ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1116/2021 от 05.10.2021 Московского областного суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

05 октября 2021 года <данные изъяты>

<данные изъяты>

Московский областной суд в составе

председательствующего судьи Невейкиной Н.Е.,

при секретаре Овсянниковой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <данные изъяты>а-1116/2021 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Акколада Лэнд» к Государственному бюджетному учреждению <данные изъяты> «Центр кадастровой оценки» о признании незаконным акта об утверждении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества,

установил:

ООО «Специализированный застройщик «Акколада Лэнд» обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением (с учетом уточненных требований) о признании незаконным акта <данные изъяты> от <данные изъяты> об утверждении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества земельного участка с кадастровым номером 50:12:0080504:232.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 35837 +/- 66 кв.м., расположенном по адресу: <данные изъяты>, городской округ Мытищи, д. Бородино.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты> составляла 226 916 300 рублей. На основании заявления ООО «Специализированный застройщик «Акколада Лэнд» от <данные изъяты>, поданного в Управление Росреестра по <данные изъяты> о внесении изменений в данные Единого государственного реестра недвижимости об указании дополнительно вспомогательных видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> «Амбулаторно поликлиническое обслуживание» (3.4.1), «Коммунальное обслуживание» (3.1), «Хранение автотранспорта» (2.7.1), «Предпринимательство» (4.0), указанные изменения были внесены в Единый государственный реестр недвижимости <данные изъяты>, что и послужило причиной изменения кадастровой стоимости недвижимого имущества. Кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на <данные изъяты> составила 305 149 904 рублей 78 копеек. Других изменений (количественных и качественных характеристик объекта недвижимости) ООО «Специализированный застройщик «Акколада Лэнд» не производило и с заявлениями о внесении соответствующих изменений в ЕГРН в уполномоченные органы не обращалось. Однако по состоянию на <данные изъяты> кадастровая стоимость земельного участка составила 226 916 300 рублей, по состоянию на <данные изъяты> – 305 149 904,78 рублей.

В связи с данными обстоятельствами ООО «Специализированный застройщик «Акколада Лэнд» просило признать незаконным акт об утверждении кадастровой стоимости объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером 50:12:0080504:232, составленного государственным бюджетным учреждением <данные изъяты> «Центр кадастровой оценки» (далее - ГБУ МО «Центр кадастровой оценки»), а именно: акт N 148 от <данные изъяты>, так как у административного ответчика отсутствовали предусмотренные законом основания для перерасчета кадастровой стоимости. При этом, установленная в соответствии с оспариваемым актом кадастровая стоимость возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере в отсутствие для этого правовых оснований.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования с учетом уточнений поддержала, просила административные исковые требования удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске с учетом уточнений.

Представитель административного ответчика ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен своевременно и надлежащим образом. Представил возражения на административное исковое заявление, просил в удовлетворении иска отказать по доводам, изложенным в возражениях.

Представитель заинтересованного лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Министерство имущественных отношений <данные изъяты> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Управление Росреестра по <данные изъяты> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, руководствуясь статьей 150 КАС РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, выслушав доводы представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, дав оценку имеющимся в деле письменным доказательствам, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регулируется главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является в том числе недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости (пункт 1); результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке посредством предъявления требования об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (пункт 2); при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость; например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки; при этом ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости (пункт 13).

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, ООО «Специализированный застройщик «Акколада Лэнд» является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 35837 +/- 66 кв.м., расположенным по адресу: <данные изъяты>, г.о. Мытищи, д. Бородино, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), вспомогательные виды разрешенного использования: амбулаторно-поликлиническое обслуживание, коммунальное обслуживание, хранение автотранспорта, предпринимательство, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <данные изъяты> № КУВИ-999/2021-641282.

В силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и <данные изъяты> от <данные изъяты> N 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в <данные изъяты>» в отношении спорного земельного участка административный истец является плательщиком налога на имущество организаций, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, в связи с чем определенная в установленном порядке кадастровая стоимость этого земельного участка напрямую затрагивает права ООО «Специализированный застройщик «Акколада Лэнд».

На основании заявления ООО «Специализированный застройщик «Акколада Лэнд» от <данные изъяты>, поданного в Управление Росреестра по <данные изъяты> о внесении изменений в данные Единого государственного реестра недвижимости об указании дополнительно к основному виду вспомогательных видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> «Амбулаторно поликлиническое обслуживание» (3.4.1), «Коммунальное обслуживание» (3.1), «Хранение автотранспорта» (2.7.1), «Предпринимательство» (4.0), указанные изменения были внесены в Единый государственный реестр недвижимости <данные изъяты>.

По состоянию на <данные изъяты> кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в размере 305 149 904 рублей 78 копеек на основании Распоряжения Министерства имущественных отношений <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1633 от <данные изъяты>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <данные изъяты> №МО-19/ЗВ-82175.

На основании решения Московского областного суда от <данные изъяты> кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты> определена в размере 226 916 300 рублей.

При этом, кадастровая стоимость земельного участка в размере 226 916 300 рублей определена с учетом вида разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), а также с учетом вспомогательных видов разрешенного использования: амбулаторно-поликлиническое обслуживание, коммунальное обслуживание, хранение автотранспорта, предпринимательство.

Выпиской из ЕГРН от <данные изъяты><данные изъяты> подтверждается внесение кадастровой стоимости земельного участка в размере 226 916 300 рублей.

По состоянию на <данные изъяты> кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в размере 305 149 904 рублей 78 копеек на основании Акта ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» <данные изъяты> от <данные изъяты>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <данные изъяты> №КУВИ-002/2021-53611563.

Выпиской из ЕГРН от <данные изъяты><данные изъяты> подтверждается внесение кадастровой стоимости земельного участка в размере 305 149 904,78 рублей.

При этом, кадастровая стоимость земельного участка в размере 305 149 904,78 рублей также определена с учетом вида разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), а также с учетом вспомогательных видов разрешенного использования: амбулаторно-поликлиническое обслуживание, коммунальное обслуживание, хранение автотранспорта, предпринимательство.

Вместе с тем, при определении кадастровой стоимости земельного участка как по состоянию на <данные изъяты>, так и по состоянию на <данные изъяты> вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка).

По состоянию на <данные изъяты> кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определена в размере 305 149 904,78 рублей в соответствии с Актом ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» <данные изъяты> от <данные изъяты>, что подтверждается ответом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> от <данные изъяты>.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируют положения Федерального закона от <данные изъяты> N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон N 237-ФЗ).

Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость, являются предметом регулирования Федерального закона от <данные изъяты> N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Кроме этого, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от <данные изъяты> N 514 утвержден Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Закона N 237-ФЗ определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки, отнесено к полномочиям бюджетных учреждений, связанным с определением кадастровой стоимости.

Согласно части 1 статьи 16 Закона N 237-ФЗ определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Приведенная статья Закона N 237-ФЗ не допускает произвольного пересмотра кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости и связывает возможность установления кадастровой стоимости в период между датами кадастровой оценки для объектов, внесенных в Единый государственной реестр недвижимости, только в случае, если в отношении данных объектов произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, влияющих на размер кадастровой стоимости.

Пунктом 12.2 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от <данные изъяты> N 226 (далее – Методические указания), предусмотрено, что результат расчета кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки оформляется в виде акта определения кадастровой стоимости, содержащего основание для пересчета кадастровой стоимости, в том числе присвоенные коды расчета видов использования и ссылки на модели оценки кадастровой стоимости, допущения и иную отражающуюся на стоимости информацию, а также результат определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

При этом, из материалов дела усматривается и судом установлено, что основанием изменения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в соответствии с Актом ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» <данные изъяты> от <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты> послужило обращение ООО «Специализированный застройщик «Акколада Лэнд» <данные изъяты> в Управление Росреестра по <данные изъяты> с заявлением о внесении изменений в данные ЕГРН для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, в части указания к основному виду разрешенного использования земельного участка: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), вспомогательных видов: «Амбулаторно поликлиническое обслуживание» (3.4.1), «Коммунальное обслуживание» (3.1), «Хранение автотранспорта» (2.7.1), «Предпринимательство» (4.0).

Указанные обстоятельства подтверждаются копией заявления, описью документов, принятых для оказания государственной услуги, и представителем административного истца не оспариваются.

Доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.

Из письменных возражений ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» следует, что перерасчет кадастровой стоимости спорного земельного участка произведен учреждением на основании сведений, представленных Управлением Росреестра по <данные изъяты> в соответствии с Методическими указаниями <данные изъяты>, то есть в связи со сведениями об изменении качественных характеристик земельного участка с кадастровым номером 50:12:0080504:232, в части указания вспомогательных видов разрешенного использования спорного земельного участка.

Согласно п. 20 Порядка - кадастровая стоимость земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования определяется с применением соответствующего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков той категории земель и вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение является наибольшим, за исключением случаев, когда земельный участок предназначен в том числе для жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества. В указанном случае кадастровая стоимость земельного участка определяется с использованием соответствующего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества.

Согласно п. 22 Порядка - в случае изменения разрешенного использования земельного участка в пределах одной группы видов разрешенного использования его кадастровая стоимость не определяется.

Учитывая правовую технику, сформулированную в порядке определения кадастровой стоимости, а также в методических указаниях, поправочные коэффициенты при расчете кадастровой стоимости земельного участка с несколькими видами разрешенного использования выбираются не по принципу основного или вспомогательного вида разрешенного использования, а по принципу его наибольшего значения, а также с учетом фактического использования под иными видами, которыми и устанавливался наибольшим по значению коэффициент.

Таким образом, у ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» не было оснований для пересмотра кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты>, поскольку качественные и количественные характеристики принадлежащего административному истцу объекта недвижимости, влекущие за собой изменение его кадастровой стоимости, в значимый период не производились. Кадастровая стоимость объекта по состоянию на <данные изъяты> была определена по принципу наибольшего значения вида разрешенного использования, а именно «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)», так же как и по состоянию на <данные изъяты>, при этом указанный вид разрешенного использования не менялся, что является произвольным пересмотром кадастровой стоимости в отношении спорного объекта недвижимости.

Кроме того, в спорный период времени административный истец в орган кадастрового учета с заявлениями о внесении изменений в ЕГРН в связи с изменениями качественных и количественных характеристик земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, а также другими заявлениями, влекущими изменение кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, не обращался.

Иные доказательства, достоверно подтверждающие получение ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» в установленном порядке сведений, влекущих изменение кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка, в деле отсутствуют.

В этой связи, изложенная суду позиция ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» противоречит фактическим обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах административные требования ООО «Специализированный застройщик «Акколада Лэнд» подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 177, 178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Акколада Лэнд» к государственному бюджетному учреждению <данные изъяты> «Центр кадастровой оценки» о признании незаконным акта об утверждении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества - удовлетворить.

Признать незаконным акт государственному бюджетному учреждению <данные изъяты> «Центр кадастровой оценки» от <данные изъяты><данные изъяты> об утверждении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 50:12:0080504:232.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Е. Невейкина

Мотивированное решение изготовлено – <данные изъяты>.