ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1107/19 от 17.03.2020 Брянского областного суда (Брянская область)

дело № 3а-73/2020 ( № 3а-1107/2019)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Брянск 17 марта 2020 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Богородской Н.А.,

при секретаре Шепеленко Е.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1– ФИО2, представителей административных ответчиков – управления имущественных отношений Брянской области ФИО3 и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к управлению имущественных отношений Брянской области, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости: земельного участка, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для размещения артезианских скважин; для размещения коммунальных инженерно-технических сооружений и коммуникаций, предназначенных для обеспечения граждан и организаций услугами теплоснабжения; для размещения котельных; для размещения наземных сооружений линий электропередачи; для размещения опор воздушных линий электропередачи; для размещения газорегуляторных пунктов; для размещения коммунальных инженерно-технический сооружений и коммуникаций, предназначенных для обеспечения граждан и организаций услугами связи; для размещения станций и антенн сотовой связи; для размещения администраций предприятий, организаций и учреждений; для размещения столовых при предприятиях и учреждениях; для размещения металлообрабатывающих производств; для размещения предприятий по производству изделий из дерева; для размещения объектов надземных и подземных кабельных линий связи; для размещения промышленных баз, складов, погрузочных терминалов и доков, являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз; для размещения хранилищ фруктов, овощей, картофеля, зерна; для размещения материальных складов; для размещения складов промышленных и хозяйственных товаров; для размещения складов пищевых продуктов; для размещения сооружений уличного освещения, уличной мебели, мусоросборников; для размещения стоянок легкового автотранспорта; для размещения стоянок грузового автотранспорта; для размещения гаражей и парков по ремонту, технологическому обслуживанию и хранению грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники; площадью 4568+/-69,57 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 2 803 518,64 руб.; земельного участка, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для размещения артезианских скважин; для размещения коммунальных инженерно-технических сооружений и коммуникаций, предназначенных для обеспечения граждан и организаций услугами теплоснабжения; для размещения котельных; для размещения наземных сооружений линий электропередачи; для размещения опор воздушных линий электропередачи; для размещения газорегуляторных пунктов; для размещения коммунальных инженерно-технический сооружений и коммуникаций, предназначенных для обеспечения граждан и организаций услугами связи; для размещения станций и антенн сотовой связи; для размещения администраций предприятий, организаций и учреждений; для размещения столовых при предприятиях и учреждениях; для размещения металлообрабатывающих производств; для размещения предприятий по производству изделий из дерева; для размещения объектов надземных и подземных кабельных линий связи; для размещения промышленных баз, складов, погрузочных терминалов и доков, являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз; для размещения хранилищ фруктов, овощей, картофеля, зерна; для размещения материальных складов; для размещения складов промышленных и хозяйственных товаров; для размещения складов пищевых продуктов; для размещения сооружений уличного освещения, уличной мебели, мусоросборников; для размещения стоянок легкового автотранспорта; для размещения стоянок грузового автотранспорта; для размещения гаражей и парков по ремонту, технологическому обслуживанию и хранению грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники; площадью 50311+/-231,44 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 30 877 370,03 руб.; объекта незавершенного строительства (административное здание), площадь застройки 159,8 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 3 439 615,10 руб., равной их рыночной стоимости, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, что влечет нарушение прав административного истца, как плательщика налога.

Просит установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 4568+/-69,57 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 10 июля 2019 года в размере 1 061 877, 28 руб.; земельного участка, площадью 50 311+/-231,44 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 10 июля 2019 года в размере 10 267 468, 88 руб.; объекта незавершенного строительства (административное здание), площадь застройки 159,8 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 1 164 983,89 руб.

Административный истец ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении дела не заявлял.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1– ФИО2 административные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области ФИО3, иск не признала, против удовлетворения заявленных требований возражала, ссылаясь на то, что установление кадастровой стоимости объектов в размере их рыночной стоимости приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области. Право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов в размере их рыночной стоимости не оспаривала.

Представитель административного ответчика – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области ФИО4 против удовлетворения административного иска возражала, считает, что ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, право административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной в отношении объектов недвижимости ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, в том числе размеру рыночной стоимости, не оспаривала.

Административный ответчик - управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области и заинтересованные лица – администрация Брянского района Брянской области, Новодарковичская сельская администрация и ФИО5 о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители указанных органов и ФИО5 не явились, ходатайств об отложении дела не заявлено.

В ходатайстве от 16 марта 2020 года представитель управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области ФИО6 просит рассмотреть дело в отсутствие представителя управления Росреестра по Брянской области. В отзыве от 27 ноября 2019 года указано, что заявленные в суд требования сводятся к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое управлением Росреестра по Брянской области не оспаривается, также не оспаривается представленный административным истцом в качестве доказательства отчет об определении рыночной стоимости. Управление Росреестра по Брянской области как орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, права и законные интересы заявителя не нарушало, по существу заявленных требований не возражает, в отношении установления кадастровой стоимости в размере рыночной полагается на усмотрение суда.

Представитель администрации Брянского района Брянской области ФИО7 в ходатайстве от 16 марта 2020 года просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации района. В отзыве на иск от 07 ноября 2019 года представителем администрации Брянского района указано, что значительное снижение кадастровой стоимости объектов недвижимости, особенно если они используются для предпринимательской деятельности, может существенно повлиять на размер налоговых доходов местного бюджета, в связи с чем администрация района возражает против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав объяснения представителя административного истца ФИО2, представителей административных ответчиков – управления имущественных отношений Брянской области ФИО3 и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области ФИО4, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Вопросы государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ( далее - Закон об оценочной деятельности).

В соответствии с положениями статьи 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства; под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки ( статья 11 Закона об оценочной деятельности).

Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как следует из материалов административного дела, ФИО1 является собственником: земельного участка, площадью 50 311+/-231,44 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для размещения артезианских скважин; для размещения коммунальных инженерно-технических сооружений и коммуникаций, предназначенных для обеспечения граждан и организаций услугами теплоснабжения; для размещения котельных: для размещения наземных сооружений линий электропередачи; для размещения опор воздушных линий электропередачи; для размещения газорегуляторных пунктов; для размещения коммунальных инженерно-технический сооружений и коммуникаций, предназначенных для обеспечения граждан и организаций услугами связи; для размещения станций и антенн сотовой связи; для размещения администраций предприятий, организаций и учреждений; для размещения столовых при предприятиях и учреждениях; для размещения металлообрабатывающих производств; для размещения предприятий по производству изделий из дерева; для размещения объектов надземных и подземных кабельных линий связи; для размещения промышленных баз, складов, погрузочных терминалов и доков, являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз; для размещения хранилищ фруктов, овощей, картофеля, зерна; для размещения материальных складов; для размещения складов промышленных и хозяйственных товаров; для размещения складов пищевых продуктов; для размещения сооружений уличного освещения, уличной мебели, мусоросборников; для размещения стоянок легкового автотранспорта; для размещения стоянок грузового автотранспорта; для размещения гаражей и парков по ремонту, технологическому обслуживанию и хранению грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники; кадастровый , адрес: <адрес>.

Кроме того, до июля 2019 года ему на праве собственности принадлежали земельный участок, площадью 4568+/-69,57 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для размещения артезианских скважин; для размещения коммунальных инженерно-технических сооружений и коммуникаций, предназначенных для обеспечения граждан и организаций услугами теплоснабжения; для размещения котельных; для размещения наземных сооружений линий электропередачи; для размещения опор воздушных линий электропередачи; для размещения газорегуляторных пунктов; для размещения коммунальных инженерно-технический сооружений и коммуникаций, предназначенных для обеспечения граждан и организаций услугами связи; для размещения станций и антенн сотовой связи; для размещения администраций предприятий, организаций и учреждений; для размещения столовых при предприятиях и учреждениях; для размещения металлообрабатывающих производств; для размещения предприятий по производству изделий из дерева; для размещения объектов надземных и подземных кабельных линий связи; для размещения промышленных баз, складов, погрузочных терминалов и доков, являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз; для размещения хранилищ фруктов, овощей, картофеля, зерна; для размещения материальных складов; для размещения складов промышленных и хозяйственных товаров; для размещения складов пищевых продуктов; для размещения сооружений уличного освещения, уличной мебели, мусоросборников; для размещения стоянок легкового автотранспорта; для размещения стоянок грузового автотранспорта; для размещения гаражей и парков по ремонту, технологическому обслуживанию и хранению грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники; кадастровый , адрес: <адрес>; и объект незавершенного строительства, площадь застройки: 159,8 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>.

Право собственности ФИО1 на земельный участок, с кадастровым номером 32:02:0530202:80, и объект незавершенного строительства, с кадастровым , прекращено 23 июля 2019 года. В ЕГРН содержатся актуальные записи о государственной регистрации права собственности на данные объекты от 23 июля 2019 года и от 23 июля 2019 года в пользу ФИО5, привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, и не представившего возражений относительно заявленного административного иска.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 17 июля 2019 года № 32/ИСХ/19-224557, № 32/ИСХ/19-224561 по состоянию на 16 июля 2019 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым , адрес: <адрес>, составляет 2 803 518,64 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым , адрес: <адрес>, составляет 30 877 370, 03 руб. Сведения о дате утверждения кадастровой стоимости указанных объектов в Едином государственном кадастре недвижимости отсутствуют, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 10 июля 2019 года (сведения внесены на основании акта от 10 июля 2019 года № 32-0-1-99/3203/219-347), дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) данных объектов – 10 июля 2019 года.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 21 августа 2019 года № 32/ИСХ/19-265850 по состоянию на 20 августа 2019 года кадастровая стоимость объекта незавершенного строительства (административное здание) с кадастровым , адрес: <адрес>, составляет 3 439 615,10 руб. Дата утверждения кадастровой стоимости – 27 декабря 2015 года, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 28 декабря 2015 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 01 января 2015 года.

Учитывая, что кадастровая стоимость указанных земельных участков определена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области в названных выше актах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, исходя из приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 года № П/210 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик» и разъяснений, изложенных в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд находит несостоятельными доводы представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области о том, что данный орган является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.

Исходя из требований статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, являются налогоплательщиками земельного налога.

Согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В силу требований статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с требованиями статей 400 и 401 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие правом собственности на жилой дом; квартиру, комнату; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение, являются плательщиками налога на имущество физических лиц.

Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Таким образом, права и обязанности административного истца ФИО1, как налогоплательщика, затронуты результатами определения кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости, и он вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении принадлежащих ему объектов недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.

В силу разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).

Административный истец ФИО1, оспаривая кадастровую стоимость принадлежащих ему объектов недвижимости, в обоснование заявленных требований представил отчеты об оценке от 26 июля 2019 года № 60 и от 29 августа 2019 года № 86, выполненные ООО «Навигатор Права и Оценки», согласно которым рыночная стоимость земельного участка, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для размещения артезианских скважин; для размещения коммунальных инженерно-технических сооружений и коммуникаций, предназначенных для обеспечения граждан и организаций услугами теплоснабжения; для размещения котельных; для размещения наземных сооружений линий электропередачи; для размещения опор воздушных линий электропередачи; для размещения газорегуляторных пунктов; для размещения коммунальных инженерно-технический сооружений и коммуникаций, предназначенных для обеспечения граждан и организаций услугами связи; для размещения станций и антенн сотовой связи; для размещения администраций предприятий, организаций и учреждений; для размещения столовых при предприятиях и учреждениях; для размещения металлообрабатывающих производств; для размещения предприятий по производству изделий из дерева; для размещения объектов надземных и подземных кабельных линий связи; для размещения промышленных баз, складов, погрузочных терминалов и доков, являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз; для размещения хранилищ фруктов, овощей, картофеля, зерна; для размещения материальных складов; для размещения складов промышленных и хозяйственных товаров; для размещения складов пищевых продуктов; для размещения сооружений уличного освещения, уличной мебели, мусоросборников; для размещения стоянок легкового автотранспорта; для размещения стоянок грузового автотранспорта; для размещения гаражей и парков по ремонту, технологическому обслуживанию и хранению грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники; площадью 4568+/-69,57 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, по состоянию на 10 июля 2019 года составляет 1 061 877,28 руб.; земельного участка, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для размещения артезианских скважин; для размещения коммунальных инженерно-технических сооружений и коммуникаций, предназначенных для обеспечения граждан и организаций услугами теплоснабжения; для размещения котельных; для размещения наземных сооружений линий электропередачи; для размещения опор воздушных линий электропередачи; для размещения газорегуляторных пунктов; для размещения коммунальных инженерно-технический сооружений и коммуникаций, предназначенных для обеспечения граждан и организаций услугами связи; для размещения станций и антенн сотовой связи; для размещения администраций предприятий, организаций и учреждений; для размещения столовых при предприятиях и учреждениях; для размещения металлообрабатывающих производств; для размещения предприятий по производству изделий из дерева; для размещения объектов надземных и подземных кабельных линий связи; для размещения промышленных баз, складов, погрузочных терминалов и доков, являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз; для размещения хранилищ фруктов, овощей, картофеля, зерна; для размещения материальных складов; для размещения складов промышленных и хозяйственных товаров; для размещения складов пищевых продуктов; для размещения сооружений уличного освещения, уличной мебели, мусоросборников; для размещения стоянок легкового автотранспорта; для размещения стоянок грузового автотранспорта; для размещения гаражей и парков по ремонту, технологическому обслуживанию и хранению грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники; площадью 50311+/-231,44 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, по состоянию на 10 июля 2019 года составляет 10 267 468,88 руб.; объекта незавершенного строительства (административное здание), площадь застройки 159,8 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, по состоянию на 01 января 2015 года составляет 1 164 983,89 руб.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административного истца ФИО2 по делу была назначена судебная оценочная экспертиза на предмет соответствия представленных отчетов об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, производство которой поручено экспертам ООО «РосЭкспертЪ».

Согласно заключению эксперта ООО «РосЭкспертЪ» ФИО10 от 29 января 2020 года № 10-20-Н отчеты об оценке от 26 июля 2019 года № 60 и от 29 августа 2019 года № 86, выполненные ООО «Навигатор Права и Оценки», соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, в связи с чем рыночная стоимость объектов недвижимости, указанных в отчетах, по состоянию на соответствующие объектам оценки даты оценки не устанавливалась.

Оценивая заключение эксперта ООО «РосЭкспертЪ» ФИО10 от 29 января 2020 года № 10-20-Н в соответствии с пунктом 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признает его надлежащим доказательством по делу, поскольку экспертиза проведена в соответствии с требованиями действующего процессуального законодательства, в заключении приведены ссылки на нормативные акты и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы. Эксперт ФИО10 является действительным членом саморегулируемой организации «Региональная ассоциация оценщиков», имеет необходимые дипломы и квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, на основании чего сделаны выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Оснований для сомнения в правильности, беспристрастности и объективности эксперта не имеется.

Административными ответчиками и заинтересованными лицами доказательств, опровергающих указанное заключение эксперта, не представлено.

Таким образом, учитывая, что административным истцом выполнена возложенная на него обязанность по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, а административными ответчиками и заинтересованными лицами не опровергнуты представленные доказательства об определении рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, а также принимая во внимание, что данные об иной рыночной стоимости данных объектов недвижимости, которые могли бы опровергнуть отчеты об оценке от 26 июля 2019 года № 60 и от 29 августа 2019 года № 86, выполненные ООО «Навигатор Права и Оценки», и заключение эксперта ООО «РосЭкспертЪ» от 29 января 2020 года № 10-20-Н, отсутствуют, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ФИО1 и установлении кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства, площадь застройки: 159,8 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 1 164 983, 89 руб.; земельного участка, площадью 4568+/-69,57 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для размещения артезианских скважин; для размещения коммунальных инженерно-технических сооружений и коммуникаций, предназначенных для обеспечения граждан и организаций услугами теплоснабжения; для размещения котельных; для размещения наземных сооружений линий электропередачи; для размещения опор воздушных линий электропередачи; для размещения газорегуляторных пунктов; для размещения коммунальных инженерно-технический сооружений и коммуникаций, предназначенных для обеспечения граждан и организаций услугами связи; для размещения станций и антенн сотовой связи; для размещения администраций предприятий, организаций и учреждений; для размещения столовых при предприятиях и учреждениях; для размещения металлообрабатывающих производств; для размещения предприятий по производству изделий из дерева; для размещения объектов надземных и подземных кабельных линий связи; для размещения промышленных баз, складов, погрузочных терминалов и доков, являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз; для размещения хранилищ фруктов, овощей, картофеля, зерна; для размещения материальных складов; для размещения складов промышленных и хозяйственных товаров; для размещения складов пищевых продуктов; для размещения сооружений уличного освещения, уличной мебели, мусоросборников; для размещения стоянок легкового автотранспорта; для размещения стоянок грузового автотранспорта; для размещения гаражей и парков по ремонту, технологическому обслуживанию и хранению грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники; кадастровый , адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 10 июля 2019 года в размере 1 061 877,28 руб.; земельного участка, площадью 50 311+/-231,44 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для размещения артезианских скважин; для размещения коммунальных инженерно-технических сооружений и коммуникаций, предназначенных для обеспечения граждан и организаций услугами теплоснабжения; для размещения котельных: для размещения наземных сооружений линий электропередачи; для размещения опор воздушных линий электропередачи; для размещения газорегуляторных пунктов; для размещения коммунальных инженерно-технический сооружений и коммуникаций, предназначенных для обеспечения граждан и организаций услугами связи; для размещения станций и антенн сотовой связи; для размещения администраций предприятий, организаций и учреждений; для размещения столовых при предприятиях и учреждениях; для размещения металлообрабатывающих производств; для размещения предприятий по производству изделий из дерева; для размещения объектов надземных и подземных кабельных линий связи; для размещения промышленных баз, складов, погрузочных терминалов и доков, являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз; для размещения хранилищ фруктов, овощей, картофеля, зерна; для размещения материальных складов; для размещения складов промышленных и хозяйственных товаров; для размещения складов пищевых продуктов; для размещения сооружений уличного освещения, уличной мебели, мусоросборников; для размещения стоянок легкового автотранспорта; для размещения стоянок грузового автотранспорта; для размещения гаражей и парков по ремонту, технологическому обслуживанию и хранению грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники; кадастровый , адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 10 июля 2019 года в размере 10 267 468,88 руб.

Исходя из разъяснений, данных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Как следует из материалов административного дела, ФИО1. обратился в суд с настоящим административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости 27 сентября 2019 года (л.д.2).

Таким образом, датой подачи ФИО1 заявления об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости в размере рыночной стоимости следует считать 27 сентября 2019 года, т.е. дату его обращения в суд.

По смыслу положений статей 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

С учетом изложенного настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление ФИО1 к управлению имущественных отношений Брянской области, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта незавершенного строительства, площадь застройки: 159,8 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 1 164 983, 89 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 4568+/-69,57 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, кадастровый , адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 10 июля 2019 года в размере 1 061 877,28 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 50 311+/-231,44 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, кадастровый , адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 10 июля 2019 года в размере 10 267 468,88 руб.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 27 сентября 2019 года – дату обращения ФИО1 с настоящим административным иском в суд.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А.Богородская