ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-111/19 от 04.08.2020 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД Номер изъят

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 августа 2020 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е., с участием представителей административного истца общества с ограниченной ответственностью «Иркутская Энергосбытовая компания» Будаевой А.В., действующей на основании доверенности от Дата изъята Номер изъят, Клюева А.А., действующего на основании доверенности от Дата изъята Номер изъят, представителя административного ответчика Службы по тарифам Иркутской области Чекурковой И.В., действующей на основании доверенности от Дата изъята Номер изъят, прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области Холодковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-3/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Иркутская Энергосбытовая компания» к Службе по тарифам Иркутской области о признании не действующим в части приказа Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2018 г. № 542-спр «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков на территории Иркутской области»,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Иркутская Энергосбытовая компания» (далее ООО «Иркутскэнергосбыт») обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим в части приказа Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2018 г. № 542-спр «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков на территории Иркутской области».

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что оспариваемым приказом установлены сбытовые надбавки на 2019 год, в том числе в отношении ООО «Иркутскэнергосбыт».

Данный приказ вынесен на основании решения Правления службы по тарифам Иркутской области 26 декабря 2018 г. В приложении № 2 к протоколу указано, что во исполнение предписания Федеральной антимонопольной службы от 9 июня 2018 г. № СП/42561/18 и письма Федеральной антимонопольной службы от 12 декабря 2018 г. № СП/102028/18 сумма (данные изъяты) тыс. рублей исключена из необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика как избыточный доход (предыдущих 2013-2017 годов).

Административный истец полагает, что Служба по тарифам Иркутской области неправомерно исключила из состава необходимой валовой выручки ООО «Иркутскэнергосбыт» расходы по статьям затрат «резерв по сомнительным долгам», «проценты по обслуживанию кредитов».

По мнению административного истца, предписание Федеральной антимонопольной службы вынесено с превышением полномочий, а действия Службы по тарифам Иркутской области совершены с нарушением установленных процедур проверки юридического лица, что нарушает права и законные интересы ООО «Иркутскэнергосбыт» на получение прибыли, финансовую устойчивость, установление суммы резерва по сомнительным долгам в размере 1,5 % от суммы валовой выручки, право ее самостоятельного уменьшения, получение выручки исходя из тарифа сбытовой надбавки, установленного с использованием метода сравнения аналогов (с использованием расчета эталонной выручки 100 %) в соответствии с действующим законодательством, обеспечивающей полное возмещение затрат.

ООО «Иркутскэнергосбыт» с учетом уточнений требований просит суд:

- признать приказ Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2018 г. № 542-спр «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков на территории Иркутской области» не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим в части установления сбытовых надбавок ООО «Иркутскэнергосбыт»;

- обязать Службу по тарифам Иркутской области принять в установленном законом порядке новый нормативный правовой акт, устанавливающий сбытовые надбавки ООО «Иркутскэнергосбыт» на 2019 г.;

- взыскать со Службы по тарифам Иркутской области стоимость уплаченной государственной пошлины.

В судебном заседании представители административного истца ООО «Иркутскэнергосбыт» Клюев А.А., Будаева А.В., действующие на основании доверенностей, административные исковые требования поддержали по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, письменных пояснениях, в которых административный истец полагает, что исполняя предписание ФАС России, Служба по тарифам Иркутской области приняла тарифное решение без проведения надлежащего анализа обоснованности исключенных из необходимой валовой выручки расходов ООО «Иркутскэнергосбыт», предусмотренного пунктом 7 Основ ценообразования, что не соответствует принципу правовой определенности, предполагающему стабильность и гарантирующему справедливое правовое регулирование, а также что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего административного дела, не были ранее установлены решением Иркутского областного суда от 24 июня 2019 г. по административному делу № 3а-23/2019.

Представитель административного ответчика Службы по тарифам Иркутской области Чекуркова И.В., действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала, поддержала доводы отзыва на административное исковое заявление, дополнительных пояснений, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Прокурор, участвующий в деле, Холодкова О.В. в заключении полагала, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Суд с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, прокурора, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, совещаясь на месте, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, тарифного дела Номер изъят оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований.

Как предусмотрено частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 6 указанной статьи административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд на основании части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. Суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Судом установлено, что приказом Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2018 г. № 542-спр на период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. установлены сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Иркутской области, согласно приложению, в том числе ООО «Иркутскэнергосбыт».

Таким образом, оспариваемый приказ применен в отношении ООО «Иркутскэнергосбыт», которое является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Иркутской области. Наличие на момент принятия оспариваемого приказа у ООО «Иркутскэнергосбыт» статуса гарантирующего поставщика подтвержден собранными по делу доказательствами.

В силу абзаца 6 пункта 3 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Закон об электроэнергетике) на розничных рынках государственному регулированию подлежат сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков.

На основании пункта 4 статьи 21 Закона об электроэнергетике полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Службе по тарифам Иркутской области, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 7 июня 2012 г. № 303-пп, Служба по тарифам Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Иркутской области, в том числе в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.

В силу статьи 13 Закона Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» (далее Закон Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз) исполнительные органы государственной власти области издают нормативные правовые акты в форме приказов.

Приказы исполнительного органа государственной власти издаются его руководителем путем их подписания.

Приказ Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2018 г. № 542-спр подписан руководителем Службы по тарифам Иркутской области Халиулиным А.Р.

Таким образом, оспариваемый приказ является нормативным правовым актом, поскольку издан уполномоченным органом в рамках установленного законодательством порядка, содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений в сфере электроэнергетики.

Процедура принятия тарифных решений в сфере электроэнергетики на момент принятия оспариваемого приказа Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2018 г. № 542-спр регламентировалась Правилами регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 (далее Правила регулирования № 1178) и Регламентом установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и Формой принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 28 марта 2013 г. № 313-э (далее Регламент).

Согласно пункту 8 Правил регулирования № 1178 установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено настоящими Правилами.

Дело об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика ООО «Иркутскэнергосбыт» на 2019 год открыто с 27 апреля 2018 г. распоряжением Службы по тарифам Иркутской области от 11 мая 2018 г. № 108, о чем ООО «Иркутскэнергосбыт» извещено письмом Службы по тарифам Иркутской области от 21 мая 2018 г. Номер изъят.

Пунктом 22 Правил регулирования регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников. В случаях, определяемых регламентом рассмотрения дел об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирующий орган может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями (физическими лицами). К делу об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней приобщаются экспертное заключение, а также экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями. Указанные экспертные заключения являются дополнительными материалами и представляются в регулирующий орган в срок, предусмотренный настоящими Правилами для представления предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.

По результатам рассмотрения представленных ООО «Иркутскэнергосбыт» материалов, Службой по тарифам Иркутской области подготовлено экспертное заключение к расчету сбытовой надбавки гарантирующего поставщика ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» на 2019 год (по тарифному делу Номер изъят-э).

В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения вопроса об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней должна быть извещена (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания коллегиального органа регулирующего органа и не позднее чем за 1 день до заседания ознакомлена с его материалами, включая проект решения.

Проведение заседания Правления Службы по тарифам Иркутской области по вопросу установления на 2019 год сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков было назначено на 26 декабря 2018 г. 14 час. 40 мин., о чем директор ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» извещен письмом Службы по тарифам Иркутской области от 17 декабря 2018 г. Номер изъят.

Заседание Правления Службы по тарифам Иркутской области проведено 26 декабря 2018 г. правомочным составом Правления, с участием представителей ООО «Иркутскэнергосбыт» - ФИО10, ФИО11, кворум для принятия решения (приказа) Правления имелся, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

По итогам заседания Правления Службы принят оспариваемый приказ № 542-спр, который 28 декабря 2018 г. подписан руководителем Службы по тарифам Иркутской области Халиулиным А.Р.

Форма принятия решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней предусмотрена пунктом 27 Правил регулирования, пунктом 32 Регламента.

В соответствии с требованиями статей 53, 54, 57 Закона Иркутской области № 1-оз, пунктом 30 Правил регулирования оспариваемый приказ от 28 декабря 2018 г. № 542-спр опубликован в общественно-политической газете «Областная» от 11 января 2019 г. № 1 (1904) и размещен для всеобщего сведения в сети «Интернет».

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с предусмотренной действующим законодательством процедурой и опубликован в установленном законом порядке.

Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2018 г. № 542-спр на период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. установлены сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Иркутской области, согласно приложению, в том числе ООО «Иркутскэнергосбыт».

В приложении 2 к протоколу заседания Правления Службы по тарифам Иркутской области от 26 декабря 2018 г. указано, что во исполнение предписания ФАС России от Дата изъята № СП/42561/18 и письма ФАС России от Дата изъята № СП/102028/18 из состава необходимой валовой выручки ООО «Иркутскэнергосбыт» на 2019 год подлежат исключению расходы в сумме (данные изъяты) тыс. рублей ((данные изъяты) тыс. рублей/4) как избыточные доходы.

Проверяя законность исключения из состава необходимой валовой выручки ООО «Иркутскэнергосбыт» на 2019 год расходов в сумме (данные изъяты) тыс. рублей, как избыточных доходов, судом установлено, что решением Иркутского областного суда от 24 июня 2019 г. по административному делу № 3а-23/2019 отказано в удовлетворении административного искового заявления ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» к Службе по тарифам Иркутской области о признании недействующим приказа Службы по тарифам Иркутской области от 1 августа 2018 года № 152/1-спр «О внесении изменений в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 26 декабря 2017 года № 530-спр».

Данное решение Иркутского областного суда от 24 июня 2019 г. по административному делу № 3а-23/2019 оставлено без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации № 66-АПА19-11 от 5 декабря 2019 г. и вступило в законную силу.

Анализируя решение Иркутского областного суда от 24 июня 2019 г. по административному делу № 3а-23/2019 и апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации № 66-АПА19-11 от 5 декабря 2019 г. суд установил, что приказом Службы по тарифам Иркутской области от 26 декабря 2017 г. № 530-спр на период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г. установлены сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Иркутской области, согласно приложению, в том числе для ООО «Иркутскэнергосбыт», которое является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Иркутской области.

Оспариваемым в административном деле № 3а-23/2019 нормативным правовым актом в приложение к приказу Службы по тарифам Иркутской области от 26 декабря 2017 г. № 530-спр «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков на территории Иркутской области» (далее приказ Службы по тарифам Иркутской области от 26 декабря 2017 г. № 530-спр) внесены следующие изменения:

«1) пункт 1 тарифной таблицы «Сбытовая надбавка «Тарифная группа потребителей «сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии» изложить в новой редакции (цифры «0,13758» заменены цифрами «0,12439»)

2) в пункте 1 тарифной таблицы «Сбытовая надбавка «Тарифная группа «прочие потребители»: цифры «0,21100» заменены цифрами «0,19076»; цифры «0,08451» заменены цифрами «0,07292»; цифры «0,07286» заменены цифрами «0,06359».

Приказ Службы по тарифам Иркутской области от 1 августа 2018 г. № 152/1-спр, изменяющий сбытовые надбавки на 2018 год в отношении ООО «Иркутскэнергосбыт», принят на основании предписания Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 9 июня 2018 г. № СП/42561/18.

Из решения Иркутского областного суда от 24 июля 2019 г. по административному делу № 3а-23/2019 следует, что предметом проверки по нему была законность приказа Службы по тарифам Иркутской области от 1 августа 2018 г. № 152/1-спр в части исключения из необходимой валовой выручки ООО «Иркутскэнергосбыт» расходов по статьям затрат «Резерв по сомнительным долгам», «Проценты по обслуживанию кредитов», «Арендная плата» за 2015-2017 годы, а также в порядке косвенного нормоконтроля проверена законность предписания ФАС России от 9 июня 2018 г. № СП/42561/18 и письма ФАС России от 12 декабря 2018 г. № СП/102028/18.

Проверяя доводы административного истца о незаконности действий ФАС России по проведению указанной выше проверки и выдаче предписания об устранении нарушений допущенных Службой по тарифов Иркутской области при установлении сбытовой надбавки на 2018 год в отношении ООО «Иркутскэнергосбыт», суд первой инстанции в решении по административному делу № 3а-23/2019 пришел к выводу о том, что применение Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в сфере регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в части организации и проведения проверок, вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок имеет особенности, которые урегулированы, в частности, Положением о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Осуществляя установленные законодательством полномочия по определению цен (тарифов) и государственному контролю (надзору) в сфере электроэнергетики, ФАС России в случае выявления нарушений выдает обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (п. 3 ст. 21 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п. 4, пп. «а» п. 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.06.2013 № 543, пп. 5.3.2.3 п. 5.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (в редакциях, действовавших на момент принятия указанного выше Предписания ФАС России).

ФАС России проведена плановая выездная проверка соблюдения Службой по тарифам законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, в ходе которой выявлены нарушения при установлении сбытовых надбавок для ООО «Иркутскэнергосбыт» на 2015, 2016, 2017 годы.

По результатам проведенной проверки Службе по тарифам выдано предписание от 9 июня 2018 г. № СП/42561/18, согласно которому орган регулирования признан нарушившим пункты 7, 18, 28, 29 Основ ценообразования и пункты 23, 26 Правил регулирования, а также Методические указания по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 30 октября 2012 г. № 703-э. Установлен срок для устранения допущенных нарушений - до 1 августа 2013 г.

Выявленные экономически необоснованные расходы ООО «Иркутскэнергосбыт» (по итогам 2013-2016 годов) по статьям затрат «Резерв по сомнительным долгам» в размере (данные изъяты) тыс. руб., «Проценты по кредитам» в размере (данные изъяты) тыс. руб. ФАС России предписала в соответствии с действующим законодательством исключить из состава необходимой валовой выручки ООО «Иркутскэнергосбыт» на 2018 год (пункты 4, 5 предписания).

Во исполнение данного предписания Службой по тарифам проведен анализ расходов, учтенных в составе необходимой валовой выручки ООО «Иркутскэнергосбыт» на 2013-2017 годы, о чем составлено заключение по исполнению предписания по результатам проверки Службой по тарифам сбытовых надбавок для ООО «Иркутскэнергосбыт» на 2015, 2016, 2017 годы.

Обращаясь в суд по административному делу № 3а-23/2019 с административным исковым заявлением ООО «Иркутскэнергосбыт» считало, что при принятии оспариваемого приказа Службой по тарифам необоснованно исключены из необходимой валовой выручки расходы по статьям затрат «Резерв по сомнительным долгам», «Проценты по обслуживанию кредитов», «Арендная плата» за 2015- 2017 годы.

Из решения суда по административному делу № 3а-23/2019 следует, что судом установлено, что в соответствии с частью 3 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» на розничных рынках государственному регулированию подлежат сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков.

Согласно пункту 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 (далее - Основы ценообразования (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого по административному делу № 3а-23/2019 тарифного решения), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков. При этом размер таких надбавок определяется в соответствии с пунктами 65-65(3) Основ ценообразования.

В соответствии с пунктами 16-18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов.

В силу пункта 65(1) Основ ценообразования сбытовые надбавки рассчитываются в соответствии с методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой и дифференцируются по группам потребителей.

Из решения суда по административному делу № 3а-23/2019 следует, что в ходе вышеуказанной проверки ФАС России установлено, что экспертные заключения Службы по тарифам об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика на 2015, 2016, 2017 гг. содержат указание на их расчет методом индексации, а также ссылку на Методические указания по индексации предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов и тарифов на продукцию (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, утвержденные приказом ФСТ России от 05.07.2005 № 275-э/4 (далее - Методические указания № 275-э/4), не применяемых при расчете сбытовых надбавок.

Правоотношения по расчету сбытовых надбавок гарантирующего поставщика на 2015-2017 гг. регулировались, помимо постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 № 1178, также Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующего поставщика в размере доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденными приказом ФСТ России от 30 октября 2012 г. № 703-э (далее - Методические указания № 703-э).

ФАС России установив, что Служба по тарифам Иркутской области при установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика на 2015-2017 гг. ошибочно осуществляла их расчет методом индексации плановых расходов предыдущего периода регулирования по отдельным статьям расходов, предписала органу регулирования провести анализ учтенных в необходимой валовой выручке ООО «Иркутскэнергосбыт» на 2013-2017 гг. расходов в соответствии с Методическими указаниями № 703-э.

ФАС России были выявлены включенные в состав необходимой валовой выручки экономически необоснованные расходы ООО «Иркутскэнергосбыт» по статье «Резерв по сомнительным долгам» в размере 572 941,7 тыс. руб. по итогам 2013-2017 гг.

Величина резерва по сомнительным долгам, учтенная при формировании необходимой валовой выручки ООО «Иркутскэнергосбыт» на 2013 год, составила 337 213,9 тыс. руб., фактическое списание дебиторской задолженности за счет средств резерва по сомнительным долгам в 2013 году составило 50 235,6 тыс. руб. Резерв по сомнительным долгам, включенный в необходимую валовую выручку на 2014 год, составил 337 636,9 тыс. руб., фактическое списание дебиторской задолженности за счет средств резерва по сомнительным долгам в 2014 году составило 84 564,6 тыс. руб. В 2015 году величина резерва по сомнительным долгам, включенная в необходимую валовую выручку, составила 337 636,0 тыс. руб., фактическое списание дебиторской задолженности за счет средств резерва по сомнительным долгам в 2015 году составило 651 123,97 тыс. руб. Резерв по сомнительным долгам, включенный в необходимую валовую выручку на 2016 год, составил 389 875,2 тыс. руб., фактическое списание дебиторской задолженности за счет средств резерва по сомнительным долгам в 2016 году составило 43 495,3 тыс. руб. В 2017 году включенный в необходимую валовую выручку резерв по сомнительным долгам составил 381 104,3 тыс. руб., документы, подтверждающих списание дебиторской задолженности за счет средств резерве по сомнительным долгам в 2017 году, у регулирующего органа отсутствовали, а регулируемой организацией не представлены.

В решении по административному делу № 3а-23/2019 суд пришел к выводу о том, что поскольку сумма резерва по сомнительным долгам, включенного в необходимую валовую выручку ООО «Иркутскэнергосбыт», использована регулируемой организацией на покрытие убытков от безнадежных долгов не в полном объеме, то сумма неиспользованного резерва по сомнительным долгам в размере (данные изъяты) тыс. руб. в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования правомерно признана ФАС России, а также Службой по тарифам подлежащей исключению из необходимой валовой выручки ООО «Иркутскэнергосбыт», начиная с 2018 г.

В обоснование экономически обоснованных расходов на создание резерва по сомнительным долгам в орган регулирования могут быть представлены следующие документы: акты инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме № ИНВ-17; справки к вышеуказанным актам (приложение к форме № ИНВ-17; сличительные ведомости по инвентаризации в соответствии с учетной политикой организации; ведомости результатов, выявленных инвентаризацией, по форме в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. № 49; протоколы работы комиссии по проведению инвентаризации; акты о проведении инвентаризации долгов на основании судебных решений; акты с признании дебиторской задолженности безнадежной; приказы о проведении инвентаризации дебиторской задолженности в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации; перечень (реестр) потребителей услуг, по которым истек установленный срок исковой давности с указанием лицевых счетов, номеров договоров, сумм задолженности по отчетным датам; акты государственного органа, подтверждающие прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения; постановления об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 007, 51, 62, 63, 91, 91.2 с расшифровками указанных сумм и другие документы.

В решении суда по административному делу № 3а-23/2019 судом установлено, что ни ФАС России, ни Службе по тарифам Иркутской области административный истец в ходе проводимой проверки не представил справки к актам инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами, составляемые в качестве приложения к этим актам по форме, утвержденной постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18 августа 1998 г. № 88 или Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. № 49, а также ведомости результатов, выявленных инвентаризацией, протоколы работы комиссии по проведению инвентаризации, акты о проведении инвентаризации долгов на основании судебных решений, акты государственного органа, подтверждающие прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения, постановления об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа, иных документов, из которых следовал бы вывод об отсутствии в ООО «Иркутскэнергосбыт» двойного учета одной и той же задолженности.

Службе по тарифам ФАС России было предписано исключить в соответствии с действующим законодательством из состава необходимой валовой выручки ООО «Иркутскэнергосбыт» 2018 года выявленные экономически необоснованные расходы по итогам периода 2013-2016 гг. по статьям затрат: «Резерв по сомнительным долгам» в размере (данные изъяты) тыс. руб. и «Проценты по кредитам» в размере (данные изъяты) тыс. руб., а всего (данные изъяты) тыс. руб.

В решении суда по административному делу № 3а-23/2019 судом установлено, что сбытовые надбавки гарантирующего поставщика ООО «Иркутскэнергосбыт» рассчитаны Службой по тарифам в 2017 году с использованием метода сравнения аналогов.

Согласно пункту 65 Основ ценообразования, при определении необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика для расчета сбытовых надбавок учитываются в соответствии с методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, в частности, экономически обоснованные расходы организации, связанные с обеспечением ее регулируемой деятельности в качестве гарантирующего поставщика по соответствующим группам (категориям) потребителей и определяемые методом экономически обоснованных затрат.

В решении по административному делу № 3а-23/2019 суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку в проверяемый период орган регулирования не применял Методические указания № 703-э, а осуществлял расчет сбытовых надбавок гарантирующего поставщика ООО «Иркутскэнергосбыт» в соответствии с не предусмотренным законодательством метода по расчету этих надбавок, что оказало влияние на результаты деятельности регулируемой организации по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов), исключение Службой по тарифам Иркутской области экономически необоснованных расходов из необходимой валовой выручки ООО «Иркутскэнергосбыт» на период, установленный оспариваемым приказом, соответствует законодательству о ценообразовании в электроэнергетике.

Исследуя довод ООО «Иркутскэнергосбыт» о незаконности исключения Службой по тарифам из состава необходимой валовой выручки ООО «Иркутскэнергосбыт» 2018 года выявленных экономически необоснованных расходов по итогам 2013-2016 гг. по статье «Резерв по сомнительным долгам» в размере (данные изъяты) тыс. руб., суд первой инстанции в решении по административному делу № 3а-23/2019 установил, что согласно статье 266 Налогового кодекса Российской Федерации сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности.

В случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии с настоящей статьей, осуществляется за счет суммы созданного резерва.

В соответствии с указанной нормой резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном названным Кодексом.

Суд пришел к выводу о том, что неиспользованные средства резерва по сомнительным долгам, включенные в необходимую валовую выручку предыдущего периода регулирования, по своей экономической сути являются запланированными, но не понесенными расходами предприятия, которые в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования подлежат исключению из необходимой валовой выручки на очередной период регулирования. Иное применение порядка формирования резерва по сомнительным долгам приведет к неоднократному учету одних и тех же долгов, учитываемых в составе указанного резерва, в течение нескольких периодов регулирования.

Суд в решении по административному делу № 3а-23/2019 установил, что при установлении сбытовой надбавки ООО «Иркутскэнергосбыт» на 2018 год Службой по тарифам Иркутской области экономия ООО «Иркутскэнергосбыт» по статье «Резервы по сомнительным долгам» не учитывались в качестве источника покрытия расходов следующего периода регулирования.

Также, суд пришел к выводу о правомерности, после проведения анализа расходов по статье «Резервы по сомнительным долгам», исключения во исполнение предписания ФАС России от 9 июня 2018 г. № СП/42561/18 Службой по тарифам Иркутской области из состава необходимой валовой выручки ООО «Иркутскэнергосбыт» на 2018 год суммы в размере (данные изъяты) тыс. руб., составляющей разницу между сформированным резервом по сомнительным долгам и фактически списанными ООО «Иркутскэнергосбыт» суммами дебиторской задолженности за 2013-2016 годы.

Суд в решении по административному делу № 3а-23/2019 пришел к выводу о правомерности исключения Службой по тарифам Иркутской области из необходимой валовой выручки ООО «Иркутскэнергосбыт» экономически необоснованные расходов (доходов) ООО «Иркутскэнергосбыт» по статьям затрат: «Резерв по сомнительным долгам», «Проценты по кредитам» по итогам периода 2013-2016 гг. в сумме (данные изъяты) тыс. руб. по статьям расходов «Резерв по сомнительным долгам» и «Проценты по кредитам» с их распределением на период 2018-2019 гг. (на 2018 год - (данные изъяты) тыс. руб., на 2019 год - (данные изъяты) тыс. руб.).

Суд в решении по административному делу № 3а-23/2019 пришел к выводу о правомерности распределения Службой по тарифам Иркутской области на основании письма ФАС России от 12 декабря 2018 г. № СП/102028/18 о внесении изменений в предписание от 9 июня 2018 г. СП/42561/18, с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, подлежащей к исключению из состава необходимой валовой выручки ООО «Иркутскэнергосбыт» на 2019 год суммы экономически необоснованных расходов (доходов) ООО «Иркутскэнергосбыт» в размере (данные изъяты) тыс. руб. на 2018-2022 гг. равными долями по (данные изъяты) тыс. рублей в год.

Таким образом, в решении суда по административному делу № 3а-23/2019, вступившему в законную силу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для признания экономически обоснованными расходов ООО «Иркутскэнергосбыт» по статьям «Резерв по сомнительным долгам», «Проценты по обслуживанию кредитов» и включения их в необходимую валовую выручку гарантирующего поставщика не имеется, а обжалованный нормативный правовой акт Службы по тарифам Иркутской области по административному делу № 3а-23/2019, принятый Службой по тарифам Иркутской области во исполнении предписания ФАС России, соответствует действующему законодательству в сфере тарифного регулирования.

Решением Иркутского областного суда от 24 июня 2019 г. по административному делу № 3а-23/2019 в удовлетворении административного искового заявления ООО «Иркутскэнергосбыт» к Службе по тарифам Иркутской области о признании недействующим приказа Службы по тарифам Иркутской области от 1 августа 2018 года № 152/1-спр «О внесении изменений в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 26 декабря 2017 года № 530-спр» по доводам ООО «Иркутскэнергосбыт» о незаконности исключения из состава НВВ на регулируемые периоды избыточного дохода по статьям «Резерв по сомнительным долгам», «Проценты по обслуживанию кредитов», «Арендная плата», во исполнение предписания ФАС России от 9 июня 2018 г. № СП/42561/18 и письма ФАС России от 12 декабря 2018 г. № СП/102028/18 отказано.

Административный истец по настоящему административному делу оспаривает приказ Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2018 г. № 542-спр, которым на период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г., в том числе и в отношении ООО «Иркутскэнергосбыт», установлены сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Иркутской области, в части исключения Службой по тарифам Иркутской области во исполнение предписания ФАС России от 9 июня 2018 г. № СП/42561/18 и письма ФАС России от 12 декабря 2018 г. № СП/102028/18 из необходимой валовой выручки ООО «Иркутская энергосбытовая компания» при определении тарифа на 2019 год суммы в размере (данные изъяты) тыс. рублей ((данные изъяты) тыс. рублей/4), как избыточного дохода, которая является частью суммы, подлежащей исключению при тарифном регулировании в период с 2018 по 2022 гг. из необходимой валовой выручки ООО «Иркутскэнергосбыт» избыточного дохода в размере (данные изъяты) тыс. рублей.

Обоснованность исключения из состава НВВ ООО «Иркутскэнергосбыт» избыточного дохода в размере 623 872,1 тыс. рублей по статьям затрат: «Резерв по сомнительным долгам» и «Проценты по кредитам», по которым образовался указанный выше избыточный доход, и исключение его из состава необходимой валовой выручки ООО «Иркутскэнергосбыт» в равных долях (по (данные изъяты)0 тыс. руб.) в течение 4-х лет, начиная с 2018 г. на основании предписания ФАС России от 9 июня 2018 г. № СП/42561/18 и письма ФАС России от 12 декабря 2018 г. № СП/102028/18 проверялись в ходе рассмотрения административного дела № 3а-23/2019, решение по которому от 24 июня 2019 г. на момент рассмотрения настоящего административного дела вступило в законную силу.

Согласно пункту 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Учитывая изложенное выше, доводы административного истца ООО «Иркутскэнергосбыт» о нарушении его прав и законных интересов в связи с уменьшением Службой по тарифам Иркутской области установленной законодательством об электроэнергетике 1,5 процентной величины суммы резерва по сомнительным долгам при принятии оспариваемого по настоящему административному делу приказа Службы по тарифам Иркутской области не нашли подтверждения в ходе рассмотрения настоящего административного дела.

Указанные расходы учтены Службой по тарифам Иркутской области в соответствии с формулами 10, 63 и 75 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов от 21 ноября 2017 г. № 1554/17, а исключение избыточных доходов ООО «Иркутскэнергосбыт» во исполнение предписания Федеральной антимонопольной службы от 9 июня 2018 г. № СП/42561/18 осуществлено регулирующим органом из общей суммы НВВ гарантирующего поставщика в рамках статьи «Избыточные доходы по предписанию ФАС России».

В обоснование административных исковых требований административным истцом ООО «Иркутскэнергосбыт» было заявлено ходатайство о приобщении к материалам административного дела копий документов, приложенных к дополнению к административному исковому заявлению об обстоятельствах, имеющих значение для настоящего дела.

Судом в удовлетворении ходатайства о приобщении представленных ООО «Иркутскэнергосбыт» копий документов в качестве доказательств по данному административному делу отказано, поскольку эти документы при наличии преюдициальности по настоящему административному делу обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением суда по административному делу № 3а-23/2019, не являются необходимыми при рассмотрении настоящего административного дела, поскольку выводы суда по административному делу № 3а-23/2019 не могут быть преодолены при рассмотрении настоящего административного дела переоценкой ранее представляемых в рамках административного дела № 3а-23/2019 и новых в рамках настоящего административного дела доказательств, касающихся правомерности исключения из состава НВВ ООО «Иркутскэнергосбыт» части ранее полученного избыточного дохода, исключение которого из состава НВВ ООО «Иркутскэнергосбыт» на 2019 г. в оспариваемом размере обусловлено распределением на 2019-2022 гг. сумм, исключаемых Службой по тарифам Иркутской области из НВВ административного истца на основании предписания ФАС России.

Кроме того, из дополнительных пояснений Службы по тарифам Иркутской области следует, что отдельные документы были представлены ООО «Иркутскэнергосбыт» в рамках тарифной кампании, они имеются в тарифном деле и были проанализированы Службой по тарифам Иркутской области и учтены при установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика на соответствующий период регулирования, а также являлись предметом рассмотрения в административном деле № 3а-23/2019, однако большая часть представленных документов в Службу по тарифам Иркутской области ранее ООО «Иркутскэнергосбыт» не предоставлялась, Службой по тарифам Иркутской области не анализировалась и не была предметом рассмотрения при проведении ФАС России проверки деятельности Службы по тарифам Иркутской области в 2017 году.

Анализ экономического положения ООО «Иркутскэнергосбыт», а также проверка экономической обоснованности заявляемых им расходов для включения в НВВ на 2019 г. при осуществлении тарифного регулирования отражено в заключении экспертизы к расчету сбытовой надбавки гарантирующего поставщика ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» на 2019 год (по делу № 2018/14-э), а также приведено в Приложении 2 «Основные экономические показатели, объем необходимой валовой выручки и основные статьи расходов по регулируемой деятельности ООО «Иркутскэнергосбыт» к протоколу заседания Правления Службы по тарифам Иркутской области от 26 декабря 2018 г.

Обоснованность заключения экспертизы к расчету сбытовой надбавки гарантирующего поставщика ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» на 2019 год (по тарифному делу № 2018/14-э) в части приведенных в нем расчетов административным истцом не оспаривается, поскольку он не согласен с уменьшением суммы НВВ ООО «Иркутскэнергосбыт» на 2019 г. на сумму избыточного дохода за прошлые периоды регулируемой деятельности в размере (данные изъяты) тыс. руб., в части сумм по статье «Резерв по сомнительным долгам».

Вопросы законности, обоснованности и правомерности вынесения Федеральной антимонопольной службой предписания от 9 июня 2018 г. № СП/42561/18, его исполнения Службой по тарифам Иркутской области, а равно нарушения действиями Федеральной антимонопольной службы и Службы по тарифам Иркутской области, направленными на выдачу и исполнение указанного предписания, законных прав и интересов ООО «Иркутскэнергосбыт» уже являлись предметом рассмотрения в Иркутском областном суде и получили свою оценку в рамках административного дела № 3а-23/2019 по административному исковому заявлению ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» к Службе по тарифам Иркутской области о признании недействующим приказа Службы по тарифам Иркутской области от 1 августа 2018 года № 152/1-спр «О внесении изменений в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 26 декабря 2017 года № 530-спр».

Определением Верховного суда Российской Федерации от 5 декабря 2019 г. решение Иркутского областного суда от 24 июня 2019 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО «Иркутскэнергосбыт» без удовлетворения.

Таким образом, обстоятельства, установленные судом при рассмотрении административного дела № 3а-23/2019, имеют преюдициальное значение для настоящего административного дела и не подлежат доказыванию вновь.

Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Иркутская Энергосбытовая компания» к Службе по тарифам Иркутской области:

- о признании приказа Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2018 г. № 542-спр «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков на территории Иркутской области» не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим в части установления сбытовых надбавок ООО «Иркутскэнергосбыт»;

- об обязании Службу по тарифам Иркутской области принять в установленном законом порядке новый нормативный правовой акт, устанавливающий сбытовые надбавки ООО «Иркутскэнергосбыт» на 2019 г.;

- о взыскании со Службы по тарифам Иркутской области стоимость уплаченной госпошлины - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд.

Председательствующий А.С. Папуша

Мотивированное решение изготовлено Дата изъята