Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 25 мая 2020 года г. Самара Самарский областной суд в составе: Председательствующего судьи Родиной Т.А. При секретаре Добиной Д.Д. с участием прокурора Самарцевой А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1110/2020 по административному исковому заявлению Гапоновой И.А., Рязанова Михаила Олеговича об оспаривании нормативного правового акта в части, с участием представителя Гапоновой И.А., Рязанова М.С. по доверенности Кияйкина А.В., У с т а н о в и л : Гапонова И.А., Рязанов М.О. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201, в части включения в него в пункт № нежилое помещение с кадастровым номером №. Требования обоснованы тем, что в указанный пункт Перечня включено принадлежащее административным истцам на праве общей долевой собственности нежилое помещение, не подпадающие под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку оно фактически используется под обрабатывающее производство, расположено в здании многоквартирного жилого дома, сведения о земельном участке, на котором расположен жилой дом, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. Включение указанного объекта недвижимости в Перечень незаконно возлагает на административных истцов обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере, что влечет нарушение их прав. Представитель административных истцов по доверенности Кияйкин А.В. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении. Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений Самарской области представило письменные возражения. Выслушав представителя административных истцов, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить. В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов. Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год. Нежилое помещение с кадастровым номером № включено в пункт № Перечня на 2020 год. Приказ Министерства от 7 октября 2019 года № 2201 официально опубликован на сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в издании "Волжская коммуна", N 158 (30741), 23.10.2019 года. В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Из материалов дела следует, что Гапоновой И.А. и Рязанову М.О. на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 136,9 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение с кадастровым номером № имеет наименование и назначение: нежилое помещение, что не позволяет однозначно полагать, что в нем располагаются объекты офисного, делового, коммерческого назначения, торговые объекты, объекты общественного питания или бытового обслуживания. По сведениям технического паспорта, выполненного обществом с ограниченной ответственностью «Поволжское Региональное БТИ» 4 сентября 2019 года, в нежилом помещении располагаются нежилые помещения, без указания их конкретного назначения, санузлы, коридор. Согласно техническому паспорту, выполненному 13 октября 1998 года Самарским областным отделением Средневолжского филиала АО «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ», в нежилом помещении располагаются залы, коридор, кабинеты, шкаф, санузлы, кладовые. При этом, термин «кабинет» не является тождественным термину «офис». Нежилое помещение с кадастровым номером № расположено в здании многоквартирного жилого дома с кадастровым номером №. Сведения о земельном участке, расположенном по адресу: г<адрес>, отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости. Мероприятия по определению фактического использования объекта недвижимости на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком не производились. Административным истцом представлен акт осмотра объекта недвижимости, выполненный 16 октября 2019 года обществом с ограниченной ответственностью «Поволжское Региональное БТИ», с приложением к нему фотографий, из которого следует, что фактически нежилое помещение используется как основное и подсобное помещение под прочие виды полиграфической деятельности, деятельности частных охранных служб. Гапонова И.А. является индивидуальным предпринимателем, основным видом ее деятельности являются прочие виды полиграфической деятельности. Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое помещение с кадастровым номером № ни по предназначению, ни по фактическому использованию не соответствует критериям включения, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с этим требование административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201, в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером № подлежит удовлетворению. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2020 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия. На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р е ш и л : Требования Гапоновой И.А., Рязанова Михаила Олеговича удовлетворить. Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201, в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г<адрес>, со дня принятия. Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Судья: Т.А.Родина Мотивированное решение изготовлено 25 мая 2020 года. |