ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-111/2017 от 02.05.2017 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Дело № 3А-111/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 мая 2017 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Дорошковой М.В.,

с участием представителя административного истца Общества с ограниченной ответственностью «КиК Красноярск» Табалюка Д.В., представителя администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края Бизюковой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-111/2017 по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «КиК Красноярск» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «КиК Красноярск» (далее – ООО «КиК Красноярск») обратилось с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, мотивируя тем, что истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером :650, расположенного по адресу: Красноярский край, ЗАТО Железногорск, г. Железногорск, <адрес>

По результатам государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01 января 2011 года для указанного земельного участка установлена кадастровая стоимость в размере 26 057 874 рубля 96 копеек.

По итогам независимой оценки стоимости земельного участка с кадастровым номером :650, выполненной ООО «Инвент» и представленной в отчете № 196 (учетный № ОЦ-196/7/11/16) от 02 декабря 2016 года, рыночная стоимость указанного земельного участка, по состоянию на 01 января 2011 года, составляет 4 721 000 рублей.

Отчёт № 196 (учетный № ОЦ-196/7/11/16) от 02 декабря 2016 года получил положительное экспертное заключение № 6877 от 13 декабря 2016 года Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Деловой союз оценщиков».

Установление кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующей его рыночной стоимости нарушает права истца, поскольку ООО «КиК Красноярск» является плательщиком арендной платы за пользование земельным участком, размер которой зависит от размера кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем, 16 декабря 2016 года ООО «КиК Красноярск» обратилось с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, однако, решением Комиссии от 13 января 2017 года № 12 в удовлетворении заявления было отказано.

Просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером :650, расположенного по адресу: Красноярский край, ЗАТО Железногорск, г. Железногорск, <адрес>, в размере его рыночной стоимости 4 721 000 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2011 года.

Представитель административного истца ООО «КиК Красноярск» Табалюк Д.В., действующий на основании доверенности, настаивал на удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям и доводам.

Представитель администрации ЗАТО г. Железногорск Бизюкова М.Г., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в возражениях на административный иск, согласно которым, административным истцом был пропущен пятилетний срок на обращение с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, а отчет об оценке, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и не может быть принят в качестве доказательства рыночной стоимости земельного участка. Полагала, что рыночная стоимость земельного участка должна быть установлена в размере 8 979 000 рублей, который определен по результатам судебной экспертизы.

В письменных пояснениях представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю) Чернова А.Г., действующая на основании доверенности, указала на то, что, поступившее в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, заявление ООО «КиК Красноярск» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости было отклонено, поскольку, отличие рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером :650 от кадастровой стоимости составляло 81,9%, а оформление и содержание отчета об оценке не соответствовало требованиям ст. 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Управление Росреестра по Красноярскому краю, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), Правительство Красноярского края, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», Правительства Красноярского края, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, против чего представитель ООО «КиК Красноярск» Табалюк Д.В., представитель администрации ЗАТО г. Железногорск Бизюкова М.Г. не возражали.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2)

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ, вступившего в силу 22 июля 2014 года) результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть 1).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).

Судом установлено, что на основании договора аренды земельного участка от 08 декабря 2010 года № 2636-у и акта приема-передачи земельный участок общей площадью 21 177 кв.м с кадастровым номером :650, расположенный по адресу: Красноярский край, ЗАТО Железногорск, г. Железногорск, <адрес>, передан Муниципальным учреждением «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» ООО «КиК Красноярск» в аренду с 08 апреля 2010 года по 07 апреля 2020 года (десять лет) (т. 1 л.д. 8-18).

По условиям указанного договора аренды, административный истец обязан вносить арендную плату, при определении размера которой применяется кадастровая стоимость арендуемого участка.

Согласно кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 21 ноября 2016 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером :650 по состоянию на 01 января 2011 года составляет 26 057 874 рубля 96 копеек (т. 1 л.д. 7).

Вышеуказанная кадастровая стоимость земельного участка определена на основании Постановления Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года № 708-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края».

Названный земельный участок общей площадью 21 177 кв.м отнесен к категории земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: размещение нежилых зданий производственного назначения.

16 декабря 2016 года (вх. № 41428) ООО «КиК Красноярск» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, созданную Приказом Росреестра от 21 ноября 2011 года № 453 с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером :650 с приложением необходимых для этого документов (т. 1 л.д. 19).

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 13 января 2017 года № 12 заявление ООО «КиК Красноярск» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости отклонено, поскольку, как указано в данном решении, оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям ст. 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным Федеральными стандартами оценки (т. 1 л.д. 20-21).

Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке № 196 (учетный № ОЦ-196/7/11/16) от 02 декабря 2016 года, выполненный ООО «Инвент» (оценщик Нестерова Н.В.), в котором рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером :650 по состоянию на 01 января 2011 года составляет 4 721 000 рублей (т. 1 л.д. 22-85).

В связи со спором о размере рыночной стоимости земельного участка, на основании определения Красноярского краевого суда от 15 марта 2017 года по ходатайству представителя администрации ЗАТО г. Железногорск Бизюковой М.Г. была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Аудит-Стандарт» (оценщик Гнездилов Н.В.) (т. 2 л.д. 50-53).

Согласно заключению эксперта ООО «Аудит-Стандарт» № 03 от 13 апреля 2017 года по состоянию на 01 января 2011 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером :650 составляет 8 979 000 рублей (т. 2 л.д. 57-106).

Как указано в названном заключении, оценщиком Нестеровой Н.В. при составлении отчета об оценке № 196 (учетный № ОЦ-196/7/11/16) от 02 декабря 2016 года допущены нарушения требований Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пункта 5 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 299, поскольку информация, использованная оценщиком, частично не является проверяемой, в связи с чем невозможно сделать вывод о ее достоверности.

Судебный эксперт до начала производства исследования был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, эксперт имеет соответствующее образование и квалификацию, стаж экспертной работы. Каких-либо доказательств неправильности и недостоверности проведенной судебной экспертизы, участвующими в деле лицами не представлено, как не представлено и каких-либо документов, и доказательств, которые могли бы опровергнуть или поставить под сомнение заключение судебного эксперта, ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено.

У суда нет оснований ставить под сомнение выводы экспертизы о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером :650 по состоянию на 01 января 2011 года составляет 8 979 000 рублей.

Поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, что имеет место в рассматриваемой ситуации, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующие действительной рыночной стоимости этого объекта, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером :650 должна быть определена по состоянию на 01 января 2011 года равной его рыночной в размере 8 979 000 рублей, которая подтверждена соответствующими доказательствами.

Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость используется, в том числе для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, датой обращения ООО «КиК Красноярск» с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером :650 следует считать дату поступления соответствующего заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 16 декабря 2016 года.

Судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя администрации ЗАТО г. Железногорск о том, что административным истцом пропущен предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетний срок на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, исчисляемый с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Поскольку сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером :650 были внесены в государственный кадастр недвижимости 27 января 2012 года (л.д. 7), а административное исковое заявление было предъявлено в суд 27 января 2017 года, вышеуказанный срок нельзя считать пропущенным.

Представителем администрации ЗАТО г. Железногорск было заявлено ходатайство о возмещении понесенных расходов на оплату экспертизы в размере 35 000 рублей.

В силу статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела отнесены, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам (пункт 1).

Статьей 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Право на возмещение понесенных по административному делу судебных издержек также принадлежит заинтересованным лицам (статья 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Предъявление административным истцом настоящего административного иска является реализацией в судебном порядке его права на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.

Между тем, реализуя указанное право, административный истец представил в суд отчет об оценке № 196 (учетный № ОЦ-196/7/11/16) от 02 декабря 2016 года, не соответствующий требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 299, что подтверждено проведенной по делу судебной экспертизой, заключение которой участвующими в деле лицами не оспорено.

Как указывалось выше, несоответствие названного отчета требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», явилось основанием для принятия Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости решения от 13 января 2017 года № 12 об отклонении заявления ООО «КиК Красноярск» заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.

Проведение судебной экспертизы было обусловлено целью правильного определения рыночной стоимости земельного участка. Расходы на оплату данной экспертизы были возложены на администрацию ЗАТО г. Железногорск, как на лицо, заявившее ходатайство о ее проведении.

Согласно платежному поручению от 14 апреля 2017 года № 484034, и муниципальному контракту от 22 марта 2017 года, администрация ЗАТО г. Железногорск в лице структурного подразделения – МКУ «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» оплатила судебную экспертизу в сумме 35 000 рублей.

Таким образом, надлежащий размер рыночной стоимости земельного участка был установлен за счет муниципального образования ЗАТО г. Железногорск, что явилось условием реализации права административного истца на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.

При таких обстоятельствах суд полагает необходимым взыскать с ООО «КиК Красноярск» в пользу администрация ЗАТО г. Железногорск судебные расходы на оплату судебной экспертизы в размере 35 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Общества ограниченной ответственностью «КиК Красноярск» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка – удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером :650; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: размещение нежилых зданий производственного назначения; общей площадью 21 177 кв.м, расположенного по адресу: Красноярский край, ЗАТО Железногорск, г. Железногорск, <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 8 979 000 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2011 года.

Датой обращения Общества ограниченной ответственностью «КиК Красноярск» с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером :650 считать 16 декабря 2016 года.

Взыскать с Общества ограниченной ответственностью «КиК Красноярск» в пользу администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края судебные расходы на оплату судебной экспертизы в размере 35 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 03 мая 2017 года.