Дело № 3а-110/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 ноября 2019 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Георгиновой Н.А.,
при секретаре Шамарине А.А.,
с участием представителя административного истца Дорожко В.Ю., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «АСК» к Правительству Орловской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «АСК» (далее по тексту- ООО «АСК», Общество) обратилось в областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований Общество указало, что на праве собственности владеет земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>.
По мнению административного истца, кадастровая стоимость данного земельного участка, установленная по состоянию на 1 января 2014 года, значительно превышает его рыночную стоимость, определенную на основании отчета об оценке от 24 июня 2019 года №, составленного оценщиком общества с ограниченной ответственностью «<...>» (далее по тексту - ООО «<...>») ФИО4, тем самым, затронуты права и обязанности Общества как налогоплательщика, уплачивающего земельный налог, исчисляемый из кадастровой стоимости земельного участка.
В связи с этим ООО «АСК» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Орловской области (далее по тексту - Комиссия) с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, которое поступило в Комиссию <дата>, и было отклонено решением от <дата>.
По изложенным основаниям административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: проведение проектно-изыскательских работ и строительство крытого рынка, в размере <...> рублей по состоянию на 1 января 2014 года.
Представители административного ответчика Правительства Орловской области, представители заинтересованных лиц на стороне административного ответчика Управления Росреестра по Орловской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области (далее - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области), Администрации города Орла о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца Дорожко В.Ю., поддержавшего заявленные требования, показания свидетеля ФИО4, подтвердившей выводы, изложенные в отчете об оценке от 24 июня 2019 года №, изучив отзыв на административное исковое заявление, представленный Правительством Орловской области, полагавшимся при разрешении спора на усмотрение суда, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ, юридические лица вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Абзацем первым пункта 2 и пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.Как видно из материалов административного дела, ООО «АСК» на праве собственности владеет земельным участком с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м, расположенным по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: проведение проектно-изыскательских работ и строительство крытого рынка, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д.15-17).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, определенная по состоянию на 1 января 2014 года, и внесенная в названный реестр 30 января 2015 года, составляет <...> рублей (л.д. 18).
Считая результаты определения кадастровой стоимости земельного участка завышенными, ООО «АСК» обратилось с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Орловской области.
Решением названной Комиссии от <дата> года заявление ООО «АСК» о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, поступившее в Комиссию <дата>, было отклонено (л.д. 11-14).
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Обращаясь в суд с административным иском, Общество в подтверждение своих доводов представило отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 24 июня 2019 года №, составленный оценщиком ООО «<...>» ФИО4, являющейся членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», имеющей действительный квалификационный аттестат в области оценочной деятельности.
Согласно указанному отчету, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2014 года определена в размере <...> рублей (л.д. 25-85).
Отчёт об определении рыночной стоимости земельного участка выполнен на дату, по состоянию на которую сведения об этом объекте имеются в государственном кадастре недвижимости, соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно - правовому регулированию оценочной деятельности. При составлении отчета оценщик применил сравнительный подход, мотивированно отказался от использования доходного и затратного подходов, провел анализ рынка предложений по продаже объектов-аналогов земельных участков, проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.
Выводы, изложенные в названном отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка, подтвердила допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО4
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, которые опровергали бы рыночную стоимость земельного участка, приведенную в отчете об оценке от 24 июня 2019 года, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административным ответчиком и заинтересованными лицами не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка заявлены не были.
Суд, исследовав отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, сопоставив его содержание с иными имеющимися в деле доказательствами, оценив показания свидетеля ФИО4, считает, что указанный выше отчет и показания свидетеля отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, не вызывают сомнений в их достоверности.
При таких обстоятельствах, заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» законом об оценочной деятельности для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с чем, датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Поскольку заявление Общества о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка поступило в Комиссию <дата>, то указанный день следует считать датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «АСК» к Правительству Орловской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: проведение проектно-изыскательских работ и строительство крытого рынка, в размере <...> рублей по состоянию на 1 января 2014 года.
Датой подачи заявления общества с ограниченной ответственностью «АСК» о пересмотре кадастровой стоимости считать <дата>.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 11 ноября 2019 года.
Председательствующий Н.А. Георгинова