ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-111/2022 от 19.05.2022 Ростовского областного суда (Ростовская область)

УИД 61OS0000-01-2022-000073-28

дело № 3а-111/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 мая 2022 г. г. Ростов-на-Дону

Ростовский областной суд в составе председательствующего судьи Журба О.В.,

при секретаре Горбатько А.А.,

с участием представителей административного истца Кириченко А.А., Бушминой В.В.,

представителей административного ответчика Вербицкого Е.А., Колоткова М.В., Кисилевой И.П.,

прокурора Друговой Ж.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административное дело по административному иску государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» о признании не действующим постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20 декабря 2019 г. №68/2 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН 6167110467), филиал «Усть-Донецкий» на 2020-2024 годы» в части,

у с т а н о в и л:

Региональной службой по тарифам Ростовской области (далее - РСТ, орган регулирования) 20 декабря 2019 г. принято постановление № 68/2 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН 6167110467), филиал «Усть-Донецкий» на 2020-2024 годы».

Пунктом 1 постановления установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ», филиал «Усть-Донецкий» с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2024 г., согласно приложению № 1:

- на питьевую воду с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г. и с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. в размере 45,16 и 54,19 (здесь и далее: без учета НДС и тариф для населения с учетом НДС в руб. за 1 куб.метр); с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г., с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. и с 1 января 2022 г. по 30 июня 2022 г. в размере 42,86 и 51,43; с 1 июля 2022 г. по 31 декабря 2022 г. и с 1 января 2023 г. по 30 июня 2023 г. в размере 44,66 и 53,59; с 1 июля 2023 г. по 31 декабря 2023 г. и с 1 января 2024 г. по 30 июня 2024 г. в размере 44,71 и 53,65; с 1 июля 2024 г. по 31 декабря 2024 г. в размере 49,00 и 58,80.

- на техническую воду с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г. в размере 9,19 и 11,03; с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. в размере 9,26 и 11,11; с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г., с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. и с 1 января 2022 г. по 30 июня 2022 г. в размере 8,76 и 10,51; с 1 июля 2022 г. по 31 декабря 2022 г. и с 1 января 2023 г. по 30 июня 2023 г. в размере 9,18 и 11,02; с 1 июля 2023 г. по 31 декабря 2023 г. и с 1 января 2024 г. по 30 июня 2024 г. в размере 9,19 и 11,03; с 1 июля 2024 г. по 31 декабря 2024 г. в размере 9,62 и 11,54.

- на водоотведение с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г., с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. и с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. в размере 34,72 и 41,66; с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. в размере 42,25 и 50,70; с 1 января 2022 г. по 30 июня 2022 г., с 1 июля 2022 г. по 31 декабря 2022 г. и с 1 января 2023 г. по 30 июня 2023 г. в размере 39,39 и 42,27; с 1 июля 2023 г. по 31 декабря 2023 г. и с 1 января 2024 г. по 30 июня 2024 г. в размере 41,25 и 49,50; с 1 июля 2024 г. по 31 декабря 2024 г. в размере 41,29 и 49,55.

Пунктом 2 постановления № 68/2 установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2024 г., согласно приложению № 2: базовый уровень операционных расходов на питьевую воду 2020 г. – 30 423,48 тыс. руб., на техническую воду 2020 г. 333,05 тыс. руб., на водоотведение 2020 г. 12624,60 тыс. руб.; уровень потерь воды на питьевую воду 2021, 2022, 2023, 2024 гг. - 14,90%; удельный расход электрической энергии на питьевую воду 2021, 2022, 2023, 2024 гг. – 0,92 кВт ч/куб.м, на техническую воду 2021, 2022, 2023, 2024 гг. – 0,62 кВт ч/куб.м, на водоотведение 2021, 2022, 2023, 2024 гг. - 2,28 кВт ч/куб.м.

Постановлениями РСТ от 18 декабря 2020 г. № 54 и от 20 декабря 2021 г. № 71/26, осуществлена корректировка тарифов на 2021 и 2022 гг. (л.д.168-169 том 1, л.д.191-192 том 1).

Государственное унитарное предприятие Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» (далее - ГУП РО «УРСВ», Предприятие) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими приложение № 1 полностью и приложение № 2 в части определенного базового уровня операционных расходов по всем видам регулируемой деятельности к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20 декабря 2019 г. № 68/2 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН 6167110467), филиал «Усть-Донецкий» на 2020-2024 годы» и принять замещающий нормативный правовой акт.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что орган регулирования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку нарушил положение пункта 52 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, не применил параметры Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 гг., утвержденного 8 декабря 2016 г., которое распространяется на всех работодателей в сфере ЖКХ в соответствии с пунктом 10.4 соглашения и письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2017 г. №14-4/10/В-835. Указанное повлекло существенное занижение расходов на оплату труда и производные от них отчисления на социальные нужды, привело к неправильному определению базового уровня операционных расходов и необходимой валовой выручки. Тарифы являются экономически необоснованными, не обеспечивают ГУП РО «УРСВ» возмещения понесенных затрат, связанных с оказанием услуг по водоснабжению и водоотведению, влекут возникновение убытков, не позволяют обеспечить нормальное функционирование, бесперебойное оказание потребителям услуг надлежащего качества.

В судебном заседании представители административного истца Кириченко А.А., Бушмина В.В., действующие по доверенностям, поддержали административные исковые требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и дополнительных пояснениях.

Представители РСТ Ростовской области Вербицкий Е.А., Колотков М.В., Кисилева И.П., действующие по доверенностям, просили отказать в удовлетворении административного иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнении к нему. Указали, что у РСТ не имелось оснований использовать в расчете тарифов положения Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 гг., утвержденного 8 декабря 2016 г., поскольку перечень организаций, на которые распространяется указанное отраслевое соглашение отсутствовал, ГУП РО «УРСВ» не предоставило информации о присоединении к данному соглашению, отсутствовали документы, закрепляющие обязательство предприятия исполнять его условия, в представленных документах и расчетных таблицах были указаны размеры тарифных ставок рабочего первого разряда отличные от положений соглашения.

Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В поступившем возражении представитель заинтересованного лица Демченко Л.Ю., действующая по доверенности, указала, что министерство ЖКХ области осуществляет функции и полномочия учредителя ГУП РО «УРСВ». На ГУП РО «УРСВ» распространяется отраслевое тарифное соглашение по ЖКХ Ростовской области на 2017-2019 гг., пролонгированное с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2022 г. Источником финансирования фонда оплаты труда ГУП РО «УРСВ» является утвержденная РСТ необходимая валовая выручка (тариф на оказываемые услуги). Просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, исследовав материалы тарифного дела, заслушав заключение прокурора Друговой Ж.Д., которая полагала, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, оценив относимость, допустимость, достоверность доказательств в отдельности и в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частями 1 и 7 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении) к регулируемым видам деятельности относятся холодное водоснабжение и водоотведение.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на питьевую воду, на техническую воду, водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», пункт 1, 2 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении).

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Законом о водоснабжении, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 27 декабря 2013 г. № 1746-э (далее - Методические указания).

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении).

Органом исполнительной власти Ростовской области в сфере государственного регулирования тарифов является Региональная служба по тарифам Ростовской области, полномочия которой на утверждение соответствующих видов тарифов закреплены в разделе 2 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 13 января 2012 г. № 20.

Таким образом, постановление РСТ от 20 декабря 2019 г. № 68/2 (л.д.150-152 том 2) принято органом, уполномоченным на принятие нормативного правового акта, в пределах своей компетенции.

Упомянутый акт издан в форме соответствующей пункту 1.3.1 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, принят на заседании Правления Службы правомочным составом с соблюдением порядка, установленного пунктом 3.6 того же Положения (л.д.138-140 том 1), опубликован с учетом положений Областного закона Ростовской области от 29 декабря 2003 г. № 85-ЗС «О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области» 23 декабря 2019 г. на официальном портале правовой информации Ростовской области (http://pravo.donland.ru), номер опубликования 6145201912230022 (л.д.153 том 1).

Постановление РСТ от 20 декабря 2019 г. № 68/2 принято на заседании Правления по результатам проведения специалистами РСТ экспертизы предложения Предприятия, на момент рассмотрения дела судом является действующим, содержит правовые нормы обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.

Таким образом, оспариваемое административным истцом постановление обладает признаками нормативного правового акта, принято органом регулирования в пределах имеющейся компетенции, с соблюдением установленных законом требований к его форме, процедуре принятия, порядку опубликования и по этим основаниям не оспаривается.

Проверяя постановление № 68/2 на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из методов, предусмотренных статьей 32 Закона о водоснабжении, в том числе методом индексации.

Согласно пункту 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

Согласно пункту 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.

Установлено, что в соответствии с постановлениями администрации Усть-Донецкого городского поселения Усть-Донецкого района от 13 февраля 2015 г. № 17, администрации Апаринского сельского поселения Усть-Донецкого района от 16 февраля 2015 г. № 24, администрации Крымского сельского поселения Усть-Донецкого района от 30 января 2015 г. № 9, администрации Раздорского сельского поселения Усть-Донецкого района от 4 марта 2015 г. № 16, администрации Пухляковского сельского поселения Усть-Донецкого района от 10 марта 2015 г. № 29, администрации Мелиховского сельского поселения Усть-Донецкого района от 29 декабря 2014 г. № 172, администрации Верхнекундрючинского сельского поселения Усть-Донецкого района от 26 декабря 2016 г. № 154, ГУП РО «УРСВ» наделено статусом гарантирующей организации и оказывает услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на территории Усть-Донецкого района.

ГУП РО «УРСВ» 19 апреля 2019 г. обратилось в регулирующий орган с заявлением об установлении долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2020-2024 гг. и о корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2020 г. (л.д.126-135 том 1), которое поступило в РСТ 24 апреля 2019 г.

В отношении филиала «Усть-Донецкий» ГУП РО «УРСВ» было заявлено об установлении долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2020-2024 гг. методом индексации (второй долгосрочный период регулирования).

Согласно пункту 16 Правил регулирования тарифов и пункту 5 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденный Приказом ФСТ России от 16 июля 2014 г. № 1154-э, предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности и необходимых обосновывающих материалов, указанных в пункте 17 Правил регулирования тарифов.

ГУП РО «УРСВ» предоставлены обосновывающие материалы, согласно перечня к заявлению.

30 апреля 2019 г. органом регулирования открыто дело № 40.3/431/30.04.2019 с целью установлении тарифов на услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» филиал «Усть-Донецкий» на 2020-2024 гг. с применением метода индексации, о чем ГУП РО «УРСВ» уведомлено извещением от 30 апреля 2019 г. за № 40.3/431 (л.д. 136 том 1).

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки.

Согласно подпункту «а» пункта 79 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относится, в том числе базовый уровень операционных расходов.

Пунктом 79 (1) Основ ценообразования установлено, что долгосрочные параметры регулирования тарифов, за исключением параметров нормативного уровня прибыли, определяются в соответствии с разделом VIII Основ ценообразования.

Состав расходов, включаемых в базовый уровень операционных расходов, определен пунктом 61 Основ ценообразования, как производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов, а также расходов на химические реагенты), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы (за исключением расходов по сомнительным долгам).

В составе производственных расходов подлежат учету расходы на оплату труда и страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда основного производственного персонала (подпункт «г» пункта 39 Основ ценообразования); в составе ремонтных расходов - расходы на оплату труда и страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда ремонтного персонала (подпункт «в» пункта 40 Основ ценообразования); в составе административных расходов - расходы на оплату труда и страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда административно-управленческого персонала (подпункт «б» пункта 41 Основ ценообразования).

ГУП РО «УРСВ» заявило расходы на оплату труда по услугам холодное водоснабжение (питьевая вода), водоотведение и холодное водоснабжение (техническая вода) исходя из размера тарифной ставки рабочего первого разряда производственного / административного персонала, по каждому виду регулируемой деятельности соответственно: 6 321,39 / 6 321,39 руб. (л.д.13 приложения, л.д. 224 том 1), 5 788,80 / 5795,92 руб. (л.д.30 приложения, л.д. 225 том 1), 5 788,80 / 5795,92 руб. (л.д.21 приложения, л.д. 226 том 1).

Как следует из экспертного заключения по делу от 12 декабря 2019 г., по всем видам регулируемой деятельности базовая ставка рабочего первого разряда была применена в размере 6678,00 руб. (л.д.204-238 том 1).

Для расчета тарифной ставки РСТ исходила из заявки, руководствовалась Положением об оплате труда и материальном стимулировании работников ГУП РО «УРСВ», утвержденным 29 декабря 2018 г., штатными расписаниями, расчетными таблицами на 2020-2024 гг. и условиями регионального тарифного соглашения по ЖКХ Ростовской области без учета дополнительного соглашения.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Пунктом 17 Методических указаний предусмотрено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с приложениями 2.2, 2.2.1 к Методическим указаниям.

При этом в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.

В сфере водоснабжения и водоотведения действуют два отраслевых тарифных соглашения: Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 г. (далее - ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 гг., утвержденное 8 декабря 2016 г.) и Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 16 марта 2017 г. (далее - ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 гг., утвержденное 16 марта 2017 г.).

Согласно статье 48 Трудового кодекса Российской Федерации по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

Специальный порядок присоединения организаций к отраслевому тарифному соглашению путем направления письма о присоединении к соглашению либо путем подписания соответствующего соглашения (договора) для последующего включения в региональный реестр участников определен разделом 11 «Заключительные положения» ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 гг., утвержденного 16 марта 2017 г.

При этом Министр труда и социальной защиты Российской Федерации не направлял работодателям, не участвовавшим в заключении ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 гг., утвержденного 16 марта 2017 г., предложение присоединиться к данному соглашению в порядке статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 11.8 названного соглашения и отсутствие работодателя организации в региональном реестре участников данного Отраслевого тарифного соглашения свидетельствует о неприсоединении к данному соглашению и невозможности применения его параметров.

Тогда как письмом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2017 г. № 14-4/10/В-835 работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства официально предложено присоединиться к ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 гг., утвержденному 8 декабря 2016 г., или представить в 30-дневный срок мотивированный отказ. В отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к соглашению, оно будет считаться распространенным на этих работодателей.

Пунктом 10.4 ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 гг., утвержденного 8 декабря 2016 г., предусмотрено условие о присоединении к данному соглашению любых работодателей, в том числе добровольно, либо организаций жилищно-коммунального хозяйства, согласно названному письму Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2017 г. № 14-4/10/В-835, или представлении в 30-дневный срок мотивированного отказа.

Поскольку ГУП РО «УРСВ» не направляло мотивированный письменный отказ от присоединения к ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 гг., утвержденному 8 декабря 2016 г., его действие считается распространенным и на данную регулируемую организацию.

Согласно пункту 1.8 ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 гг., утвержденного 8 декабря 2016 г., соглашение является обязательным к применению при заключении коллективных договоров, региональных отраслевых соглашений и индивидуальных трудовых договоров для организаций, на которые оно распространяется.

В соответствии с пунктом 1.12 указанного соглашения в тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

Пунктом 1.13 ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 гг., утвержденного 8 декабря 2016 г. установлено, что настоящее соглашение вступило в силу с 1 января 2017 г. и пролонгировано согласно положениям части 2 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации до 31 декабря 2022 г. включительно.

Минимальная месячная тарифная ставка по оплате труда рабочего первого разряда в организации коммунального водоснабжения и водоотведения на 1 января 2020 г. установлена не ниже 10 746 руб., о чем, в соответствии с пунктом 2.4 ОТС, доведено письмом Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения от 15 марта 2019 г. № 01/56-В, Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения от 14 марта 2019 г. № 24-АК/2019 «Об индексации минимальных месячных тарифных ставок рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2020 - 2022 годы».

Согласно дополнительному соглашению № 3 от 13 ноября 2019 г. (регистрационный № 115/20-1 от 13 января 2020 г.) к отраслевому тарифному соглашению по жилищно-коммунальному хозяйству Ростовской области на 2017-2019 гг. утвержденному Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области 25 ноября 2016 г., тарифная ставка рабочего первого разряда, установлена в размере 8 239,00 руб., то есть размер тарифной ставки меньше, чем в федеральном отраслевом тарифном соглашении.

В рассматриваемом случае условия регионального отраслевого тарифного соглашения ухудшают условия работников ГУП РО «УРСВ» по сравнению с показателем федерального отраслевого тарифного соглашения.

Таким образом, административный истец вправе при расчете расходов на оплату труда рассчитывать на применение положений ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 гг., утвержденного 8 декабря 2016 г.

Исчисление базового уровня операционных расходов по всем видам регулируемой деятельности (на питьевую воду в размере 30 423,48 тыс. руб., на техническую воду в размере 333,05 тыс. руб., на водоотведение в размере 12 624,60 тыс. руб.) исходя из ставки 6 678,00 руб., без учета указанного в ОТС в ЖКХ РФ размера минимальной тарифной ставки рабочего первого разряда привело к неверному определению размера тарифов. Расчет является неправомерным и экономически необоснованным, не позволяющим административному истцу выполнять вытекающие из тарифного соглашения обязательства перед работниками.

Расходы на оплату труда подлежат пересчету, как и производные от них отчисления на социальные нужды.

Тот факт, что ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 гг., утвержденное 8 декабря 2016 г. не представлялось регулируемой организацией в материалы дела об установлении тарифов, не является основанием для неприменения его параметров, поскольку тексты соглашения и письма Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2017 г. № 14-4/10/В-835, размещены в информационно-правовых базах и сети «Интернет».

В соответствии с пунктом 20 Правил регулирования тарифов и пунктом 13 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения.

Сведения предоставленные ГУП РО «УРСВ» в расчетных таблицах без учета тарифной ставки, утвержденной отраслевым тарифным соглашением, как и сведения, содержащиеся в Положении об оплате труда и материальном стимулировании работников ГУП РО «УРСВ», утвержденном 29 декабря 2018 г. (л.д.108-109 том 2), не освобождали РСТ от анализа документов, в том числе, на предмет распространения положений ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 гг., утвержденного 8 декабря 2016 г. на регулируемую организацию, не являлись правовым основанием для игнорирования требований пунктов 52 Основ ценообразования и 17 Методических указаний, подлежащих обязательному исполнению при определении расходов на оплату труда, не исключали возможность учета этих расходов на долгосрочный период регулирования, исходя из норм указанного отраслевого тарифного соглашения.

Положения пункта 1.9 ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 гг., утвержденного 8 декабря 2016 г., вопреки доводам представителей органа регулирования, не свидетельствуют о возможности устанавливать тарифы без учета расходов работодателей, предусмотренных указанным соглашением.

Доводы представителей РСТ об отсутствии в ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 гг., утвержденном 8 декабря 2016 г., перечня организаций на которые оно распространяется не могут служить обстоятельством в пользу позиции административного ответчика, поскольку указанное тарифное соглашение распространяет свое действие на ГУП РО «УРСВ» по умолчанию, в силу условия, содержащегося в пункте 10.4, вне зависимости от последующего подписания Соглашения от 21 января 2021 г. об участии в отраслевой системе социального партнерства (ОССП), присоединении к ОТС и включения ГУП РО «УРСВ» в Реестр участников ОССП (л.д.14-15 том 2).

Суд отклоняет доводы представителей административного ответчика основанные на содержании письма Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения (л.д.22-25 том 2) поскольку оно не является нормативным правовым актом.

Суд рассмотрел довод представителя административного ответчика о едином размере ставки рабочих первого разряда для всех территорий обслуживания ГУП РО «УРСВ» и установил, что апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 1 июня 2021 г., принятым по результату рассмотрения апелляционной жалобы Региональной службы по тарифам Ростовской области, поданной на решение Ростовского областного суда от 10 декабря 2020 г. по административному делу по административному иску ГУП РО «УРСВ» об оспаривании постановления Региональной службы по тарифам от 11 августа 2020 г. № 32/2 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения ГУ РО «УРСВ» (ИНН 6167110467), ПУ «Зерноградский», Зерноградский район, с момента официального опубликования постановления по 31 декабря 2025 г.», постановления РСТ от 11 августа 2020 г. № 32/1 «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения ГУП РО «УРСВ» (ИНН 6167110467), ПУ «Зерноградский», Зерноградский район, с момента официального опубликования постановления по 31 декабря 2025 г.», признан неправомерным и экономически необоснованным расчет РСТ заработной платы без учета минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, предусмотренной ОТС в ЖКХ на 2017-2019 гг., утвержденным 8 декабря 2016 г., в отношении ГУП РО «УРСВ» ПУ «Зерноградский», Зерноградский район.

С учетом всех изложенных обстоятельств суд приходит к выводу, что произведенные административным ответчиком расчеты расходов на оплату труда включаемых в необходимую валовую выручку ГУП РО «УРСВ» филиал «Усть-Донецкий» не соответствуют общим принципам государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения предусмотренным подпунктами 4, 5 части 2 статьи 3 Закона о водоснабжении, нарушают экономические интересы ГУП РО «УРСВ» и не способствуют поддержанию разумного баланса интересов организации и потребителей.

Административное исковое заявление ГУП РО «УРСВ» подлежит удовлетворению, приложение № 1, приложение № 2 в части определенного базового уровня операционных расходов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20 декабря 2019 г. № 68/2 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН 6167110467), филиал «Усть-Донецкий» на 2020-2024 годы» следует признать недействующим.

Оспариваемый нормативный правовой акт применялся для регулирования правоотношений в соответствующей сфере, таким образом, в соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ он подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ суд возлагает на административного ответчика обязанность принять замещающий правовой акт с учетом выводов, касающихся расходов на оплату труда.

Во исполнение пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ суд возлагает на административного ответчика обязанность в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу опубликовать сообщение о его принятии в официальном периодическом печатном издании «Собрание правовых актов Ростовской области».

При обращении в суд административным истцом понесены расходы на уплату государственной пошлины в установленном статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размере 4500 руб. На основании части 1 статьи 103, части 1 статьи 111 КАС РФ данные расходы подлежат возмещению административным ответчиком.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л :

административные исковые требования государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приложение № 1, приложение № 2 в части определенного базового уровня операционных расходов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20 декабря 2019 г. № 68/2 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН 6167110467), филиал «Усть-Донецкий» на 2020-2024 годы».

Обязать Региональную службу по тарифам Ростовской области принять заменяющий нормативный правовой акт в части, в которой постановление от 20 декабря 2019 г. № 68/2 признано недействующим настоящим решением суда.

Взыскать с Региональной службы по тарифам Ростовской области в пользу государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 руб.

Обязать Региональную службу по тарифам Ростовской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о его принятии в официальном периодическом печатном издании «Собрание правовых актов Ростовской области».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 2 июня 2022 г.

Судья О.В.Журба