ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-111/18 от 18.01.2019 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-4/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Судья Калининградского областного суда Ткач Е.И.,

при секретаре Корженко И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Правительству Калининградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к вышеуказанным административным ответчикам об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером расположенного по адресу <адрес> в размере рыночной стоимости <данные изъяты> рублей по состоянию на 01 января 2012 года.

В обоснование заявленных требований указал, что является собственником нежилого здания площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером , которое расположено по адресу <адрес>. Данное нежилое здание расположено на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером .

Постановлением Правительства Калининградской области от 29 августа 2013 года утверждена кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 01 января 2012 года.

Полагает, что установленный размер кадастровой стоимости земельного участка значительно превышает размер его рыночной стоимости, что подтверждается отчетом от 24 сентября 2018 года, подготовленного по его заказу ООО «Р.», согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2012 года составляет <данные изъяты> рублей.

Считает, что значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости ведет к нарушению его исключительных прав на выкуп земельного участка под обслуживание нежилого здания, которое находится в его собственности. В связи с чем просит установить кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2012 года равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей.

Также просит восстановить срок на подачу иска в суд, указывая на то, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка в ЕГРН были внесены 19 сентября 2013 года, собственником нежилого помещения он стал по договору купли продажи от 05 апреля 2018 года. После оформления прав на нежилое здание, обращался в городскую администрацию по вопросу оформления прав на земельный участок под зданием. В этот период узнал о размере кадастровой стоимости земельного участка.

В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО2 настаивали на заявленных требованиях и просили установить кадастровую стоимость земельного участка в размере <данные изъяты> рублей на основании отчета оценщика, который был ими представлен суду.

Представители административных ответчиков Правительства Калининградской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области в судебное заседание не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом.

Представитель администрации городского округа «Город Калининград» ФИО3 по доверенности возражала против удовлетворения заявленных требований ФИО1, полагая, что размер рыночной стоимости земельного участка по отчету, представленному административным истцом, не верный. Более точный размер рыночной стоимости земельного участка определен заключением эксперта.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области в судебное заседание не явился, просил заявленные требования ФИО1 рассмотреть в его отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования ФИО1 подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1, 3 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

В соответствии с пунктами 1, 2, 5 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (абз. 2).

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (абз. 3).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 11).

Судом установлено, что ФИО1 является собственником нежилого здания площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером расположенного по адресу <адрес>, что подтверждается копией договора купли-продажи от 05 апреля 2018 года. Право собственности управлением Росреестра по Калининградской области зарегистрировано 11 апреля 2018 года (л.д.8-11).

Указанное нежилое здание расположено на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером , расположенномпо адресу <адрес>, с категорией земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – под существующее здание автомастерской с бытовыми помещениями и складом, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.137-140).

Постановлением Правительства Калининградской области от 29 августа 2013 года утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 01 января 2012 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Датой внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН является 19 сентября 2013 года (л.д.7).

Согласно отчету от 24 сентября 2018 года, подготовленному по заказу ФИО1 оценщиком ООО «Р.» рыночная стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером , расположенногопо адресу <адрес> по состоянию на 01 января 2012 года составляет <данные изъяты> рублей (л.д. 21- 128).

02 октября 2018 года ФИО1 обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Калининградской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.

Уведомлением от 08 октября 2018 года Комиссия заявление ФИО1 оставила без рассмотрения, со ссылкой на пропуск пятилетнего срока для общения в комиссию, с даты внесения в ЕГРН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости (дата внесения 19 сентября 2013 года) (л.д.12-13).

Оценивая обстоятельства дела, исходя из вышеприведенных требований закона, суд считает, что пропущенный ФИО1 срок на обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подлежит восстановлению. Собственником нежилого здания расположенного в г. Калининграде по <адрес> ФИО1 является с апреля 2018 года, после чего у него возникло исключительное право на приобретение земельного участка для обслуживания здания. ФИО1 обращался в администрацию ГО «Город Калининград» с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату. Обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Калининградской области о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, что свидетельствует об уважительных причинах пропуска ФИО1 установленного законом пятилетнего срока, с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН (19 сентября 2013 года) на обращения в суд.

Административный истец ФИО1, будучи собственником нежилого здания, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером в силу ст. 39.20 ЗК РФ обладает исключительным правом на выкуп земельного участка.

Несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости влечет нарушение административного истца на размер выкупа земельного участка.

Права административного истца, нарушенные несоответствием внесенной в ЕГРН кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости изменения сведений о кадастровой стоимости этого земельного участка.

В ходе рассмотрения административного дела по ходатайству администрации ГО «Город Калининград» определением суда от 04 декабря 2018 года была назначена оценочная судебная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту К."А." (ИП К.).

Согласно заключению эксперта от 19 декабря 2018 года, итоговая величина рыночной стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером , расположенногопо адресу <адрес>, с категорией земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – под существующее здание автомастерской с бытовыми помещениями и складом по состоянию на 01 января 2012 года составляет <данные изъяты> рублей (л.д. 195-220).

Оценивая собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ суд считает, что заключение эксперта содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта оценки, и соответствует требованиям ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки.

Из содержания экспертного заключения следует, что при определении рыночной стоимости спорного земельного участка эксперт применил сравнительный подход с корректировкой на местоположение, на размер земельного участка, на вид разрешенного использования и инженерные коммуникации (под автомастерские). Не применение затратного и доходного подходов экспертом мотивировано.

Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость спорного земельного участка, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.

Отклоняя отчет оценщика ООО «Центр оценки недвижимости и консалтинга», представленного суду административным истцом, суд исходит из того, что несмотря на то, что оценщиком также был применен сравнительных подход при определении рыночной стоимости земельного участка, однако объекты-аналоги были выбраны с иным разрешенным видом использования (под склады, промышленно коммунальное назначение, без инженерных сетей).

Спорный земельный участок используется под обслуживания автомастерской с бытовыми помещениями и складом, имеет инженерные сети, подъездные пути.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта недвижимости, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета его уникальных характеристик. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.

Поскольку кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2012 года превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административного истца, судом устанавливается размер кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей согласно заключению эксперта, который предупрежден об уголовной ответственности.

Руководствуясь статьями 175-180, 248-249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Восстановить ФИО1 срок на обращения в суд с исковым заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером , расположенногопо адресу: <адрес>, с категорией земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – под существующие здание автомастерской с бытовыми помещениями и складом по состоянию на 01 января 2012 года в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать дату обращения в Комиссию 02 октября 2018 года.

Решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости после его вступления в законную силу является основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 23 января 2019 года.

Судья Е.И. Ткач