ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1108/2022 от 10.11.2022 Московского областного суда (Московская область)

Дело <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<данные изъяты>

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Невейкиной Н.Е.,

с участием прокурора Луниной Е.А.,

при секретаре Овсянниковой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <данные изъяты>а-<данные изъяты> по административному исковому заявлению Товарищества собственников жилья «Красная горка+» к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты> о признании недействительным Распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты><данные изъяты>-РВ от <данные изъяты> «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <данные изъяты> в части пункта 2.1, пункта 2.2 Нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <данные изъяты>,

установил:

Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-РВ «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <данные изъяты>» утверждены Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории <данные изъяты> с <данные изъяты>. Согласно приложению, для многоквартирных домов годовой норматив накопления твердых коммунальных отходов за исключением крупногабаритных отходов на 1 кв. метр площади составляет 0,086 куб.м. (п.2.1), годовой норматив накопления крупногабаритных отходов - 0,028 куб.м. (п.2.2).

Административный истец Товарищество собственников жилья «Красная горка+» обратился в Московский областной суд к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты> с административным исковым заявлением о признании недействующим Распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты><данные изъяты>-РВ от <данные изъяты> «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <данные изъяты>» в части установления для домовладения - многоквартирные дома: твердые коммунальные отходы за исключением крупногабаритных отходов в расчетной единице 1 кв. метр общей площади с годовым нормативом накопления отходов 0,086 куб. м (п.2.1.) и многоквартирные дома: крупногабаритные отходы в расчетной единице 1 кв. метр общей площади с годовым нормативом накопления отходов 0,028 куб. м (п.2.2.) в отношении многоквартирного жилого дома, расположенному по адресу: <данные изъяты>, Красногорское городское поселение, <данные изъяты>

По мнению административных истцов, оспариваемый нормативный правовой акт принят органом регулирования с нарушением требований законодательства, регулирующего отношения в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что Товарищество собственников жилья «Красная горка+» осуществляет деятельность по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <данные изъяты>, Красногорское городское поселение, <данные изъяты>. Согласно пунктам 3.1.7, 9.1.2 Устава, Товарищество представляет законные интересы всех собственников в договорных отношениях с управляющей, ресурсоснабжающими, обслуживающими и прочими организациями, в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также в суде. В соответствии с полномочиями, возложенными на ТСЖ, Товарищество <данные изъяты> заключило с ООО «Рузский региональный оператор» Договор №PPO-<данные изъяты> на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными расходами. В соответствии со статьей 15 указанного договора стороны согласились проводить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров (бункеров) для складирования ТКО. Как результат, начиная с июня 2019 года, ежемесячный объем ТКО с дома составлял от 31,2 до 48 куб. метров, а стоимость услуг Рузского регионального оператора - от 29 626,27 до 46 660,03 рублей. Однако, начиная с января 2022 года, ООО «Рузский региональный оператор», руководствуясь положениями Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО и нормой статьи 8 (15) Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от <данные изъяты><данные изъяты>, а так же требований раздела II Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <данные изъяты><данные изъяты> производит учет собираемых с дома ТКО исходя из Нормативов накопления утвержденных Министерством жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты><данные изъяты> Распоряжением <данные изъяты>-рв «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <данные изъяты>», в результате чего с января 2022 года ежемесячно количество ТКО рассчитанного по нормативу с находящегося под управлением ТСЖ дома стало составлять 102,57435 куб. метров, а стоимость услуг ООО «Рузского регионального оператора» - 99 710,88 рублей. При этом, ни количество квартир в доме, ни количество жителей, ни площадь дома не изменилось, тем не менее, объем собираемых с дома ТКО, и, как следствие, стоимость услуг Рузского регионального оператора, увеличилась более чем в два раза.

Административный истец считает, что нормативы накопления ТКО, утвержденные Распоряжением <данные изъяты>-РВ не могут распространять свою длительность на указанный многоквартирный дом, поскольку установлены не дифференцированно, как это рекомендовано письмом Минприроды России от <данные изъяты><данные изъяты> «О возможности, порядке и целесообразности установления дифференцированных нормативов накопления ТКО на территории субъектов Российской Федерации, в том числе, исходя из категории объектов (многоквартирные или частные дома) и территорий (городские или сельские), на которых такие отходы образуются».

Кроме того, по мнению административного истца, субъекты Российской Федерации при раздельном накоплении отходов в соответствии с правилами, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила <данные изъяты>) имеют возможность устанавливать оплату за коммунальную услугу «обращение с ТКО» не по нормативам накопления ТКО, а по количеству установленных контейнеров на контейнерной площадке.

В подтверждение своих доводов административный истец приводит расчет стоимости за коммунальную услугу «обращение с ТКО», которая ранее оплачивалась им исходя из количества установленных контейнеров, а с января 2022 исходя из нормативов накопления ТКО, утвержденных Распоряжением <данные изъяты>-РВ.

Таким образом, по мнению административного истца, представленный расчет подтверждает, что фактическое количество ТКО, образованное в вышеуказанном многоквартирном доме разительно отличается от количества ТКО, установленного Распоряжением <данные изъяты>-РВ.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Бурденков П.Г. на удовлетворении заявленных требований настаивал, поддержав доводы, приведенные в исковом заявлении, с учетом уточнений.

Представитель административного ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты> по доверенности Петухова Н.И. в судебное заседание явилась, возражала против заявленных требований, просила в иске отказать, полагая, что нормативный правовой акт принят с соблюдением действующего законодательства, уполномоченным на то органом и в соответствии с соблюдением процедуры его принятия. Оснований для признания его недействующим не усмотрела. Пояснила, что согласно п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) выпущены методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО от <данные изъяты><данные изъяты>/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов». Приказом Минстроя России <данные изъяты>/пр утверждены категории объектов, на которых образуются отходы, и в отношении которых могут устанавливаться нормативы, а также расчетные единицы по категориям объектов. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 24.10 Федерального Закона от <данные изъяты><данные изъяты> «Об отходах производства и потребления» определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации). В соответствии с пунктом 4(1) Постановления Правительства РФ от <данные изъяты><данные изъяты> «Об особенностях применения Правил о предоставлении коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абзацем вторым пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. Таким образом, административный ответчик, принимая оспариваемое Распоряжение, реализовал закрепленное в пункте 4(1) Постановления Правительства РФ <данные изъяты> право на установление на территории <данные изъяты> порядка осуществления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения.

Заслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, заключение прокурора прокуратуры <данные изъяты>Луниной Е.А., полагавшей отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к следующему.

Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта недействующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Правовое регулирование деятельности в области обращения с отходами производства и потребления осуществляется нормативными правовыми актами экологического законодательства.

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей среды (экологическое законодательство) отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от <данные изъяты> N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от <данные изъяты> N 89-ФЗ).

Федеральный закон от <данные изъяты> N 89-ФЗ определяет твердые коммунальные отходы как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1).

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от <данные изъяты> N 89-ФЗ предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 2 статьи 24.10 Федерального закона от <данные изъяты> N 89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Министерство жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты> на основании положения о Министерстве, утвержденного постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты>» является центральным исполнительным органом государственной власти <данные изъяты> специальной компетенции, осуществляющим исполнительно - распорядительную деятельность на территории <данные изъяты> в том, числе по вопросам в области обращения с отходами производства и потребления.

Реализуя указанные полномочия, Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-РВ «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <данные изъяты>» утверждены Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории <данные изъяты> с <данные изъяты>. Согласно приложению, для многоквартирных домов годовой норматив накопления твердых коммунальных отходов за исключением крупногабаритных отходов на 1 кв. метр площади составляет 0,086 куб.м. (п.2.1), годовой норматив накопления крупногабаритных отходов - 0,028 куб.м. (п.2.2).

Распоряжение Министерства жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-РВ «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <данные изъяты>» опубликовано на официальном сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты> https://mgkh. mosreg.ru, <данные изъяты>.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом государственной власти на установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов, с соблюдением процедуры принятия и опубликования.

В силу ч. 1 ст. 214 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 39, частями 6 и 7 статьи 40, пунктами 1 - 3, 5 и 6 части 1 статьи 194 настоящего Кодекса.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по этому административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или определение суда об отказе в принятии административного искового заявления. Суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.

Судом установлено, что в Московском областном суде рассматривалось административное дело <данные изъяты>а-<данные изъяты> по иску Холодкова П.А., Холодковой З.И., Шмаковой Е.Ю., Рыськова А.В. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты> о признании недействующим п. 2.1 Распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-РВ «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <данные изъяты>».

Вступившим в законную силу решением Московского областного суда от <данные изъяты> в удовлетворении административного иска Холодкова П.А., Холодковой З.И., Шмаковой Е.Ю., Рыськова А.В. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты> о признании недействующим п. 2.1 Распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-РВ «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <данные изъяты>» - отказано.

В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» судья отказывает в принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, в соответствии с частью 1 статьи 128, частью 1 статьи 210 КАС РФ, частями 1, 2 статьи 127.1 АПК РФ в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность того же нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, либо той же его части, поскольку при рассмотрении и разрешении дела суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме, независимо от указания на них лицами, участвующими в деле (часть 7 статьи 213 КАС РФ). В случае когда акт или часть акта, законность которых уже проверена судом, оспариваются другими лицами, требования которых основаны на иных доводах, не обсуждавшихся судом первой инстанции, в принятии административного искового заявления также должно быть отказано. Данные доводы могут быть приведены этими лицами при обжаловании решения суда в суд кассационной или надзорной инстанции.

При таких обстоятельствах, производство по настоящему административному делу по административному исковому заявлению ТСЖ «Красная горка+» к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты> о признании недействительным Распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты><данные изъяты>-РВ от <данные изъяты> «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <данные изъяты> в части пункта 2.1 Нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <данные изъяты> подлежит прекращению, поскольку имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете, которым уже проверена законность оспариваемого ТСЖ «Красная горка+» нормативного правового акта в указанной части.

Доводы представителя административного истца о том, что нормативный правовой акт применялся к административному истцу и оспаривается по иным основаниям, правового значения не имеют, поскольку нормативный правовой акт проверялся судом в порядке абстрактного нормоконтроля по всем имеющим значение основаниям и обстоятельствам в полном объеме.

В обоснование заявленных требований в части пункта 2.2 Нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <данные изъяты> административный истец ссылается на противоречие оспариваемого Распоряжения пункту 4 Постановления Правительства РФ от <данные изъяты><данные изъяты> «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (вместе с «Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов»), согласно которому нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении:

а) территорий субъекта Российской Федерации – муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами – физических и юридических лиц;

в) категорий объектов, на которых образуются отходы;

г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

Согласно статье 24.7 Федерального закона от <данные изъяты> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) региональные операторы должны заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками таких отходов (если иное не предусмотрено законодательством), а последние обязаны оплачивать эти услуги по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Соответствующие тарифы установлены постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <данные изъяты>» (далее - Постановление <данные изъяты>).

В силу статьи 24.10 Федерального закона № 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами <данные изъяты>; в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются, исходя из нормативов накопления ТКО; нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации); порядок определения нормативов накопления ТКО устанавливается Правительством Российской Федерации.

На основании п. 5 Правил <данные изъяты> коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя, в том числе, из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.

Согласно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), размер платы за вывоз мусора определяется, исходя из нормативов накопления ТКО, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Такой порядок определен постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (далее - Правила <данные изъяты>).

В соответствии с пунктом 2 Правил <данные изъяты>, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) выпущены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО от <данные изъяты><данные изъяты>/пр (далее - Приказ Минстроя России <данные изъяты>/пр).

Приказом Минстроя России <данные изъяты>/пр утверждены категории объектов, на которых образуются отходы, и в отношении которых могут устанавливаться нормативы, а также расчетные единицы по категориям объектов. Для домовладений установлена расчетная единица: 1 проживающий или 1 кв. метр общей площади.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 24.10 Федерального Закона от <данные изъяты> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4(1) постановления Правительства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абзацем вторым пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N <данные изъяты> «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила предоставления коммунальных услуг N 354), в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие указанное решение, вправе в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с абзацем первым пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг N 354.

Согласно пункту 148(30) названных Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам предоставления коммунальных услуг, составляющей которой является значение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.

В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к настоящим Правилам.

Министерство, принимая оспариваемое Распоряжение <данные изъяты>-РВ от <данные изъяты> реализовало закрепленное в пункте 4(1) постановления Правительства РФ от <данные изъяты> N <данные изъяты> право <данные изъяты> на установление порядка осуществления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <данные изъяты> исходя из общей площади жилого помещения.

Таким образом, административный ответчик, принимая оспариваемое Распоряжение, реализовал закрепленное в пункте 4(1) Постановления Правительства РФ <данные изъяты> право на установление на территории <данные изъяты> порядка осуществления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения.

Указанное административным истцом в качестве обоснования своей позиции письмо Минприроды России от <данные изъяты><данные изъяты> «О возможности и целесообразности установления дифференцированных

нормативов накопления ТКО» не может служить соответствующим доказательством, поскольку оно не является нормативным-правовым актом.

Ссылку административного истца о том, что нормативы накопления ТКО, утвержденные Распоряжением <данные изъяты>-РВ не могут распространять свою длительность на указанный многоквартирный дом, поскольку установлены не дифференцированно, как это рекомендовано письмом Минприроды России от <данные изъяты><данные изъяты> «О возможности, порядке и целесообразности установления дифференцированных нормативов накопления ТКО на территории субъектов Российской Федерации, в том числе, исходя из категории объектов (многоквартирные или частные дома) и территорий (городские или сельские), на которых такие отходы образуются» суд находит несостоятельной по следующим основаниям.

Так, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение на территории региона обеспечивается региональным оператором по обращению с ТКО.

Соответствующие тарифы устанавливаются постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <данные изъяты>».

При этом, Региональные операторы должны заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками таких отходов (если иное не предусмотрено законодательством), а последние обязаны оплачивать эти услуги по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора, что установлено п. 1-2 ст. 24.7 Федерального закона от <данные изъяты> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон <данные изъяты>- ФЗ).

Согласно статье 24.10 Федерального закона № 89-ФЗ:

Определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> (далее - Правила <данные изъяты>).

Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Порядок определения нормативов накопления ТКО устанавливается

Правительством Российской Федерации.

Так, согласно п. 5 Правил <данные изъяты> коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя, в том числе, из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.

Случаи использования нормативов накопления ТКО при расчете платы с гражданами за коммунальную услугу «обращение с ТКО» определены Правилами <данные изъяты>.

Учитывая изложенное, в том числе п. 1 ст. 157 ЖК РФ, нормативы накопления ТКО, установленные субъектом Российской Федерации распространяют свою деятельность на все домовладения без исключения, включая и многоквартирный дом, где управление осуществляет товарищество собственников жилья.

Довод административного истца о том, что нормативы накопления ТКО, утвержденные оспариваемым Распоряжением, отличаются от количества ТКО, определенных по результатам расчета исходя из счет-фактур необоснован, поскольку административным истцом не учтены требования Правил <данные изъяты> и Приказа Минстроя России <данные изъяты>/пр, в частности: замеры образования ТКО с оформлением паспортов объектов и ведомостей образования ТКО не проводились, а использовались данные по счет-фактурам; выборка участков для проведения замеров, которые будут соответствовать критериям Правил <данные изъяты> и Приказу Минстроя России <данные изъяты>/пр не проводилась; использовались неизвестные данные об объеме накопленных ТКО, полученные неизвестным путем (замеры образования ТКО не проводились) и представлены только по одному многоквартирному дому, тогда как в силу действующего законодательства необходимо использовать данные минимум 2 муниципальных образования <данные изъяты>.

Тем самым, административный истец уклонился от императивной нормы и не использовал формулы Правил <данные изъяты>, что говорит о необоснованности приложенных расчетов.

Суд не принимает во внимание довод административного истца о том, что субъект Российской Федерации вправе начислять плату за коммунальную услугу «обращение с ТКО», исходя из количества контейнеров, а не по нормативу накопления ТКО по следующим основаниям.

Так, зЗаконодательством Российской Федерации в области обращения с ТКО данное право закреплено за отходообразователем, а не за субъектом Российской Федерации.

Определение количества ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами <данные изъяты>.

TOC \o "1-5" \h \z В соответствии с п. 5 Правил <данные изъяты>, коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: а) нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО; б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.

При раздельном накоплении ТКО (требования к обустройству контейнерной площадки изложены в распоряжении Министерства от <данные изъяты><данные изъяты>-РВ «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов на территории <данные изъяты>» в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим пп. «а» п. 5 Правил <данные изъяты>.

Таким образом, собственник ТКО может предпринять меры по переходу на оплату ТКО, исходя из объема ТКО и количества контейнеров для их накопления при условии соблюдения требований, таких как наличие отдельной, закрытой контейнерной площадки для накопления ТКО, которая будет находиться только в пользовании потребителей коммунальной услуги «обращение с ТКО», проживающих в указанном МКД.

При этом, без соблюдения данного требования невозможно определить фактический объем ТКО, образованный за расчетный период потребителями коммунальной услуги «обращение с ТКО», проживающими в многоквартирном доме.

Таким образом, собственник ТКО, в случае несогласия со способом начисления платы за вывоз ТКО, исходя из нормативов накопления ТКО, может инициировать в соответствий с п. 2 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации внеочередное собрание собственников помещений в МКД и вынести вопрос по принятию мер по переходу на оплату ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, и, тем самым, не оплачивать услугу, исходя из нормативов ТКО, утверждённых Распоряжением <данные изъяты>-РВ.

Кроме того, Пункт 148(30) Правил в части определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты данной коммунальной услуги исходя из общей площади жилого помещения (абзац второй) был предметом проверки Верховного Суда Российской Федерации на соответствие закону, решением которого от <данные изъяты> по делу N АКПИ20-254 в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что расчет размера платы за обращение с твердыми коммунальными отходами осуществляется исходя из количества постоянно или временно проживающих граждан, при их отсутствии исходя из количества собственников помещения, а в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения.

При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемое Распоряжение принято уполномоченным органом, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Товарищества собственников жилья «Красная горка+» к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты> о признании недействительным Распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты><данные изъяты>-РВ от <данные изъяты> «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <данные изъяты> в части пункта 2.2 Нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <данные изъяты> - отказать.

Производство по административному делу <данные изъяты>а-<данные изъяты> по административному исковому заявлению Товарищества собственников жилья «Красная горка+» к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты> о признании недействительным Распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты><данные изъяты>-РВ от <данные изъяты> «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <данные изъяты> в части пункта 2.1 Нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <данные изъяты> - прекратить.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Е. Невейкина

Мотивированное решение изготовлено <данные изъяты> года