ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1108/20 от 09.11.2020 Брянского областного суда (Брянская область)

дело № 3а-1108/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Брянск 09 ноября 2020 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Богородской Н.А.,

при секретаре Кравцовой М.В.

с участием прокурора Дзех К.А.,

представителя административных истцов Базюто М.В. и Митрофанова Б.Н. – Ерохиной Г., представителя административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Базюто Михаила Васильевича и Митрофанова Бориса Николаевича об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года № 1586), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года № 1574), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года № 1573),

У С Т А Н О В И Л:

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 ноября 2017 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2018 год).

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 год № 1586 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2018 года.

Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года № 1586 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 05 ноября 2020 года.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 03 декабря 2018 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2019 год).

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года № 1574 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2019 года.

Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года № 1574 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 03 ноября 2020 года.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 ноября 2019 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2020 год).

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года № 1573 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2020 года.

Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года № 1573 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 03 ноября 2020 года.

В указанные Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018-2020 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенные приказами управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314, от 29 ноября 2018 года № 1512 и от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года №№ 1573,1574,1586), включены объекты недвижимости, в том числе, нежилое помещение, кадастровый , расположенное по адресу:<адрес>.

Административные истцы Базюто М.В. и Митрофанов Б.Н. обратились в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанных Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018-2020 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в части включения в них принадлежащего им нежилого помещения с кадастровым , расположенного по адресу:<адрес>, ссылаясь на то, что ни назначение, ни наименование, ни фактическое использование данного объекта не свидетельствуют о его использовании в качестве объекта, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Помещение используется для деятельности ООО «Новый проект» и состоит из кабинетов сотрудников и подсобных помещений. Считают, что включение в оспариваемые Перечни указанного объекта недвижимости не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает их права, т.к. незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

Административные истцы Базюто М.В. и Митрофанов Б.Н. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не заявляли.

Заинтересованное лицо - Брянская городская администрация о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился, ходатайств об отложении дела не заявлено. В представленном отзыве на административный иск представитель Брянской городской администрации Кожанов А.А., ссылаясь на положения статей 14, 15, 389, 401 Налогового кодекса Российской Федерации, указал, что Брянская городская администрация представляет орган местного самоуправления, являющегося получателем налогов, исчисляемых из кадастровой стоимости, уменьшение размера кадастровой стоимости повлечет уменьшение налоговых поступлений, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации с учетом изложенной позиции.

В соответствии с требованиями статей 150, 152, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административных истцов Базюто М.В. и Митрофанова Б.Н. и представителя заинтересованного лица Брянской городской администрации.

В судебном заседании представитель административных истцов Ерохина Г. административный иск поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Уточнив заявленные требования в связи с изменением редакций оспариваемых приказов управления имущественных отношений Брянской области, просит признать не действующими: с 01 января 2018 года пункт 1748 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года № 1586), с 01 января 2019 года пункт 8582 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года № 1574), и с 01 января 2020 года пункт 9258 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года № 1573), в части включения в них принадлежащего административным истцам нежилого помещения с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>.

Представитель административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В. административный иск не признала, против удовлетворения заявленных требований возражала, ссылаясь на то, что спорный объект подлежал включению в оспариваемые Перечни в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве офисного помещения по предназначению и фактическому использованию, поскольку в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, объект имеет назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, по техническому паспорту наименование объекта «офис», по экспликации к техническому паспорту в составе нежилого помещения имеются комнаты с наименованием «кабинет», площадь которых составляет более 20%. Актом обследования от 27 марта 2017 года установлено, что указанное нежилое помещение используется ООО «Новый проект» в качестве офисного здания. Считает, что включение принадлежащего административному истцу указанного выше объекта недвижимости в оспариваемые Перечни на 2018-2020 годы соответствует требованиям действующего законодательства и просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав объяснения представителя административных истцов Базюто М.В. и Митрофанова Б.Н. – Ерохиной Г., представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В., заключение прокурора Дзех К.А., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац 1 пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года N 298 «О налоге на имущество физических лиц» на территории города Брянска установлен и введен в действие с 01 января 2016 года налог на имущество физических лиц и установлены налоговые ставки налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 2 процентов.

В силу требований подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктами 1.1, 3.49, 3.50 Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66, управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом

Брянской области и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.

Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене «Официальная Брянщина», областной газете «Брянская учительская газета» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).

Таким образом, оспариваемые административными истцами приказ управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», приказ управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» и приказ управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года №№ 1573,1574,1586, изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.

Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащего административным истцам объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.

Как следует из материалов административного дела, административным истцам Базюто М.В. и Митрофанову Б.Н. на праве общей долевой собственности (доля в праве Базюто М.В. – 1/12 и 8/12, Митрофанова Б.Н.- 3/12) принадлежит нежилое помещение, площадью 1401,5 кв.м, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: подвал , этаж , этаж , кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>.

В оспариваемые Перечни на момент рассмотрения административного иска указанный объект недвижимости включен: в Перечень на 2018 год – пункт 1748, в Перечень на 2019 год – пункт 8582, в Перечень на 2020 год – пункт 9258.

Как следует из объяснений представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В., спорный объект недвижимости включен в оспариваемые Перечни в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве офисного помещения по предназначению и фактическому использованию.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них ( подпункт 1) ; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные

приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, действовавшим на момент включения спорного объекта в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенный приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1312, был утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.

В соответствии с пунктами 4, 5 указанного Порядка информационной базой для проведения мероприятий по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества является информация: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных органов Брянской области; органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимости; средств массовой информации.

Мероприятия по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества проводятся в форме: межведомственного взаимодействия управления имущественных отношений Брянской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Брянской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; запросов сведений и документов, необходимых для определения перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества; обследований объектов недвижимого имущества.

Согласно пункту 6 вышеназванного Порядка вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется управлением имущественных отношений Брянской области на основании актов обследования объектов недвижимого имущества, проводимых рабочими группами администраций муниципальных районов и городских округов Брянской области по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, информации, полученной от государственных органов, и документов, представленных собственниками объектов недвижимого имущества в органы местного самоуправления и (или) полученных в установленном порядке органами местного самоуправления, посредством запроса копий кадастровых паспортов

объекта недвижимого имущества и земельного участка; выписок из Единого государственного реестра недвижимости на объекты недвижимого имущества; копии технического паспорта, изготовленного до 1 января 2013 года, поэтажного плана, технического плана, экспликации объекта недвижимого имущества; копий разрешительной документации на проведение перепланировки помещений объекта недвижимого имущества (в случаях проведения перепланировки помещений).

Запрашиваемая информация, материалы и акты обследования объектов недвижимого имущества для определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества предоставляются в управление имущественных отношений Брянской области в срок не позднее 1 мая года, предшествующего очередному налоговому периоду ( пункт 8 названного Порядка).

Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года N 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, который действовал на момент включения спорного объекта в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019-2020 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенные приказами управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 и от 25 ноября 2019 года № 1524.

Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень ( пункты 1, 9, 10, 12,15).

Исходя из приведенных выше правовых норм, для признания законным включения объекта недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, административный ответчик в соответствии с требованиями статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в данном случае должен доказать, что объект недвижимости предназначен для использования или фактически используется в целях размещения офисов.

Между тем таковых доказательств административным ответчиком не представлено.

В ходе рассмотрения дела установлено, что спорное нежилое помещение с кадастровым расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым , который согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости имеет назначение: многоквартирный дом, наименование: многоквартирный жилой дом, площадью 3685,1 кв.м, количество этажей 12, в том числе подземных этажей:0, адрес (местоположение): <адрес>.

Указанный многоквартирный дом расположен на земельном участке с кадастровым , по адресу <адрес> категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для использования многоквартирного жилого дома, для объектов жилой застройки (поставлен на кадастровый учет 22 сентября 2005 года).

Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, которым определены виды разрешенного использования земельных участков и описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования.

В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540, согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».

Названными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как земельные участки, предназначенные для: размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок ( пункт 1.2.9).

Таким образом, учитывая указанный выше вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, в котором находится спорное нежилое помещение, суд приходит к выводу, что такой вид разрешенного использования земельного участка, как «для использования многоквартирного жилого дома, для объектов жилой застройки», однозначно не свидетельствует о том, что расположенное на нем здание предназначено для размещения объектов, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база может быть определена как их кадастровая стоимость. Сведений об изменении вида разрешенного использования указанного выше земельного участка в материалах дела не содержится.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения спорного объекта в оспариваемые Перечни как объекта, предназначенного для использования или фактически используемого в целях размещения офисов.

Как следует из материалов административного дела, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости спорное помещение имеет назначение: нежилое помещение.

В соответствии с техническим паспортом нежилого помещения № 1, расположенного по адресу: <адрес>, составленного Межрайонным отделением по гор.Брянску № 2 ГУП «Брянскоблтехинвентаризция» по состоянию на 14 апреля 2011 года, указанное помещение имеет наименование «офис», в его состав, согласно экспликации данного нежилого помещения, входят помещения с наименованием: «лестница», «подвал», «тамбур», «кабинет», «подсобное», «щитовая», «коридор», «шкаф», «туалет», «тепловой узел», «лаборатория», «пост», «архив», «холл», «умывальник», «венткамера», «приемная», «лоджия».

Таким образом, из правоустанавливающих документов на спорное нежилое помещение и сведений, содержащихся в экспликации к поэтажному плану данного помещения, нельзя сделать однозначный вывод о том, что принадлежащее административным истцам нежилое помещение является объектом, предназначенным для размещения офисов.

Исходя из содержания подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, применительно к обстоятельствам настоящего административного дела, суд приходит к выводу о наличии противоречий в сведениях о назначении и наименовании указанного объекта, поскольку, несмотря, на наименование спорного нежилого помещения как «офис», назначение и наименование расположенных в нем помещений не предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки.

Как указано выше, согласно технической документации в составе спорного помещения имеются помещения с наименованием «кабинет», однако, с учетом положений статьи 378.2 Налогового кодекс Российской Федерации наименование помещений, как «кабинет», не тождественно назначению помещения «офис», в связи с чем, площадь всех помещений, входящих в состав спорного нежилого помещения, имеющих наименование «кабинет», не имеет правового значения и не может являться безусловным основанием для включения данного объекта в оспариваемые Перечни, как объекта, предназначенного для размещения офиса. Иных доказательств, подтверждающих, что на момент утверждения оспариваемых Перечней, документы технического учета содержали сведения о размещении в спорном нежилом помещении офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, в материалах административного дела не имеется.

С учетом изложенного нежилое помещение с кадастровым , принадлежащее административным истцам, могло быть включено в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, при условии его фактического использования для размещения офисов.

Из объяснений представителя административного ответчика следует, что обследование спорного нежилого помещения проводилось в марте 2017 года при решении вопроса о включении данного объект в оспариваемый Перечень на 2018 год. В оспариваемые Перечни на 2019 год и на 2020 год объект был включен как ранее выявленный объект недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и обследование помещения на предмет его фактического использования перед определением указанных Перечней не проводилось.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 7.7 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, и действовавшим на момент включения спорного объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314, в акте обследования указывается вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с указанием отношения площади фактического использования объекта для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания к общей площади объекта недвижимого имущества.

Из представленного представителем административного ответчика акта обследования здания (строения, сооружения) и помещения и определения вида его фактического использования от 27 марта 2017 года следует, что нежилое помещение с кадастровым , расположенное по адресу: <адрес>, фактически используется: «Организация «Новый проект», офисное здание».

Вместе с тем, указанный акт обследования спорного объекта не является надлежащим доказательством, подтверждающим его фактическое использование, поскольку не отвечает приведенным выше положениям Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, не содержит сведений какие именно помещения и какой площадью обследовались и были признаны используемыми для размещения офисов, основания, по которым комиссия пришла к выводу об использовании спорного помещения в указанных целях, в акте отсутствуют. Кроме того, в акте указано об использовании обследуемого объекта как офисного здания, вместе с тем, судом установлено, что спорный объект представляет собой нежилое помещение в многоквартирном жилом доме.

Иных допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что административным ответчиком в установленном порядке проводились мероприятия по обследованию помещения с целью определения вида его фактического использования на момент включения в оспариваемые Перечни на 2018, 2019 и 2020 годы, не представлено.

Согласно представленным договорам аренды от 01 октября 2017 года, от 01 сентября 2018 года, от 01 августа 2019 года и от 02 июля 2020 года нежилое помещение, площадью 1401,5 кв.м, кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>, передано в аренду ООО «Новый проект» с целью осуществления деятельности в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора.

Использование указанного помещения ООО «Новый проект» в производственной деятельности подтверждается представленными планами используемых помещений, фототаблицами, бухгалтерской справкой о списочной численности Общества.

Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, административным ответчиком не представлено.

Таким образом, учитывая, что под фактическим использованием объекта недвижимости для размещения офисов подразумевается осуществление в спорном помещении самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности, суд, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к выводу, что принадлежащее административным истцам спорное нежилое помещение представляет собой помещение, которое используется ООО «Новый проект» для функционирования деятельности Общества и размещения его сотрудников.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Вместе с тем, управлением имущественных отношений Брянской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного нежилого помещения условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения названного объекта в оспариваемые Перечни, не представлено.

На основании изложенного, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Базюто М.В. и Митрофанова Б.Н.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны не действующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2018 год, на 2019 год и на 2020 год), в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов возможно путем признания отдельных положений оспариваемых Перечней не действующими соответственно с 01 января 2018 года, с 01 января 2019 года и с 01 января 2020 года.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Базюто Михаила Васильевича и Митрофанова Бориса Николаевича удовлетворить.

Признать не действующим с 01 января 2018 года пункт 1748 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года № 1586), в части включения в него нежилого помещения с кадастровым , расположенного по адресу:<адрес>.

Признать не действующим с 01 января 2019 года пункт 8582 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года № 1574), в части включения в него нежилого помещения с кадастровым , расположенного по адресу:<адрес>.

Признать не действующим с 01 января 2020 года пункт 9258 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2020 года № 1573), в части включения в него нежилого помещения с кадастровым , расположенного по адресу:<адрес>.

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А.Богородская