ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-110/18 от 13.08.2018 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-110/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Брянск 13 августа 2018 года

Брянский областной суд в составе:

судьи областного суда Бобылевой Л.Н.

при секретаре Сонькиной М.В.

с участием прокурора Пахомовой Н.А.

представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Навлинского районного потребительского общества о признании недействующими пунктов 4, 22, 53, 57, 77, 92 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Навлинского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1269 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2017 года № 1293)

УСТАНОВИЛ:

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1269 (далее – Приказ) определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Навлинского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень).

Указанный Приказ действует в редакции Приказа управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2017 года № 1293.

В Перечень включены, в том числе, следующие объекты недвижимого имущества:

– здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (пункт 4 Перечня);

– здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (пункт 22 Перечня);

– здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (пункт 53 Перечня);

– здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (пункт 57 Перечня);

– здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (пункт 77 Перечня);

– здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (пункт 92 Перечня).

Представитель Навлинского районного потребительского общества обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с 1 января 2017 года пунктов 4, 22, 53, 57, 77, 92 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Навлинского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1269 (в редакции Приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2017 года № 1293), ссылаясь на то, что спорные объекты недвижимости, включенные в Перечень, и не обладают предусмотренными ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, поскольку полностью не эксплуатируются, а также к торговым центрам относятся здания, в которых осуществляется комплекс видов деятельности, а не магазины, где осуществляется только розничная торговля.

Кроме того, включение спорных объектов в Перечень не соответствует положениям Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в целях налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п. Несмотря на наличие актов обследования, составленных рабочей группой администрации Навлинского района от 25 и 26 ноября 2016 года, подтверждающих, что спорные объекты не используются по целевому назначению, в их исключении из Перечня ответчиком было отказано.

В настоящее время три объекта с кадастровыми номерами: (пункт 22 Перечня), (пункт 53 Перечня), (пункт 57 Перечня) сняты с кадастрового учета в связи с их сломом; два объекта с кадастровыми номерами: (пункт 4 Перечня), (пункт 77 Перечня) проданы; один объект с кадастровым номером (пункт 92 Перечня) не используется. При указанных обстоятельствах налоги за спорные объекты недвижимости являются излишне уплаченными.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что с учетом положений Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расчет 20% площади объектов, имеющих назначение «торговые» должен производиться исходя из фактического использования площадей для торговли, а не технической документации.

Представитель административного ответчика ФИО2 иск не признала, пояснив, что оспариваемый Приказ управления имущественных отношений Брянской области принят уполномоченным органом. Объекты недвижимости включены в Перечень с соблюдением требований статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, а также с учетом рекомендаций межведомственной комиссии. Кроме того, полагает, что административный истец не вправе заявлять требования в отношении объектов недвижимости, отчуждение которых произведено физическим лица по договорам купли-продажи.

Представитель заинтересованного лица администрации Навлинского района Брянской области надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не сообщив о причине неявки. Из представленного ранее отзыва на административное исковое заявление следует, что администрация района поддерживает заявленные требования в полном объеме.

С учетом положений статей 150, 152 и части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии представителя заинтересованного лица.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законом Брянской области от 27 ноября 2003 года № 79-З "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона Брянской области от 03 октября 2016 года № 76-З) на территории Брянской области с 01 января 2017 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении указанных в данном нормативном правовом акте видов недвижимого имущества.

Согласно ст. 1.1. указанного Закона налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;

2) нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить Перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить Перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий Перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года № 307-ФЗ).

Согласно Положению об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденному указом Губернатора Брянской области от 15 декабря 2015 года № 318, управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом Брянской области.

Управление в пределах своей компетенции вправе принимать нормативные правовые акты (пункт.1.3 Положения).

В соответствии с указом Губернатора Брянской области от 26 мая 2016 года № 186 «О внесении изменений в Положение об управлении имущественных отношений Брянской области» и пунктом 3 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1269 определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Навлинского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1269 размещен (опубликован) на «Официальном интернет - портале правовой информации» (http://pravo.gov.ru/). Дата опубликования 31 октября 2016 года, номер опубликования 3201201610310024 (том 1 л.д. 200-201).

На момент рассмотрения дела указанный приказ действует в редакции Приказа управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2017 года № 1293, который опубликован на «Официальном интернет - портале правовой информации» (http://pravo.gov.ru/) 30 ноября 2017 года, номер опубликования 3201201711300024 (том 1 л.д. 212-213).

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.

Таким образом, Приказ управления имущественных отношений Брянской области «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Навлинского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, правил введения в действие и опубликования, вступил в силу.

В Перечень включены, в том числе спорные объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности Навлинскому районному потребительскому обществу на момент издания Приказа.

Проверяя содержание Перечня в части оспариваемых объектов на предмет его соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.

Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент включения принадлежащих административных истцу зданий в Перечень) установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении: административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), помещений в них, а также нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов.

В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в действующей до 1 января 2017 года редакции) определено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4 и 5 поименованной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

До утверждения на федеральном уровне порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установление вида фактического использования перечисленных объектов недвижимости осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года № 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").

Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.

Пунктами 4, 5 указанного Порядка определено, что информационной базой для проведения мероприятий по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества является информация: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных органов Брянской области; органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимости; средств массовой информации.

Мероприятия по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества проводятся в форме:

1) межведомственного взаимодействия управления имущественных отношений Брянской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Брянской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области;

2) запросов сведений и документов, необходимых для определения перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества;

3) обследований объектов недвижимого имущества.

Согласно пункту 6 указанного Порядка вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется управлением имущественных отношений Брянской области на основании актов обследования объектов недвижимого имущества, проводимых рабочими группами администраций муниципальных районов и городских округов Брянской области по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения (далее - рабочие группы органов местного самоуправления и органы местного самоуправления соответственно), информации, полученной от государственных органов, и документов, представленных собственниками объектов недвижимого имущества в органы местного самоуправления и (или) полученных в установленном порядке органами местного самоуправления, посредством запроса: копия кадастрового паспорта объекта недвижимого имущества; копия кадастрового паспорта земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества; кадастровая выписка об объекте недвижимого имущества; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении объекта недвижимого имущества и земельного участка, на котором расположен указанный объект недвижимого имущества; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении собственника (собственников) объекта недвижимого имущества; копии правоустанавливающих документов на объект недвижимого имущества в случае, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в ЕГРП; копии технического паспорта, изготовленного до 1 января 2013 года, поэтажного плана, технического плана, экспликации объекта недвижимого имущества; копия разрешительной документации на проведение перепланировки помещений объекта недвижимого имущества (в случаях проведения перепланировки помещений).

К указанным документам также могут быть приложены фото- и видеоматериалы (в случае осуществления фото- и видеосъемки) объекта недвижимого имущества.

Из приведенных выше правовых норм следует, что для признания отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, необходимо установление в отношении этого здания одного из условий, перечисленных в пунктах 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом данных кадастровых паспортов соответствующих объектов недвижимости, документов технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости или фактического использования здания.

Как установлено судом спорные объекты недвижимости были включены в Перечень согласно фрагментам первоначальной выборки из сведений Государственного кадастра недвижимости исходя из назначения и наименования объектов капитального строительства – нежилое здание, магазин (том 1 л.д. 274).

Проверяя обоснованность доводов административного истца о несоответствии спорных объектов недвижимости предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признакам объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, с учетом документов технической инвентаризации, а также сведений о разрешенных видах использования земельных участков, суд приходит к следующему.

Объект с кадастровым номером , по адресу: <адрес> (пункт 92 Перечня) согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, является зданием магазина общей площадью <данные изъяты> кв.м. (т. 1 л.д. 95-101).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь здания <данные изъяты> кв.м. (т. 1 л.д. 93, 105-107). Площадь торгового зала, предназначенная для осуществления торговой деятельности, <данные изъяты> кв.м., что составляет 51,8% от общей площади этого здания (т. 1 л.д. 100). Согласно комиссионным актам обследования, составленным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ данное здание по целевому назначению не используется (т. 1 л.д. 91, 92).

Здание расположено на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – под объектами торговли и общественного питания, находящемся в собственности <адрес> потребительского общества, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (т. 1 л.д. 102-104, т. 2 л.д. 137-138).

Объект с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> (пункт 77 Перечня), согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ является нежилым зданием, наименование – магазин, общей площадью <данные изъяты> кв.м. (т. 1 л.д. 77-78, 81-82, т. 2 л.д. 6).

Площадь торгового зала, предназначенная для осуществления торговой деятельности, <данные изъяты> кв.м., что составляет 65,3% от общей площади этого здания (т. 1 л.д. 78). Согласно комиссионному акту обследования, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, данное здание по целевому назначению не используется. (т. 1 л.д. 76).

По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>ное потребительское общество данный объект недвижимости продало ФИО3, право собственности за которым зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 87-90, 82).

Данное здание расположено на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – под объектами торговли и общественного питания, находящемся на момент включения его в Перечень в аренде Навлинского районного потребительского общества по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, что также соответствует выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 85-86, т. 2 л.д. 133-134).

Объект с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> (пункт 4 Перечня) согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ является нежилым зданием, наименование – магазин, общей площадью <данные изъяты> кв.м. (т. 1 л.д. 109-113, 116-118, т. 2 л.д. 7).

Площадь торгового зала, предназначенная для осуществления торговой деятельности, <данные изъяты> кв.м., что составляет 34% от общей площади этого здания (т. 1 л.д. 113). Согласно комиссионному акту обследования, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, данное здание по целевому назначению не используется. (т. 1 л.д. 108).

Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Навлинское районное общество продало данный объект недвижимости ФИО4, право собственности за которым зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 121-124, 117).

Здание расположено на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – под объектами торговли и общественного питания, находящемся на момент включения здания в Перечень в аренде Навлинского районного потребительского общества по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, что также соответствует выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 119-120, т. 2 л.д. 135-136).

Объект с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> (пункт 22 Перечня), согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ является нежилым зданием общей площадью <данные изъяты> кв.м., наименование – магазин.

Сведения о площади помещений, предназначенных для осуществления торговой деятельности отсутствуют, экспликации к плану здания согласно данным технической инвентаризации не имеется, соответствующей информации не содержит и акт обследования (т. 1 л.д. 143-144, 164).

Согласно комиссионному акту обследования, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, данное здание закрыто, по целевому назначению не используется (т. 1 л.д. 142).

Как следует из договора подряда на слом здания с последующим выкупом материалов от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного Навлинским районным потребительским обществом с ФИО5, заказчик поручил произвести демонтаж здания магазина, а подрядчик завершить указанную работу до ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 149-150).

По сведениям управления Росреестра по <адрес> данный объект снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 143).

Как следует из материалов дела, данное здание было расположено на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, 59а, находящемся в аренде <адрес> потребительского общества на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому вид разрешенного использования земельного участка – под объекты торговли, что также соответствует выписке из Единого государственного реестра недвижимости (т. 1 л.д. 147-148, 145-146).

Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Соколовское сельское поселение» указанный земельный участок входит в общественно-деловую зону, предназначенную для преимущественного размещения объектов управления, здравоохранения, культуры, просвещения, связи, торговли.

Объект с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> (пункт 57 Перечня), согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ является нежилым зданием общей площадью <данные изъяты> кв.м., наименование магазин.

Сведения о площади помещений, предназначенных для осуществления торговой деятельности отсутствуют, экспликации к плану здания согласно данным технической инвентаризации не имеется, соответствующей информации не содержит и акт обследования (т. 1 л.д. 134-135, 166).

Согласно комиссионному акту обследования, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, данное здание закрыто, по целевому назначению не используется (т. 1 л.д. 133).

Как следует из договора подряда от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного Навлинским районным потребительским обществом с ФИО5, заказчик поручил произвести демонтаж здания магазина, а подрядчик завершить указанную работу до ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 140-141).

Данный объект снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 134).

При этом материалами дела установлено, что данное здание было расположено на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – под объекты торговли, находящемся в аренде Навлинского районного потребительского общества на срок по ДД.ММ.ГГГГ, на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, что также соответствует выписке из Единого государственного реестра недвижимости (т. 1 л.д. 136-137, 138-139).

Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Салтановское сельское поселение» указанный земельный участок входит в общественно-деловую зону, предназначенную для преимущественного размещения объектов управления, здравоохранения, культуры, просвещения, связи, торговли.

Объект с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> (пункт 53 Перечня), согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ является нежилым зданием общей площадью <данные изъяты> кв.м., наименование магазин (т. 1 л.д. 126).

Сведения о площади помещений, предназначенных для осуществления торговой деятельности отсутствуют, экспликации к плану здания согласно данным технической инвентаризации не имеется, соответствующей информации не содержит и акт обследования (т. 1 л.д. 126, 165).

Согласно комиссионному акту обследования, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, данное здание закрыто, по целевому назначению не используется (т. 1 л.д. 125).

Как следует из договора подряда на слом здания с последующим выкупом материалов от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного Навлинским районным потребительским обществом с ФИО5, заказчик поручил произвести демонтаж здания магазина, а подрядчик завершить указанную работу до ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 131-132).

Данный объект снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 126).

Вместе с тем, установлено, что данное здание было расположено на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – под объекты торговли, находящемся в аренде Навлинского районного потребительского общества на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, что также соответствует выписке из Единого государственного реестра недвижимости (т. 1 л.д. 129-130, 127-128).

Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Щегловское сельское поселение» указанный земельный участок входит в общественно–деловую зону, предназначенную для преимущественного размещения объектов управления, здравоохранения, культуры, просвещения, связи, торговли.

Таким образом, согласно документам технической инвентаризации, сведениям государственного реестра недвижимости площади помещений, имеющих назначение "торгового зала" в зданиях с кадастровыми номерами: , по адресу: <адрес> (пункт 92 Перечня); по адресу: <адрес> (пункт 77 Перечня); по адресу: <адрес> (пункт 4 Перечня) превышают 20% общей площади объекта, что в соответствии с абзацем вторым подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является достаточным основанием для включения спорных объектов в Перечень.

При этом все спорные объекты недвижимости расположены на земельных участках, вид разрешенного использования которых – под объекты торговли и общественного питания.

Как следует из положений пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исходя из классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" вид 4.4 "магазины", является самостоятельными видом разрешенного использования земельного участка.

До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540, согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".

Вид разрешенного использования земельных участков, на которых расположены спорные объекты, соответствует пункту 1.2.5 названных Методических указаний - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", поскольку предусматривает размещение торговых объектов, к которым, в частности, относятся здания магазинов.

Административный истец не оспаривает, что за указанный в документах период времени вид разрешенного использования земельных участков не изменялся. Кроме того, земельные участки, на которых расположены спорные объекты, в соответствии правилами землепользования и застройки муниципальных образований относятся к общественно-деловым зонам, основными видами разрешенного использования которых предусмотрено размещения объектов торговли.

Учитывая данные обстоятельства включение всех спорных объектов в Перечень, не противоречит требованиям подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из комиссионных актов обследования следует, что спорные объекты недвижимости полностью не эксплуатируются, магазины закрыты, не используются по целевому назначению в течении длительного периода, требуют капитального ремонта.

Как установлено в судебном заседании основанием для включения спорных объектов недвижимости в Перечень являлось предназначения зданий и земельных участков для использования в целях размещения торгового объекта, а не их фактическое использование, что не противоречит основаниям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеприведенные обстоятельства, спорные здания соответствуют признакам объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем, они подлежали включению в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества.

На момент включения в Перечень собственником спорных объектов недвижимости являлся административный истец, и распоряжение им в 2017 году отдельными объектами недвижимости не свидетельствует о незаконности включения объектов в Перечень, а также наличии безусловных оснований для исключения спорных объектов из Перечня.

Как следует из материалов дела, оплата налога за нежилые здания исходя из их кадастровой стоимости произведена административным истцом в 2017 году пропорционально периодам нахождения объектов в собственности истца. При этом данную оплату налога административный истец полагает излишне оплаченной в связи с неправомерным включением объектов в Перечень, что и явилось основанием для обращения в суд.

Учитывая данные обстоятельства, доводы административного ответчика о том, что Навлинское районное потребительское общество не вправе оспаривать включение в Перечень объектов недвижимости, принадлежащих в настоящее время на праве собственности другим собственникам, суд находит несостоятельными, так как в соответствии со статьей 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

С учетом изложенного доводы административного истца подлежат оценке в отношении всех заявленных объектов недвижимости.

Доводы административного истца о возможности включения в Перечень зданий предназначенных для торговли только при условии их фактического использования и определении 20% для размещения торговых объектов с учетом фактического использования площади объекта недвижимого имущества, а не по документам, суд находит их несоответствующими положениям пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому критерием признания объекта недвижимости торговым центром является не совокупность условий, а хотя бы одно из условий, в частности предназначение или фактическое использование в целях размещения торговых объектов.

В данном случае спорные здания были включены в Перечень не по виду их фактического использования, а по назначению.

Закон Брянской области «О налоге на имущество организаций» не содержит каких либо особенностей в отношении неэксплуатируемых объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

Кроме того, вопреки доводам представителя административного истца постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п «Об утверждении порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в целях налогообложения» не введен иной правовой механизм определения объектов недвижимости, подлежащих включению в Перечень.

Из преамбулы данного постановления следует, что оно издано в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исходя из взаимосвязи приведенных выше правовых положений п.4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации об отнесении к торговым центрам зданий исходя из их предназначения для использования или фактического использования в целях размещения торговых объектов, а также п. 3, 4 Порядка определения фактического использования зданий об информационной базе и мероприятиях по определению Перечня следует, что формирование проекта Перечня и его определение управлением имущественных отношений Брянской области возможно на основании информации о назначении объектов недвижимости, полученной в порядке межведомственного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

Определение вида фактического использования здания и наличие акта обследования не является обязательным условием для решения вопроса о включении объекта недвижимости в Перечень.

Таким образом, из положений постановления не следует, что при формировании Перечня требуется совокупность условий, предусмотренных пунктом 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах фактическое использование зданий правового значения для настоящего административного дела не имеет, поскольку данное обстоятельство не служило и не служит основанием для включения спорных зданий в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущество.

Уплата налогов является одной из обязанностей собственника имущества. Объектами налогообложения для организаций является имущество, учтенное на балансе в качестве основных средств, спорный объект недвижимости с кадастровым номером значится, а остальные объекты недвижимости значились на балансе административного истца в качестве основных средств и с учетом вышеуказанных обстоятельств являлись объектами налогообложения в 2017 году в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доводы административного истца о том, что магазины ввиду осуществления одного вида деятельности не подлежат отнесению к торговым центрам суд находит необоснованными, поскольку критерии отнесения объектов недвижимости к торговым центрам даны непосредственно в целях применения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и из смысла положений пункта 4 данной статьи не следует, что обязательным условием для признания здания торговым центром требуется размещение в нем комплекса объектов.

Суд находит также несостоятельной ссылку административного истца на статью 3 Налогового кодекса Российской Федерации и возложение на собственника объектов недвижимого имущества налога без экономического основания, поскольку Перечень формируется исключительно в соответствии с критериями, установленными в законе о налоге на имущество субъекта Российской Федерации, представляет собой особую форму регионального нормативного правового акта, принятие которого предусмотрено федеральным законодателем в целях доведения соответствующих сведений до налогоплательщиков, сам по себе не содержит каких-либо новых условий или изменений порядка налогообложения, установленного законом.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска Навлинского районного потребительского общества.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении административного искового заявления Навлинского районного потребительского общества о признании недействующими пунктов 4, 22, 53, 57, 77, 92 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Навлинского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1269 (в редакции Приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2017 года № 1293) – отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Брянского областного суда Л.Н. Бобылева