3а-110/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Пешкина А.Г.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
с участием прокурора Юдина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре Республики Коми 20 августа 2021 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим решения Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 30 апреля 2010 года №31/04-560 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в части, предусматривающей отнесение к двум территориальным зонам земельного участка под жилым домом,
установил:
решением Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 30 апреля 2010 года №31/04-560 (далее - Решение №31/04-560) утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее - Правила землепользования).
Решение №31/04-560 опубликовано в газете «Панорама столицы» №17/2 (спецвыпуск) от 12 мая 2010 года.
В Правила землепользования неоднократно вносились изменения, последние внесены решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 30 июня 2021 года №7/2021-115.
Административный истец, владеющая на праве общей долевой собственности жилым помещением с кадастровым номером <Номер обезличен>, находящимся в жилом доме по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, пгт.Верхняя Максаковка, ул.Снежная, д.49, обратилась с административным исковым заявлением (с учетом уточнений от 30 апреля 2021 года (л.д.203-205 т.2) о признании Правил землепользования недействующими в части установления территориальной зоны Р-2 на земельном участке занимаемом жилым домом.
В обоснование указала, что Решение №31/04-560 в оспариваемой части противоречит положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации, нарушает её права и законные интересы, поскольку расположение земельного участка в двух территориальных зонах препятствует его формированию и постановке на кадастровый учет, создает неопределенность правового режима земельного участка.
Заинтересованными лицами по делу привлечены администрация МО ГО «Сыктывкар», Глава МО ГО «Сыктывкар», ФИО2, ФИО3
Административный истец и её представитель ФИО4 в судебном заседании требование поддержали.
Представитель административного ответчика ФИО5 с требованием не согласился, указав, что Решение №31/04-560 не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принято уполномоченным органом с соблюдением соответствующей процедуры, опубликовано в установленном порядке, и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела от них не поступало.
Заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что требование административного истца подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Согласно частям 1, 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируются законодательством о градостроительной деятельности. К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (части 1, 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ), пункта 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки городского округа и внесение в них изменений относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Законом Республики Коми от 5 марта 2005 года №11-РЗ «О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми» установлено, что на всей административной территории города республиканского значения Сыктывкара с подчиненной ему территорией образуется единое муниципальное образование, в состав которого входят город республиканского значения Сыктывкар, поселки городского типа Верхняя Максаковка, Краснозатонский, Седкыркещ, поселки сельского типа Верхний Мыртыю, Выльтыдор, Трехозерка, имеющее статус городского округа (статьи 3, 23).
Согласно статье 29 принятого Советом МО ГО «Сыктывкар» 18 января 2006 года Устава МО ГО «Сыктывкар» (в редакции, действовавшей на момент принятия Решения №31/04-560, далее - Устав), представительным органом городского округа является состоящий из 30 депутатов Совет городского округа, который по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Республики Коми, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа, большинством голосов от установленной численности депутатов Совета.
Утверждение правил землепользования и застройки относится к полномочиям Совета городского округа (пункт 14 части 2 статьи 33 Устава).
Содержание правил землепользования и застройки, порядок их подготовки, утверждения, опубликования, а также внесения в них изменений регулируются положениями статей 30-33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Постановлением главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от 24 сентября 2008 года №9/3651 утверждены состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, порядок направления предложений заинтересованных лиц по проекту. Данное постановление опубликовано в газете «Панорама столицы» 2 октября 2008 года.
Постановлением главы МО ГО «Сыктывкар» от 7 октября 2009 года №3-П назначено проведение публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки, определено место проведения слушаний, а также утвержден состав организационного комитета по подготовке и проведению слушаний. Данное постановление опубликовано в газете «Панорама столицы» 12 октября 2009 года вместе с информацией по проекту для граждан.
14 декабря 2009 года состоялись публичные слушания по проекту, о чем оформлен протокол.
Прием замечаний и предложений по проекту осуществлялся до 21 декабря 2009 года.
По итогам публичных слушаний организационным комитетом подготовлено заключение, которым рекомендовано утвердить правила землепользования и застройки после устранения замечаний. Заключение опубликовано в газете «Панорама столицы» 25 января 2010 года.
30 апреля 2010 года состоялось тридцать первое (внеочередное) заседание Совета городского округа, в котором приняли участие 22 депутата.
Как следует из протокола заседания Совета, проект правил землепользования и застройки представлен на утверждение после устранения поступивших в ходе публичных слушаний замечаний. За принятие решения об утверждении Правил землепользования проголосовали 18 депутатов, т.е. большинство голосов от установленного Уставом числа депутатов.
С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о соблюдении предусмотренной статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедуры подготовки проекта правил землепользования и застройки, а также утверждения правил.
Полномочиями на подписание и обнародование нормативных правовых актов, принятых Советом городского округа наделен Глава городского округа - председатель Совета городского округа, а в случае его отсутствия или невозможности выполнения своих обязанностей заместитель председателя Совета городского округа (пункт 2 части 5, часть 8 статьи 43 Устава).
Решение №31/04-560 подписано заместителем председателя Совета городского округа ФИО6 Согласно части 5 статьи 59 Устава муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, доводятся до населения в полном объеме и вступают в силу после их официального опубликования.
Часть 3 статьи 47 Закона №131-ФЗ предусматривает, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования.
В соответствии с частью 8 статьи 60 Устава решения Совета городского округа подлежат опубликованию в городской газете не позднее месяца со дня их принятия.
Решение №31/04-560 вместе с Правилами землепользования опубликованы в газете «Панорама столицы» 12 мая 2010 года.
Таким образом, муниципальный нормативный правовой акт принят в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления, на правомочной сессии, большинством голосов, с соблюдением формы принятия (в виде решения), его подписания и опубликования (обнародования).
Лицами, участвующими в деле, эти обстоятельства не оспариваются.
Требование административного истца основано на несоответствии Правил землепользования положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации в части установления территориальных зон.
Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение (квартиру №2, площадью 46,5 кв.м.) с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенное в двухквартирном жилом доме (площадью 93,3 кв.м.) с кадастровым номером 11:05:0501006:60, находящемся по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, пгт.Верхняя Максаковка, ул.Снежная, д.49.
Согласно техническому паспорту, указанный жилой дом построен и введен в эксплуатацию в 1988 году на земельном участке, площадь которого по фактическому пользованию установлена в размере 871 кв.м. (из них 122 кв.м. застроенная, 749 - незастроенная).
В Едином государственном реестре недвижимости сведения о земельном участке под жилым домом отсутствуют.
Административный истец обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением от 3 июня 2020 года о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в части изменения границы территориальной зоны Р-2, проходящей в пределах образуемого земельного участка, на котором расположен жилой дом.
Постановлением главы МО ГО «Сыктывкар» от 13 июля 2020 года №7/г-50 предложение административного истца по внесению изменений в Правила землепользования и застройки отклонено в связи с несоответствием генеральному плану МО ГО «Сыктывкар».
Исходя из положений пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляемое в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Генеральные планы городских округов относятся к документам территориального планирования муниципальных образований (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, устанавливающий территориальные зоны и градостроительные регламенты (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). На карте устанавливаются границы территориальных зон и эти границы должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Аналогичное требование к границам территориальных зон содержится в пункте 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, нахождение земельного участка в двух территориальных зонах, для которых установлены градостроительные регламенты, не допускается.
Из карты градостроительного зонирования территории МО ГО «Сыктывкар» и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане следует, что земельный участок под жилым домом №49 расположен в территориальных зонах Ж-4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) и Р-2 (лесопарковая зона, зона городских лесов).
Согласно статье 45 Правил землепользования зона Ж-4 предназначена для застройки индивидуальными жилыми домами, допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам. Зона Р-2 предназначена для сохранения природного ландшафта, экологически чистой окружающей среды, а также для организации отдыха и досуга населения. Хозяйственная деятельность на территории зоны осуществляется в соответствии с режимом, установленным для лесов зеленой зоны города, на основе лесного законодательства; допускается строительство обслуживающих культурно-развлекательных объектов, спортивных сооружений и комплексов, связанных с выполнением рекреационных функций территории.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Правила землепользования в части установления границы территориальных зон, не отвечающей требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, противоречат названным выше положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации, создают неопределенность правового режима объектов недвижимости и нарушают права административного истца.
После 2010 года в Правила землепользования неоднократно вносились изменения, при этом имеющееся несоответствие не устранено. Отсутствие сведений о земельном участке под жилым домом в государственном кадастре недвижимости не может повлиять на вывод о несоответствии Правил землепользования в оспариваемой части градостроительному и земельному законодательству, так как граница территориальных зон проходит по объекту капитального строительства, введенному в эксплуатацию в 1988 году, а следовательно, земельный участок в границах этого дома отнесен к двум территориальным зонам.
Относительно расположения земельного участка в границах двух функциональных зон, суд отмечает, что действующее законодательство не предусматривает такого запрета.
Основания для прекращения производства по административному делу в порядке статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отсутствуют.
С учетом изложенного, суд полагает подлежащим удовлетворению требование административного истца о признании не действующими Правил землепользования, утвержденных Решением №31/04-560 (в действующей редакции), в той мере, в которой земельный участок под жилым домом с кадастровым номером 11:05:0501006:60 отнесен к двум территориальным зонам.
Определяя момент, с которого оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает, что он подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 30 апреля 2010 года №31/04-560 (в действующей редакции) «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в части, предусматривающей отнесение к двум территориальным зонам земельного участка под жилым домом с кадастровым номером 11:05:0501006:60, находящимся по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, пгт.Верхняя Максаковка, ул.Снежная, д.49.
Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в печатном средстве массовой информации, установленном Советом муниципального образования городского округа «Сыктывкар», в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 3 сентября 2020 года.
Судья А.Г. Пешкин