ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1113/2021 от 20.08.2021 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

20 августа 2021 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.,

при секретаре Гуриной К.О.,

с участием прокурора Валюткиной С.Ш.

представителей административного истца Сычева М.В., Неткачевой М.А.,

Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области Ильясовой Л.Р.,

Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Симоновой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1113/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Самарские коммунальные системы» о признании недействующим нормативного правового акта в части,

у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Самарские коммунальные системы» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просило признать недействующим Приложение № 1 к приказу Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 15 декабря 2020 года № 753 «О корректировке тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения ООО «Самарские коммунальные системы», обязать Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области принять новый нормативный правовой акт о корректировке тарифов в сфере водоотведения ООО «Самарские коммунальные системы».

Требования обоснованы тем, что при расчете тарифа, утвержденного оспариваемым нормативным правовым актом, Департаментом ценового и тарифного регулирования из необходимой валовой выручки исключена сумма в размере 284 117 тыс. руб., рассчитанная исходя из начисленной платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод, в то время как сумма полученных доходов составила 184 561 тыс. руб.. Полагает, что начисленная по данным бухгалтерского учета, но не внесенная абонентами в адрес регулируемой организации плата за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, а также плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения объективно не может быть направлена регулируемой организацией на цели, предусмотренные действующим законодательством. Исключение из состава необходимой валовой выручки при установлении (корректировке) тарифов в сфере водоотведения размера такой начисленной, но не внесенной абонентами платы противоречит требованиям пункта 4 статьи 30.2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ, пункту 123(5) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644, пункту 14 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 27 декабря 2013 года № 1746-э, и нарушает права и законные интересы административного истца на установление обоснованных тарифов в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании представители административного истца Сычев М.В., Неткачева М.А. поддержали заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении с учетом уточнения, и указали, что не согласны с Приложением № 1 к приказу от 15 декабря 2020 года № 753 в части тарифов на водоотведение за период с 1.01.2021 года по 30.06. 2021 года и с 1.072021 года по 31.12.2021 года (пункты 28, 30).

Представитель Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области Ильясова Л.Р. заявленные требования не признала и указала, что приказ № 753 соответствует требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правилам введения нормативного правового акта в действие, порядку его опубликования и вступления в законную силу, а также действующему законодательству, и не противоречит положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Полагает, что ссылка административного истца на часть 4 статьи 30.2 ФЗ № 416, на пункт 123(5) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, несостоятельна, поскольку указанное законодательство не регулирует порядок тарифообразования, а регулирует отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению и водоотведению. ООО «СКС» предоставило органу регулирования информацию как о начисленной плате от взимания платы за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод и за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за 2018-2019 годы, так и внесенную абонентами; проект инвестиционной программы с учетом мероприятий, перечисленных в приложении к письму № 5607 от ООО «СКС» не предоставлен, поэтому экспертная группа исключила из необходимой валовой выручки доходы от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод и доходы от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения на основании пункта 14 Методических указаний, которым не уточнено, что подлежат исключению только полученные доходы. Понятие доходов ( вне зависимости о времени их получения) определено в пункте 1 статьи 271 Налогового кодекса; законодатель предусмотрел возможность 100% взыскания платы путем переговоров с абонентами, а также путем обращения в суд с исками, доказательств реализации таких прав ООО «СКС» не представило; им также не было представлено возражений по порядку расчета величины исключения из необходимой валовой выручки на заседании коллегии Департамента.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Симонова Т.А. заявленные требования не признала и указала, что в Министерство не поступало от ООО «СКС» проекта инвестиционной программы с включенными мероприятиями, финансируемыми за счет платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод и платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, в связи с чем в действующей инвестиционной программе ООО «СКС» отсутствуют мероприятия с источниками финансирования за счет платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод и платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, в связи с этим орган регулирования обоснованно исключил из необходимой валовой выручки доходы от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод и доходы от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за 2018, 2019 годы.

Привлеченная судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФАС России не направила в суд своего представителя, о времени и месту рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Относительно заявленных требований Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области представил письменные возражения, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области представило письменный отзыв, ФАС России -письменные объяснения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, суд приходит к следующему.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведения» от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 33 вышеуказанного Федерального закона государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

К регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся: водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод (подпункт 1 пункта 7 статьи 31); регулированию подлежат тарифы на водоотведение (подпункт 1 пункта 8 статьи 31 ФЗ -416); расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из следующих методов: методом индексации (расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги) - подпункт 2 пункта 1 статьи 32 ФЗ-416; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения ( подпункт 1 пункта 1 статьи 5 ФЗ-416).

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте ценового и тарифного регулирования Самарской области, утвержденного Постановлением правительства Самарской области от 10 октября 2018 года № 582, с 01.01.2019 Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области (далее - Департамент, Тарифный орган) является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, платы) на товары (работы, услуги) на территории Самарской области.

В рамках предоставленных полномочий Департамент ценового и тарифного регулирования 15 декабря 2020 года издал приказ № 753 «О корректировке тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения ООО «Самарские коммунальные системы».

Пунктами 28, 30 Приложения № 1 к указанному приказу утверждены тарифы в сфере водоотведения с 01.01.2021 по 30.06.2021 в размере 16,08 руб./м3 ( без НДС), в размере 19,30 руб./м3 для населения (с учетом НДС); с 01.07.2021 по 31.12.2021- в размере 16,73 руб./м3 ( без НДС), в размере 20,08 руб./м3 для населения ( с учетом НДС).

Приказ № 753 от 15 декабря 2020 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 21.12.2020, в издании "Волжская коммуна", N 211(30995), 25.12.2020 и по процедуре его принятия не оспаривается.

Изданию этого приказа предшествовало обращение общества с ограниченной ответственностью «Самарские коммунальные системы» от 29 апреля 2020 года в Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области о корректировке ранее установленного тарифа на водоотведение.

В соответствии с требованиями пункта 25 Основ ценообразования Департамент провел экспертизу по корректировке тарифов ООО «СКС» в сфере водоотведения на 2021 год методом индексации.

По результатам экспертного заключения состоялось заседание коллегии Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 15 декабря 2020 года, на котором все члены коллегии проголосовали за корректировку тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения ООО «Самарские коммунальные системы» в установленном действующим законодательством порядке.

Согласно пункту 5.2.9 экспертного заключения из необходимой валовой выручки исключены доходы регулируемой организации от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод и доходы от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за 2018 год в размере 121 469 тыс. руб. и за 2019 год в размере 162 648 тыс. руб.

Административный истец не согласился с исключением из состава необходимой валовой выручки доходов ООО «СКС» от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод и доходов от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за 2018 и 2019 год в размере 284 117 тыс. руб., исходя из начисленных сумм, поскольку ООО «СКС» фактически получило от абонентов плату в меньшей сумме, в размере 184 561 тыс. руб., и именно фактически полученная, а не начисленная сумма, подлежала по его мнению, исключению из необходимой валовой выручки.

Согласно пункту 2 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, необходимая валовая выручка" - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Пунктом 3 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения предусмотрено, что расчет размера необходимой валовой выручки, тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров регулирования тарифов, дифференциации регулируемых тарифов осуществляются в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

В силу пункта 14 Методических указаний, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э, доходы регулируемой организации от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод не учитываются при расчете необходимой валовой выручки в случае, если они направляются целевым образом на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, компенсацию вреда, причиненного водному объекту, и финансирование мероприятий инвестиционной программы по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы водоотведения.

Доходы от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не учитываются при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации в случае, если они направляются целевым образом на финансирование мероприятий инвестиционной и (или) производственной программы регулируемой организации.

Частью 4 статьи 30.2 ФЗ № 416 предусмотрено, что средства, полученные организацией, осуществляющей водоотведение, в виде платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, используются на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, возмещение вреда, причиненного водным объектам, а также в качестве источника финансирования инвестиционной программы организации, осуществляющей водоотведение, в части осуществления мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

В силу пункта 123 (5) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 644 от 29 июля 2013 года, средства, полученные организациями, осуществляющими водоотведение, в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, используются целевым образом в качестве источника финансирования производственной и (или) инвестиционной программ организации, осуществляющей водоотведение, на выполнение иных мероприятий, связанных с ремонтом, реконструкцией или строительством объектов централизованных систем водоотведения, а также в качестве средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию производственной и (или) инвестиционной программ.

Системное толкование вышеприведенных норм в их взаимосвязи позволяет суду прийти к выводу о том, что для исключения из необходимой валовой выручки регулируемой организации платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, платы за сброс загрязняющих веществ сверх нормативов, необходимо одновременное выполнение следующих условий: получение платы за негативное воздействие и направление ее на финансирование инвестиционной программы или на иные цели, предусмотренные законодательством.

Из этого следует, что необходимая валовая выручка регулируемой организации, которая учитывается при исчислении тарифа на водоотведение, уменьшается на сумму платы за сброс загрязняющих веществ сверх норматива и негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, если соответствующие средства получены регулируемой организацией и полученные средства направлены на финансирование инвестиционной программы и на иные цели, предусмотренные законодательством.

В этой связи суд считает неправомерным исключение из необходимой валовой выручки регулируемой организации начисленных, но не полученных доходов в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ сверх нормативов.

Доводы Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Самарской области о том, что общество с ограниченной ответственностью «Самарские коммунальные системы» не предпринимало действий по внесению изменений в инвестиционную программу, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку опровергаются материалами дела.

Суду представлены заявления общества с ограниченной ответственностью «Самарские коммунальные системы», направленные им Главе г.о. Самары, 19 ноября 2020 года № 8120, 3 марта 2021 года № 1490, 13 мая 2021 года № 3766, в которых административный истец просил о выдаче технического задания на корректировку инвестиционной программы, на которые получило отказы по независящим от него причинам.

Ссылку Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области и ФАС России на статью 271 Налогового кодекса Российской Федерации, суд считает несостоятельной ввиду следующего.

В соответствии счастью 1 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей главы доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления), если иное не предусмотрено пунктом 1.1 настоящей статьи.

Указанная норма закона применяется для целей определения налога на прибыль организаций и не подлежит применению при регулировании тарифов, при этом суд учитывает, что предусмотренное положениями пункта 14 Методических указаний направление на финансирование мероприятий инвестиционной программы доходов от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод и платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения возможно только из фактически полученных доходов.

Ссылка ФАС России на формулу 33, предусмотренную пунктом 91 Методических указаний, суд считает несостоятельной.

Пунктом 91 Методических указаний предусмотрено, что размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (33) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.. где: - фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с формулой (38) настоящих Методических указаний; - выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой VII настоящих Методических указаний на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.

Однако, указанная формула с предусмотренным в ней положением «без учета собираемости платежей» относится исключительно к плате за услугу водоотведения, без учета платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов сточных вод и за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Доводы Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области о недостаточной работе общества с ограниченной ответственностью «Самарские коммунальные системы» с задолженностью и должниками, не относятся к вопросу определения необходимой валовой выручки и расчету тарифов.

Ссылка административного ответчика на то, что на часть 4 статьи 30.2 ФЗ № 416, пункт 123(5) Правил холодного водоснабжения и водоотведения не применимы в рассматриваемом случае, не может быть принята судом во внимание, поскольку из содержания статей 5, 31-33 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» следует, что его действие распространяется, в том числе на регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

То обстоятельство, что общество с ограниченной ответственностью «Самарские коммунальные системы» не выдвигало возражений на заседании коллегии Департамента ценового и тарифного регулирования, не означает обоснованность утвержденного административным ответчиком нормативного правового акта.

Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что при исчислении необходимой валовой выручки Департамент неверно исключил плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод и за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, исходя из начисленной, но не фактически полученной платы от абонентов, в связи с чем приказ Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области № 753 от 15 декабря 2020 года подлежит признанию его недействующим в части пунктов 28, 30 Приложения № 1 в отношении тарифов на водоотведение с 1.01.2021 года по 30.06.2021 года и с 1.07.2021 года по 31.12.2021 года.

В соответствии с пунктом 38 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Учитывая то, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся до принятия решения и на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт в части подлежит признанию его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования общества с ограниченной ответственностью «Самарские коммунальные системы» удовлетворить частично.

Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу приказ Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области « О корректировке тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения ООО «Самарские коммунальные системы» № 753 от 15 декабря 2020 года в части пунктов 28, 30 Приложения № 1 в отношении тарифов на водоотведение с 1.01.2021 по 30.06.2021 в размере 16,08 руб./м3 ( без НДС), в размере 19,30 руб./м3 для населения (с учетом НДС); с 01.07.2021 по 31.12.2021- в размере 16,73 руб./м3 ( без НДС), в размере 20,08 руб./м3 для населения (с учетом НДС).

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 26 августа 2021 года.

.