ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1115/20 от 07.12.2020 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№3а-1115/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Оренбург 07 декабря 2020 года

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Трифоновой О.М.,

при секретаре Татариновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Забродиной Л.С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной,

УСТАНОВИЛ:

Забродина Л.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что является арендатором следующих земельных участков:

земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: (адрес); категория земель: земли сельскохозяйственного назначения;

земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: (адрес); категория земель: земли сельскохозяйственного назначения;

земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: (адрес); категория земель: земли сельскохозяйственного назначения;

земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: (адрес); категория земель: земли сельскохозяйственного назначения;

Установленная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым в размере 34 336 402, 21 рублей, определенная по состоянию на 01 января 2019 года, значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке в размере 2 550 000 рублей.

Установленная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым в размере 17 547 912, 03 рублей, определенная по состоянию на 01 января 2019 года, значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке в размере 1 440 000 рублей.

Установленная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым в размере 5 705 069, 65 рублей, определенная по состоянию на 01 января 2019 года, значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке в размере 500 000 рублей.

Установленная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым в размере 24 058 820, 98 рублей, определенная по состоянию на 01 января 2019 года, значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке в размере 1 890 000 рублей.

Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы истца, поскольку влечет увеличение размера арендных платежей.

Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость указанных выше земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.

Административный истец Забродина Л.С.., представители административных ответчиков ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице Филиала по Оренбургской области, Управления Росреестра по Оренбургской области, Правительства Оренбургской области, ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», представители заинтересованных лиц администрации Красногвардейского района Оренбургской области, администрации МО Свердловский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 03 июля 2016 года №237 – ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237 – ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации, или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237 – ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 29 ноября 2019 года № 881-пп утверждены очередные результаты определения кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых территорий Оренбургской области. Данное постановление вступило в силу 1 января 2020 года.

Из материалов дела следует, что по договору аренды от (дата), с учетом договора уступки права аренды земельных участков от (дата), администрация МО Свердловский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области передала в аренду Забродиной Л.С. земельный участок с кадастровым расположенный по адресу: (адрес); категория земель: земли сельскохозяйственного назначения на срок (дата)

Право аренды Забродиной Л.С. зарегистрировано в установленном законом порядке (дата)

В соответствии с пунктом 4.4. договора аренды изменение арендной платы за пользование земельным участков осуществляется в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка (л. д. оборот).

По договору аренды от (дата), с учетом договора уступки права аренды земельных участков от (дата), администрация МО Свердловский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области передала в аренду Забродиной Л.С. земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: (адрес); категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: (адрес); категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: (адрес); категория земель: земли сельскохозяйственного назначения на срок (дата)

Право аренды Забродиной Л.С. зарегистрировано в установленном законом порядке (дата).

В соответствии с пунктом 4.2.2. договора аренды изменение арендной платы за пользование земельным участков осуществляется в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка (л. д. ).

Таким образом, административный истец обладает правом на оспаривание кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков, поскольку изменение арендной платы производится в связи с изменением их кадастровой стоимости.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости оспариваемая кадастровая стоимость:

- земельного участка с кадастровым в размере 34 336 402, 21 рублей определена по состоянию на 01 января 2019 года;

- земельного участка с кадастровым в размере 17 547 912, 03 рублей определена по состоянию на 01 января 2019 года;

- земельного участка с кадастровым в размере 5 705 069, 65 рублей определена по состоянию на 01 января 2019 года;

- земельного участка с кадастровым в размере 24 058 820, 98 рублей определена по состоянию на 01 января 2019 года.

Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта об утверждении кадастровой стоимости предметом оспаривания в этом случае не являются.

Пунктом 2HYPERLINK consultantplus://offline/ref=2684303009419B77B6C06F7671237185E9832BDF09B40EEEE8D144FF9993F27C22EC2FC7D827D4E7c55EI статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложен отчет от (дата) об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный оценщиком ФИО7., которым рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2019 года определена в следующих размерах:

- земельный участок с кадастровым – 2 550 000 рублей;

- земельный участок с кадастровым – 1 440 000 рублей;

- земельный участок с кадастровым – 500 000 рублей;

- земельный участок с кадастровым – 1 890 000 рублей.

Исследовав и оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка существенно отличается от его рыночной стоимости.

Представленный административным истцом отчет никем не оспорен. Доказательств, опровергающих выводы, сделанные в отчете, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлены. С их стороны ходатайств о назначении оценочной экспертизы не поступало.

Отчет о рыночной стоимости земельного участка составлен лицом, обладающим правом на проведение экспертиз в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

При определении рыночной стоимости земельного участка оценщик применил метод сравнения продаж, провел изучение рынка земельных участков в Оренбургской области, подбор и сравнительный анализ аналогов, с учётом корректировок и ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки.

Оценив отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка по правилам, установленным в статье 84 КАС РФ, суд соглашается с изложенными в нем выводами.

Существенное завышение кадастровой стоимости земельных участков над их рыночной стоимостью влечет для административного истца увеличение размера налоговых обязательств, что нарушает его права.

Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.

При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость.

Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость земельного участка определена на дату определения его кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Поскольку Забродина Л.С. обратилась в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 09 ноября 2020 года, датой подачи заявления следует считать 09 ноября 2020 года.

В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

Таким образом, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Забродиной Л.С. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: Оренбургская (адрес); категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 2 550 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: (адрес); категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 1 440 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: (адрес); категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 500 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: (адрес); категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 1 890 000 рублей.

Датой подачи заявления считать 09 ноября 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Трифонова О.М.

Мотивированное решение составлено 09 декабря 2020 года.

Судья Трифонова О.М.