ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1115/2023 от 11.08.2023 Московского областного суда (Московская область)

УИД: 50OS0<данные изъяты>-11

Дело <данные изъяты>а-1115/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Палагиной А.А.,

при ведении протокола секретарем Григорьевой М.С.,

с участием прокурора Коростелевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Приваловой О. В. - кандидата в депутаты <данные изъяты> Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу <данные изъяты>, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» в <данные изъяты>» об отмене решения Окружной избирательной комиссии Пушкинского одномандатного избирательного округа <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-МОД о регистрации Ждана М. А. кандидатом в депутаты <данные изъяты> Думы на дополнительных выборах депутата <данные изъяты> Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу <данные изъяты>, возложении обязанности исключить сведения о кандидате Ждане М. А. из бюллетеней для голосования избирателей Пушкинского одномандатного избирательного округа <данные изъяты> на дополнительных выборах депутата <данные изъяты> Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу <данные изъяты>, назначенных на <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

решением Избирательной комиссии <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты> на <данные изъяты> назначены дополнительные выборы депутата <данные изъяты> Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу <данные изъяты>. Решение официально опубликовано <данные изъяты>.

Решением Избирательной комиссии <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты> полномочия окружной избирательной комиссии Пушкинского одномандатного избирательного округа <данные изъяты> при проведении дополнительных выборов депутата <данные изъяты> Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу <данные изъяты> возложены на территориальную избирательную комиссию <данные изъяты>.

Решением окружной избирательной комиссии Пушкинского одномандатного избирательного округа <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-МОД административный истец Привалова О. В., выдвинутая избирательным объединением «Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» в <данные изъяты>», зарегистрирована кандидатом в депутаты <данные изъяты> Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу <данные изъяты>.

Решением окружной избирательной комиссии <данные изъяты> Пушкинского одномандатного избирательного округа от <данные изъяты><данные изъяты>-МОД Ждан М. А. зарегистрирован кандидатом в депутаты <данные изъяты> Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу <данные изъяты> в порядке самовыдвижения.

Привалова О.В. (далее – административный истец) обратилась в Московский областной суд с исковыми требованиями к Окружной избирательной комиссии Пушкинского одномандатного избирательного округа <данные изъяты> (далее – административный ответчик, ОИК <данные изъяты>) об отмене решения Окружной избирательной комиссии Пушкинского одномандатного избирательного округа <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-МОД о регистрации Ждана М. А. кандидатом в депутаты <данные изъяты> Думы на дополнительных выборах депутата <данные изъяты> Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу <данные изъяты>, возложении обязанности исключить сведения о кандидате Ждане М. А. из бюллетеней для голосования избирателей Пушкинского одномандатного избирательного округа <данные изъяты> на дополнительных выборах депутата <данные изъяты> Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу <данные изъяты>, назначенных на <данные изъяты>.

В обоснование административного искового заявления административный истец ссылается на наличие законных оснований для отмены решения ОИК <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-МОД, которым Ждан М.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты <данные изъяты> Думы, предусмотренных п. 6 ст. 76 Федерального закона от <данные изъяты> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от <данные изъяты> № 67-ФЗ), так как оно было принято с нарушением требований, предусмотренных п. 24 ст. 38 настоящего Федерального закона, а именно, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (пп. «в» п. 24 ст. 38 настоящего Федерального закона); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (пп. «в.1» п. 24 ст. 38 настоящего Федерального закона); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных п. 2 и п. 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также сведений, предусмотренных п. 3.1) ст. 33 настоящего Федерального закона, иным законом (пп. «в.2» п. 24 ст. 38 настоящего Федерального закона); выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (пп. «г.1» п. 24 ст. 38 Федерального закона).

Также административный истец указывает, что административным ответчиком нарушены иные требования Закона, в частности, ст. <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О выборах депутатов <данные изъяты> Думы» (далее – <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ) в части порядка проверки документов, представленных кандидатом на выдвижение и регистрацию, включая подписные листы.

В частности, кандидатом Жданом М.А. не представлен первый финансовый отчет, предоставление которого вместе с документами на регистрацию предусмотрено п. 9 ст. <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ.

Кроме того, представленных кандидатом Жданом М.А. достоверных и действительных подписей недостаточно для регистрации его в качестве кандидата в депутаты, поскольку 942 из 7242 подписей должны быть признаны недействительными в соответствии с пп. «е», «ж», «з» п. 6.4. ст. 38 Федерального закона от <данные изъяты> № 67-ФЗ. Однако, в нарушение порядка проверки подписных листов, указанные подписи были учтены избирательной комиссией как достоверные и действительные.

При этом, образец заполнения подписного листа, утвержденный решением Избирательной комиссии <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты>, не соответствует рекомендованной форме, установленной Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Таким образом, у административного ответчика не имелось оснований для принятия оспариваемого решения о регистрации кандидата Ждана М.А. на дополнительных выборах депутата <данные изъяты> Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу <данные изъяты> в порядке самовыдвижения.

Принятое решение, по мнению административного истца, нарушает равенство прав кандидатов, поскольку допускает нарушение процедуры выдвижения и регистрации для кандидата Ждана М.А., в то время как административный истец такие требования соблюдает.

В судебном заседании административный истец Привалова О.В. и ее представитель – адвокат Балабанова О.В. заявленные требования поддержали, настаивали на их удовлетворении. Дополнительно пояснили, что нарушения п.п. «в», «в.1», «в.2» п. 24 ст. 38 Федерального закона от <данные изъяты> № 67-ФЗ выражены в предоставлении Ждан М.А.в избирательную комиссию первого финансового отчета, который содержит неверное указание наименования избирательной кампании, а именно, указание на то, что отчет предоставлен при проведении выборов депутатов <данные изъяты> Думы, с указанием наименования и номера избирательного округа «Пушкинский одномандатный избирательный округ <данные изъяты>», тогда как решением Избирательной комиссии <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты> на <данные изъяты> назначены дополнительные выборы депутата <данные изъяты> Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу <данные изъяты>.

Кроме того, стороной административного истца внимание суда обращено внимание на то обстоятельство, что Жданом М.А. предоставлено в избирательную комиссию заявление кандидата о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата <данные изъяты> Думы, которое не содержит сведений о получении кандидатом высшего профессионального образования, а содержит лишь указание на наименование образовательного учреждения с приложением копии диплома. Также адрес регистрации данного кандидата не содержит указания на наименование городского округа.

Представитель административного ответчика – Окружной избирательной комиссии Пушкинского одномандатного избирательного округа <данные изъяты> по доверенности Зайцева О.Ю. возражала относительно доводов административного иска, указывая на то, что окружной избирательной комиссией принято законное решение о регистрации кандидата Ждана М.А. Каких-либо недостатков в документах, поданных как в порядке выдвижения, так и в порядке регистрации кандидата, избирательной комиссией не обнаружено. Кроме того, Ждан М.А. представил <данные изъяты> в избирательную комиссию одновременно с подписными листами первый финансовый отчет от <данные изъяты>, из которого следует, что им были осуществлены траты на организацию сбора подписей, а также оплачено изготовление бланков подписных листов. Указанный финансовый отчет опубликован в сетевом издании «Вестник Избирательной комиссии <данные изъяты>» <данные изъяты>.

Из пояснений представителя административного ответчика следует, что приведенная административным истцом информация в виде таблицы об имевших место нарушениях в оформлении подписных листов кандидата Ждана М.А. не может относиться к подписным листам данного кандидата, поскольку подписные листы кандидата Ждана М.А. сброшюрованы в 15 папок (с <данные изъяты> по <данные изъяты>), а в таблице, предоставленной истцом, информация указана в отношении 76 папок. Число подписей избирателей, признанных достоверными, составило 7127, что является достаточным для регистрации Ждана М.А. кандидатом в депутаты <данные изъяты> Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу <данные изъяты> на дополнительных выборах депутатов <данные изъяты> Думы.

Представитель Избирательной комиссии <данные изъяты> по доверенности Федько И.А. возражал против удовлетворения заявленных требований, полагая решение окружной избирательной комиссии Пушкинского одномандатного избирательного округа <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-МОД «О регистрации кандидата в депутаты <данные изъяты> Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу <данные изъяты>Ждана М.А., выдвинутого в порядке самовыдвижения» принятым в соответствии с требованиями избирательного законодательства и не нарушающим права иных кандидатов в депутаты <данные изъяты> Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу <данные изъяты>.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Ждана М.А. на основании доверенности Локшина И.Г. также полагала заявленные административные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, настаивая на законности оспариваемого решения.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора Коростелевой А.В., полагавшей, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от <данные изъяты> N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от <данные изъяты> № 67-ФЗ).

Согласно статьи 11 Федерального закона от <данные изъяты> № 67-ФЗ, законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от <данные изъяты> № 67-ФЗ, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

Частью 1 статьи 75 Федерального закона от <данные изъяты> № 67-ФЗ предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от <данные изъяты> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

На основании части 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии (часть 5 статьи 75 Федерального закона от <данные изъяты> N 67-ФЗ).

Судом установлено, что решением Избирательной комиссии <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты> на <данные изъяты> назначены дополнительные выборы депутата <данные изъяты> Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу <данные изъяты>. Решение официально опубликовано <данные изъяты>.

Решением Избирательной комиссии <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты> полномочия ОИК <данные изъяты> по дополнительным выборам депутата <данные изъяты> Думы возложены на территориальную избирательную комиссию <данные изъяты>.

Решением ОИК <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-МОД административный истец Привалова О.В., выдвинутая избирательным объединением «Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» в <данные изъяты>», зарегистрирована кандидатом в депутаты <данные изъяты> Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу <данные изъяты>.

Решением ОИК <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-МОД Ждан М.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты <данные изъяты> Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу <данные изъяты> в порядке самовыдвижения. Данное решение опубликовано в установленном законом порядке.

Оспаривая решение ОИК <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-МОД, административный истец Привалова О.В. ссылается на то, что административным ответчиком нарушены требования статьи <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О выборах депутатов <данные изъяты> Думы» в части порядка проверки документов, представленных кандидатом на выдвижение и регистрацию, включая подписные листы. Кроме того, кандидатом Жданом М.А. не представлен первый финансовый отчет, предоставление которого вместе с документами на регистрацию предусмотрено п. 9 ст. <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ.

В соответствии со статьей <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О выборах депутатов <данные изъяты> Думы» самовыдвижение кандидата производится путем уведомления об этом окружной избирательной комиссии, в которой будет осуществляться регистрация кандидата, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидата.

Исходя из положений статьи 27 указанного <данные изъяты>, в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, установленном настоящим Законом. Количество подписей в поддержку выдвижения кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может составлять менее 10 подписей. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 60 подписей. Подписные листы изготавливаются за счет средств соответствующего избирательного фонда. Подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Думы изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4.1 и 5 к Федеральному закону «Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». На основании форм подписных листов, согласно приложениям 4.1 и 5 к Федеральному закону «Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Избирательная комиссия <данные изъяты> утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания наименования законодательного органа субъекта Российской Федерации, наименования субъекта Российской Федерации, наименования и (или) номера одномандатного избирательного округа.

Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования – дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе (часть 8 статьи <данные изъяты>).

Каждый подписной лист с подписями избирателей должен быть заверен подписью лица, осуществляющего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществляющее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения (часть 9 статьи <данные изъяты>).

Исходя из положений части 10 статьи <данные изъяты>, каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения кандидата должен быть заверен кандидатом.

В силу части 14 статьи <данные изъяты>, подписные листы представляются в Избирательную комиссию <данные изъяты>, окружную избирательную комиссию в сброшюрованном (не более 100 листов в одной папке) и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде. Кандидат, избирательное объединение обязаны составить и представить в соответствующую избирательную комиссию список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществляющих сбор подписей и подписи этих лиц, а также представить в комиссию список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной Избирательной комиссией <данные изъяты>.

Согласно части 1 пункту 3 статьи <данные изъяты>, не ранее, чем за 75 дней и не позднее, чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по московскому времени), для регистрации кандидата, выдвинувшегося в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу, кандидат представляет в соответствующую избирательную комиссию: а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата и протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе по форме, установленной Избирательной комиссией <данные изъяты>; б) первый финансовый отчет кандидата, с приложением заверенной копии документа об оплате изготовления подписных листов из избирательного фонда кандидата; в) сведения об изменениях данных о кандидате в документах, ранее представленных в окружную избирательную комиссию (если такие изменения имеются); г) нотариально заверенный список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата; письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

Окружная избирательная комиссия, Избирательная комиссия <данные изъяты> проверяют соблюдение требований настоящего Закона при выдвижении кандидата, списка кандидатов (часть 3 статьи <данные изъяты>).

Окружная избирательная комиссия, Избирательная комиссия <данные изъяты> проверяют соблюдение порядка сбора подписей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Для проведения указанной проверки окружная избирательная комиссия, Избирательная комиссия <данные изъяты> могут образовать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Письменные заключения экспертов, изложенные отдельно и (или) в ведомостях проверки подписных листов, могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений окружной избирателей комиссией, Избирательной комиссией <данные изъяты> используется ГАС «Выборы», включая регистр избирателей (часть 4 статьи <данные изъяты>).

Проверке подлежат все подписи избирателей, представленные в окружную избирательную комиссию, Избирательную комиссию <данные изъяты> для регистрации кандидатов, списков кандидатов, и соответствующие им сведения об избирателях, содержащихся в представленных подписных листах. О времени проведения проверки подписных листов должны извещаться кандидаты, уполномоченные представители всех избирательных объединений, представивших в окружную избирательную комиссию, Избирательную комиссию <данные изъяты> необходимое количество подписей. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (часть 5 статьи <данные изъяты>).

Частью 6 статьи 28 данного <данные изъяты> предусмотрено, что проверке и учету не подлежат подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащихся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписных листах или в протоколе об итогах сбора подписей избирателей до представления подписных листов в окружную избирательную комиссию, в Избирательную комиссию <данные изъяты>.

Исходя из положений части 9 статьи <данные изъяты>, недействительными признаются, в том числе подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист (пункт 4); подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых поставлены избирателями несобственноручно, на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 4 настоящей статьи (пункт 6); подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей (пункт 7); все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществляющего сбор подписей избирателей и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом (пункт 8).

В соответствии с частью 12 статьи <данные изъяты>, если количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных в процессе проверки, составит 10 и более процентов от общего количества подписей избирателей, представленных в соответствии с частью 2 статьи 27 настоящего Закона, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и кандидат, список кандидатов не регистрируются.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пунктах 65, 66, 69 - 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подписи избирателей, участников референдума являются недействительными, если они не соответствуют требованиям, указанным в Законе об основных гарантиях избирательных прав. По результатам проверки подпись избирателя, участника референдума может быть признана одновременно недостоверной и недействительной. Такая подпись однократно исключается из числа подписей избирателей, участников референдума, представленных для регистрации кандидата, списка кандидатов для назначения референдума (пункты 6.1, 6.3, 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ). Признаются недействительными подписи избирателей, участников референдума, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума - до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, регистрации инициативной группы по проведению местного референдума (подпункт "а" пункта 6.4, пункт 6.5 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).

Подпись избирателя, участника референдума без указания каких-либо сведений о нем из предусмотренных пунктом 11 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист признается недействительной.

Сокращение слов и дат в сведениях об избирателях, участниках референдума, препятствующее их однозначному восприятию, либо их указание не в полном объеме (например, неуказание избирателем, участником референдума, достигающим восемнадцати лет на день (последний день) голосования, дополнительных данных о числе и месяце рождения, неуказание избирателем, участником референдума даты собственноручного внесения подписи в подписной лист) не допускается (пункт 5, подпункт "г" пункта 6.4, пункт 6.5 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ). Под адресом места жительства избирателя, участника референдума понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (подпункт 5 статьи 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав). Отсутствие одного или нескольких названных реквизитов в адресе места жительства, который должен быть указан в подписном листе собственноручно лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, участников референдума, независимо от уровня выборов, референдума, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума, не может рассматриваться как нарушение установленных законом требований к указанию адреса.

Внесение в подписной лист обязательных сведений об избирателе, участнике референдума нерукописным способом или карандашом влечет признание подписей таких избирателей, участников референдума недействительными. Например, фамилия, имя, отчество избирателя, участника референдума, дата его рождения, сведения об адресе внесены в подписной лист карандашом либо напечатаны (подпункт "д" пункта 6.4, пункт 6.5 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ). Исправления в датах внесения подписей избирателей, участников референдума в подписной лист, специально не оговоренные избирателями, участниками референдума, влекут признание недействительными таких подписей избирателей, участников референдума. При этом, если такие исправления очевидны для признания соответствующей подписи избирателя, участника референдума недействительной, не требуется наличия заключения эксперта, привлеченного к проверке в порядке, установленном Законом об основных гарантиях избирательных прав. Подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, признаются недействительными избирательной комиссией, комиссией референдума на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в порядке, установленном Федеральным законом N 67-ФЗ, либо судом с учетом всей совокупности представленных доказательств (пункт 3, подпункт "е" пункта 6.4, пункт 6.5 статьи 38 данного закона, статья 84 КАС РФ).

Подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, предусмотренных пунктом 11 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, признаются недействительными, если эти исправления (подчистки, подписки, зачеркнутые слова, буквы, цифры) специально не оговорены вносившими их избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума. Например, имеются неоговоренные исправления в серии или дате выдачи паспорта избирателя, участника референдума в адресе места жительства избирателя, участника референдума (подпункт "ж" пункта 6.4, пункт 6.5 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).

Все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе могут быть признаны недействительными в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности. Например, неверное указание кода органа, выдавшего паспорт лицу, осуществлявшему сбор подписей избирателей, участников референдума при отсутствии сведений о наименовании органа, выдавшего паспорт, неоговоренные исправления в дате рождения и паспортных данных лица, осуществляющего сбор подписей (пункты 12, 13 статьи 37, подпункт "з" пункта 6.4 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Из части 13 статьи <данные изъяты> «О выборах депутатов <данные изъяты> Думы» следует, что повторная проверка подписных листов после принятия окружной избирательной комиссией, Избирательной комиссией <данные изъяты> указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и только в пределах подписей, подлежащих проверке.

Согласно части 4 статьи <данные изъяты>, соответствующая окружная избирательная комиссия, Избирательная комиссия <данные изъяты> в течение 10 дней после дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, принимает решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации.

В силу части 9 статьи <данные изъяты>, кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации представляют соответственно в окружную избирательную комиссию, Избирательную комиссию <данные изъяты> первый финансовый отчет об общем объеме поступлений пожертвований в свой избирательный фонд, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда.

Основанием для отказа в регистрации в соответствии с п.п. «в», «в1», «в2» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; отсутствие в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2, 3, 3.1 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.

При проверке доводов административного истца Приваловой О.В. установлено, что кандидат в депутаты <данные изъяты> Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу <данные изъяты>Ждан М.А. представил <данные изъяты> в избирательную комиссию одновременно с подписными листами первый финансовый отчет от <данные изъяты>, из которого следует, что им осуществлены траты на организацию сбора подписей, а также оплачено изготовление бланков подписных листов (ПП <данные изъяты> от <данные изъяты>). Указанный финансовый отчет опубликован в сетевом издании «Вестник Избирательной комиссии <данные изъяты>» <данные изъяты>, что в судебном заседании стороной административного истца не оспаривалось.

Форма финансового отчета утверждена Инструкцией о порядке и формах учета и отчетности кандидатов, избирательных объединений о поступлении денежных средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов <данные изъяты> Думы, утвержденной решением Избирательной комиссии <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>.

Как усматривается из содержания представленного в материалы дела первого финансового отчета кандидата Ждана М.А., в нем указано наименование избирательной кампании – «выборы депутатов <данные изъяты> Думы». Отсутствие же указания в данном документе на проведение дополнительных выборов депутата <данные изъяты> Думы не искажает правовой природы проводимых выборов, а потому доводы административного истца о неверном указании наименования избирательной кампании в первом финансовом отчете состоятельными признать нельзя.

Оспаривая решение избирательной комиссии о регистрации кандидата Ждана М.А., кандидат в депутаты <данные изъяты> Думы Привалова О.В. ссылается также на неполные сведения в части указания образования и адреса кандидата в заявлении кандидата о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу.

Между тем, судом установлено, что заявление Ждана М.А. в Окружную избирательную комиссию Пушкинского одномандатного избирательного округа <данные изъяты> соответствует форме, утвержденной Постановлением ЦИК России от <данные изъяты><данные изъяты> «О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления».

Так, в заявлении Жданом М.А. указаны сведения о профессиональном образовании – Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), сведения о дипломе, присуждении квалификации юрист по специальности «Юриспруденция». В избирательную комиссию кандидатом Жданом М.А. представлена в установленном порядке копия диплома о наличии у него высшего юридического образования.

Вопреки доводам административного истца о неполном адресе места жительства кандидата в заявлении о согласии баллотироваться, отсутствие указания в адресе кандидата на «городской округ Пушкинский» не противоречит пункту 5 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ, поскольку «городской округ» не является обязательным элементом адреса. Сведения об адресе места жительства кандидата Ждана М.А. соответствуют информации, содержащейся в паспорте гражданина, копия которого представлена при подаче документов в окружную избирательную комиссию.

С учетом изложенного выше, приведенные доводы административного истца Приваловой О.В. являются необоснованными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.

Не могут быть признаны правомерными и ссылки административного истца на несоответствие формы подписного листа, рекомендованной форме, утвержденной Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку данная форма утверждена в соответствии с п. 8.1 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ и пунктом 1.1.5. Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации", утвержденных постановлением ЦИК России от <данные изъяты><данные изъяты>.

На основании решения Окружной избирательной комиссии Пушкинского одномандатного избирательного округа <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-МОД создана рабочая группа данной комиссии по проверке документов. Представляемых кандидатами и избирательными объединениями по дополнительным выборам депутата <данные изъяты> Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу <данные изъяты> в приведенном в нем составе.

Решением Избирательной комиссии <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> определено, что для регистрации кандидата в депутаты <данные изъяты> Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу <данные изъяты> в окружную избирательную комиссию необходимо представить 6 811 подписей избирателей, из них 3 405 могут быть собраны с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг. При этом кандидат вправе представить в комиссию не более 7 492 подписей избирателей.

Образец заполнения подписного листа утвержден решением Избирательной комиссии <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>.

Как установлено судом и следует из материалов дела, кандидатом Ждан М.А. представлено 7242 подписи избирателей, свыше требуемого количества подписей, необходимого для регистрации, представлено 431 подпись избирателей. Проверено комиссией 7242 подписи избирателей. Подписные листы изготовлены в соответствии с образцом, утвержденным вышеуказанным решением Избирательной комиссии <данные изъяты> и приложением 5 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Установлено, что окружной избирательной комиссией Пушкинского одномандатного избирательного округа <данные изъяты> проверены в полном объеме представленные подписи избирателей с привлечением специалистов МУ МВД России «Щелковское» ЭКЦ ГУ МВД России по <данные изъяты>, а также отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Пушкинское» <данные изъяты> в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства.

В результате проведенной проверки рабочей группой по проверке подписей избирателей, оформления подписных листов недействительными признаны 115 подписей избирателей, в том числе:

- на основании части 8 статьи <данные изъяты> «О выборах депутатов <данные изъяты> Думы» - 28 подписей (на основании заключения эксперта по проверке подписных листов отдела по экспертнокриминалистическому обеспечению МУ МВД России «Щёлковское» ЭКЦ ГУ МВД России по <данные изъяты> от 31.07.2023 <данные изъяты>/н);

- на основании пункта 3 части 9 статьи <данные изъяты> «О выборах депутатов <данные изъяты> Думы» - 49 подписей (на основании заключения по проверке подписных листов отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Пушкинское» <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>);

- на основании пункта 6 части 9 статьи <данные изъяты> «О выборах депутатов <данные изъяты> Думы» - 15 подписей (на основании заключения эксперта по проверке подписных листов отдела по экспертнокриминалистическому обеспечению МУ МВД России «Щёлковское» ЭКЦ ГУ МВД России по <данные изъяты> от 31.07.2023 <данные изъяты>/н);

- на основании пункта 7 части 9 статьи <данные изъяты> «О выборах депутатов <данные изъяты> Думы» - 13 подписей;

- на основании пункта 8 части 9 статьи <данные изъяты> «О выборах депутатов <данные изъяты> Думы» - 10 подписей.

Таким образом, число подписей избирателей, признанных достоверными составило 7127 подписей избирателей, что явилось достаточным для регистрации Ждана М.А. кандидатом в депутаты <данные изъяты> Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу <данные изъяты>.

В ходе настоящего судебного разбирательства при непосредственном исследовании в судебном заседании сшивки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты <данные изъяты> Думы Ждана М.А. по Пушкинскому одномандатному избирательному округу <данные изъяты> – в пятнадцати папках установлено, что подписные листы содержат недействительные подписи, не исключенные в ходе проверки рабочей группы в количестве 52, а именно, записи в:

- папка «2»: лист 8 строка 5 (неоговоренные исправления в адресе места жительства избирателя), лист 10 строка 2 (неоговоренные исправления в имени избирателя), лист 28 строка 4 (неоговоренные исправления в адресе места жительства избирателя), лист 59 строка 5 (отсутствие адреса места жительства избирателя), лист 80 строка 1 (отсутствие адреса места жительства избирателя), лист 82 строка 1 (отсутствие адреса места жительства избирателя), лист 82 строка 2 (неоговоренные исправления в адресе места жительства избирателя), лист 83 строка 2 (неоговоренные исправления в адресе места жительства избирателя), лист 84 строка 5 (неполное указание адреса места жительства избирателя);

- папка «3»: лист 21 строка 5 (неоговоренные исправления в фамилии избирателя), лист 68 строка 3 (неоговоренные исправления в паспортных данных избирателя), лист 78 строка 4 (неоговоренные исправления в годе рождения избирателя), лист 97 строка 3 (неоговоренные исправления в адресе места жительства избирателя);

- папка «4»: лист 6 строка 3 (неоговоренные исправления в фамилии избирателя), лист 39 строка 1 (неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя), лист 87 строка 5 (неоговоренные исправления в имени избирателя), лист 92 строка 5 (неоговоренные исправления в фамилии избирателя), лист 94 строка 1 (запись исключена кандидатом, но не учтена в ведомости комиссией);

- папка «5»: лист 2 строка 2 (неоговоренные исправления в годе рождения избирателя), лист 47 строка 2 (неоговоренные исправления в паспортных данных избирателя);

- папка «7»: лист 2 строка 3 (неоговоренные исправления в дате внесения подписи), лист 45 строка 2 (неоговоренные исправления в паспортных данных избирателя), лист 70 строка 1 (неоговоренные исправления в отчестве избирателя), лист 86 строка 2 (неоговоренные исправления в паспортных данных избирателя);

- папка «8»: лист 37 строка 5 (неоговоренные исправления в дате внесения подписи), лист 82 строка 2 (неоговоренные исправления в паспортных данных избирателя), лист 83 строка 5 (неоговоренные исправления в адресе места жительства избирателя);

- папка «9»: лист 30 строка 1 (неоговоренные исправления в адресе места жительства избирателя), лист 97 строка 5 (неоговоренные исправления в фамилии избирателя);

- папка «10»: лист 50 строка 5 (неоговоренные исправления в адресе места жительства избирателя), лист 76 строка 1 (неоговоренные исправления в имени избирателя), лист 86 строка 1 (неоговоренные исправления в дате внесения подписи);

- папка «11»: лист 18 строка 4 (неоговоренные исправления в адресе избирателя), лист 27 строка 3 (неполное указание адреса избирателя), лист 42 строка 1 (неоговоренные исправления в дате внесения подписи), лист 52 строка 1 (неоговоренные исправления в адресе места жительства избирателя), лист 61 строка 5 (неполное указание адреса места жительства избирателя);

- папка «12»: лист 45 строка 1 (неоговоренные исправления в фамилии избирателя), лист 49 строка 4 (неполное указание адреса места жительства избирателя);

- папка «14»: лист 35 строка 4 (неполное указание адреса места жительства избирателя), лист 43 строки 1, 2, 3, 4, 5 (неоговоренные исправления в дате заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей), лист 55 строка 1 (неоговоренные исправления в адресе места жительства избирателя), лист 60 строка 5 (неполное указание адреса места жительства избирателя), лист 62 строка 5 (неполное указание адреса места жительства избирателя), лист 70 строка 3 (неоговоренные исправления в дате внесения подписи), лист 76 строка 5 (неоговоренные исправления в адресе места жительства избирателя);

- папка «15»: лист 1 строка 5 (неполное указание адреса места жительства избирателя), лист 20 строка 2 (неоговоренные исправления в годе рождения избирателя).

Между тем, суд, установив наличие исправлений в папке 11 на листе 41 в записи об удостоверении подписей избирателей лицом, осуществляющим сбор подписей, в слове «выдан», не усматривает оснований для признания подписей избирателей на данном листе недействительными, поскольку само по себе исправление в слове «выдан» не искажает сведений о паспортных данных указанного лица.

Принимая во внимание, что общее количество достоверных подписей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты <данные изъяты> Думы Ждана М.А., выдвинутого в порядке самовыдвижения, превышает требуемое количество подписей, достаточных для регистрации Ждан М.А. в качестве кандидата в депутаты <данные изъяты> Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу <данные изъяты> в порядке самовыдвижения, оснований для признания незаконным решения окружной избирательной комиссии о регистрации Ждана М.А. в качестве кандидата у суда не имеется.

Таким образом, доводы административного истца Приваловой О.В. о том, что из представленных кандидатом Жданом М.А. подписей избирателей подлежат признанию недействительными 942 подписи, имеют предположительный характер и не основаны на доказательствах, исследованных в ходе судебного разбирательства.

Утверждение стороны административного истца о невозможности сбора подписей в поддержку кандидата Ждана М.А. сборщиками подписей в представленном количестве в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> не основано на допустимых, достоверных доказательствах и безусловно не свидетельствует о нарушении процедуры сбора подписей.

Поскольку суд по заявленным основаниям не усмотрел нарушений норм избирательного законодательства для отмены решения Окружной избирательной комиссии Пушкинского одномандатного избирательного округа <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-МОД о регистрации Ждана М. А. кандидатом в депутаты <данные изъяты> Думы на дополнительных выборах депутата <данные изъяты> Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу <данные изъяты>, а, следовательно, и исключения сведений о кандидате Ждане М. А. из бюллетеней для голосования избирателей Пушкинского одномандатного избирательного округа <данные изъяты> на дополнительных выборах депутата <данные изъяты> Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу <данные изъяты>, назначенных на <данные изъяты>, требования административного истца Приваловой О. В. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Приваловой О. В. - кандидата в депутаты <данные изъяты> Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу <данные изъяты>, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» в <данные изъяты>» об отмене решения Окружной избирательной комиссии Пушкинского одномандатного избирательного округа <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-МОД о регистрации Ждана М. А. кандидатом в депутаты <данные изъяты> Думы на дополнительных выборах депутата <данные изъяты> Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу <данные изъяты>, возложении обязанности исключить сведения о кандидате Ждане М. А. из бюллетеней для голосования избирателей Пушкинского одномандатного избирательного округа <данные изъяты> на дополнительных выборах депутата <данные изъяты> Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу <данные изъяты>, назначенных на <данные изъяты>, – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Судья А.А. Палагина

Мотивированное решение изготовлено <данные изъяты>.