Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июня 2016 года г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе:
председательствующего судьи Петуховой В.Г.,
при секретаре судебного заседания Ш.,
с участием административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело "номер изъят" по административному исковому заявлению ФИО2 к Правительству Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков:
с кадастровым "номер изъят", расположенного по "адрес изъят", общей площадью (данные изъяты)., категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для строительства придорожного комплекса (АЗС, шиномонтажная мастерская, автосервис, магазин) равной его рыночной стоимости в размере (данные изъяты) по состоянию на "дата изъята";
с кадастровым "номер изъят", расположенного по "адрес изъят", общей площадью (данные изъяты), категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для строительства придорожного комплекса (АЗС, шиномонтажная мастерская, автосервис, магазин) равной его рыночной стоимости в размере (данные изъяты) по состоянию на "дата изъята";
с кадастровым "номер изъят", расположенного по "адрес изъят", общей площадью (данные изъяты), категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для строительства придорожного комплекса (АЗС, шиномонтажная мастерская, автосервис, магазин) равной его рыночной стоимости в размере (данные изъяты) по состоянию на "дата изъята".
В обоснование иска указал, что он является собственником указанных земельных участков.
Установленная кадастровая стоимость земельных участков в результате государственной оценки земель названной категории значительно превышает их рыночную стоимость, что подтверждается отчетами оценщика ООО"номер изъят", на которые получены положительные экспертные заключения, подготовленные экспертами саморегулируемой организацией оценщиков А..
В судебном заседании ФИО2 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменном отзыве представитель органа кадастрового учета просил рассмотреть дело по существу без его участия, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на то, что учреждение не является ни надлежащим ответчиком по иску, ни заинтересованным лицом, поскольку выполняет лишь технические функции по внесению утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведений о кадастровой оценке земель в государственный кадастр недвижимости.
Представитель Правительства Иркутской области, надлежащим образом извещенного о судебном заседании, в письменном отзыве на административное исковое заявление просила принять по делу законный и обоснованный судебный акт, а также просила рассмотреть дело без участия представителя.
Представитель Управления Росреестра по Иркутской области, надлежащим образом извещенного о судебном заседании, в письменном отзыве на иск просила рассмотреть дело без участия Управления. Указала, что при проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости территориальные органы Росреестра реализуют полномочия только в части формирования перечня объектов недвижимости и не уполномочены на осуществление каких-либо действий, влекущих изменение установленной кадастровой стоимости объектов.
Заинтересованные по делу лица в судебном заседании не присутствовали.
Руководствуясь статьями 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, своевременно и в надлежащей форме извещенных о судебном заседании.
Заслушав объяснения административного истца ФИО2, поддержавшего административные исковые требования, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп, в который внесены изменения Постановлением № 239-пп от 5 мая 2014 года, распространенные на правоотношения, возникшие с 3 декабря 2013 года.
Земельные участки с кадастровыми номерами "номер изъят" отнесены к 5 группе видов разрешенного использования: «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания». Удельный показатель кадастровой стоимости их составляет 4215,78 рублей. Следовательно, кадастровая стоимость названных земельных участков составила соответственно: (данные изъяты).
Исходя из положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» содержит главу III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающую специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Из статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости – кадастровой стоимости, определенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами кадастровой оценки и не может быть определена на произвольную дату.
В данном случае, как усматривается из кадастровых паспортов, кадастровых справок о кадастровой стоимости объекта недвижимости, датами определения кадастровой стоимости спорных земельных участков являются: с кадастровым "номер изъят" – "дата изъята", с кадастровыми "номер изъят" – "дата изъята".
Считая кадастровую стоимость земельных участков завышенной, административный истец представил отчеты об оценке: "номер изъят", подготовленные оценщиками ООО.
В подтверждение обоснованности установленной величины рыночной стоимости указанных выше земельных участков административный истец представил суду положительные экспертные заключения "номер изъят", выполненные экспертами саморегулируемой организацией оценщиков А..
Исходя из положений статей 24.15 и 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из необходимых доказательств является отчет независимого оценщика о рыночной стоимости объекта недвижимости, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, а также в установленных законом случаях положительное заключение эксперта саморегулируемой организации оценщиков на отчет об оценке.
Согласно статье 24.16 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» исполнитель работ обязан обеспечить проведение экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости.
Таким образом, отчет оценщика может считаться допустимым доказательством только в том случае, если на него будет представлено положительное экспертное заключение.
Согласно статье 17.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки также в целях подтверждения рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Согласно статье 17.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки также в целях подтверждения рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Анализ содержания отчетов об оценке позволяет суду сделать вывод о том, что значительная разница между кадастровой и рыночной стоимостью земельных участков обусловлена их индивидуальными особенностями, которые были учтены оценщиком при оценке объектов в том числе, вид разрешенного использования, месторасположение земельного участка.
Представленный административным истцом отчеты о рыночной стоимости, принадлежащих ФИО2 на праве собственности, земельных участков выполнены в соответствии с требованиями действующего законодательства специалистом, имеющим соответствующее образование и стаж работы в области оценочной деятельности, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Стоимость объектов оценки, прежде всего, опосредована их местом расположения: отдаленность от густонаселенных жилых районов, приближенность к дорожному тракту, отсутствие водоемов.
В отчете оценщика присутствует подробный анализ исторических, политических, экономических, социальных и экологических факторов, оказывающих влияние на стоимость объектов оценки.
Для определения рыночной стоимости земельных участков оценщиком мотивированно использовался метод сравнительных продаж, в связи с чем, проведен анализ объектов-аналогов к объектам оценки и обоснование их выбора.
Объекты-аналоги для расчета рыночной стоимости выбраны в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки – сходные с объектами оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим их стоимость: категория земель, вид права, вид разрешенного использования, площадь, местоположение, условия финансовых расчетов при приобретении, условия продаж, обеспеченность энергоресурсами и коммуникациями, отсутствие улучшений.
Доказательств недостоверности установленной отчетах рыночной стоимости земельных участков, либо данных об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, что, действительно, могло бы поставить под сомнение достоверность отчетов, лица, участвующие в деле, не представили.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО2
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда, новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть пятая статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Принимая во внимание изложенное, установление судом рыночной стоимости земельных участков является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Как следует из материалов дела, ФИО2 обратился в суд с указанным административным исковым заявлением "дата изъята", а потому суд полагает возможным в резолютивной части указать на эту дату.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Иркутский областной суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят", расположенного по адресу: "адрес изъят", общей площадью (данные изъяты), категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для строительства придорожного комплекса (АЗС, шиномонтажная мастерская, автосервис, магазин) равной его рыночной стоимости в размере (данные изъяты) по состоянию на "дата изъята".
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят", расположенного по адресу: "адрес изъят", общей площадью (данные изъяты), категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для строительства придорожного комплекса (АЗС, шиномонтажная мастерская, автосервис, магазин) равной его рыночной стоимости в размере (данные изъяты) по состоянию на "дата изъята".
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят", расположенного по адресу: "адрес изъят", общей площадью (данные изъяты), категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для строительства придорожного комплекса (АЗС, шиномонтажная мастерская, автосервис, магазин) равной его рыночной стоимости в размере 516 (данные изъяты) по состоянию на "дата изъята".
Датой обращения в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной следует считать "дата изъята".
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья В.Г. Петухова