Дело №3а-110/2021
19OS0000-01-2021-000135-03
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Абакан 14 декабря 2021 г.
Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Петровой Т.Л.,
при секретаре Абрамовой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Хакасия о признании недействующим решения Совета депутатов Красноиюсского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия от 25 декабря 2020 г. № 18 «О бюджете муниципального образования Красноиюсский сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов» (в редакции от 29 июля 2021 г.),
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Республики Хакасия обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Совета депутатов Красноиюсского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия от 25 декабря 2020 г. № 18 «О бюджете муниципального образования Красноиюсский сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов» (в редакции решений от 24 февраля 2021 № 27, от 30 марта 2021 г №30, от 30 апреля 2021 г. № 31, от 24 июня 2021 г. № 35, от 29 июля 2021 г. № 38), мотивируя требования тем, что в нарушение статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации данным нормативным правовым актом предусмотрен дефицит бюджета муниципального образования Красноиюсский сельсовет на 2021 г. и на плановый период 2022-2023 г.г. в размере 655,8% от налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципалитета. Протест прокурора Орджоникидзевского района на решение от 25 декабря 2020 г. № 17 Советом депутатов Красноиюсского сельсовета оставлен без удовлетворения.
В судебном заседании прокурор Республики Хакасия ФИО5. поддержал административное исковое заявление, приводя изложенные в нем доводы.
Представитель административного ответчика – Председатель Совета депутатов Красноиюсского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия ФИО6. просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве требования административного искового заявления не признал, указал, что решение о местном бюджете на 2021 год принято уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции, с соблюдением порядка принятия и опубликования, соответствует принципу полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита, принципу достоверности бюджета. В оспариваемом решении отражены реальные доходы и расходы бюджета муниципального образования.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г.№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), частями 1, 4 статьи 7 которого предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 53 Федерального закона № 131-ФЗ формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате, в том числе, принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
25 декабря 2020 г. на сессии Совета депутатов Красноиюсского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия принято решение «О бюджете муниципального образования Красноиюсский сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов», которое подписано главой Красноиюсского сельсовета Орджоникидзевского района 25 декабря 2020 г., в настоящее время действует в редакции решений Совета депутатов Красноиюсского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия от 24 февраля 2021 № 27, от 30 марта 2021 г №30, от 30 апреля 2021 г. № 31, от 24 июня 2021 г. № 35, от 29 июля 2021 г. № 38.
В силу статьи 27 Устава муниципального образования Красноиюсский сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Красноиюсский сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия от 19 января 2006 г. № 2 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее- Устав МО), Совет депутатов- представительный орган муниципального образования, обладающий правами представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории поселения. Совет депутатов состоит из 10 депутатов. Совет депутатов правомочен при избрании не менее двух третей от установленного числа депутатов Совета депутатов.
Организационной формой работы Совета депутатов является сессия. Полномочия председателя Совета депутатов осуществляет глава поселения. Сессия Совета депутатов правомочна при участии в ней не менее двух третей депутатов Совета депутатов от числа избранных депутатов (статья 30 Устава МО).
Согласно статье 33 Устава МО решение Совета депутатов нормативного характера в течение 10 дней с момента его принятия направляется главе поселения для подписания и обнародования. Глава поселения в течение 10 дней с момента поступления к нему решения подписывает и обнародует его.
На заседании Совета депутатов Красноиюсского сельсовета 25 декабря 2020 г. присутствовало 10 депутатов, за принятие решения «О бюджете муниципального образования Красноиюсский сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов» проголосовало 10 депутатов.
Таким образом, оспариваемое решение принято правомочным составом Совета депутатов Красноиюсского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия и достаточным количеством голосов депутатов, с соблюдением установленного порядка, опубликовано в районной газете «Орджоникидзевский рабочий» от 1 января 2021 г. № 1, приложение №5. Тексты решений Совета депутатов Красноиюсского сельсовета Орджоникидзевского района от 24 февраля 2021 № 27, от 30 марта 2021 г. № 30, от 24 июня 2021 г. № 35, от 29 июля 2021 г. № 38 размещены на официальном сайте администрации муниципального образования Орджоникидзевский район http://or19.ru. Указанные обстоятельства не оспариваются административным истцом.
В статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации законодатель сформулировал перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации, к числу которых относятся принципы самостоятельности бюджетов и сбалансированности бюджета.
Принцип самостоятельности бюджетов означает, в том числе, право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств (статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета (статья 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с названными принципами в пункте 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
В случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета дефицит местного бюджета может превысить ограничения, установленные настоящим пунктом, в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.
Пунктом 1 решения Совета депутатов Красноиюсский сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия от 25 декабря 2020 г. № 18 (с последующими изменениями) утверждены основные характеристики бюджета муниципального образования Красноиюсский сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022-2023 гг., где общий объем доходов бюджета на 2021 год составляет 18 377 684,00 руб. (в том числе налоговые и неналоговые доходы в соответствии с приложением 4 к решению – 2 281 200,00 руб.; безвозмездные поступления – 16 096 484,00 руб.), общий объем расходов местного бюджета – 33 337 884,00 руб.
Таким образом, дефицит бюджета муниципального образования Красноиюсский сельсовет на 2021 г. составляет 14 960 200 руб., или 655,8% от налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципалитета, что противоречит требованиям пункта 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При этом в составе источников финансирования дефицита местного бюджета не предусмотрены источники финансирования дефицита местного бюджета, предусмотренные абзацем третьим пункта 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Доводы представителя Совета депутатов Красноиюсский сельсовет о формировании расходной части бюджета муниципального образования с учетом требований законодательства, реалистичного расчета доходов и расходов не свидетельствуют о законности оспариваемого решения, поскольку дефицит бюджета утвержден со значительным превышением установленного бюджетным законодательством норматива при отсутствии реальных источников его финансирования.
В силу части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для признания решения Совета депутатов Красноиюсского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия от 25 декабря 2020 г. № 18 «О бюджете муниципального образования Красноиюсский сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов» (в редакции от 29 июля 2021 г.) не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим.
Поскольку решение Совета депутатов Красноиюсский сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия от 25 декабря 2020 г. № 18 применялось, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, и с учетом разъяснений, приведенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», оно подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в районной газете «Орджоникидзевский рабочий».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление заместителя прокурора Республики Хакасия удовлетворить.
Признать решение Совета депутатов Красноиюсского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия от 25 декабря 2020 г. № 18 «О бюджете муниципального образования Красноиюсский сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов» (в редакции от 29 июля 2021 г.) не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в районной газете «Орджоникидзевский рабочий».
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Т.Л. Петрова
Решение в окончательной форме изготовлено 20 декабря 2021 г.