наименование здания принадлежащего административному истцу позволяло признать объект капитального строительства предназначенным для использования в целях административного назначения и соответственно, включить его в оспариваемый Перечень.
ООО «Азов-Эффект» занимается производственной деятельностью связанной с водным и морским транспортном, ремонтом машин и оборудования, перевозкой грузов специализированными автотранспортными средствами и не осуществляет предоставление бытовых услуг населению, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от <...> № <...>.
В соответствии с письмом Министерства финансов РФ № 03-05-04-01/67827 от 18.10.2017 г., если объекты недвижимого имущества используются в соответствии с Уставом организации в целях экономической деятельности (в том числе научно-исследовательской, научно-производственной, медицинской, проектно-конструкторской деятельности и т.п.), которая не относится к деловой, административной или коммерческой деятельности для размещения офисов, то такие объекты не могут квалифицироваться в качестве административно-деловых объектов, офисных помещений, поименованных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (ГКН) объект недвижимого имущества кадастровый <...> имеет наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение. Объект недвижимого имущества кадастровый <...> представляет собой группу помещений в здании с кадастровым номером <...>. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (ГКН) объект недвижимого имущества кадастровый <...> имеет наименование: административное здание, назначение: нежилое помещение.
Из содержания технического паспорта на объект недвижимого имущества, кадастровый <...> суд установил следующие обстоятельства.
Согласно техническому паспорту на объект, (экспликация к поэтажному плану здания (строения)), объект недвижимости, общей площадью 722,4 кв.м., состоит из помещений, включающих в себя основные помещения, (527,7 кв.м.) и вспомогательные помещения (194,7 кв.м.), а именно коридор, цех, котельную, душевую, склад, помещение, кабинеты, туалет, мойку.
Из технического паспорта спорного здания следует, что нежилое помещение относится к производственному типу и включает в себя цеха, складские и санитарно-бытовые помещения.
Иных сведений, позволяющих определить принадлежность указанного помещения к объектам административно-делового центра, в материалах административного дела не содержится.
Судом установлено, что здание находится на территории производственной базы и составляет инфраструктуру промышленного предприятия, функционально неотделимо от единого производственного комплекса и входит в его состав в качестве производственного объекта. В нем располагается производственный персонал общества. Здание находится в глубине ограждённой территории, подходы к зданию со стороны улицы отсутствуют, доступ к зданию ограничен, существует пропускная система.
Объект капитального строительства кадастровый <...> расположен на земельном участке кадастровый <...>, вид разрешенного использования которого: «под производственными зданиями», что подтверждается выпиской из ЕГРН от <...> « 23/225/002/2016-5007.
Такой вид разрешенного использования земельного участка размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания не предусматривает.
В государственном кадастре недвижимости, Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах и документах технического учета (инвентаризации) зданий не содержится сведений, которые позволяли бы отнести спорный объект к административно-деловым центрам в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, а также к иным видам объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Наличие слова «административное здание» в наименовании спорного здания с кадастровым номером <...> нельзя считать достаточными основаниями для формального включения объекта недвижимости в Перечень.
Вместе с тем на момент включения спорного здания в Перечень объекта недвижимого имущества, в нарушение требований Порядка, его фактическое использование не устанавливалось, выездное обследование не проводилось, несмотря на то, что сведения государственного кадастра недвижимости, документов технического учета не позволяли отнести данное здание к видам объектов в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Согласно акту обследования от <...> объект недвижимого имущества с кадастровым номером <...> представляют собой группу помещений в здании с кадастровым номером <...>. На здании имеются вывески: <...>. Фасад здания выходит на улицу.
К объекту недвижимого имущества с кадастровым номером <...> доступ ограничен (пропускная система).
Согласно акту обследования от 28.01.2019 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв.м. в помещениях расположено производственное оборудование, инструменты, запчасти, а также подсобные, вспомогательные помещения, котельная (производственные мастерские и лаборатории общества).
Учитывая приведенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Департамент имущественных отношений Краснодарского края в нарушение требований Налогового кодекса Российской Федерации и Порядка включил объект недвижимого имущества кадастровый <...> в Перечни, несмотря на то, что он не отвечает требованиям, установленным законодателем в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
С учетом изложенного суд считает, административные исковые требования ООО «Азов-Эффект» подлежащими удовлетворению в части признания недействующим Приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 г. № 3043 в части утверждения пункта 67046 в отношении объекта с кадастровым номером <...>.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя дату признания решения Департамента имущественных отношений Краснодарского края не действующим в части, суд исходит из того обстоятельства, что установление иной даты, чем день его принятия не устранит выявленные судом в ходе настоящего разбирательства нарушения прав административного истца.
При этом, в ходе судебного разбирательства не установлена правовая неурегулированность правоотношений, связанная с признанием оспариваемого нормативного правового акта не действующим в части, поскольку после вступления настоящего решения суда в законную силу налоговая база в отношении объектов капитального строительства подлежит исчислению в соответствии с общими требованиями Налогового Кодекса Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, суд не находит правовых оснований для применения положений части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и возложения на Департамент имущественных отношений Краснодарского края обязанности принять новый нормативный правовой акт.
Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административные исковые требования ООО «Азов-Эффект» о признании нормативного правового акта недействующим в части, удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 67046 (в отношении нежилого помещения с кадастровым номером <...>) приложения к приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26.12.2018 г. № 3043 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год».
Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края опубликовать настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативно правовые акты Департамента имущественных отношений Краснодарского края, а также разместить на сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края сообщить суду и ООО «Азов-Эффект» в срок 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу об его исполнении либо об уважительных причинах невозможности его исполнить в указанный срок.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 30 августа 2019 г.
Судья Кривцов А.С.