ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1112/2021 от 10.03.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД: 59OS0000-01-2021-000671-14

Дело № 3а-82/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Пермь 10 марта 2022 года

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Коротаевой О.А.

при секретаре Хабеевой А.В.,

с участием прокурора Масленниковой И.А.,

административного истца Гуляева В.В.,

представителя административного истца – Дмитриева Е.В., действующего на основании устного ходатайства,

представителя административного ответчика Правительства Пермского края – Копниной А.И., действующей на основании устного ходатайства,

представителя заинтересованного лица администрации Соликамского городского округа Пермского края – Смирновой Т.С., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гуляева Вадима Владимировича о признании недействующими пунктов 1.12, 2.2.5.2, 2.2.5.3, 4.5 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2017 года № 966-п,

у с т а н о в и л:

Постановлением Правительство Пермского края от 28 ноября 2017 года № 966-п утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее Постановление №966-п).

Постановление №966-п опубликовано в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 48, 4 декабря 2017 года, а также размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 5 декабря 2017 года.

Гуляев В.В. обратился в Пермский краевой суд с заявлением о признании недействующими пунктов 1.12, 2.2.5.2, 2.2.5.6, 4.5 данного нормативного правового акта указав на их противоречия положениям пункта статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 381-ФЗ) и части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Федеральный закон № 135-ФЗ).

Административный истец указал, что является индивидуальным предпринимателем, осуществляющий розничную торговлю через нестационарные торговые объекты – остановочный комплекс - на территории г. Соликамска Пермского края, расположенный по адресу: ****, остановочный комплекс Библиотека с 2001 года. 1 февраля 2017 года Гуляевым В.В. был заключен договор с администрацией г. Соликамска на размещение нестационарных торговых объектов (далее НТО) на срок 5 лет до 31 января 2022 года. На основании пункта 2 оспариваемого Постановления № 966-п администрацией г. Соликамска принято Постановление № 1595-па от 1 ноября 2018 года «Об утверждении Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории Соликасмкого городского округа». В связи с принятием данных постановлений административный истец считает, что не сможет продолжать по истечению срока договора аренды продолжать осуществлять предпринимательскую деятельность, что нормы Постановления №966-п противоречат федеральному законодательству, ограничивают конкуренцию и устанавливают ограничения, наущают права на ведение предпринимательской деятельности на НТО.

В обоснование административного искового заявления Гуляев В.В. указал, что пункт 1.12 Порядка противоречит пункту 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ, а также Стратегии развития торговли в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Приказом Минпромторга России от 25 декабря 2014 года № 2733, устанавливающему единый способ предоставления земельного участка через аукцион, тогда как его объект начал действовать раньше 2001 года, поэтому торги в отношении данного объекта не должны проводиться.

Пунктом 2.2.5.2 Порядка установлено, что на остановочных пунктах городского пассажирского транспорта общего пользования, а также в 10-метровой зоне от границ посадочных площадок, за исключением нестандартных торговых объектов со специализацией «Печать», пунктом 2.2.5.6 Порядка установлено, что на тротуарах, за исключением нестационарных торговых объектов со специализацией "Печать", "Горячие и прохладительные напитки, мороженое", а также передвижных нестационарных торговых объектов, в том числе палаток со специализацией "Овощи и фрукты", размещение которых допускается при условии, что ширина тротуара составляет не менее 3 метров.

По мнению административного истца, вышеупомянутые пункты противоречат пункту 3.16.1 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования ОСТ 218.1.002-2003», утверждённые распоряжением Минтранса Российской Федерации от 23 мая 2003 № ИС-460-р, где говорится, что торговые киоски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания.

Пунктом 4.5 Порядка установлено, что внесение в Схему изменений не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до внесения соответствующих изменений. Административный истец указал, что данная норма ограничивает формулировку пункта 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», исключив термин «утверждение схемы».

В судебном заседании Гуляев В.В. и его представитель Дмитриев Е.В. заявленные требования поддержали.

Представитель административного ответчика Правительства Пермского края – Копнина А.И. заявленные требованиями не признала по доводам, изложенным в возражениях, дополнительных возражениях на административный иск.

В судебном заседании от 20 декабря 2021 года в качестве заинтересованного лица привлечена к участию в деле администрация Соликамского городского округа. Представитель заинтересованного лица администрация Соликамского городского округа - Смирнова Т.С. возражала против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в возражениях.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Пермского края Масленниковой И.А., полагавшей, что в требованиях административному истцу следует отказать, исходя из того, что оспариваемый акт был принят в пределах компетенции с соблюдением порядка принятия и опубликования, заключение договора на осуществление торговой деятельности по результатам аукциона не ограничивает конкуренцию и права административного истца, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют следующие полномочия: 1) реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации; 2) в соответствии с настоящим Федеральным законом разработка и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности; 3) установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта Российской Федерации;

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года№ 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов, согласно части 3 статьи 10 данного Федерального закона, разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 11 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 года № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края» Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Пермского края и осуществляет руководство исполнительными органами государственной власти Пермского края, в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Пермского края и законов Пермского края, законов Пермской области и законов Коми-Пермяцкого автономного округа, актов губернатора Пермского края, актов губернатора Пермской области, постановлений главы администрации Коми-Пермяцкого автономного округа и актов Правительства Пермского края на территории Пермского края, осуществляет контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти Пермского края, их территориальными органами и обособленными структурными подразделениями.

Часть 1 статья 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 года № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края» предусматривает, что Правительство Пермского края в рамках своих полномочий на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Пермского края и законов Пермского края, законов Пермской области и законов Коми-Пермяцкого автономного округа, указов губернатора Пермского края издает постановления и распоряжения.

Указом Губернатора Пермского края от 18 сентября 2017 года № 125 «О принятии губернатором Пермского края полномочий председателя Правительства Пермского края» губернатором Пермского края приняты на себя полномочия председателя Правительства Пермского края.

Регламентом Правительства Пермского края, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 20 февраля 2018 года № 74-п предусмотрен порядок принятия правовых актов Правительства Пермского края: на заседаниях Правительства или Президиума Правительства Пермского края или в рабочем порядке. Оспариваемое постановление № 966-п и все последующие редакции приняты на заседаниях Правительства Пермского края и подписаны губернатором Пермского края.

28 ноября 2017 года постановлением Правительства Пермского края № 966-п утверждён Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Согласно Указу Губернатора Пермского края от 24 июля 2008 года № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, распоряжений председателя Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края» Постановление № 966-п опубликовано в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 48, 4 декабря 2017 года, а также размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 5 декабря 2017 года.

В оспариваемое Постановление № 966-п были внесены изменения Постановлением Правительства от 30 мая 2018 года № 295-п, от 25 декабря 2018 года № 851-п, от 4 сентября 2019 года № 621-п, от 1 апреля 2020 года № 159-п, от 30 сентября 2020 года № 712-п, опубликованы в официальном печатном издании Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

В редакции Постановления №966-п от 30 сентября 2020 года вступило в законную силу 12 октября 2020 года.

Таким образом, суд приходит к выводу, что процедура принятия, опубликования, вступления в силу оспариваемого нормативного акта соблюдена.

В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2017 года № 966-п (далее Порядка) настоящий Порядок определяет принципы разработки схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - Схема), процедуру разработки и утверждения Схемы, а также внесения изменений в Схему.

Настоящий Порядок распространяется на нестационарные торговые объекты, расположенные на земельных участках, которые находятся в муниципальной собственности и собственность на которые не разграничена, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в муниципальной собственности.

Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании Схемы.

Под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (пункт 1.4.6 Порядка).

Довод административного истца о противоречии пункта 1.2 Порядка в той части, в которой он устанавливает обязанность заключения договора н размещение нестационарного торгового объекта по результатам проведения аукциона, не соответствует действующему законодательству.

Согласно пункту «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Главой 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) закреплены положения, касающиеся размещения НТО на условиях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Пункт 1 статьи 39.36 ЗК РФ устанавливает, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом № 381-ФЗ.

В соответствии с подпунктом 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработка и реализация мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществление иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом № 381-ФЗ.

В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления или договора.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, права субъектов, осуществляющих деятельность в НТО, на использование земель в соответствии с правилами, установленными главой 6 Земельного кодекса Российской Федерации, должны быть оформлены посредством заключения договора на размещение, порядок заключения которого устанавливается правовым актом субъекта Российской Федерации.

Гуляев В.В. указывает, что осуществляет предпринимательскую деятельность в г. Соликамск в нестационарном торговом объекте по адресу: ****, остановочный комплекс Библиотека с 2001 года, в июле 2021 год был уведомлен, что по истечении срока договора НТО обязан прекратить торговую деятельность в связи с отсутствием его в Схеме, также указал, что торги не должны проводиться в отношении его объекта.

Предоставленное частью 6 статьи 10 Закона № 381-ФЗ право на сохранение существующих мест размещения нестационарных торговых объектов при утверждении схемы, внесении в нее изменений, не является абсолютным и безусловным, не может расцениваться как предоставляющее возможность хозяйствующим субъектам, разместившим такой объект до утверждения схемы или внесения в нее изменений, эксплуатировать торговый объект в одном месте бессрочно, вне зависимости от интересов муниципального образования, жителей города, а также требований действующего законодательства, что подтверждается позицией Конституционного Суда Российской Федерации, где в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 № 225-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» указано, что реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. В соответствии с этим оспариваемое законоположение не может рассматриваться как исключающее необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.

Оспариваемый пункт 1.2 Порядка не противоречит федеральному законодательству, так как норма не налагает на уполномоченные органы обязанность включать имеющиеся нестационарные торговые объекты в утверждаемые схемы, а лишь гарантирует право их пользователям на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов, вплоть до окончания срока предоставления земли под нестационарные объекты торговли и (или) права на ведение торговли по указанному месту.

Вместе с тем, названная федеральная норма исходя из того, что схемы размещения НТО - это способ систематизации размещения объектов исходя из долгосрочных планов развития территорий и создания комфортной среды для граждан, не исключает при утверждении (изменении) схемы размещения НТО право уполномоченного органа с учетом особенностей конкретного муниципального образования решать вопросы размещения названных объектов самостоятельно, при условии, что такое правовое регулирование не носит произвольный характер, не является средством для административного сокращения количества торговых объектов и ограничения предпринимательской активности, направлено на создание условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства, и при изменении места ведения бизнеса с применением НТО, сам бизнес сохраняется.

Договор аренды НТО с административным истцом прекратил свое действие, особых условий заключения, пролонгации договора без участия в аукционе не предусмотрено, что не нарушает права и законные интересы административного истца как предпринимателя, а ставит в равные условия с другими субъектами предпринимательской деятельности на конкурсной основе претендовать на заключение договора.

Таким образом, какое-либо преимущественное право на заключение договора на размещение НТО согласно Схеме размещения без участия в аукционе у предпринимателя отсутствует, заявленные требования направлены на получение оснований владения тем же земельным участком в нарушение положений статьи 10 Закона о торговой деятельности (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22 октября 2018 года № 305-КГ18-16061 по делу № А41-86907/2017).

Относительно довода административного истца о противоречии абзаца 1 пункта 4.5 Порядка, который говорит о внесение в Схему изменений не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до внесения соответствующих изменений пункту 6 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в связи с отсутствием термина «утверждение схемы».

Данный пункт 4.5 Порядка регулирует исключительно вопросы, связанные с внесением изменений и дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов, находится в соответствующем разделе IV.«Внесение изменений и дополнений в Схему».

В соответствии с пунктами 5.4, 5.8 Постановления администрации г. Соликамска от 1 ноября 2018года № 1595-па «Об утверждении Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории Соликамского городского округа», альтернативное место размещения нестационарного торгового объекта предоставляется без проведения аукциона из числа земельных участков, включенных в Схему и свободных от договорных отношений. Альтернативное место размещения нестационарного торгового объекта не предоставляется, если договор аренды земельного участка либо договор на размещение нестационарного торгового объекта прекращен в связи с окончанием срока его действия.

Административным истцом реализовывалась и реализована предпринимательская деятельность по договору аренды в пределах установленного срока. Срок действия договора истек 31 января 2022 года.

Поскольку в силу указанных положений, нестационарный торговый объект продолжал эксплуатироваться административным истцом в пределах срока действия договора, его права и законные интересы не были нарушены, альтернативное место размещения нестационарного торгового объекта не должно было быть представлено.

Оценивая довод Гуляева В.В. о противоречии пунктов 2.2.5.2, 2.2.5.6 Порядка части 1 статье 15 Федерального Закона № 135-ФЗ, пункту 6 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ, суд приходит к следующему.

В силу пунктов 2.2.5.2, 2.2.5.6 схема не должна предусматривать размещение нестационарных торговых объектов:

-на остановочных пунктах городского пассажирского транспорта общего пользования, а также в 10-метровой зоне от границ посадочных площадок, за исключением нестационарных торговых объектов со специализацией "Печать";

-на тротуарах, за исключением нестационарных торговых объектов со специализацией "Печать", "Горячие и прохладительные напитки, мороженое", а также передвижных нестационарных торговых объектов, в том числе палаток со специализацией "Овощи и фрукты", размещение которых допускается при условии, что ширина тротуара составляет не менее 3 метров.

Целями правового регулирования торговой деятельности является развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров (часть 2 статьи 1 Федерального закона № 381-ФЗ).

В силу подпункта а пункта 2 Перечня поручений по итогам встречи с руководителями российских печатных средств массовой информации» (утвержденной Президентом РФ 25 сентября 2019 года № Пр-1983) Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации провести анализ реализуемых субъектами Российской Федерации мер по развитию сети нестационарных торговых объектов, в которых осуществляется продажа печатной продукции, а также обеспечить совершенствование указанных мер в целях достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Постановлением Правительства Пермского края от 21 марта 2018 года № 150-п утвержден норматив минимальной обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов, реализующих печатную продукцию и составляет 1,2 на 10 000 человек.

Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 54608-2011, (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 8 декабря 2011 года № 742-ст) «Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли» определено, что при размещении объектов мелкорозничной торговли должны быть обеспечены благоустройство и оборудование мест размещения, в том числе: благоустройство площадки для размещения нестационарного торгового объекта и прилегающей территории; возможность подключения нестационарных торговых объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (при необходимости); удобный подъезд автотранспорта, не создающий помех для прохода пешеходов, заездные карманы; беспрепятственный проезд пожарного и медицинского транспорта, транспортных средств Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) к существующим зданиям, строениям и сооружениям (пункт 6.3). Планировка и конструктивное исполнение объектов мелкорозничной торговли должны обеспечивать требуемые условия приема, хранения и отпуска товаров (пункт 6.4).

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в соответствии с положениями статьи 3 которого одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения установлен приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

В силу статьи 24 этого же Федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, включая право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Согласно пункту 7.1.36 СП 396.1325800.2018 Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования, утверждённого приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 1 августа 2018 года № 474/пр, объекты мелкорозничной торговли и сервиса на территории пешеходных зон, улиц, площадей, тротуаров, во внеуличных пешеходных переходах следует размещать таким образом, чтобы они не препятствовали эксплуатации указанных зон и объектов (отводу воды, дренажу, уборке и т.п.). При этом оставшееся для движения пешеходов пространство должно обеспечивать пропуск пешеходных потоков в соответствии с 7.2.4, 7.2.4а, 7.3.16, 7.3.17, 7.3.18.

Пунктами 5.2.1, 5.2.2 ГОСТ Р 59432-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения. Общие требования, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 апреля 2021 года № 227-ст, определено, что ширина прохожей части тротуаров и пешеходных дорожек, в том числе тротуаров мостовых сооружений должна составлять не менее 2,0 м.

При этом прохожая часть тротуаров и пешеходных дорожек предназначена только для движения пешеходов и не включает пространство, необходимое для размещения опор мачт освещения и дорожных знаков, малых архитектурных форм, иных элементов благоустройства, зон озеленения и зазоров безопасности на примыкании стен зданий, ограждений или края проезжей части.

В силу пункта 4.12 Приложения 1, утвержденного Методическими рекомендациями по разработке и реализации мероприятия по организации дорожного движения, утверждённые Минтрансом России 24 июля 2018 года, требований к планированию развития инфраструктуры велосипедного транспорта поселений, городских округов в Российской Федерации, нормируемая ширина пешеходной части тротуара должна составлять не менее 3 метров.

30 сентября 2020 года Правительством Пермского края расширен перечень специализаций, размещение которых допускается на тротуарах при условии, что ширина тротуара составляет не менее 3 метров (постановление Правительства Пермского края от 30 сентября 2020 года № 712-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 28 ноября 2017 года № 966-п «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов»). Учитывая малые габариты данных специализаций, а также сезонность товаров и торговых объектов, в целях повышения доступности товаров для населения в п. 2.2.5.6 Порядка были добавлены специализации: «Горячие и прохладительные напитки, мороженое», передвижные нестационарные торговые объекты, в том числе палатки «Овощи и фрукты».

Анализ положений статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что ранее размещенные нестационарные торговые объекты включаются в схему размещения нестационарных торговых объектов при условии их размещения в соответствии с действующим законодательством.

Размещение нестационарных торговых объектов с учетом специализаций торговых объектов и нормативов доступности объектов торговли и услуг с учётом развития транспортной инфраструктуры, территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, архитектурного облика города не препятствует осуществлению торговой деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе участию в аукционе на право заключения договора на осуществление торговой деятельности в нестационарном торговом объекте.

Доводы Гуляева В.В. о том, что его НТО не включен в Схему, в том числе из-за требований, предъявляемых к внешнему виду, не могут быть оценены судом, так как предметом рассмотрения дела является проверка законности оспариваемого нормативного правового акта на соответствие вышестоящим нормам федерального законодательства. В случае несогласия с положениями Постановления администрации г. Соликамска от 1 ноября 2018 года № 1595-па «Об утверждении Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории Соликамского городского округа», а также с действиями администрации Соликамского городского округа, административный истец вправе в установленном порядке обжаловать такие действия, с соблюдением требований процессуального законодательства.

Суд при анализе вышеприведённых норм приходит к выводу о том, что пункты 1.12, 2.2.5.2, 2.2.5.6, 4.5 Порядка не устанавливают на товарном рынке иных правил осуществления торговой деятельности, отличных от федерального правового регулирования, оспариваемый нормативный акт принят в целях достижения баланса публичных интересов и соответствующих хозяйствующих субъектов, не нарушает принципы и нормы федерального законодательства, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований Гуляева В.В.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административных исковых требований Гуляева Вадима Владимировича о признании недействующими пунктов 1.12, 2.2.5.2, 2.2.5.3, 4.5 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2017 года № 966-п – отказать.

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 24 марта 2021 года.

Судья: подпись