ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-111/2022 от 17.06.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-111/2022

УИД 39ОS0000-01-2022-000059-38

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 июня 2022 года г.Калининград

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Струковой А.А.

с участием прокурора – Чернышовой К.И.

при секретаре – Козловой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Правительству Калининградской области, Гурьевскому окружному совету депутатов об оспаривании в части генерального плана муниципального образования «Гурьевский городской округ» (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года № 361) и правил землепользования и застройки муниципального образования «Гурьевский городской округ», утвержденных решением Гурьевского окружного совета депутатов от 19 декабря 2019 года № 266,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, являясь с 2007 года собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 1200 кв.м из состава земель населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства индивидуального жилого дома, местоположение: , а также с 2016 года – собственником расположенного на указанном земельном участке объекта незавершенного строительства с кадастровым номером , обратился в суд с административным иском к Гурьевскому окружному совету депутатов об оспаривании генерального плана муниципального образования «Гурьевский городской округ», утвержденного решением Гурьевского окружного совета депутатов от 24 января 2019 года № 190 в части исключения земельного участка с кадастровым номером из границ населенного пункта и отнесения данного участка к функциональной зоне «Зона сельскохозяйственного использования».

В ходе производства по делу административный истец уточнил требования, указав в качестве предмета спора генеральный план муниципального образования в актуальной редакции постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года № 361, устанавливающий аналогичное правовое регулирование, а также дополнительно заявил требования к Гурьевскому окружному совету депутатов об оспаривании правил землепользования и застройки муниципального образования «Гурьевский городской округ», утвержденных решением Гурьевского окружного совета депутатов от 19 декабря 2019 года № 266, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к территориальной зоне сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (индекс СХ-1).

Оспариваемые градостроительные решения, по утверждению административного истца, не соответствуют положениям законодательства о градостроительной деятельности о необходимости учета фактического землепользования при разработке документов территориального планирования и градостроительного зонирования, не имеют необходимого обоснования с учетом отсутствия каких-либо публичных и общественных интересов в изменении категории земельного участка, образованного в 2007 году наряду с иными участками из состава земель населенных пунктов для целей индивидуального жилищного строительства в границах поселка Дорожный Гурьевского района, и являются препятствием для использования земельного участка, расположенного в квартале существующей застройки в , в соответствии с его назначением.

Определением от 25 апреля 2022 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Правительство Калининградской области.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство градостроительной политики Калининградской области и администрация муниципального образования «Гурьевский муниципальный округ» (правопреемник администрации муниципального образования «Гурьевский район» и администрации муниципального образования «Гурьевский городской округ»).

В судебном заседании представитель административного истца – ФИО2 заявленные требования поддержал, изложив в их обоснование аналогичные доводы.

Представитель Правительства Калининградской области и Министерства градостроительной политики Калининградской области – ФИО3, возражая против административного иска, сослалась на то, что постановлением Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года № 361 в генеральный план муниципального образования, утвержденный решением Гурьевского окружного совета депутатов от 24 января 2019 года № 190, какие-либо изменения в отношении рассматриваемой территории не вносились, а исключение земельного участка с кадастровым номером из границ населенного пункта обусловлено местонахождением участка в зоне предельно допустимых расстояний от объекта регионального назначения «Газопровод распределительный», где размещение объектов капитального строительства не допускается.

В отношении требований об оспаривании градостроительного зонирования рассматриваемой территории высказалась о том, что отнесение земельного участка с кадастровым номером к территориальной зоне сельскохозяйственных угодий в полной мере соответствует установленным генеральным планом категории земельного участка и функциональному зонированию рассматриваемой территории.

Представитель Гурьевского окружного совета депутатов и администрации муниципального образования «Гурьевский муниципальный округ» - ФИО4 полагал требования не подлежащими удовлетворению, изложив аналогичные доводы.

Выслушав объяснения представителей сторон и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения административного иска, суд приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 ГрК РФ, части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные нормативные правовые акты.

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» наделено соответствующим статусом Законом Калининградской области от 29 мая 2003 № 229 «Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории».

Частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ), Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 485-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации» субъектам Российской Федерации предоставлено право осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующими законами субъекта Российской Федерации.

1 января 2017 года вступил в силу Закон Калининградской области от 30 ноября 2016 года № 19 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области», которым полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, внесению изменений в такие документы, утверждению правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области, внесению изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.

Статьей 2 названного Закона предусмотрены переходные положения, согласно которым документы территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Калининградской области, разработка которых была начата до вступления в силу настоящего Закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.

Постановлением Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года № 361 «О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа» генеральный план муниципального образования «Гурьевский городской округ», утвержденный решением Гурьевского окружного совета депутатов от 24 января 2019 года № 190, актуализирован (откорректирован) с учетом схемы территориального планирования Калининградской области и отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации применительно к требованиям, определенным Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также изменениям, внесенным в программы социально-экономического развития Калининградской области.

Проект внесения изменений в генеральный план муниципального образования «Гурьевский городской округ» разработан на основании приказа Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 12 марта 2019 года № 97.

Постановление Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года № 361 о внесении изменений в генеральный план муниципального образования «Гурьевский городской округ» подписано Губернатором Калининградской области, который исполняет полномочия председателя Правительства Калининградской области, и опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 23 июня 2021 года, вступило в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования.

Решением Гурьевского окружного Совета депутатов от 19 декабря 2019 года № 266 утверждены Правила землепользования и застройки Гурьевского городского округа, разработка которых была инициирована до вступления в силу Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года № 19 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности...».

Правила землепользования и застройки официально опубликованы в газете «Наше время» 27 декабря 2019 года (выпуск (№ 51 (10730) и размещены на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального образования.

Решение о внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования «Гурьевский городской округ» (с 1 января 2022 года – муниципальное образование «Гурьевский муниципальный округ») в целях их приведения в соответствие с актуализированным генеральным планом (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года № 361) до настоящего времени не принято.

Данных о нарушении процедуры проведения общественных обсуждений по проекту внесения изменений в генеральный план и по проекту правил землепользования и застройки городского округа, равно как и о несоблюдении процедуры согласования проекта внесения изменений в генеральный план не имеется.

Таким образом, оспариваемые генеральный план и правила землепользования и застройки приняты уполномоченными органами в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы нормативного правового акта, порядка его принятия, утверждения, официального опубликования и введения в действие.

По мотивам нарушения процедуры принятия генеральный план и правила землепользования и застройки административным истцом не оспариваются.

Проверив в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 213 КАС РФ доводы административного истца о незаконности оспариваемых правовых актов, суд приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пунктам 1, 3, 4 части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит положение о территориальном планировании; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

При этом положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя, помимо прочего, параметры функциональных зон (пункт 2 части 4 статьи 23 ГрК РФ), а на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются, в частности, границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; границы и описание функциональных зон (пункты 2, 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ).

Из содержания статьи 23 ГрК РФ следует, что генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.

В силу пункта 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В соответствии с частью 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:

1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;

2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;

3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;

4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

В части 3 статьи 9, частях 9 и 10 статьи 31, пункте 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Из пунктов 2, 5, 6, 7, 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории исходя из установленных функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывался о том, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.

Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности которые предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (Постановление от 22 апреля 2014 года № 12-П, Постановление от 28 марта 2017 года № 10-П; определения от 15 июля 2010 года № 931-О-О, от 6 октября 2015 года № 2317-О, от 25 февраля 2016 года № 242-О, от 23 июля 2020 года № 1653-О, от 17 декабря 2020 года № 2861-О, от 25 марта 2021 года № 583-О, от 20 июля 2021 года № 1536-О и др).

По настоящему делу установлено, что земельный участок с кадастровым номером площадью 1200 кв.м, местоположение: поставлен на государственный кадастровый учет 2 апреля 2007 года, что подтверждено выпиской из ЕГРН (т. 2 л.д. 68-70).

Согласно землеустроительному делу данный участок был образован, наряду с иными земельными участками, в 2007 году из состава земель поселений (населенных пунктов) для целей строительства индивидуального жилого дома в (т. 1 л.д. 144-157).

Постановлением администрации муниципального образования «Гурьевский городской округ» от 4 апреля 2007 года № 1193 образованный земельный участок был предоставлен для целей строительства индивидуального жилого дома, после чего по договору от 4 апреля 2007 года администрацией муниципального образования участок был передан в собственность ФИО5, которая по договору купли-продажи от 25 июля 2007 года передала участок в собственность ФИО1 по цене, сопоставимой с установленной на тот период времени кадастровой стоимостью земельного участка (соответственно 120 000 руб. и 135 192 руб.) (т. 1 л.д. 77-80).

14 августа 2007 года зарегистрировано право собственности ФИО1 на данный земельный участок (т. 1 л.д. 78-79, т. 2 л.д. 68-70).

Из представленного Управлением Росреестра по Калининградской области регистрационного дела следует, что земельный участок с кадастровым номером неоднократно являлся предметом залога по договорам, заключенным между ФИО1 и АКБ Московский областной банк во исполнение кредитных договоров, при этом залоговая стоимость участка определялась исходя из его принадлежности к землям населенных пунктов (т. 1 л.д. 81-84, 118-125).

21 августа 2007 года администрацией муниципального образования было выдано ФИО1 разрешение № RU39310000-352/2007МО на строительство индивидуального жилого дома сроком 10 лет (т. 1 л.д. 51).

В период срока действия данного разрешения на строительство зарегистрировано в упрощенном порядке 14 июля 2016 года право собственности ФИО1 на незавершенный строительством объект с кадастровым номером , расположенный на данном земельном участке (т. 1 л.д. 20-22).

По сведениям публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером расположен в квартале существующей застройки в .

Право собственности ФИО1 на данный объект и (или) земельный участок кем-либо не оспаривается, равно как и правомерность образования в 2007 году земельного участка с кадастровым номером .

Согласно акту определения кадастровой стоимости земельных участков от 2 апреля 2017 года кадастровая стоимость образованного земельного участка с кадастровым номером была установлена исходя из удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных постановлением администрации Калининградской области от 10 января 2003 года № 7 об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Калининградской области по состоянию на 1 января 2007 года (т. 2 л.д. 144-147).

В последующем кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером также устанавливалась исходя из его принадлежности к землям населенных пунктов (постановление Правительства Калининградской области от 28 ноября 2008 года № 769 - по состоянию на 1 января 2007 года (с учетом удельных показателей кадастровой стоимости), постановление Правительства Калининградской области от 29 августа 2013 года № 641 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области» - непосредственно кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года).

Актуальная кадастровая стоимость земельного участка – 622 152 руб. – установлена постановлением Правительства Калининградской области от 22 ноября 2019 года № 788 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области по состоянию на 1 января 2019 года».

Таким образом, фактическое землепользование и налоговые правоотношения по поводу уплаты земельного налога в течение длительного (свыше 15 лет) периода времени были обусловлены отнесением указанного земельного участка к категории земель населенных пунктов и установлением при образовании земельного участка разрешенным использованием – для строительства индивидуального жилого дома.

В то же время, в период времени, начиная с 2012 года до настоящего времени каждым из принимаемых документов территориального планирования предусматривалось исключение данного земельного участка из границ населенного пункта – – с отнесением к землям сельскохозяйственного назначения исходя из частичного расположения участки в зоне минимальных расстояний газопровода от населенных пунктов (то есть на удалении в пределах 150 м от оси газопровода).

Так, до наделения Законом Калининградской области от 29 мая 2013 года № 229 муниципального образования статусом городского округа соответствующее муниципальное образования было наделено ранее действовавшим Законом Калининградской области от 30 июня 2008 года № 254 «Об организации местного самоуправления на территории муниципального образования «Гурьевский городской округ» статусом муниципального района, в состав которого, помимо прочих поселений, было включено муниципальное образование «Кутузовское сельское поселение».

Генеральным планом муниципального образования «Кутузовское сельское поселение» (в редакциях решений Кутузовского сельского совета депутатов от 26 декабря 2012 года № 152 и от 13 августа 2014 года № 291) предусматривалось исключение земельного участка с кадастровым номером из состава земель населенных пунктов и отнесение к функциональной зоне сельскохозяйственного использования.

Согласно карте зон с особыми условиями использования территории участок отображен как расположенный в границах зоны минимальных расстояний газопровода от населенных пунктов (т. 1 л.д. 36, 195-196, 201-202).

При этом в материалах по обоснованию генерального плана содержатся указания о том, что ряд земельных участков, находящихся частично в зоне минимальных расстояний от газопровода, предлагается частично исключить из границ населенных пунктов, а до внесения в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов правообладатели вправе провести работу по межеванию соответствующих участков.

Генеральный план сельского поселения в части установления (изменения) границ населенных пунктов реализован не был при том, что уполномоченные органы местного самоуправления не представили в орган кадастровой учета описание границ населенных пунктов.

Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Кутузовское сельское поселение», утвержденными решением Кутузовского сельского совета депутатов от 14 февраля 2013 года № 161, земельный участок отнесен к территориальной зоне «Зона сельскохозяйственных угодий (в том числе пастбища и сенокосы)» (индекс СХ-1) (т. 1 л.д. 198).

После наделения Законом Калининградской области от 29 мая 2013 года № 229 Гурьевского муниципального района статусом городского округа решением Гурьевского окружного совета депутатов от 24 января 2019 года № 190 утвержден генеральный план муниципального образования «Гурьевский городской округ».

Генеральным планом муниципального образования «Гурьевский городской округ» (в редакции решения Гурьевского окружного совета депутатов от 24 января 2019 года № 190) также предусматривалось исключение земельного участка с кадастровым номером из границ населенных пунктов и его отнесение к функциональной зоне «Зона сельскохозяйственного использования. Сенокосы» (т. 1 л.д. 205-206).

В материалах по обоснованию генерального плана 2019 года имеется указание на земельный участок с кадастровым номером в составе перечня земельных участков, предлагаемых к исключению из границ населенных пунктов (переводу из категории земли населенных пунктов в категорию земель сельскохозяйственного назначения) (т. 2 л.д. 149).

Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Гурьевский городской округ», утвержденными решением Гурьевского окружного совета депутатов от 19 декабря 2019 года № 266 рассматриваемая территория отнесена к территориальной зоне «Зона сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения» (индекс СХ-1), которая выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий, используемых для сельскохозяйственных угодий, занятых пашнями, сенокосами, пастбищами, залежами, многолетними насаждениями (садами, виноградниками) и ведения скотоводства и для которой градостроительные регламенты не устанавливаются (т. 1 л.д. 203, 209).

На карте зон с особыми условиями использования в составе названных правил землепользования и застройки отражено, что данный земельный участок частично расположен в границах зоны минимальных расстояний до хозяйственной деятельности (т. 1 л.д. 204).

Правила землепользования и застройки 2019 года действуют на территории муниципального образования «Гурьевский муниципальный округ» до настоящего времени.

На основании части 5.1 статьи 23 ГрК РФ обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно части 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в частности, об установлении или изменении границ населенного пункта, об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую.

В силу части 16 этой же статьи перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с частями 1, 3 - 13.3, 15, 15.1, 15.2 настоящей статьи, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2015 года № 1532 утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13.3, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости.

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что в случае установления или изменения границ населенного пункта орган местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены границы населенных пунктов, а также сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, с указанием установленной категории земель.

При этом обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон, территорий с указанием среднеквадратической погрешности определения таких координат, содержания ограничений в использовании территории (пункт 31 Правил).

Однако описание местоположения границ населенного пункта пос.Дорожный Гурьевского городского округа, установленных генеральным планом 2019 года, как указывает представитель администрации и окружного совета депутатов муниципального образования, были представлены в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» только в апреле 2021 года, в подтверждение чему представлено сопроводительное письмо администрации городского округа от 12 апреля 2021 года № 06/4470.

Границы населенных пунктов большинства иных населенных пунктов в составе муниципального образования не определены надлежащим образом до настоящего времени.

Как указано выше, ранее (до принятия генерального плана городского округа 2019 года) границы населенных пунктов в составе муниципального образования также не определялись.

Данным обстоятельством обусловлено сохранение до настоящего времени в Едином государственном реестре недвижимости сведений о категории земельного участка с кадастровым номером – земли населенных пунктов, что подтверждено представленной Управлением Росреестра по запросу суда выпиской из ЕГРН от 16 мая 2022 года (т. 2 л.д. 68-70).

Таким образом, несмотря на содержащиеся в генеральных планах сельского поселения 2012 года и городского округа 2019 года указания об исключении земельного участка с кадастровым номером из границ населенных пунктов и его отнесение к категории земель сельскохозяйственного назначения, фактически эти документы территориального планирования применительно к рассматриваемой территории не реализованы и категория земельного участка в ЕГРН не изменена.

Постановлением Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года № 361 утвержден генеральный план муниципального образования «Гурьевский городской округ» в актуальной редакции.

Пунктом 1 статьи 8 ЗК РФ установлено, что перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 3 части 3, пунктом 2 части 5 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит, помимо прочего, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, на которой отображаются границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.

К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).

При этом материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат, перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования (пункт 7 части 7 статьи 23 ГрК РФ), а материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа (пункт 2 части 8 статьи 23 ГрК РФ).

Из приведенных норм следует, что при изменении генеральным планом границ населенных пунктов и, соответственно, категории земельных участков в материалах по обоснованию генерального плана надлежит указывать все земельные участки, подлежащие исключению из существующих границ населенных пунктов либо включению в существующие границы населенных пунктов с указанием установленной категории и планируемой категории земель с приведением соответствующего обоснования.

Эти требования закона в данном случае не исполнены при том, что в материалах по обоснованию генерального плана (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года № 361) названный земельный участок из состава земель населенных пунктов не включен в перечень земельных участков, подлежащих исключению из границ населенного пункта, однако в утверждаемой части генерального плана участок отображен вне границ населенных пунктов в отсутствие соответствующего обоснования.

Кроме того, отнесение генеральным планом земельного участка с кадастровым номером площадью 1200 кв.м к категории земель сельскохозяйственного назначения, а правилами землепользования и застройки – к территориальной зоне сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения (индекс СХ-1) не соответствует специальным нормам об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Частью 1 статьи 13 Закона Калининградской области от 21 декабря 2006 года № 105 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области» предусмотрено, что минимальный размер вновь образуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель, на территории Калининградской области составляет 1,0 га, за исключением случаев, предусмотренных абзацами 4 и 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Отсюда следует, что минимальная площадь образуемого земельного участка, категория - земли сельскохозяйственного назначения, на территории Калининградской области не может составлять менее 1 га.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд полагает, что отнесение к категории земель сельскохозяйственного назначения и к территориальной зоне сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения земельного участка площадью 1200 кв.м, расположенного в квартале существующей застройки в , не направлено на реальное обеспечение использования участка в качестве пашни, сенокоса, пастбища, залежей, земель, занятых многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), то есть на достижение тех целей, которые закреплены в пункте 1 статьи 78, пункте 1 статьи 79 ЗК РФ.

Давая оценку доводам административных ответчиков о частичном расположении земельного участка в пределах минимальных расстояний от газопровода до границ населенных пунктов, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами.

Одним из видов таких ограничений являются ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 ЗК РФ).

Пунктами 6 и 25 статьи 105 ЗК РФ (в редакции Федерального закона № 342-ФЗ) предусмотрена возможность установления, в частности, охранных зон трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) и зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).

В силу требований пункта 1 статьи 106 ЗК РФ и абзаца третьего части 2 статьи 8 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации должно утвердить положение об охранных зонах трубопроводов и положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.

До утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 ЗК РФ такого положения с учетом переходных норм, содержащихся в статье 26 Закона № 342-ФЗ, правовой режим и порядок установления охранных зон трубопроводов и минимальных расстояний до промышленных и магистральных трубопроводов определяется Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными заместителем Министра топлива и энергетики России 29 апреля 1992 года и постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 года № 9 Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года № 878; Правилами охраны магистральных газопроводов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2017 г. N 1083; Сводом правил "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", утвержденным приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25 декабря 2012 г. N 108/ГС (далее - СНиП 2.05.06-85*).

Согласно СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы», таблица № 4, минимальное расстояние от оси газопровода диаметром свыше 300 мм до 600 мм до городов и других населенных пунктов, а также до объектов капитального строительства, в том числе жилых домов высотой 3 этажа, составляет 150 м.

Данный документ следует применять с учетом постановления Правительства РФ от 8 сентября 2017 года № 1083, которым утверждены Правила охраны магистральных газопроводов.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Правил охранные зоны объектов магистральных газопроводов устанавливаются вдоль линейной части магистрального газопровода - в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 м от оси магистрального газопровода с каждой стороны.

При этом в силу пункта 6 Правил в охранных зонах с письменного разрешения собственника магистрального газопровода или организации, эксплуатирующей магистральный газопровод, допускается, помимо прочего, осуществление посадки и вырубки деревьев и кустарников, размещение гаражей, стоянок и парковок транспортных средств, прокладка инженерных коммуникаций.

Кроме того, в силу пункта 22 Правил при проектировании, строительстве и реконструкции зданий, строений и сооружений должны соблюдаться минимальные расстояния от указанных объектов до магистрального газопровода, предусмотренные нормативными документами в области технического регулирования.

Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости площадь части земельного участка с кадастровым номером , в отношении которой установлены на срок с 17 июня 2015 года по 23 ноября 2018 года ограничения в использовании постановлением об утверждении границ зон минимальных расстояний магистрального газопровода Вильнюс-Калининград, газопровода-лупинга Минск-Вильнюс-Каунас-Калининград в границах Гурьевского городского округа Калининградской области, составляет 40 кв.м (т. 1 л.д. 18).

Принимая во внимание, что в охранной зоне магистрального газопровода указанный земельный участок не находится, а площадь части участка, расположенной в пределах минимального расстояния от оси магистрального газопровода, является незначительной, суд приходит к выводу о том, что само по себе частичное расположение земельного участка в зоне минимальных расстояний до магистрального газопровода (пункт 25 статьи 106 ЗК РФ) и одновременно в квартале существующей застройки не является безусловным основанием для исключения земельного участка из границ населенных пунктов, тем более, что соблюдение режима охраны магистрального газопровода возможно иными способами, в частности, посредством уточнения собственником участка границ земельного участка с исключением из состава земельного участка части площадью 40 кв.м, расположенной в пределах минимальных расстояний от газопровода, либо получения собственником земельного участка разрешения организации, эксплуатирующей магистральный газопровод, на использование этой части участка в целях, не связанных с непосредственным размещением объекта индивидуального жилищного строительства, а также отображением в градостроительном плане земельного участка места допустимого размещения объекта капитального строительства за пределами минимальных расстояний от магистрального газопровода.

Суд также полагает, что в любом случае само по себе частичное расположение земельного участка в зоне минимальных расстояний от магистрального газопровода не является безусловным основанием для отнесения земельного участка площадью 1200 кв.м к землям сельскохозяйственного назначения (генеральным планом муниципального образования) и к сельскохозяйственным угодьям в составе таких земель (правилами землепользования и застройки муниципального образования).

Делая такой вывод, суд исходит из того, что земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, осуществления иных специальных задач составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации (ст.ст. 7, 87 ЗК РФ).

Таким образом, в случае, если, по мнению административных ответчиков, сохранение земельного участка в составе земель населенных пунктов не представляется возможным исходя из расположения части участка площадью 40 кв.м в зоне минимальных расстояний от магистрального газопровода, следовало разрешить вопрос об отнесении данного земельного участка к землям иной категории, нежели к землям сельскохозяйственного назначения, имея при этом в виду необходимость последующей разработки механизма возмещения убытков в связи с невозможностью использования по назначению земельного участка, образованного администрацией муниципального образования «Гурьевский городской округ» из состава земель населенных пунктов для целей строительства индивидуального жилого дома, с учетом правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 3 июля 2019 года № 26-П «По делу о проверке конституционности статей 15, 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и части 10 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации городского округа Верхняя Пышма».

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела и приведенные нормы закона, суд приходит к выводу о том, что генеральный план и правила землепользования и застройки в оспариваемой части не могут быть признаны обоснованными градостроительными решениями, учитывающими фактическое землепользование в кадастровом квартале , имеющими необходимое обоснование и отвечающими принципу соблюдения баланса частных и публичных интересов.

С учетом изложенного суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск ФИО1 удовлетворить.

Признать не действующими и не подлежащими применению со дня вступления настоящего решения в законную силу:

- генеральный план муниципального образования «Гурьевский городской округ» (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года № 361) в части указания на исключение земельного участка с кадастровым номером из границ населенных пунктов и его отнесения к функциональной зоне «Зона сельскохозяйственного использования»;

- правила землепользования и застройки муниципального образования «Гурьевский городской округ», утвержденные решением Гурьевского окружного совета депутатов от 19 декабря 2019 года № 266, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к территориальной зоне сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (индекс СХ-1).

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 1 июля 2022 года.

Судья Калининградского

областного суда А.А. Струкова