ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 августа 2019 года, по делу №/2019, г. Махачкала
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Джарулаева А-Н.К.,
при секретаре судебного заседания Омарпашаевой М.И.,
с участием прокурора ФИО2,
представителя административного истца Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства» по доверенности ФИО3, представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности ФИО5, представителя заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан по доверенности ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства» к Правительству РД о признании нормативного правового акта недействующим в части,
установил:
постановлением Правительства РД от <дата>№ «О создании природного парка республиканского значения «Джалган» (далее -постановление Правительства РД от <дата>№), в целях сохранения уникальных природных комплексов и природных объектов, их восстановления и рационального использования постановлено:
- образовать на территории городского округа «<адрес>» и муниципального района «<адрес>» природный парк республиканского значения «Джалган» общей площадью 2196 га без изъятия земельных участков у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков;
- утвердить Положение о природном парке республиканского значения «Джалган»;
- установить, что природный парк республиканского значения «Джалган» находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан (далее Минприроды РД), управление природным парком осуществляет Государственное казенное учреждение Республики Дагестан «Дирекция особо охраняемых природных территорий, охраны животного мира и водных биоресурсов» (далее по тексту ГКУ РД «Дирекция ООПТ, охраны животного мира и водных биоресурсов»);
- Минприроды РД и указанному ГКУ поручить обеспечить режим особой охраны на территории природного парка республиканского значения «Джалган».
В Положении о природном парке республиканского значения «Джалган», утвержденном оспариваемым постановлением от <дата>№ изложено словесное описание границ территорий, входящих в природный парк "Джалган".
Нормативный правовой акт опубликован в газете «Дагестанская правда», №, <дата> и официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, <дата>, N №.
В соответствии с пунктом 5 постановления от <дата>№ документ вступил в силу со дня официального опубликования.
ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства» (далее ФКУ Упрдор «Каспий») обратилось в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением к Правительству РД:
- о признании недействующим приведенного выше постановления Правительства РД от <дата>№ с <дата> в части границ природного парка республиканского значения «Джалган», указанных в Положении о природном парке республиканского значения «Джалган» в той мере, в которой они установлены с наложением на границы земельного участка, необходимого для реализации объекта «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» -автомобильная дорога М-4 «Дон»-Владикавказ-Грозный-Махачкала- граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон»-Владикавказ-Грозный-Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке обхода <адрес>, Республика Дагестан», с координатами, приведенными в административном иске;
- об обязании внесения изменений в постановление Правительства РД от <дата>№ «О создании природного парка республиканского значения «Джалган», устраняющие препятствия реализации объекта «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» - автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ - Грозный -Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке обхода <адрес>, Республика Дагестан».
По мнению административного истца, со ссылкой на положения Федерального закона от <дата> № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, принятие Правительством РД оспариваемого акта без учета потребности в земельных участках, необходимых для осуществления строительства обхода <адрес>, в соответствии с ранее утвержденной Росавтодором документацией по планировке территории (далее - ДПТ), препятствует проведению проектно-изыскательских работ, а также влечет невозможность реализации строительства объекта в целом.
В частности, указывается, что ФКУ Упрдор «Каспий» <дата> заключен государственный контракт №/ПИР/СТР на выполнение проектно-изыскательских работ: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» - автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ - Грозный- Махачкала- граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке обхода <адрес>, Республика Дагестан».
По результатам совещания <дата> у первого заместителя председателя Правительства РД по вопросу подготовки строительства автомобильной дороги в обход городов Хасавюрт и Дербент установлено. что проектируемая дорога на участке обхода <адрес> проходит по территории природного парка республиканского значения «Джалган», образованного на основании оспариваемого постановления Правительства РД от <дата>№.
Проектно-изыскательские работы, реализуемые за счет средств федерального бюджета во исполнение государственного контракта от <дата>№/ПИР/СТР, проводятся с учетом места расположения обхода <адрес>, предусмотренного ДПТ, которая утверждена распоряжением Росавтодора от <дата>№-р.
Принятие Правительством РД оспариваемого постановления от <дата>№ и установление границ территории природного парка республиканского значения «Джалган» без учета потребности в земельных участках, необходимых для осуществления строительства обхода <адрес>, в соответствии с ранее утвержденной Росавтодором ДПТ, препятствует проведению проектно-изыскательских работ, а также влечет невозможность реализации строительства объекта в целом.
Учреждением в адрес Правительства РД направлены письма от <дата>№, от <дата>№ с просьбой оказания содействия в урегулировании вопроса прохождения автомобильной дороги по территории природного парка республиканского значения «Джалган», ответ на которые не получен.
Действия учреждения по установлению взаимодействия с Правительством РД основаны на положениях законодательства об особо охраняемых природных территориях и их охранных зонах, а именно: в соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регулируются положениями Федерального закона от <дата> № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон № 33-ФЗ).
Федеральный законодатель установил в пункте 6 статьи 2 названного Закона обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию решений о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, из чего следует, что Правительство РД, с учетом положений приведенных нормативных правовых актов, в пределах предоставленных полномочий, действуя в публичных интересах, вправе внести изменение в Положение природного парка республиканского значения «Джалган».
В соответствии с ч. 8 ст. 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Статья 38 ГрК РФ конкретизирует правила по предельным (минимальным и (или) максимальным) размерам земельных участков и предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Последние также влияют на определение размеров земельных участков, которые в этом случае определяются не напрямую, а опосредованно. В частности, указанные показатели включают в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка. Указанные размеры и параметры, их сочетания устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне, а в пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров.
Вместе с тем, согласно ст. 36 ГрК на ряд земельных участков градостроительные регламенты не распространяются или в отношении их градостроительные регламенты не устанавливаются. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов).
В отношении таких земельных участков их предельные размеры должны определяться в соответствии с ЗК РФ, другими федеральными законами (ст. 11.9 ЗК РФ). В целом использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется, как установлено ч. 7 ст. 36 ГрК РФ, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Это положение конкретизировано в отношении использования земель или земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий. Для таких земель и земельных участков определяющим актом является положение об особо охраняемой природной территории.
Так, согласно п. 14 ст. 2 Федерального закона № 33-ФЗ в случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Однако предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не распространяются на случаи размещения линейных объектов.
Статьей 26 Федерального закона от <дата> № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что утвержденные до <дата> положения об особо охраняемых природных территориях должны быть приведены в соответствие с указанными требованиями к содержанию положений до <дата>. В период до установления в положении об особо охраняемой природной территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, но не позднее <дата> указанные параметры определяются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория.
Среди установлений ЗК РФ, которые обусловливают в самом общем виде определение размеров земельных участков, следует назвать:
- запрет образования земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости;
- требование отсутствия вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, невозможности размещения объектов недвижимости и других препятствующих рациональному использованию и охране земель недостатков;
- запрет образования земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а такжеводохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Формулировка последнего требования означает, что указанный запрет не распространяется на случаи размещения объектов транспортной инфраструктуры, в том числе автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
Минприроды РД письмом от <дата>№ сообщило об отсутствии особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения в охраняемых границах строительства, документация планировки территории (ДПТ) при ее разработке согласована Главой администрации MP «<адрес>» (письмо от <дата>№), а такжеучитывает мнение всех заинтересованных лиц, на земельных участках которых планируется размещение объекта капитального строительства (акт выбора направления трассы от <дата>).
В соответствии с пунктом 1.2 Устава ФКУ Упрдор «Каспий» (утв. Приказом Федерального дорожного агентства от <дата>№) учреждение является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Подготовке документации по планировке территории предшествовало включение строительства указанного участка автомобильной дороги в перечень объектов, финансируемых за счет средств федеральной адресной инвестиционной программы России в рамках мероприятия «Подготовка документации по планировке территории объекта «Строительство автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон» -Владикавказ-Грозный-Махачкала-граница с Азербайджанской Республикой на участке обхода <адрес>, Республика Дагестан» на основании Подпрограммы «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)», утвержденной Постановлением Правительства РФ от <дата>№.
Таким образом, принятие постановления Правительства Республики Дагестан от <дата>№, утвердившего Положение о природном парке республиканского значения «Джалган», которым установлены функциональные зоны с дифференцированным режимом их использования (запрещающим прокладку дорог и прочих коммуникаций, строительство зданий и сооружений, не связанных с функционированием природного парка) создало препятствие реализации проекта, предусмотренного федеральным законодательством.
Административным истцом были уточнены административные исковые требования, в которых поставлен вопрос о признании недействующим постановления Правительства РД от <дата>№ с уточненными координатами.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 заявленные административные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
В письменном отзыве представитель административного ответчика Правительства РД по доверенности ФИО4 возражал против удовлетворения административных исковых требований, полагая оспариваемое постановление соответствующим законодательству.
Так, им указывается, что во исполнение требования ст. 16 Закона РД от <дата> «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которой создание природных парков осуществляется решениями Правительства РД в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», правительство республики издало постановление о создании природного парка республиканского значения «Джалган», разработанное Минприроды РД.
На стадии разработки проекта постановления Правительства РД о создании природного парка Минприроды РД согласовало его в соответствии с требованиями Регламента правительства и Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» с заинтересованными органами, в том числе с федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входило согласование создания природного парка.
До стадии разработки проекта постановления о создании природного парка выполнены научно-исследовательские работы по теме: «Подготовка материалов комплексного экологического обследования территорий горы Джалган и прилегающей местности, расположенных в <адрес> и <адрес>, обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения» по государственному контракту от <дата>№/ОК- 2/2016 (далее - материалы комплексного экологического обследования), в котором оговариваются категории земель, составляющие обследуемую территорию, в границах этих территорий не оговариваются земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов, следовательно не предполагается, что в границах природного парка будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для вышеуказанных нужд. Указанное обстоятельство подтверждается, в частности, письмом ФГБУ «Территориальный фонд геологической информации по Южному федеральному округу» Дагестанский филиал от <дата>№.
В последующем, в соответствии со статьёй 12 Федерального закона от <дата> № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в отношении материалов комплексного экологического обследования проведена государственная экологическая экспертиза.
Экспертная комиссия в заключении пришла к выводу о том, что указанные материалы, обосновывающие придание рассматриваемым территориям правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения путем создания природного парка «Джалган», отражают реальные данные, характеризующие природоохранную, историко-культурную и рекреационную значимость данной территории, в полной мере соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Таким образом, образованный во исполнение Плана мероприятий по реализации основных положений Послания (отчёта) Главы Республики Дагестан Народному Собранию РД от <дата>, утверждённого постановлением Правительства РД от <дата>№, природный парк республиканского значения «Джалган» создан в соответствии с порядком создания природных парков, установленным как федеральным законодательством, так и региональным законодательством в области особо охраняемых природных территорий.
Представитель административного ответчика Правительства РД ФИО5, представитель заинтересованного лица Минприроды РД ФИО6 и представитель заинтересованного лица ГКУ РД «Дирекция ООПТ, охраны животного мира и водных биоресурсов» ФИО7 возражали против удовлетворения административных исковых требований, полагая, что оспариваемое постановление от <дата>№ соответствует действующему законодательству.
Впоследствии, представителем административного ответчика Правительства РД по доверенности ФИО4 представлен дополнительный письменный отзыв, где им изменена позиция по делу и указывается о возможности удовлетворения административных исковых требований.
Аналогично представителем административного ответчика Правительства РД ФИО5 в судебном заседании изменена позиция по делу, в соответствии с которой указывается о возможности удовлетворения административных исковых требований.
В письменных отзывах представители заинтересованных лиц администрации МР «<адрес>», Министерства земельных и имущественных отношений РД, Министерства транспорта и дорожного хозяйства РД не возражали против удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Прокурором отдела прокуратуры РД ФИО2 дано заключение о состоятельности заявленных административных исковых требований и целесообразности их удовлетворения.
Заслушав объяснения представителя административного истца ФИО3, представителя административного ответчика ФИО5, представителя заинтересованного лица ФИО6, заключение прокурора ФИО2, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца по следующим основаниям.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Статьёй 213 (ч. 8) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу части второй статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с п. 5 ст. 76 Конституции РФ законы или иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным правовым актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Пунктами "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 58 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от <дата> № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.
Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемое постановление Правительства РД от <дата>№ относится к числу нормативных правовых актов, поскольку устанавливает обязательные для исполнения неограниченным кругом лиц требования, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.
Согласно Положению о природном парке республиканского значения «Джалган», утвержденному оспариваемым постановлением от <дата>№, природный парк "Джалган" расположен в <адрес>, его площадь составляет 2196 га, в том числе, земли <адрес> - 19 га, земли лесного фонда - 1973 га и земли сельскохозяйственных угодий - 204 га.
На основании ст. 2 Федерального закона № 33-ФЗ к категории особо охраняемых природных территорий относятся, в том числе, природные парки, которые в силу пункта 1 статьи 18 данного Закона являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
Природные парки относятся к особо охраняемыми территориями регионального значения, являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении их органов государственной власти (пункты 2, 4 статьи 2 Федерального закона № 33-ФЗ).
Согласно ст. 21 Федерального закона № 33-ФЗ на территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий. Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Федеральный законодатель, устанавливая в пункте 3 статьи 21 названного Закона на территории природных парков запрет деятельности, влекущей за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры, иных ограничений не предусматривает, указав, что в границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий (пункт 4 статьи 21 Федерального закона № 33-ФЗ).
На территории природного парка «Джалган» действует дифференцированный режим охраны, защиты и использования природных ресурсов с учетом местных природных, историко-культурных и хозяйственных особенностей. Выделены следующие функциональные зоны: природоохранная, рекреационная зона (предназначена для поддержания благоприятной для проживания среды и организации сервисного обслуживания населения и посетителей парка) и агрохозяйственная зона (предназначена для создания благоприятной среды для проживания местного населения, производства сельскохозяйственной продукции). Для каждой зоны в Положении о природном парке, утвержденном оспариваемым постановлением от <дата>№, оговорены особенности правового режима с более или менее строгими ограничениями.
Зонирование территории природного парка и дифференциация правового режима каждой из зон установлены на основании научно обоснованных результатов комплексного экологического обследования территории, изложенных в проекте функционального зонирования, получившего, во исполнение требований ст. 12 Федерального закона от <дата> № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", положительное заключение государственной экологической экспертизы (утв. приказом Минприроды РД от <дата>№).
На основании п. 4 ст. 18 Федерального закона N 174-ФЗ утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям данного Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Содержание ограничений, установленных Положением о природном парке «Джалган», утвержденным постановлением №, не противоречит предписаниям федерального законодательства.
Как следует из материалов дела, во исполнение требования статьи 16 Закона РД от <дата> «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которой создание природных парков осуществляется решениями Правительства РД в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», и в порядке установленном в Регламенте Правительства РД, утверждённом Постановлением Правительства РД от <дата>№ (далее - Регламент правительства), правительство республики издаёт постановление о создании природного парка республиканского значения «Джалган», которое разработано и внесено в правительство Минприроды РД.
На стадии разработки проекта постановления Правительства РД «О создании природного парка республиканского значения «Джалган» (вместе с «Положением о природном парке республиканского значения «Джалган», «Картой-схемой природного парка «Джалган», «Схемой и перечнем координат поворотных точек общей границы проектируемого природного парка «Джалган») (далее - проект постановления о создании природного парка) Минприроды РД согласовало его в соответствии с требованиями Регламента правительства и Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» с заинтересованными органами, в частности, с Министерством природных ресурсов и экологии РФ; Управлением министерства юстиции России по РД; Прокуратурой РД; Министерством финансов РД; Министерством экономики и территориального развития РД; Министерством сельского хозяйства и природопользования РД; Министерством по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли РД; Министерством юстиции РД; Комитетом по лесному хозяйству РД; Администрацией МР «<адрес>» и Администрацией ГО «<адрес>».
До стадии разработки проекта постановления о создании природного парка выполнены научно-исследовательские работы по теме: «Подготовка материалов комплексного экологического обследования территорий горы Джалган и прилегающей местности, расположенных в <адрес> и <адрес>, обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения» по государственному контракту от <дата>№/ОК-2/2016 (далее - материалы комплексного экологического обследования), в котором оговариваются категории земель, составляющие обследуемую территорию, в границах этих территорий не оговариваются земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, следовательно не предполагается, что в границах природного парка будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для вышеуказанных нужд.
Указанное обстоятельство подтверждается, в частности, письмом Федерального государственного бюджетного учреждения «Территориальный фонд геологической информации по Южному федеральному округу» Дагестанский филиал от <дата>№.
В соответствии со статьёй 12 Федерального закона от <дата> № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в отношении материалов комплексного экологического обследования проведена государственная экологическая экспертиза, по её результату экспертная комиссия в своём заключении пришла к выводу о том, что указанные материалы, обосновывающие придание рассматриваемым территориям правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения, путем создания природного парка «Джалган», отражают реальные данные, характеризующие природоохранную, историко-культурную и рекреационную значимость данной территории, в полной мере соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Согласно изменениям на <дата> в части уточнения координат в точках 149, 150, отражённым в Ведомости координат поворотных точек полосы постоянного отвода, проектируемой автодороги в обход <адрес> ПК 105+00 - 181+30, представленным в приложении к заявлению ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства» от <дата>, дорожное полотно пролегает через тоннель, в связи с чем, предположительно, поверхностная часть территории природного парка не затрагивается, но из этого не следует, что в границах территории природного парка разрешено осуществление подземных работ, в частности, строительство указанного тоннеля.
В части запроса ООО «Экодор» от <дата>№ письмом Минприроды РД от <дата>№ представлен ответ, которым сообщается, что в границах предполагаемого объекта строительства автомобильной дороги в <адрес> РД особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения не имеется.
Вместе с тем указанным письмом общество информировано о том, что в Перечне мероприятий по подготовке празднования 2000-летия основания <адрес> планируется создание в <адрес> РД на горе Джалган и прилегающей территории особо охраняемой природной территории республиканского значения.
Следовательно, образованный во исполнение Плана мероприятий по реализации основных положений Послания (отчёта) Главы Республики Дагестан Народному Собранию РД от <дата>, утверждённого постановлением Правительства РД от <дата>№, природный парк республиканского значения «Джалган» создан в соответствии порядком создания природных парков, установленным как федеральным законодательством, так и региональным законодательством в области особо охраняемых природных территорий.
Учитывая все вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что постановление Правительства РД от <дата>№ «О создании природного парка республиканского значения «Джалган» не противоречит федеральному закону или другому правовому акту, имеющему большую юридическую силу; оспариваемое в настоящем деле Постановление № принято исполнительным органом государственной власти Республики Дагестан в пределах его компетенции, с учетом требований федерального законодательства и не нарушает прав и свобод заявителя, в связи с чем основания для признания данного Постановления, в оспариваемой заявителем части, противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не имеется.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФКУ «Управление федеральных дорог «Каспий» к Правительству РД о признании недействующим постановления Правительства РД от <дата>№ с момента принятия <дата> в части границ природного парка республиканского значения «Джалган», указанных в Положении о природном парке республиканского значения «Джалган» в той мере, в которой они установлены с наложением на границы земельного участка, необходимого для реализации объекта «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» -автомобильная дорога М-4 «Дон»-Владикавказ-Грозный-Махачкала- граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон»-Владикавказ-Грозный-Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке обхода <адрес>, Республика Дагестан», с координатами, приведенными в административном исковом заявлении, и об обязании внесения изменений в постановление Правительства РД от <дата>№ «О создании природного парка республиканского значения «Джалган», устраняющие препятствия реализации объекта «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» - автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ - Грозный -Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке обхода <адрес>, Республика Дагестан», отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято <дата>.
Судья
Верховного Суда
Республики Дагестан А-ФИО8