ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1108/19 от 02.06.2020 Московского областного суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 июня 2020 года г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Смышляевой О.В.,

при секретаре Дойничко О.И.,

с участием прокурора Ищенко Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-210/20 по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО24 А.овича, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО23 СтепА., ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, Туба Ю. А., Туба Л. Ю., Туба Н. Ю., ФИО22 к Министерству строительного комплекса Московской области о признании недействующим распоряжения Министерства строительного комплекса Московской области от 12 августа 2015 года №П16/1208 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории по адресу: Московская область, Мытищинский муниципальный район, городское поселение Мытищи, мкр. 31, 34» в части включения в проект планировки и проект межевания объектов недвижимости, принадлежащих административным истцам на праве собственности, в части установления красных линий по земельным участкам,

УСТАНОВИЛ:

Вышеуказанные истцы обратились в Московский областной суд с административным исковым заявлением и просили суд признать недействующим распоряжение Министерства строительного комплекса Московской области №П16/1208 от 12.08.2015 «Об утверждении проекта планировки и межевания территории по адресу: Московская область, Мытищинский муниципальный район, городское поселение Мытищи, мкр. 31, 34» в части включения в проект планировки и проект межевания земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности ФИО1, <данные изъяты> и <данные изъяты>, принадлежащих на праве собственности ФИО2, <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности ФИО4, <данные изъяты>, <данные изъяты>, принадлежащих на праве общей долевой собственности ФИО6 и ФИО18, <данные изъяты>, принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО8 и ФИО7, <данные изъяты> принадлежащего на праве собственности ФИО9, <данные изъяты> принадлежащего на праве собственности ФИО10, <данные изъяты> и <данные изъяты>, принадлежащих на праве собственности ФИО11, <данные изъяты> и <данные изъяты>, принадлежащих на праве собственности ФИО12, <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности ФИО13, <данные изъяты>, принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО23 и ФИО14, <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности ФИО15, <данные изъяты> и <данные изъяты>, принадлежащих на праве собственности ФИО16<данные изъяты> принадлежащего на праве собственности ФИО17, <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности ФИО21, <данные изъяты> и <данные изъяты>, принадлежащих на праве собственности ФИО22, нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, принадлежащего на собственности ФИО24 и находящейся под зданием и прилегающей к нему территории (земель) до границ соседних земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> и красных линий по <данные изъяты>, жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности Туба Ю.А., Туба Л.Ю., Туба Н.Ю., и находящейся под зданием и прилегающей к нему территории (земель) до границ соседних земельных участков, жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенным по адресу: <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности ФИО3, ФИО5, ФИО19, ФИО20, и находящейся под зданием и прилегающей к нему территории (земель) до границ соседних земельных участков.

Кроме того, просили признать недействующим распоряжение Министерства строительного комплекса Московской области №П16/1208 от 12.08.2015г. «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории по адресу: Московская область, Мытищинский муниципальный район, городское поселение Мытищи, мкр. 31, 34» в части установления проектом планировки красных линий по земельным участкам с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности ФИО1, <данные изъяты>, принадлежащих на праве собственности ФИО2, <данные изъяты>, принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО8 и ФИО7, <данные изъяты> принадлежащего на праве собственности ФИО9, <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности ФИО10, <данные изъяты>, принадлежащих на праве собственности ФИО12, <данные изъяты> принадлежащего на праве собственности ФИО13, <данные изъяты> принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО23 и ФИО14, <данные изъяты> принадлежащего на праве собственности ФИО15, <данные изъяты>, принадлежащих на праве собственности ФИО16<данные изъяты> принадлежащего на праве собственности ФИО21, <данные изъяты>, принадлежащих на праве собственности ФИО22, земельному участку под жилым домом, расположенном по адресу: Московская 1сть, городской округ Мытищи, <данные изъяты> принадлежащему на праве собственности Туба Ю.А., Туба Л.Ю., Туба Н.Ю., земельному участку и расположенному на нем жилому дому с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенным по адресу: <данные изъяты>, принадлежащему на праве собственности ФИО3, ФИО5, 5гиной В.Н., ФИО20, а также в части установления проектом планировки линий отступа по земельным участкам с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности ФИО9, <данные изъяты>, принадлежащих на праве собственности ФИО22

В обоснование требований административные истцы указали, что являются собственниками объектов недвижимости на территории микрорайонов 31 и 34 <данные изъяты> г.о. <данные изъяты>.

Постановлением Главы городского поселения Мытищи от 28.09.2012 №1599 «О развитии застроенной территории мкр.31, 34 г. Мытищи» принято решение о развитии застроенной территории мкр.31, 34 г. Мытищи. На основании указанного Постановления №1599 земельные участки административных истцов были незаконно отнесены к территории, подлежащей развитию.

12 августа 2015 года Министерством строительного комплекса Московской области принято на основании разработанной ООО «Земляные ресурсы» документации по планировке территории распоряжение №П16/1208 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории по адресу: Московская область, Мытищинский муниципальный район, городское поселение Мытищи, мкр. 31, 34» (далее - Распоряжение от 12 августа 2015 года №П16/1208). В связи с принятием названного Распоряжения в отношении административных истцов введены ограничения права владения и пользования объектами недвижимости, в т.ч. ограничения на строительство или реконструкцию жилых индивидуальных домов, использование земельных участков с учетом вида разрешенного использования.

Кроме того, в составе проекта планировки незаконно утверждены красные линии, которые проходят по земельным участкам, принадлежащим части административных истцов, пересекают часть жилого дома. В результате административные истцы лишены права строительства на земельном участке, не могут провести реконструкцию принадлежащего им на праве собственности жилого дома, расположенного на земельных участках по причине того, что дом, выходит за границу красной линии застройки. Земельные участки также могут быть изъяты для муниципальных нужд.

Считают, что Распоряжением от 12 августа 2015 года №П16/1208 нарушаются права и законные интересы административных истцов, гарантированные статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представители административных истцов поддержали требования в полном объеме.

Представитель Министерства строительного комплекса Московской области (далее - административный ответчик) административный иск не признал, поддержал представленные письменные объяснения, в которых полагал, что Распоряжение от 12 августа 2015 года №П16/1208 принято Министерством строительного комплекса Московской области в рамках его компетенции, с соблюдением действующего законодательства, оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, не нарушают прав и законных интересов административных истцов.

Представитель заинтересованного лица администрации городского округа Мытищи Московской области просила отказать в удовлетворении административного иска, представила письменные пояснения, в которых полагала, что Министерство строительного комплекса Московской области принимая Распоряжение от 12 августа 2015 года №П16/1208, правомерно осуществило реализацию своих полномочий, в рамках своей компетенции, с соблюдением действующего законодательства для целей развития территории мкр. 31, 34 г. Мытищи.

Представитель заинтересованного лица Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области просила отказать в удовлетворении административного иска, по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.

Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились. извещены надлежащим образом.

Заслушав пояснения представителей административных истцов, административного ответчика, заинтересованных лиц, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых нормативным правовым актом вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части, если они полагают, что этим актам нарушен или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу положений части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

Согласно пунктам «б», «в» и «д» части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также вопросы защита прав и свобод человека и гражданина, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 года № 106/2014-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских поселений по подготовке и утверждению документации по планировке территории.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве строительного комплекса Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 03 октября 2013 года № 786/44, в редакции Положения, действующего на дату принятия оспариваемого распоряжения, (далее - Положение о Министерстве стройкомплекса МО), Министерство строительного комплекса Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, разрабатывающим и проводящим государственную политику, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в отдельных сферах градостроительной деятельности.

В силу подпункта 2 пункта 13.1 Положения о Министерстве стройкомплекса МО в период перераспределения полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области, установленный законом Московской области, Министерство осуществляет полномочия по принятию решения по утверждению документации по планировке территории.

Из пункта 18 названного Положения следует, что в целях реализации своих полномочий и по вопросам своей компетенции Министерство издает распоряжения - правовые акты нормативного или ненормативного характера. Оспариваемое Распоряжение опубликовано в установленном нормативными правовыми актами Московской области порядке на официальном сайте Министерства строительного комплекса Московской области: msk.mosreg.ru/dokumenty/uppt.

С учетом изложенного Распоряжение № П16/1208 от 12.08.2015 г. принято Министерством строительного комплекса Московской области в пределах предоставленных ему полномочий, опубликовано в установленном законом порядке и сторонами по порядку принятия и вступления в силу не оспаривается.

Из материалов дела следует, что административным истцам на праве собственности принадлежат земельные участки с размещенными на них объектами недвижимости с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, по адресу: <данные изъяты>, жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по <данные изъяты><данные изъяты>, жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенным по адресу: <данные изъяты>.

На момент принятия решения о развитии застроенной территории постановлением Главы городского поселения Мытищи от 28.09.2012 № 1599 «О развитии застроенной территории мкр. 31,34 г. Мытищи» Градостроительный кодекс РФ действовал в редакции от 28.07.2012, допускающей в соответствии с ч. 4 ст. 46.1 расположение на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, расположение иных объектов капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.

На дату принятия решения о развитии застроенной территории допускалось размещение таких объектов на такой территории. Однако в границы такой территории были включены земельные участки истцов без анализа их соответствия градостроительному регламенту.

Градостроительный регламент данной территориальной зоны по состоянию на 28.09.2012 предусматривал в качестве основного вида разрешенного использования индивидуальные жилые дома. Минимальная площадь земельного участка была 500 кв.м, максимальная – 1 га. Процент застройки – 40%. Минимальные отступы от границ земельных участков зданий, строений, сооружений - в соответствии с линиями застройки и техническими регламентами.

Земельные участки и объекты капитального строительства истцов соответствовали виду разрешенного использования и предельным параметрам данного градостроительного регламента, потому в решение о развитии они не моли быть включены.

Законом Московской области от 23.09.2015 г. № 147/2015-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Мытищинского муниципального района» территории Мытищинского муниципального района и городского поселения Мытищи присвоен статус городского округа.

Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее- ГрК РФ) определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (статья 26 ГрК РФ).

В силу части 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, к которым в том числе относятся автомобильные дороги (статья 1 ГрК РФ). При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5 статьи 41 ГрК РФ).

Согласно статье 43 ГрК РФ текстовая часть проекта межевания территории включает в себя: перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования; перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ. На чертежах межевания территории отображаются: границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры; красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков.

Подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории осуществляется в соответствии с системой координат, используемой для ведения государственного кадастра недвижимости (часть 6 статьи 41 ГрК РФ).

Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ), которые утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ).

Проект планировки территории относится к документации по планировке территории, подготавливается, в том числе, для установления зон планируемого размещения объектов федерального значения, регионального значения, местного значения и состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 5 статьи 41, части 1, 2 статьи 42 ГрК РФ).

Основная часть проекта планировки территории включает чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии, границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства, а также положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории, о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры (пункт 1, пункт 2 части 3 статьи 42 ГрК РФ).

Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны.

Для обособления как существующих, так и планируемых территорий общего пользования от иных территорий, находящихся в собственности физических или юридических лиц, в градостроительной деятельности применяется порядок установления красных линий, выступающих в качестве линий регулирования застройки, за которыми не должны возводиться здания, строения и сооружения (пункт 2 части 5 статьи 43 ГрК РФ).

Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.

Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий.

Оспариваемым Распоряжением установлены красные линии по земельным участкам и жилым домам административных истцов, что подтверждается схемой красных линий и списком объектов, по которым они проходят, представленными Комитетом архитектуры и градостроительства.

При таких обстоятельствах, утвержденный оспариваемым Распоряжением проект планировки и проект межевания территории противоречит как ранее принятому генеральному плану Мытищинского муниципального района, так и действующему генеральному плану городского округа Мытищи.

Частью 3 ст. 9, ч.ч. 9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед иными документами территориального планирования как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие проекта планировки и проекта межевания генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.

Согласно ч. 6 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории (за исключением случая, предусмотренного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), предусматривающей размещение объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации (при их наличии), объектов регионального значения в областях, указанных в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса, объектов местного значения муниципального района в областях, указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 настоящего Кодекса, объектов местного значения поселения, городского округа в областях, указанных в пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса, если размещение таких объектов не предусмотрено соответственно документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации (при их наличии), документами территориального планирования субъекта Российской Федерации в областях, указанных в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса, документами территориального планирования муниципального района в областях, указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 настоящего Кодекса, документами территориального планирования поселений, городских округов в областях, указанных в пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса.

Постановлением Главы городского поселения Мытищи от 28.09.2012 г. № 1599 «О развитии застроенной территории мкр. 31, 34 г. Мытищи» принято решение о развитии застроенной территории мкр. 31, 34 площадью 176 га согласно схеме.

В силу ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей. Решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления. На застроенной территории, в отношении которой принимается решение о развитии, могут быть расположены помимо объектов, предусмотренных настоящей статьей, объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие исключительно функционирование многоквартирных домов, предусмотренных настоящей статьей, а также объекты коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур, необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан, проживающих в таких домах. На застроенной территории, в отношении которой принимается решение о развитии, не могут быть расположены иные объекты капитального строительства, за исключением указанных в настоящей статье.

Таким образом, в отношении земельных участков административных истцов решение о развитии застроенной территории не могло быть принято в силу прямого указания приведенных норм Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с определением Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2016 года № 4-АПГ16-33, признавшим не действующим решение Совета депутатов городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области от 17 декабря 2014 г. N 3/4 «Об утверждении новой редакции «Правил землепользования и застройки применительно к части территории городского поселения - <...>» в части включения на карте градостроительного зонирования в границы территориальных зон ОД-1 (зона объектов учебно-образовательного назначения), ОД-3 (общественно-деловая зона социально-бытового, делового, коммерческого и общественного назначения), Ж-4-2 (зона застройки многоэтажными жилыми домами) земельных участков административных истцов в той мере, какой установление указанных территориальных зон не соответствует функциональным зонам и параметрам планируемого развития, определенным Генеральным планом городского поселения Мытищи в части населенного пункта город Мытищи, утвержденным решением Совета депутатов городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области от 24 ноября 2011 г. N 27/4, включение земельных участков административных истцов на карте градостроительного зонирования в границы территориальных зон ОД-1 (зона объектов учебно-образовательного назначения), ОД-3 (общественно-деловая зона социально-бытового, делового, коммерческого и общественного назначения), Ж-4-2 (зона застройки многоэтажными жилыми домами) не соответствует функциональным зонам и параметрам планируемого развития, определенным Генеральным планом.

Земельные участки административных истцов отражены на карте планируемого размещения объектов муниципального значения. При этом на земельных участках административных истцов размещение объектов местного значения не запланировано, в связи с чем проектирование на них оспариваемым Распоряжением таких объектов и многоквартирных домов противоречит приведенным нормам.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы.

С учетом изложенного суд полагает необходимым признать недействующим Распоряжение от 12 августа 2015 года №П16/1208 со дня вступления решения суда в законную силу с учетом положений пункта 1 части 4 статьи 215 КАС РФ.

Доводы административного ответчика о том, что развитие застроенной территории не исключает отчуждение как указанных в ч. 3 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации жилых помещений в многоквартирных жилых домах, так и иных объектов капитального строительства, не принимаются во внимание в качестве основания для отказа в удовлетворении иска. Истцы обосновывают нарушение своих прав тем, что они, не желая продавать земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные на них, не могут пользоваться (реконструировать дом, осуществлять застройку), владеть и распоряжаться (выкупить земельные участки под домами из муниципальной собственности).

Ссылка административного ответчика и заинтересованных лиц на то, что сам по себе факт утверждения красной линии не придает участку статус участка общего пользования: такие линии лишь ограничивают территории, которые либо уже являются землями общего пользования, либо могут стать ими в перспективе, несостоятельна.

Новое определение красных линий (в ред. федерального закона от 02.08.2019 N 283-ФЗ) и определение территорий общего пользования, указанные в п.п. 11 и 12 ст. 1 ГрК РФ, свидетельствуют, что границы красных линий определяют территории общего пользования, которыми пользуется неограниченный круг лиц.

В соответствии со ст. 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Из п. 2 ч. 2 ст. 43 ГрК РФ следует, что красные линии влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.

Таким образом, установление красных линий влечет изменение границ территории общего пользования, а соответственно, нарушает права собственника на эти территории.

Ссылка ответчика и заинтересованных лиц на определение Судебной коллегии ВС РФ от 27.10.2009 № 11-В09-19, что можно приватизировать земельные участки, расположенные в пределах красных линий, несостоятельна. В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ и подпунктом 5 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В границах территории, в отношении которой принят проект межевания, образовать земельный участок по схеме запрещено, а на проекте межевания земельный участок не только ограничен новыми красными линиями, в том числе по зданиям истцов, но и предусматривает образование участков только под строительство новых многоквартирных домов застройщика, а не под домами истцов.

Руководствуясь ст. 177, 178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО24 А.овича, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО23 СтепА., ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, Туба Ю. А., Туба Л. Ю., Туба Н. Ю., ФИО22 к Министерству строительного комплекса Московской области о признании недействующим распоряжения Министерства строительного комплекса Московской области от 12 августа 2015 года №П16/1208 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории по адресу: Московская область, Мытищинский муниципальный район, городское поселение Мытищи, мкр. 31, 34» в части включения в проект планировки и проект межевания объектов недвижимости, принадлежащих административным истцам на праве собственности, в части установления красных линий по земельным участкам, установления линий отступа по земельным участкам удовлетворить.

Признать со дня принятия решения суда недействующим распоряжение Министерства строительного комплекса Московской области от 12 августа 2015 года №П16/1208 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории по адресу: Московская область, Мытищинский муниципальный район, городское поселение Мытищи, мкр. 31, 34» в части включения в проект планировки и проект межевания земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности ФИО1, <данные изъяты>, принадлежащих на праве собственности ФИО2, <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности ФИО4, <данные изъяты>, принадлежащих на праве общей долевой собственности ФИО6 и ФИО18, <данные изъяты> принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО8 и ФИО7, <данные изъяты> принадлежащего на праве собственности ФИО9, <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности ФИО10, <данные изъяты>, принадлежащих на праве собственности ФИО11, <данные изъяты> принадлежащих на праве собственности ФИО12, <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности ФИО13, <данные изъяты>, принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО23 и ФИО14, <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности ФИО15, <данные изъяты>, принадлежащих на праве собственности ФИО16<данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности ФИО17, <данные изъяты> принадлежащего на праве собственности ФИО21, <данные изъяты>, принадлежащих на праве собственности ФИО22, нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: <данные изъяты>, городской округ Мытищи, <данные изъяты>, принадлежащего на собственности ФИО24 и находящейся под зданием и прилегающей к нему территории (земель) до границ соседних земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и красных линий по <данные изъяты>, жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности Туба Ю.А., Туба Л.Ю., Туба Н.Ю., и находящейся под зданием и прилегающей к нему территории (земель) до границ соседних земельных участков, жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты> расположенным по адресу: <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности ФИО3, ФИО5, ФИО19, ФИО20, и находящейся под зданием и прилегающей к нему территории (земель) до границ соседних земельных участков, и в части установления проектом планировки красных линий по земельным участкам с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности ФИО1, <данные изъяты>, принадлежащих на праве собственности ФИО2, <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности ФИО4, <данные изъяты>, принадлежащих на праве общей долевой собственности ФИО6 и ФИО18, <данные изъяты> принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО8 и ФИО7, <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности ФИО9, <данные изъяты> принадлежащего на праве собственности ФИО10, <данные изъяты>, принадлежащих на праве собственности ФИО11, <данные изъяты>, принадлежащих на праве собственности ФИО12, <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности ФИО13, <данные изъяты>, принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО23 и ФИО14, <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности ФИО15, <данные изъяты>, принадлежащих на праве собственности ФИО16<данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности ФИО17, <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности ФИО21, <данные изъяты>, принадлежащих на праве собственности ФИО22, нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: <данные изъяты>, городской округ Мытищи, <данные изъяты>, принадлежащего на собственности ФИО24 и находящейся под зданием и прилегающей к нему территории (земель) до границ соседних земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и красных линий по <данные изъяты>, жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по <данные изъяты>, <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности Туба Ю.А., Туба Л.Ю., Туба Н.Ю., и находящейся под зданием и прилегающей к нему территории (земель) до границ соседних земельных участков, жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенным по адресу: <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности ФИО3, ФИО5, ФИО19, ФИО20, а также в части установления проектом планировки линий отступа по земельным участкам с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности ФИО9, <данные изъяты>, принадлежащих на праве собственности ФИО22

Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в газете Московской области «Ежедневные новости. Подмосковье» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Судья О.В. Смышляева