ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-111/19 от 25.01.2019 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-111/2019

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 25 января 2019 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи: Нуждина В.Н.,

при ведении протокола секретарем: Поливановым М.А., с участием представителей Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации в Нижегородской области ФИО1, ФИО2, представителя Нижегородского регионального отделения Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество» ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации в Нижегородской области о ликвидации Нижегородского регионального отделения Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество»,

УСТАНОВИЛ:

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области обратилось с административным исковым заявлением о ликвидации Нижегородского регионального отделения Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество», ссылаясь на то, что приказом Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области от 17 мая 2002 года №2413-ОР зарегистрировано Нижегородское региональное отделение Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество».

30 ноября 2002 года присвоен основной государственный регистрационный номер () и 05 мая 2006 года внесена запись в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций за учетным номером 5212011863.

Место нахождения организации: <адрес>. Организация действует на основании Устава Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество» (творческий союз), зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 1997 года. Лицо, имеющее право по доверенности действовать от имени организации: председатель Правления Горохов ФИО8.

Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области в период с 10 июля 2017 года по 04 августа 2017 года проведена плановая документарная проверка с целью контроля за соответствием деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, ее уставным целям.

В ходе проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и Устава организации, в том числе грубые нарушения законодательства Российской Федерации, отраженные в Акте проверки от 04 августа 2017 года, а именно:

в нарушении пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» организация не размещала в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о продолжении деятельности за 2014-2016 годы;

в нарушении статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 6.12 статьи 6 Устава нарушена периодичность заседаний Правления организации;

в нарушении пункта 1, подпунктов 1, 3, 4 пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации во всех представленных на проверку протоколах заседания Правления организации отсутствуют сведения о результатах голосования, отсутствует информация о времени и месте проведения собрания, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, протоколы не подписаны секретарем собрания;

в нарушении статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 6.12 статьи 6 Устава Правлением не утверждался бухгалтерский баланс и финансовый план (смета) организации;

в нарушении пункта 1, подпунктов 1, 2, 3, 4 пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в представленной выписке из протокола Конференции организации отсутствуют сведения о количестве присутствующих членов организации, отсутствует информация о времени и месте проведения собрания, сведения о лицах, принявших участие в собрании, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

в нарушении статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» организация не проинформировала в трехдневный срок Главное управление Минюста России по Нижегородской области об изменении наименования и Устава Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество» (творческий союз) (ВМО), в редакции от 18 февраля 2010 года, на основании которого действовала в проверяемый период.

По результатам проверки в отношении организации вынесено предупреждение (предписание) от 04 августа 2017 года №52/03-18060, установлен срок устранения нарушений - до 03 ноября 2017 года.

В установленный в предписании срок вышеуказанные нарушения устранены не были.

29 августа 2017 года главным специалистом-экспертом Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области в отношении Нижегородского регионального отделения Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка №3 Нижегородского судебного района города Нижнего Новгорода Нижегородской области от 25 сентября 2017 года Нижегородское региональное отделение Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество» было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, и назначено наказание в виде предупреждения.

18 сентября 2017 года ведущим специалистом-экспертом Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области в отношении Нижегородского регионального отделения Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.4 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка №5 Нижегородского судебного района города Нижнего Новгорода Нижегородской области от 09 октября 2017 года Нижегородское региональное отделение Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество» было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.4 КоАП РФ, и назначено наказание в виде предупреждения.

25 декабря 2017 года ведущим специалистом-экспертом Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области в отношении Нижегородского регионального отделения Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка №5 Нижегородского судебного района города Нижнего Новгорода Нижегородской области от 22 февраля 2018 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении Нижегородского регионального отделения Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество» было прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

10 мая 2018 года Главным управлением в отношении организации вынесено повторное предупреждение (предписание) об устранении нарушений, выявленных по результатам проведенной проверки, установлен срок устранения нарушений - до 29 июня 2018 года.

В установленный в предписании срок вышеуказанные нарушения устранены не были.

По мнению административного истца, вышеуказанные нарушения законодательства Российской Федерации, выявленные в ходе проверки организации, относятся к грубым нарушениям, так как влекут угрозу причинения вреда общественному порядку. Нарушения организацией законодательства Российской Федерации, связанные с не предоставлением отчетности, относятся к грубым нарушениям, поскольку информация, содержащаяся в данной отчетности необходима для осуществления государственными органами их законной деятельности.

На основании вышеизложенного, административный истец просит суд ликвидировать Нижегородское региональное отделение Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество» и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании представители административного истца ФИО1, ФИО2 поддержали заявленные требования в полном объеме, указали, что до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО3 не согласился с заявленными требованиями, указал, что основания для ликвидации Нижегородского регионального отделения Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество» отсутствуют, выявленные нарушения носят не существенный характер.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, оснований для отложения судебного разбирательства, не имеется, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы административного дела, заслушав участников процесса, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон №82-ФЗ), который в статье 7 называет общественную организацию как одну из организационно-правовых форм общественных объединений.

Статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ установлена обязанность общественного объединения, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в течение трех дней с момента таких изменений.

Согласно пункту 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 данной статьи, обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

В силу подпункта «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация представляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В силу статьи 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

Согласно пункту 1, подпунктам 1, 2, 4 пункта 4 статьи 181.2, пункту 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества. О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны дата, время и место проведения собрания; сведения о лицах, принявших участие в собрании; сведения о лицах, проводивших подсчет голосов. Решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.

Согласно части 1 статьи 26 и абзацу третьему части первой, части третьей статьи 44 Федерального закона №82-ФЗ, общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда на основании заявления федерального органа государственной регистрации в случае неоднократных или грубых нарушений общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Как следует из материалов дела, приказом Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области от 17 мая 2002 года №2413-ОР зарегистрировано Нижегородское региональное отделение Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество» (л.д.33).

30 ноября 2002 года присвоен основной государственный регистрационный номер () и 05 мая 2006 года внесена запись в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций за учетным номером .

Место нахождения организации: <адрес>. Организация действует на основании Устава Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество» (творческий союз), зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 1997 года. Лицо, имеющее право по доверенности действовать от имени организации: председатель Правления Горохов ФИО9.

На основании распоряжения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области от 15 июня 2017 года №1024-р проведена плановая документарная проверка Нижегородского регионального отделения Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество» (творческий союз), в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, а именно:

в нарушении пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» организация не размещала в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о продолжении деятельности за 2014-2016 годы;

в нарушении статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 6.12 статьи 6 Устава нарушена периодичность заседаний Правления организации;

в нарушении пункта 1, подпунктов 1, 3, 4 пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации во всех представленных на проверку протоколах заседания Правления организации отсутствуют сведения о результатах голосования, отсутствует информация о времени и месте проведения собрания, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, протоколы не подписаны секретарем собрания;

в нарушении статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 6.12 статьи 6 Устава Правлением не утверждался бухгалтерский баланс и финансовый план (смета) организации;

в нарушении пункта 1, подпунктов 1, 2, 3, 4 пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в представленной выписке из протокола Конференции организации отсутствуют сведения о количестве присутствующих членов организации, отсутствует информация о времени и месте проведения собрания, сведения о лицах, принявших участие в собрании, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

в нарушении статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» организация не проинформировала в трехдневный срок Главное управление Минюста России по Нижегородской области об изменении наименования и Устава Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество» (творческий союз) (ВМО), в редакции от 18 февраля 2010 года, на основании которого действовала в проверяемый период (л.д.35-37, 41-44).

По результатам проверки в отношении организации вынесено предупреждение (предписание) от 04 августа 2017 года № об устранении выявленных нарушений, установлен срок устранения нарушений - до 03 ноября 2017 года (л.д.75). Данное предупреждение (предписание) получено 16 августа 2017 года председателем Правления организации ФИО3 (л.д.76), однако в установленный в предписании срок вышеуказанные нарушения устранены не были.

29 августа 2017 года главным специалистом-экспертом Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области в отношении Нижегородского регионального отделения Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ (л.д.77-78).

Постановлением мирового судьи судебного участка №3 Нижегородского судебного района города Нижнего Новгорода Нижегородской области от 25 сентября 2017 года Нижегородское региональное отделение Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество» было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, и назначено наказание в виде предупреждения (л.д.79).

18 сентября 2017 года ведущим специалистом-экспертом Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области в отношении Нижегородского регионального отделения Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.4 КоАП РФ (л.д.80-82).

Постановлением мирового судьи судебного участка №5 Нижегородского судебного района города Нижнего Новгорода Нижегородской области от 09 октября 2017 года Нижегородское региональное отделение Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество» было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.4 КоАП РФ, и назначено наказание в виде предупреждения (л.д.83).

25 декабря 2017 года ведущим специалистом-экспертом Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области в отношении Нижегородского регионального отделения Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество» был составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ (л.д.84-85).

Постановлением мирового судьи судебного участка №5 Нижегородского судебного района города Нижнего Новгорода Нижегородской области от 22 февраля 2018 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении Нижегородского регионального отделения Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество» было прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности (л.д.86).

10 мая 2018 года Главным управлением в отношении организации вынесено повторное предупреждение (предписание) об устранении нарушений, выявленных по результатам проведенной проверки, установлен срок устранения нарушений - до 29 июня 2018 года (л.д.87-88). Данное предупреждение (предписание) получено 21 июня 2018 года председателем Правления организации ФИО3 (л.д.76), однако в установленный в предписании срок вышеуказанные нарушения устранены не были.

Доказательств с достоверностью свидетельствующих об устранении вышеуказанных нарушений в установленные сроки, материалы дела не содержат и административным ответчиком не представлены. Каких-либо попыток для устранения выявленных нарушений предпринято не было.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, а также учитывая, что Нижегородское региональное отделение Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество» не предпринимает попыток устранить выявленные нарушения, административный истец, в соответствии с Административным регламентом, обоснованно вынес в адрес организации предупреждения (от 04 августа 2017 года и от 10 мая 2017 года ), установив разумный срок для устранения выявленных недостатков.

Судом установлено, что из представленного организацией списка членов Правления организации (л.д.47-48) следует, что в состав Правления организации входят 12 человек. При этом документов, подтверждающих членство в организации и выход из нее, уплату членских взносов, представлено не было в связи с их отсутствием. Специальный счет членов организации не ведется, заявления о вступлении в организацию и выхода из нее не оформлялись, решений об исключении не принималось.

Судом также установлено, что в 2015-2017 годах отчеты о деятельности общественной организации, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества не составлялись, что свидетельствует об отсутствии прозрачности и публичности деятельности организации, препятствует должному контролю за ее деятельностью со стороны общества и государства.

Также административным ответчиком по настоящее время не ведется бухгалтерский учет, что указывает на нарушение требований пункта 1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», частей 1, 3 статьи 6, статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым некоммерческая организация обязана вести бухгалтерский учет непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации, оформлять факты своей хозяйственной деятельности первичными учетными документами, отсутствие которых является грубым нарушением правил учета доходов и расходов.

Согласно пункту 6.5. раздела 6 Устава организации, высшим органом управления организации является конференция (общее собрание), созываемая не реже одного раза в пять лет.

В соответствии с пунктом 6.9. раздела 6 Устава организации, в период между конференциями (общими собраниями) руководящим органом организации является Правление, избираемое конференцией (общим собранием) организации сроком на пять лет. Правление организации самостоятельно определяет сроки и периодичность своих заседаний, но не менее двух раз в год (пункт 6.12 раздела 6 Устава).

Из представленных организацией протоколов конференций (собраний) и заседаний Правления усматривается, что на заседаниях Конференции и Правления Нижегородского отделения регионального отделения «Всероссийское музыкальное обществ» (творческий союз) ВМО фактически присутствовал только председатель Правления ФИО3 (л.д.48-51).

В ходе судебного разбирательства представитель административного ответчика ФИО3 не оспаривал тот факт, что Конференции и заседания Правления не проводятся по причине отсутствия места их проведения.

Вышеуказанные обстоятельства нашли свое отражение в Справке от 10 июля 2017 года №156 по деятельности музыкального общества за период с 2014 года по 2017 год, в которой указывается, что утвержденные членские взносы были упразднены, финансовая деятельность в эти годы практически прекратилась, в штате остался лишь председатель Правления ФИО3, учетная политика не осуществлялась, ревизия не проводилась, финансово-хозяйственная деятельность не ведется, здание отсутствует (л.д.45-46).

Проанализировав положения действующего законодательства и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что поскольку установить точное количество членов общественной организации не представляется возможным, а протоколы собрания (конференции) не содержат необходимой информации о лицах, принявших участие в собрании, и лицах, проводивших подсчет голосов, то решения, принятые на конференциях и собраниях, являются ничтожными и не могут быть признаны принятыми.

Помимо указанного в ходе рассмотрения дела установлено, что Нижегородское региональное отделение Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество» фактически изменило место нахождения постоянно действующего руководящего органа, не проинформировав об этом орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, что является грубым нарушением порядка осуществления деятельности организации, установленного абзацами 4, 8 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных организациях».

Данный факт представитель административного ответчика не оспаривал, указав, что нежилое здание, где ранее располагалось Нижегородское региональное отделение Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество» (<адрес>), изъято и передано в пользовании иному лицу.

Кроме того, в нарушении статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» организация не проинформировала в трехдневный срок Главное управление Минюста России по Нижегородской области об изменении наименования и Устава Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество» (творческий союз) ВМО.

Судом установлено, что Нижегородское региональное отделение Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество» является региональным отделением Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество» (творческий союз) ВМО и действует на основании Устава указанной общественной организации.

18 февраля 2010 года решением V Очередного съезда Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество» (творческий союз) ВМО произошла смена наименования на Межрегиональную общественную организацию «Русское музыкальное общество» (творческий союз) и принят Устав в новой редакции (от 18.10.2010 года). Изменения наименования и Устава зарегистрированы в УФНС по городу Москве. 03 июня 2010 года внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.

Вступившим в законную силу решением Зюзинского районного суда города Москвы от 29 июня 2012 года V Очередной съезд Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество» (творческий союз) ВМО был признан законным. Судами было установлено, что постановлением №8 Пятого заседания Правления «Всероссийское музыкально общество» (творческий союз) от 14 декабря 2007 года ФИО3 был исключен из членов ВМО в соответствии с п. 4.7. Устава ВМО, а также ему, в связи с неоднократными клеветническими действиями в адрес членов Правления ВМО, было выражено общественное недоверие и отношения с ним как с ревизором ВМО приостановлены до окончания судебных разбирательств, постановлением №3 Седьмого заседания Правления «Всероссийское музыкальное общество» (творческий союз от 15 мая 2008 года Нижегородское региональное отделение Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество (творческий союз), руководимое председателем Правления ФИО3, ликвидировано. Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в судебных актах.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о допущенных организацией грубых нарушениях порядка формирования органов управления организации, правил учета доходов и расходов, предоставлении сведений о своей деятельности и установленной законом отчетности.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 декабря 2016 года №64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснил, что, поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию. Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. В частности, грубым нарушением является несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан; использование объединением граждан в своем наименовании наименований органов государственной власти, местного самоуправления; оказание объединением граждан услуг без получения соответствующей лицензии (пункт 26). Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов (пункт 27). Под систематическим осуществлением деятельности, противоречащей уставным целям объединения граждан, понимается повторяющееся более двух раз действие, совершенное вопреки указанным в уставе целям и выявленное в результате осуществления контрольно-надзорных полномочий (пункт 28). Неустранение в срок нарушений, послуживших причиной для приостановления деятельности объединения граждан, является самостоятельным основанием для его ликвидации или запрета деятельности. Такие нарушения не могут расцениваться судом как неоднократные или грубые нарушения закона либо как систематическое осуществление деятельности, противоречащей его уставным целям (пункт 29).

При изложенных обстоятельствах, суд приходит выводу о том, что Нижегородским региональным отделением Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество» допущены грубые нарушения действующего федерального законодательства, которые не могут быть устранены законным способом, что в силу абзаца 3 части 1 статьи 44 Федерального закона «Об общественных организациях» является основанием для ее ликвидации.

Поскольку вышеуказанная деятельность Нижегородского регионального отделения Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество», демонстрируя устойчивое пренебрежение законом, не обеспечивает финансовой прозрачности (открытости) и публичности своей деятельности, препятствует должному контролю за ее деятельностью со стороны общества и государства, чем создает угрозу публичному, общественному порядку и безопасности, режиму законности, грубо нарушает права и свободы граждан, суд приходит к выводу о необходимости ликвидации указанного общественного объединения.

В данном случае ликвидация такого общественного объединения как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является соразмерной допущенным нарушениям.

При таком положении, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения административного искового заявления Главного управления Министерства юстиции России по Нижегородской области о ликвидации Нижегородского регионального отделения Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество» и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации в Нижегородской области удовлетворить.

Ликвидировать Нижегородское региональное отделение Общественной организации «Всероссийское музыкальное общество», исключив ее из Единого государственного реестра юридических лиц (ОГРН ).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья В.Н. Нуждин

Решение в окончательной форме изготовлено 28 января 2019 года.

Судья В.Н. Нуждин