ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-110/2022 от 24.03.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД 59OS0000-01-2021-000737-10

Дело № 3а-110/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 марта 2022 года Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Юрченко И.В.

при секретаре Колоколовой А.Г.,

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Масленниковой И.А., представителей административного истца ФИО1, ФИО2, ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края – ФИО3, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Италлогистика» о признании не действующей со дня принятия Таблицу 2 Приложения «Перечень расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в той части, в которой она не содержит сведений об объекте недвижимости

У С Т А Н О В И Л

Правительство Пермского края постановлением от 29 ноября 2018 года №756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» утвердило согласно приложению Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае».

Постановление № 756-п опубликовано 3 декабря 2018 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за № 47 часть 2, а также размещено 30 ноября 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации http:/www.pravo.gov.ru.

ООО «Италлогистика» обратилось в Пермский краевой суд с административным иском (с учетом уточненного заявления) о признании недействующей со дня принятия Таблицу 2 Приложения «Перечень расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного Постановлением правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в той части, в которой она не содержит сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером ** – нежилом помещении в здании по адресу ****.

В обоснование административного иска ООО «Италлогистика» указало, что обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером ** – помещение, расположенное в здании по адресу ****. Нежилое помещение фактически используется, в том числе использовалось в 2019 году для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового питания, то есть отвечало критериям, установленным положениями статьи 378.2 НК РФ, Закона Пермского края № 141-ПК от 13 ноября 2017 года «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» для помещений, налоговая база которых определяется как их кадастровая стоимость. В нарушение приведенных требований закона принадлежащее обществу нежилое помещение не было включено в Перечень расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный Постановлением правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п, что нарушает права административного истца увеличением размера подлежащего уплате указанного вида налога.

В судебном заседании представители административного истца поддержали требования административного иска, дали пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Правительства Пермского края, заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края возражала против удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

С учетом положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Согласно положениями статьи 373 Налогового кодекса Росийской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края уполномочено органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года №756-п был утвержден сформированный Министерством перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год.

Постановление Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года №756-п издано в установленном порядке уполномоченным органом в пределах компетенции (опубликовано на официальном сайте), что следует из анализа положений пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 года № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края от 5 октября 2007 года № 223-П, указа губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 года № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункта 4 указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 года № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края».

Проверяя порядок принятия, опубликования (обнародования) оспариваемого нормативного правового акта, суд нарушений не установил. При рассмотрении и разрешении административного дела суд исходит из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Пермского края, с соблюдением требований к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения его в действие, что не оспаривается административным истцом.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 2 Закона Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Постановления Правительства Пермского края № 756-п) налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах).

Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью «Италлогистика» на праве собственности принадлежит нежилое помещение площадью 229,3 кв.м., расположенное в многоквартирном жилом доме по адресу ****, кадастровый номер **.

Согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером ** имеет назначение: «нежилое», наименование «нежилое помещение».

Из возражений ответчика следует, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером ** не был включено в Перечень на 2019 год, поскольку по сведениям Управления Росреестра по Пермскому краю представлял собой нежилое помещение, расположенное в многоквартирном жилом доме.

Указанный объект включен под пунктом 1622 Таблицы 2 Перечня расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п (Перечень на 2020 год) на основании проведенных мероприятий по определению вида фактического использования объекта в соответствии с приказом Министерства от 27 ноября 2019 года № СЭД-31-02-2-2-1463 «О проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения», которыми установлено, что свыше 20% от общей площади используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

На момент принятия Постановления 756-п такие мероприятия не проводились.

Также из отзыва административного ответчика следует, что представленный административным истцом технический паспорт на помещение по состоянию на 15 сентября 2017 не мог быть принят во внимание в качестве основания для включения спорного помещения в перечень, поскольку в силу части 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» с 01 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено. Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в силу положений пункта 7.3 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» является технический план. В техническом плане на многоквартирный дом, подготовленный ООО «Техкадастргеодезия» объект площадью 229,3 кв.м. имеет наименование «нежилое помещение». Таким образом, на 2020 год принадлежащее административному истцу помещение было включено в Перечень на основании проведенных мероприятий по определению вида фактического использования объекта.

Согласно пункту 1 статьи 285 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу признается календарный год.

Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Положениями статьи 378.2 Налогового кодекса установлены критерии объектов недвижимого имущества, налоговая база которого определяется как их кадастровая стоимость.

В силу пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно правовой позиции административного истца, признание недействующей Таблицы 2 Приложения «Перечень расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в той части, в которой она не содержит сведений об объекте недвижимости будет являться основанием для включения в Перечень на 2019 год принадлежащего истцу объекта недвижимости, при этом отсутствие в Перечне объекта, соответствующего критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует о несоответствии его закону.

Указанные доводы суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм права.

Согласно пункту 4 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.

Пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

По смыслу пунктов 2, 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимости определяется в целях применения закона субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций.

Названный перечень утверждается постановлением, приказом либо распоряжением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не регулирует отношений, связанных с установлением налоговых ставок, налоговых льгот, либо особенностей определения налоговой базы и представляет собой перечисление объектов недвижимости с указанием их кадастровых номеров и адресов.

Исходя из положений статьи 1, статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации по форме и содержанию данный акт не может быть отнесен к законодательству субъекта Российской Федерации о налогах. Таким образом, перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости, формируется исключительно в соответствии с критериями, установленными в законе о налоге на имущество, носит информационный характер, сам по себе не содержит каких-либо новых условий или изменений порядка налогообложения, установленного законом.

Состав сведений, подлежащих включению в перечень, формат и порядок их направления в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 8 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено внесение изменений в перечень, определенный на соответствующий налоговый период в части добавления в него новых объектов и предусмотрена возможность включения в перечень не выявленных объектов недвижимого имущества на следующий налоговый период на основании пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами (далее также - акт, обладающий нормативными свойствами), является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Последствием признания судом нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части.

В соответствии с пунктом 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Принимая во внимание приведенные положения закона, суд приходит к выводу, что отсутствие в Перечне сведений об объекте недвижимости не свидетельствует о несоответствии его в указанной части нормам Налогового кодекса Российской Федерации, Закону Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», при этом, принадлежащее административному истцу помещение включено в перечень на очередной налоговый период в соответствии с положениями пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Само по себе Постановление Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 № 756-п не устанавливает для истца каких-либо обязанностей, не создает препятствий для осуществления экономической деятельности, не регулирует вопрос определения налоговой ставки, порядка исчисления налога, в связи с чем не может быть признано недействующим в той части, в которой не содержит сведений об объекте недвижимого имущества.

Доводы административного истца о том, что административный ответчик имел возможность и обязан был выявить все объекты, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость, на начало соответствующего налогового периода, во внимание не принимаются, поскольку вопрос бездействия органа, уполномоченного формировать Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не может являться предметом проверки по административному иску об оспаривании нормативного правового акта (статья 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Италлогистика» о признании не действующим со дня принятия Таблицу 2 Приложения «Перечень расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в той части, в которой она не содержит сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером ** оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - подпись

Мотивированное решение изготовлено 04 апреля 2022