Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
дело № 3а-110/2016
10 ноября 2016 года г. Улан-Удэ
Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Васильевой А.В., с участием прокурора Прокуратуры Республики Бурятия Осиповой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации муниципального образования «Муйский район» к Совету депутатов муниципального образования «Муйский район», Главе муниципального образования «Муйский район» о признании не соответствующими федеральному законодательству, не действующими отдельных положений Устава МО «Муйский район» Республики Бурятия в редакции, утвержденной решением Совета депутатов МО «Муйский район» Республики Бурятия №244 от 28 января 2011 года,
У С Т А Н О В И Л:
Решением Совета Депутатов муниципального образования «Муйский район» №131 от 12 февраля 2008 года был утвержден Устав муниципального образования «Муйский район». Решение опубликовано на официальном сайте органов местного самоуправления МО «Муйский район» (http://www.admmsk.ru/).
Решением Совета Депутатов муниципального образования «Муйский район» №244 от 28 января 2011 года в Устав муниципального образования «Муйский район» внесены изменения и дополнения: статья 26 Устава дополнена частью 5, в соответствии с которой руководитель администрации назначает на должность, освобождает от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений по согласованию с Советом депутатов, заключает с ними трудовые договоры (контракты), а также осуществляет контроль за деятельностью муниципальных предприятий и учреждений.
Пункт 4 части 1 статьи 28 Устава изложен в новой редакции, в соответствии с которой установлено, что администрация определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждает их уставы, назначает на должность и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений по согласованию с Советом депутатов в порядке, предусмотренном положением о принятии решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, заслушивает отчеты об их деятельности.
Указанное решение опубликовано 03 февраля 2011 года в газете "Муйская Новь» №4 (1751), а также на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального образования «Муйский район» (http://www.admmsk.ru/).
Данная редакция оспариваемых положений нормативно-правового акта является действующей на момент рассмотрения дела.
Администрация муниципального образования «Муйский район» обратилась с административным иском к Совету депутатов муниципального образования «Муйский район» о признании не соответствующими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Устава муниципального образования «Муйский район»: части 5 статьи 26 и пункта 4 части 1 статьи 28 в части, предусматривающей необходимость согласования с Советом депутатов назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что федеральное законодательство не содержит положений, обязывающих согласовывать назначение указанных лиц, данные правомочия отнесены законом к компетенции исполнительного органа местного самоуправления района. Кроме того, оспариваемые положения противоречат нормам трудового законодательства.
В ходе рассмотрении дела представитель истца ФИО1, действующая на основании доверенности, участвующая в судебном заседании, проведенном с использованием средств видеоконференц-связи с Муйским районным судом Республики Бурятия, уточнила исковые требования, просила признать недействующими с момента вступления решения в законную силу названные положения Устава в редакции, утвержденной решением Совета депутатов МО «Муйский район» Республики Бурятия №244 от 28 января 2011 года.
Действующая на основании доверенностей представитель административных ответчиков - Совета Депутатов муниципального образования «Муйский район» и Главы муниципального образования «Муйский район», привлеченного судом к участию в деле, ФИО2 исковые требования не признала, ссылаясь на их необоснованность.
Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение участвующего в деле прокурора Прокуратуры Республики Бурятия Осиповой А.М., полагавшей, что требования заявлены обоснованно, приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению.
Согласно части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части может обратиться орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
Как установлено частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Оспаривая изменения, внесенные в Устав муниципального образования «Муйский район», утвержденные Решением Совета депутатов муниципального образования «Муйский район» №244 от 28 января 2011 года, истец ссылался на нарушение установленной федеральным законодательством компетенции представительных и исполнительных органов местного самоуправления при решения вопросов назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений.
Федеральным законом от 6 октября 2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 131-ФЗ) установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 7 данного Федерального закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона №131-ФЗ определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Частями 1, 2 статьи 43 Федерального закона №131-ФЗ установлено, что устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов. Устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
В соответствии с частью 5 статьи 44 Федерального закона №131-ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. В случае если избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, голос главы муниципального образования учитывается при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.
Частью 6 статьи 44 данного Федерального закона предусмотрено, что Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно части 8 статьи 44 указанного Закона Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.
Суду представлены документы, свидетельствующие о том, что процедура принятия изменений в Устав нарушена не была: из протокола 26-й очередной сессии Совета депутатов муниципального образования «Муйский район» от 28 января 2011 года следует, что за принятие решения проголосовало квалифицированное большинство голосов, решение зарегистрировано Управлением Министерства юстиции РФ по Республике Буртия, опубликовано в официальном печатном издании и в сети «Интернет» на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального образования «Муйский район».
Однако анализ содержания оспариваемых норм позволяет прийти к выводу о их несоответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Федерального закона №131-ФЗ муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона №131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (части 1, 3 статьи 34 Федерального закона №131-ФЗ).
В соответствии со статьей 35 Федерального закона №131-ФЗ к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (пункт 5 части 10), а также определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий (пункт 6 части 10).
В силу части 1 статьи 36 Федерального закона №131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях" (далее – Федеральный Закон «О государственных и муниципальных предприятиях") установлено, что учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона от имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных предприятиях" собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решение о создании унитарного предприятия (п.1); назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами (п. 7).
В силу статьи 21 Федерального закона "О государственных и муниципальных предприятиях" руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.
В соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные муниципальным образованием. Типами муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, осуществляется органом местного самоуправления.
Как установлено пунктом 1 статьи 28 Устава муниципального образования «Муйский район» Администрация определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждает их уставы. Назначение на должность и освобождение от должности руководителей муниципальных учреждений и муниципальных предприятий осуществляется в порядке, предусмотренном положением о принятии решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений.
Указанный Порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений утвержден решением Совета депутатов муниципального образования «Муйский район» №179 от 30 марта 2010 года.
Согласно статье 2 указанного нормативно-правового акта к компетенции Администрации муниципального образования «Муйский район» относится учреждение муниципальных предприятий и учреждений, утверждение их уставов, а также назначение на должность и освобождение от должности их руководителей.
К компетенции Совета депутатов муниципального образования «Муйский район» статья 1 указанного Порядка относит только согласование решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений.
Согласно части 3 статьи 10 Устава муниципального образования «Муйский район» Совет депутатов не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным законом, Уставом к ведению органов государственной власти, иных муниципальных образований, к компетенции главы района и администрации.
Положением об администрации муниципального образования «Муйский район», утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования «Муйский район» №164 от 29 декабря 2009 года также установлено, что администрация учреждает муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, утверждает их уставы (подпункт 4 пункта 3.1).
Таким образом, из изложенных правовых норм следует, что уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя муниципальных предприятий и учреждений, в муниципальном образовании «Муйский район» является администрация района, следовательно, назначение на должность и освобождение от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений также входит в компетенцию администрации муниципального образования «Муйский район».
В связи с изложенным, осуществив проверку оспариваемых положений нормативного правового акта на соответствие их федеральному законодательству, проанализировав положения и нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу, что закрепление в оспариваемых нормах необходимости согласования назначения и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений с представительным органом местного самоуправления противоречит статьям 34, 35, 51 Федерального закона от 6 октября 2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьям 8, 20 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях", статье 9.1. Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» поскольку явно ограничивает компетенцию администрации муниципального образования «Муйский район» и ее руководителя по самостоятельному осуществлению правомочий собственника имущества и учредителя унитарных предприятий и учреждений, основанных на принципах единоначалия, что не может быть признано законным.
В силу изложенного суд приходит к выводу, что часть 5 статьи 26 и пункт 4 части 1 статьи 28 Устава Муниципального образования «Муйский район» в редакции, утвержденной решением совета депутатов Муниципального образования «Муйский район» №244 от 28 января 2011года, в части, предусматривающей согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений с Советом депутатов Муниципального образования «Муйский район», как противоречащая федеральному законодательству, подлежат признанию недействующими с момента вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Администрации МО «Муйский район» удовлетворить
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления в законную силу решения суда часть 5 статьи 26 и пункт 4 части 1 статьи 28 Устава Муниципального образования «Муйский район» в редакции, утвержденной решением совета депутатов Муниципального образования «Муйский район» №244 от 28 января 2011года, в части, предусматривающей согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений с Советом депутатов Муниципального образования «Муйский район».
Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органов местного самоуправления Муниципального образования «Муйский район», официальном Интернет-портале органов местного самоуправления Муниципального образования «Муйский район» http://www.admmsk.ru/.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательном виде изготовлено 17 ноября 2016г.
Председательствующий: Т.Б. Казанцева