№ 3а-12/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2022 года город Смоленск
Смоленский областной суд в составе:
председательствующего судьи Туникене М.В.,
при помощнике судьи Тимофееве А.И.,
с участием прокурора Гращенковой Н.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Производственное объединение «Кристалл» о признании недействующими пунктов 5975, 5977 приложения к приказу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 24 декабря 2020 года № 1502 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на 2021 год налоговая база определяется как кадастровая стоимость»
установил:
приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее также – Департамент) от 24 декабря 2020 г. № 1502 в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 г. включены здание «мойка на 50 автомашин» (п.5975), здание «склады, прачечные» (п.5977).
Приказ от 24 декабря 2020 г. № 1502 опубликован на официальном сайте Департамента и официальном интернет-портале правовой информации 26декабря 2020 г.
Акционерное общество «Производственное объединение «Кристалл» (далее также – Общество, АО «ПО «Кристалл») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня вступления приказа в законную силу пунктов 5975, 5977 Перечня, определенного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 24 декабря 2020 г. № 1502.
В обоснование заявленных требований Общество указало, что ему на праве собственности принадлежат здание «мойка на 50 автомашин» с кадастровым номером №; здание «склады, прачечные» с кадастровым номером №. Свои требования мотивировало тем, что указанные здания не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение их в перечень на 2021 год противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и нарушает права и законные интересы административного истца, незаконно возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Указанные здания не являются объектом недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется исходя из его кадастровой стоимости, поскольку ни предназначение зданий, ни их фактическое использование, ни вид разрешенного использования земельного участка, не свидетельствуют о том, что данные объекты соответствует критериям, установленным ст.378.2 НК РФ.
В судебном заседании представитель административного истца М. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области ФИО1 административные исковые требования не признала. Пояснила, что процедура включения в Перечень объектов недвижимости для целей налогообложения и принятия оспариваемых актов была соблюдена. Здания «мойка на 50 автомашин» и «склады, прачечные» были включении в Перечень как объекты делового, коммерческого назначения.
Заинтересованное лицо УФНС России по Смоленской области в письменных возражениях оставило решение указанного спора на усмотрение суда, поскольку формирование Перечня не входит в компетенцию налогового органа.
Заинтересованные лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, УФНС России по Смоленской области явку в судебное заседание своих представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, исследовав письменные доказательства, принимая во внимание заключение прокурора, указавшего на наличие оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующему.
Из положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Частью 2 данной статьи установлено, что в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В отношении налога на имущество организаций согласно пункту 1 статьи 379 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно Положению о Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области, утвержденному постановлением Администрации Смоленской области от 20 февраля 2009 г. № 86 (далее Положение о Департаменте), Департамент является органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным определять перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган и размещает перечень на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункты 3.21.5 раздела 3).
В соответствии с подпунктом 5.4.2 пункта 5.4 раздела 5 Положения о Департаменте начальник Департамента издает в порядке, определенном областным законодательством, правовые акты, направленные на реализацию возложенных на Департамент задач.
В силу пункта 8 статьи 378.2 НК РФ состав сведений, подлежащих включению в перечень, формат и порядок их направления в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.
Приложением 1 приказа Федеральной налоговой службы от 28 ноября 2014 г. № ММВ-7-11/604@ «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме» определен состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 30июня 2020 г. № ЕД-7-21/409@, признан утратившим силу приказ Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 28 ноября 2014г. №ММВ-7-11/604@ и в приложении 1 данного приказа утвержден состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формата представления и порядка направления указанных сведений в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, содержащий аналогичные нормы.
Оспариваемый Перечень по своей структуре и содержанию соответствует предусмотренному пунктом 8 статьи 378.2 НК РФ составу сведений.
Приказ от 24 декабря 2020 г. № 1502 опубликован на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 26декабря 2020 г., направлен в УФНС России по Смоленской области письмом от 26 декабря 2020 г. № 2981/6.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в установленной форме и размещены на официальном сайте уполномоченного органа в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
На территории Смоленской области в соответствии с пунктами 1, 2 статьи1.1 Закона Смоленской области от 27 ноября 2003 г. № 83-з «О налоге на имущество организаций» налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности АО «ПО«Кристалл» является обработка алмазов. АО «ПО «Кристалл» на праве собственности принадлежат, в том числе:
объект с кадастровым номером № - здание «мойка на 50 автомашин»; объект с кадастровым номером № - здания «склады, прачечные», расположенные по адресу: Смоленская область, г.Смоленск, ... (л.д. 15-18, 26; 38-42, 53).
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» организации, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, организуют охрану указанных ценностей, а также продукции из них.
В этих целях они должны проводить мероприятия по укреплению объектов, на которых осуществляются соответствующие операции, оснащению их специальными техническими средствами охраны, сигнализации и связи, создавать собственные охранные службы, а при невозможности их создания заключать договору о предоставлении услуг с организациями, специализирующимися в области деятельности по охране объектов. Хранение драгоценных камней осуществляется в помещениях, отвечающих специальным требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации. Такие требования предусмотрены также п.17, 18 постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000г.№ 731 «Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности».
Из материалов дела усматривается, что здания «мойка на 50 автомашин» и «склады, прачечные» включены в оспариваемый Перечень в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ как объекты, предназначенные для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются, в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2).
В целях статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3 статьи 378.2); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ).
Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ).
Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1 статьи 378.2 НК РФ).
Аналогичная норма содержится в законе Смоленской области от 27ноября 2003 г. № 83-з «О налоге на имущество организаций»
В то же время судом установлено, что в соответствии с выпиской изЕГРН и техническим паспортом здания с кадастровым номером № - «мойка на 50 автомашин», а также с кадастровым номером № - «склады, прачечные» входят в состав имущества АО «ПО «Кристалл», расположены на огороженной охраняемой территории и используются для производственной деятельности административного истца.
Указанные здания расположены на земельном участке с кадастровым номером №, имеющим вид разрешенного использования «для производственной зоны».
В целях выполнения требований законодательства о драгоценных камнях Обществом ежегодно заключается договор с ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области» на оказание услуг по вооруженной охране, приказом АО «ПО «Кристалл» от 20 июня 2019 г. № 135 утверждена и действует Инструкция по пропускному и внутриобъектовому режиму, требования которой являются обязательным для всех работников Общества и посетителей.
Пропуск в помещения, здания и на территорию истца работников, посетителей, автотранспорта, а также выпуск лиц и автотранспорта с территории осуществляется только через контрольно-проходные и проездные пункты. Таким образом, свободный доступ к спорным объектам недвижимости ограничен.
Принадлежащие АО «ПО «Кристалл» здания с кадастровым номером № - «мойка на 50 автомашин», а также с кадастровым номером № - «склады, прачечные», расположенные по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ... нельзя отнести ни к административно-деловому, ни к торговому центрам (комплексам), поскольку ни вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположены здания, - «для производственной зоны», ни фактическое использование зданий (которое проводилось после утверждения Перечня на 2021 год), не соответствуют критериям, установленным пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ.
Данные здания используются исключительно для производственной деятельности АО «ПО «Кристалл» и не являются объектами бытового обслуживания.
Так, из дела следует, что на балансе административного истца по состоянию на 1 января 2021 г. учтено 34 единицы автотранспорта, обслуживаемого работниками транспортно-хозяйственного отдела. Санитарная обработка (мойка) транспорта осуществляется водителями Общества самостоятельно и отражается в журнале учета мойки транспорта.
В здании «склады, прачечные» размещены склады подразделений Общества, а также прачечная. Использование складских помещений, их нумерация, наименование в Обществе определяется руководителями подразделения, данные предоставляются главному бухгалтеру для отражения в бухгалтерском учете Общества.
Среднесписочная численность работников АО «ПО «Кристалл» за 2021 г. составила № человек, включая работников филиала АО «ПО «Кристалл» в г.Барнауле - № человек.
Согласно ч. 3 ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Обязательства по своевременной стирке специальной одежды работников, полотенец возложены на АО «ПО «Кристалл» Коллективным договором от 17 марта 2016 г.
В целях выполнения требований законодательств об охране труда и обязательств Коллективного договора, административный истец организовал стирку специальной одежды своими силами в специально отведенном помещении здание «склады, прачечные».
При таких данных, поскольку ни вид разрешенного использования земельного участка, на которых расположены здания с кадастровыми номерами №, №, ни предназначение зданий исходя из технической документации, ни их фактическое использование не позволяют признать указанные здания объектами недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска в полном объеме.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и учитывая, что административный истец является налогоплательщиком за 2021 г., при этом признание оспариваемых норм с момента вынесения решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемый пункты 5975, 5977 Перечня объектов недвижимого имущества, определенного приказом Департамента от 24 декабря 2020 г. №1502 недействующим со дня его принятия.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о данном решении должно быть опубликовано на официальном сайте, где был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче административного искового заявления АО «ПО «Кристалл» уплачена государственная пошлина в размере 4 500 рублей согласно платежному поручению от 17 декабря 2021 г. №3942 (л.д.9). Данные судебные расходы подлежат взысканию с Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в пользу административного истца.
Руководствуясь статьями 179-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление акционерного общества «Производственное объединение «Кристалл» удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления приказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 24 декабря 2020 года № 1502 в силу, пункты 5975, 5977 приложения к приказу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 24 декабря 2020 года № 1502 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на 2021 год налоговая база определяется как кадастровая стоимость».
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Смоленской области, а также размещению на официальном сайте Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в пользу акционерного общества «Производственное объединение «Кристалл» расходы на уплату государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24 февраля 2021 г.
Судья М.В. Туниккене