10RS0017-01-2020-001523-69
№ 3а-111/2021
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Карелия в составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П.при секретаре Сафоновой М.В., с участием прокурораВолковой Е.А., представителей: административного ответчика Совета Сортавальского городского поселения ФИО1, заинтересованных лиц Министерства национальной и региональной политики Республики Карелия ФИО2, Центральной избирательной комиссии Республики Карелия ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело поадминистративному исковому заявлениюФИО17, ФИО4, ФИО5 к Совету Сортавальского городского поселения, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16 о признании недействующим решения Совета Сортавальского городского поселения от 16 ноября2020г.№4 «Об определении структуры органов местного самоуправления муниципального образования «Сортавальское городское поселение»,
у с т а н о в и л:
Административные истцы оспорили в судебном порядке решение Совета Сортавальского городского поселения от 16 ноября 2020 г. № 4 «Об определении структуры органов местного самоуправления муниципального образования «Сортавальское городское поселение».
Требования мотивированы тем, что Законом Республики Карелия от 3 июля 2020 г. № 2483-ЗРК (далее - Закон № 2483-ЗРК) Сортавальское городское поселение и Хелюльское городское поселение были преобразованы путем их объединения в Сортавальское городское поселение.
По итогам состоявшихся 8 ноября 2020г.выборов депутатов Совета Сортавальского городского поселения первого созыва (далее - Совет) было избрано 17 депутатов.
16ноября 2020 г. по инициативе депутата ФИО6 с участием 11 депутатов проведено заседание Совета, на котором было принято 4 решения, в том числе решение № 4 «Об определении структуры органов местного самоуправления муниципального образования «Сортавальское городское поселение».
Административные истцы считают, что проведение первого заседания по инициативе депутата, а не избирательной комиссии; не заблаговременное извещение депутатов о проведении заседания; отсутствие направления повестки заседания депутатам;участие в заседании только 11 депутатов Совета, что менее 2/3 от установленной численности депутатов; открытие заседания не председателем избирательной комиссии муниципального образования; отсутствие принятия временного регламента работы Совета, а также тот факт, чтопредставительными органами Сортавальского и Хелюльского городских поселений не рассматривался вопрос о передаче полномочий вновь избранному Совету объединенного Сортавальского городского поселения, повлекло существенное нарушение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Ссылаясь на указанные обстоятельства и нарушение своих прав, как депутатов Совета, административные истцы просили признать недействующим решение Совета от 16 ноября 2020 г. № 4 «Об определении структуры органов местного самоуправления муниципального образования «Сортавальское городское поселение»(далее - решение № 4), поскольку оно противоречит Федеральному закону от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избраннымив органы местного самоуправления», Временному положению о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (далее - Временное положение), являющемуся приложением к Федеральному закону № 138-ФЗ, Федеральному закону от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о местном самоуправлении).
В судебном заседании представитель административного ответчика Совета Сортавальского городского поселения административный иск не признала, указав, что оспариваемое решение принято в пределах предоставленных городскому Совету полномочий, соответствует нормам федерального законодательства, законодательства Республики Карелия.
Представители заинтересованных лиц Министерства национальной и региональной политики Республики Карелия и Центральной избирательной комиссии Республики Карелия требования поддержали, просили удовлетворить административное исковое заявление.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона о местном самоуправлении предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Законом Республики Карелия от 03 июля 2020 г.№ 2483-ЗРК «О преобразовании муниципальных образований «Сортавальское городское поселение» и «Хелюльское городское поселение» Сортавальского муниципального района Республики Карелия и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Карелия» (далее - Закон Республики Карелия о преобразовании муниципальных образований) Сортавальское городское поселение и Хелюльское городское поселение были преобразованы путем их объединения. Вновь образованному муниципальному образованию присвоено наименование «Сортавальское городское поселение», и оно наделено статусом городского поселения с административным центром в городе Сортавала; границы вновь образованного муниципального образования «Сортавальское городское поселение» совпадают с границами объединившихся Сортавальского городского поселения и Хелюльского городского поселения, охватывают их территории.
В связи с образованием нового поселения, 8 ноября 2020 г. были проведены выборы во вновь созданный Совет Сортавальского городского поселения, которые признаны состоявшимися по всем 17 округам с избранием 17 депутатов Совета, о чем Территориальной избирательной комиссией г. Сортавала, организовывавшей выборы, 9 ноября 2020 г. принято решение № 229/753-3.
Решение от 9 ноября 2020 г. официально опубликовано 13 ноября 2020 г.
16 ноября 2020 г. состоялось первое заседание Совета Сортавальского городского поселения, на котором открытым голосованием 10 голосами «за» были приняты решения, в том числе № 4, которымопределена структура органов местного самоуправления Сортавальского городского поселения, в которую вошли: Совет - представительный орган местного самоуправления, Глава муниципального образования «Сортавальское городское поселение» - высшее должностное лицо муниципального образования, администрация муниципального образования «Сортавальское городское поселение» - исполнительно-распорядительный органмуниципального образования «Сортавальское городское поселение», контрольно-счетный орган муниципального образования «Сортавальское городское поселение» - постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля.
Оспариваемое решение официально опубликовано 25 ноября 2020 г. на официальном сайте Сортавальского городского поселения и в газете «Вести Приладожья» № 48 (393) от 25 ноября 2020 г.
В соответствии со статьей 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 05 апреля 2021 г. № 33а-1008/2021 удовлетворен административный иск ФИО17, ФИО4, ФИО5 Признаны незаконными решения Совета Сортавальского городского поселения от 16 ноября 2020 г. № 1 «Об избрании главы муниципального образования «Сортавальское городское поселение» - председатель Совета Сортавальского городского поселения;№ 2 «Об избрании заместителя председателя Совета Сортавальского городского поселения»;№ 3 «Об избрании депутатов в состав Совета Сортавальского муниципального района».
Судебной коллегией установлено, что первое заседание первой сессии вновь избранного представительного органа, на котором было принято в том числе оспариваемое решение, проведено с нарушением порядка созыва и проведениясессии, предусмотренногочастью 6 статьи 70 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьей 3 Закона Республики Карелия от 11 марта 2005 г. № 858-ЗРК «О представительных органах первого созыва и главах городских и сельских поселений в Республике Карелия».
Несоблюдение вышеназванных требований законодательства признано существенным.
Таким образом, административный ответчик принял оспариваемое решение с нарушением процедуры его принятия.
Указанным выше апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 05 апреля 2021 г. признано незаконным, в том числе,решение Совета Сортавальского городского поселения от 16 ноября 2020 г. № 1 «Об избрании главы муниципального образования «Сортавальское городское поселение» - председателя Совета Сортавальского городского поселения», которым был избран ФИО6
Следовательно, оспариваемое решение подписано неуполномоченным лицом.
Решением № 4 определена структура органов местного самоуправления вновь созданного муниципального образования.
Частью 5 статьи 34 Федерального закона о местном самоуправлении предусмотрено, чтоструктура органов местного самоуправления в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 300 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.
При отсутствии предусмотренной настоящим Федеральным законом инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.
С учетом положений федерального законодательства, Совет Сортавальского городского поселения вправе был определить структуру органов местного самоуправления в оспариваемом решении.
Доводы представителя административного ответчика о соблюдении им требований законодательства суд находит необоснованными, поскольку они опровергаются доказательствами, исследованными в судебном заседании.
Учитывая, что оспариваемый акт принят Советом Сортавальского городского поселения с нарушением установленного порядка принятия, подписан лицом, не уполномоченным на его подписание, то на основании пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление подлежит удовлетворению, а Решение № 4 признанию недействующим с даты его принятия, поскольку судом не установлены обстоятельства, влекущие его признание недействующим с иной даты.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявлениеФИО17, ФИО4, ФИО5 удовлетворить.
Признать недействующим решение Совета Сортавальского городского поселения от 16 ноября 2020 г. № 4 «Об определении структуры органов местного самоуправления муниципального образования «Сортавальское городское поселение»с даты его принятия.
Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании административного ответчика.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.П. Кудряшова
мотивированное решение
составлено 16 июня 2021 г.