ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-111/18 от 06.08.2018 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3а- 111/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 августа 2018 года г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Васильевой Т.И.,

при секретаре Жуковой М.В.,

с участием:

прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Выскубовой С.А.,

представителя административного истца ФИО1,

представителей административного ответчика Акшинской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии № 12 по Акшинскому одномандатному избирательному округу № 12 ФИО2, ФИО3,

заинтересованного лица ФИО4,

представителя заинтересованного лица избирательного объединения «Забайкальское региональное отделение политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО6 о признании незаконным и отмене постановления Акшинской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии № 12 по Акшинскому одномандатному избирательному округу № 12) от 19 июля 2018 года № 43 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва по Акшинскому одномандатному избирательному округу № 12 ФИО4»,

установил:

Постановлением Законодательного Собрания Забайкальского края от 6 июня 2018 года № 116, опубликованным в газете «Забайкальский рабочий» от 08 июня 2018 года № 106, назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва на 9 сентября 2018 года.

Постановлением Акшинской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии № 12 по Акшинскому одномандатному избирательному округу № 12) от 19 июля 2018 года № 43 ФИО4, выдвинутый Забайкальским региональным отделением политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» по Акшинскому одномандатному избирательному округу № 12, зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва.

28 июля 2018 года ФИО6, являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва по Акшинскому одномандатному избирательному округу № 12, направил в Забайкальский краевой суд с вышеуказанное административное исковое заявление о признании незаконным и отмене названного постановления, ссылаясь на то, что в нарушение положений пунктов 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33, пунктов 1.1., 1.6., подпунктов «в», «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», постановления Избирательной комиссии Забайкальского края № 141/1027-2 от 31 мая 2018 года «О перечне и формах документов, представляемых избирательными объединениями, кандидатами, выдвинутыми избирательными объединениями, в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва» в заявлении о согласии баллотироваться ФИО4 сведения о номере диплома об образовании не соответствуют копии указанного документа, справка о его партийной принадлежности подписана не уполномоченным лицом, справка об основном месте работы не заверена кандидатом, в справке об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации в отношении кандидата указан ИНН, не соответствующий указанному в заявлении о согласии баллотироваться. На представленном в избирательную комиссию ФИО4 внешнем носителе информации с документами в машиночитаемом виде в сведениях о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации имя супруги кандидата указано в двух разных вариантах, отсутствует номер ИНН. При этом в пакете документов для регистрации кандидата отсутствует внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде, предоставляемый на день регистрации.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представители административного ответчика Акшинской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии № 12 по Акшинскому одномандатному избирательному округу № 12) ФИО2, ФИО3 с требованиями административного истца не согласились, представили письменные возражения, в которых сослались на верное указание ФИО4 реквизитов документа о высшем образовании, подписание справки о партийной принадлежности уполномоченным лицом. Указали, что представление кандидатом незаверенной копии справки с места работы, указание разных ИНН в заявлении о согласии баллотироваться и справках по Указу Президента РФ № 546 от 6 июня 2013 года не являются основаниями для отмены его регистрации, поскольку административным ответчиком не была предоставлена возможность для устранения данных недостатков; неверное указание имени супруги кандидата в справках по Указу Президента РФ № 546 от 6 июня 2013 года, представленных в машиночитаемом виде на внешнем носителе информации, также не может быть основанием для отмены регистрации кандидата, поскольку использование программного изделия носит рекомендательный характер. В судебном заседании представители избирательной комиссии данные доводы поддержали.

Заинтересованное лицо ФИО4, представитель заинтересованного лица избирательного объединения «Забайкальское региональное отделение политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» ФИО5 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражали по причине их необоснованности.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 20 КАС РФ административные дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума рассматриваются краевым судом в качестве суда первой инстанции в порядке административного судопроизводства.

Порядок и особенности рассмотрения указанной категории административных дел закреплены в главе 24 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В соответствии с частями 2, 10, 11 статьи 239, части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы. С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения.

Постановлением Законодательного Собрания Забайкальского края от 6 июня 2018 года № 116, опубликованным 8 июня 2018 года в газете «Забайкальский Рабочий» № 106, были назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва.

На основании пункта 8 части 1 постановления Избирательной комиссии Забайкальского края от 31 мая 2018 года № 141/1026-2 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва на территориальные избирательные комиссии Забайкальского края» на Акшинскую территориальную избирательную комиссию возложены полномочия окружной избирательной комиссии по Акшинскому одномандатному избирательному округу № 12.

Постановлением Акшинской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии № 12 по Акшинскому одномандатному избирательному округу № 12 от 9 июля 2018 года № 39 ФИО6, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Забайкальском крае», был зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва по Акшинскому одномандатному избирательному округу № 12, соответственно обладает правом на оспаривание решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), частью 1 статьи 21 Закона Забайкальского края от 6 декабря 2012 года № 753-ЗЗК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края» (далее – Закон № 753-ЗЗК) граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов.

Избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией (части 1, 1.1 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ).

В силу части 1 статьи 24 Закона № 753-ЗЗК избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов по одномандатным избирательным округам списком. Избирательное объединение выдвигает кандидатов по одномандатным избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным избирательным округам).

Краевой список кандидатов представляется уполномоченным представителем политической партии, регионального отделения политической партии в Избирательную комиссию края на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной Избирательной комиссией края (часть 1 статьи 26 Закона № 753-ЗЗК).

В силу пунктов 14.1, 14.2 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ, части 4 статьи 24 Закона края одновременно со списком кандидатов и другими предусмотренными законом документами в избирательную комиссию края представляется заявление выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.

Согласно пункту 14.3 статьи 35 пункт 14.2 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ, части 7 статьи 24 Закона Забайкальского края № 753-ЗЗК решение организующей выборы избирательной комиссии о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам с копией заверенного списка либо об отказе в его заверении выдается уполномоченному представителю избирательного объединения в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения. В этот же срок решение о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) и копиями заявлений о согласии баллотироваться направляются организующей выборы избирательной комиссией в соответствующие окружные избирательные комиссии. Кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляет в окружную избирательную комиссию документы, необходимые для выдвижения, после чего считается выдвинутым, приобретает права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом, иным законом, а избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата.

Названное заявление подается в письменной форме с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности (в заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения (пункт 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, часть 2 статьи 22 Закона Забайкальского края № 753-ЗЗК).

Согласно пунктам 2.2, 3, 3.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, частям 2.1, 4, 4.1 статьи 22 Закона Забайкальского края № 753-ЗЗК кандидат в депутаты представляет в избирательную комиссию следующие документы:

копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения;

заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;

если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов;

сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах;

сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей, составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации;

сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 29 Закона Забайкальского края № 753-ЗЗК для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) представляет в окружную избирательную комиссию:

подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной Избирательной комиссией края;

первый финансовый отчет кандидата;

сведения об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 2, 2.1, 4 и 4.1 статьи 22 и частью 4 статьи 24 настоящего Закона края (если такие изменения имеются);

письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

Как следует из материалов дела и подтверждается пояснениями сторон, 7 июля 2018 года постановлением Избирательной комиссии Забайкальского края № 148/1146-2 был заверен список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва, выдвинутых на V конференции избирательного объединения «Забайкальское региональное отделение политической партии ПАТРИОТЫ РОССИИ» 27 июня 2018 года по одномандатным избирательным округам, в состав которого по Акшинскому одномандатному избирательному округу № 12 вошел ФИО4

Копия заверенного списка избирательного объединения вместе с копией заявления ФИО4 о согласии баллотироваться в этот же день направлены в Акшинскую территориальную избирательную комиссию с полномочиями окружной избирательной комиссии по Акшинскому одномандатному избирательному округу № 12.

8 июля 2018 года ФИО4 представил в избирательную комиссию документы, необходимые для выдвижения кандидатом в депутаты согласно перечню, приведенному в законе, 10 июля 2018 года им были представлены документы для регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края.

19 июля 2018 года Акшинская территориальная избирательная комиссия с полномочиями окружной избирательной комиссии по Акшинскому одномандатному избирательному округу № 12 зарегистрировала ФИО4 кандидатом в депутаты в Законодательное Собрание Забайкальского края.

В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона.

Изучив представленные ФИО4 в избирательную комиссию, суд находит их соответствующими действующему законодательству, а имеющиеся недостатки – незначительными по следующим основаниям.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года № 235/1486-6 «О методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы местного самоуправления» (приложение № 3) утверждена форма заявления о согласии баллотироваться в кандидаты.

Согласно названной форме в заявлении о согласии баллотироваться подлежат указанию сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и квалификации, а также наименование основного места работы или службы, занимаемая должность. При указании реквизитов документа об образовании и о квалификации указываются наименование документа, его серия и номер.

В соответствующем заявлении ФИО4 указал сведения о профессиональном образовании следующего содержания: «<данные изъяты> институт, окончание 1971 г., диплом , <данные изъяты>», а также сведения о месте работы и должности: «<данные изъяты>».

Помимо этого кандидат представил копию диплома , выданного <данные изъяты> институтом ФИО4, о его окончании в 1971 году по специальности «<данные изъяты>» с присвоением квалификации <данные изъяты>.

Также представлена копия справки о том, что ФИО4 работает в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>.

Таким образом, ФИО4 указал в своем заявлении сведения об образовании и месте работы, занимаемой должности, подтвердив их соответствующими документами. Доводы административного истца об указании неточной, неполной информации, а именно не указания полного наименования места работы (учебного учреждения) и должности, суд находит не существенными, не влияющими на восприятие изложенной в заявлении информации, приведение сведений о регистрационном номере и дате выдачи диплома рекомендуемой формой не предусмотрено.

Также суд не может согласиться с доводами административного истца о неправильном указании адреса места жительства кандидата со ссылкой на то, что в нем использовано наименование несуществующего субъекта Российской Федерации – Читинская область, в то время как с 1 марта 2008 года в результате объединения Агинского Бурятского автономного округа и Читинской области был образован новый регион – Забайкальский край.

В рекомендуемой форме заявления о согласии баллотироваться (приложение № 3 к постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года № 235/1486-6) установлено, что данные об адресе места жительства указываются в соответствии с паспортом или документом, заменяющим паспорт гражданина Российской Федерации. При этом адрес места жительства должен обязательно содержать наименование субъекта Российской Федерации (подпункт 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Согласно сведениям паспорта ФИО4 проживает по адресу с указанием субъекта Российской Федерации: «Читинская область».

Федеральным конституционным законом от 21 июля 2007 года № 5-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» в составе Российской Федерации образован новый субъект Российской Федерации в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации - Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, территориально совпадающий с границами объединенных регионов.

В связи с этим, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения требований закона, поскольку адрес места жительства кандидата в заявлении указан в соответствии с паспортом, использование устаревшего адресообразующего элемента не вызывает затруднений в установлении фактического места жительства кандидата.

В заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края ФИО7 указал на свое членство в партии «Патриоты России», приложив к нему справку о том, он является членом Политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ».

Доводы административного истца о неточном указании наименования политической партии в заявлении о согласии баллотироваться суд находит не существенным, поскольку документ, подтверждающий принадлежность кандидата к политической партии представлен.

Утверждение о том, что названный документ подписан неуполномоченным лицом, суд находит надуманным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, частью 2 статьи 22 Закона Забайкальского края № 753-ЗЗК документ, подтверждающий принадлежность к политической партии, должен быть подписан уполномоченным лицом политической партии либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии.

Представленная справка подписана уполномоченным лицом структурного подразделения политической партии - Председателем Забайкальского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», имеющего соответствующие полномочия на основании пунктов 3.5, 3.11, 7.13 Устава Политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ».

Также суд не находит оснований полагать нарушенными требования закона относительно неправильного указания номера ИНН в сведениях о расходах кандидата по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемой кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов.

Форма справки, в которой должны быть отражены перечисленные сведения, утверждена подпунктом «в» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546. Согласно названной форме в справке необходимо отразить ИНН кандидата, его супруги и несовершеннолетних детей.

Между тем, указанные сведения отнесены к сведениям о кандидате, его супруге и несовершеннолетних детях (раздел 1 Справки), а не к сведениям об имуществе и расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об источниках средств, за счет которых приобретено имущество (разделы 2 и 3 Справки), в связи с чем, неверное указание ИНН нельзя расценить как представление документа, оформленного с нарушением установленных требований. Сведения об ИНН в заявлении о согласии баллотироваться и в справке об имуществе и имущественных обязательствах указаны верно.

Суд отклоняет доводы о неверном указании имени супруги кандидата и номера ИНН в машиночитаемом виде справок, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546, содержащихся на внешнем носителе информации, а также об отсутствии на нем некоторых документов в машиночитаемом виде, поскольку предоставление документов в машиночитаемом виде носит рекомендательных характер, поскольку необходимо для использования в автоматизированной системе ГАС «Выборы». Непредставление электронных версий документов не отнесено законом к числу нарушений, которые могут повлечь отмену регистрации кандидата в депутаты.

В ходе рассмотрения дела установлено, что имеющаяся в материалах кандидата копия справки о месте работы ФИО4 надлежащим образом не заверена кандидатом либо уполномоченным представителем избирательного объединения, как того требуют пункт 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, часть 2.1 статьи 22 Закона Забайкальского края № 753-ЗЗК.

Несмотря на это, суд полагает, что данное обстоятельство не может служить самостоятельным безусловным основанием для отмены регистрации кандидата.

Из объяснений кандидата, представителя избирательного объединения, представителей избирательной комиссии следует, что оригинал справки был подан в избирательную комиссию Забайкальского края в составе пакета документов для регистрации краевого списка кандидатов, а ее копия - в окружную избирательную комиссию. При приеме документов у кандидата окружная избирательная комиссия отсутствие заверения справки не отнесла к числу недостатков в оформлении документа.

Кроме того, в силу положений пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, части 4 статьи 29 Закона края № 753-ЗЗК при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.

Таким образом, окружная избирательная комиссия обязана была уведомить ФИО4 об отсутствии его заверительной подписи на справке с места работы, а он имел право устранить допущенную неточность.

Несмотря на то, что названное законоположение регулирует отношения между избирательной комиссией и кандидатом, и не распространяется на необходимость правильного оформления документов по отношению к другим зарегистрированным кандидатам, суд полагает возможным учесть допущенное избирательной комиссией нарушение, принимая во внимание, что сам по себе факт заверения справки с места работы не связан законом с возникновением либо окончанием каких-либо значимых для избирательного процесса правоотношений, все другие документы заверены и оформлены кандидатом надлежащим образом, достоверность изложенных в справке сведений административный истец не оспаривал, а, напротив, на ее основе указывал на неполноту сведений, изложенных в заявлении о согласии баллотироваться.

Таким образом, суд не усматривает оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва по Акшинскому одномандатному избирательному округу № 12 ФИО4 по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Срок на обращение в суд с административным исковым заявлением ФИО6 не нарушен.

Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО6 о признании незаконным и отмене постановления Акшинской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии № 12 по Акшинскому одномандатному избирательному округу № 12) от 19 июля 2018 года № 43 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва по Акшинскому одномандатному избирательному округу № 12 ФИО4» отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления) через Забайкальский краевой суд.

Судья Забайкальского краевого суда Т.И. Васильева

Решение в окончательной форме изготовлено 09.08.2018.

Решение не вступило в законную силу.

Подлинник решения подшит в материалах административного дела № 3а-111/2018, находящегося в производстве Забайкальского краевого суда.