ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1124/19 от 19.05.2020 Московского областного суда (Московская область)

Дело <данные изъяты>а-218/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ Р. Ф.

19 мая 2020 года <данные изъяты>

<данные изъяты>

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Першиной С.В.

с участием прокурора Смирновой М.В.

при помощнике судьи Куулар А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <данные изъяты>а-218/2020 по административному исковому заявлению Гончарова С. А. о признании <данные изъяты> от <данные изъяты>г. <данные изъяты>- ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» недействующим в части в части пункта 28.1 статьи 1 в части слов «60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины)».

у с т а н о в и л:

Постановлением Московской областной Думы от <данные изъяты><данные изъяты>-П принят Закон Московской области № 36/2006-ОЗ от 23 марта 2006 года «О социальной поддержке отдельных категорий граждан Московской области» (далее - Закон Московской области № 36/2006-ОЗ).

Статья <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ устанавливает меры социальной поддержки для граждан отдельных категорий с их перечислением.

Законом Московской области от 25 сентября 2018 года № 153/2018-ОЗ (в ред. законов Московской области от 28.01.2019 № 3/2019-ОЗ, от 15 ноября 2019 года № 233/2019-ОЗ) в статью 1 Закон Московской области № 36/2006-ОЗ введён пункт 28.1, которым право на получение мер социальной поддержки имеют лица, достигшие предпенсионного возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), имеющие страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением лиц, указанных в пунктах 28 и 33 настоящей статьи.

Гончаров С.А. (далее, в том числе, административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Закона Московской области № 36/2006-ОЗ в части указания <данные изъяты> мужчины и женщины) в пункте 28.1 статьи 1.

Как указывает административный истец, оспариваемая часть пункта 28.1 статьи 1 Закона Московской области № 36/2006-ОЗ противоречит федеральному законодательству.

Так, в соответствии со статьёй 5 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 11 декабря 2018 года) к гражданам предпенсионного возраста относятся граждане в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно.

Согласно статье 144.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, введенная Федеральным законом от 03.10.2018 N 352-ФЗ, под предпенсионным возрастом понимается возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от 6 марта 2019 года) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

По мнению административного истца, в соответствии с приложением 6 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию у него появляется по достижении 63 лет, то есть с <данные изъяты>.

Как лицо, награждённое нагрудным знаком «Почётный донор России» в силу пункта 28.1 статьи <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ в последующих редакциях, административный истец обратился в Территориальное структурное подразделение Министерства социального развития <данные изъяты> Протвинское управление социальной защиты населения с заявлением о предоставлении ему социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг.

<данные изъяты>, административному истцу направлен отказ, поскольку он не относится к категории граждан, имеющих право на государственную услугу.

Административный истец считает, что оспариваемое положение <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ противоречит нормам федеральных законов и нарушают его права.

Представителем административного ответчика – <данные изъяты> Думы на административное исковое заявление Гончарова С. А. принесены письменные возражения, в которых отмечается несостоятельность его доводов в обоснование административного иска.

Представитель административного ответчика указывает, что помимо Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и Уголовного кодекса Российской Федерации правовые нормы, применительно к лицам предпенсионного возраста, на которые ссылается Гончаров С. А., содержатся и в Налоговом кодексе Российской Федерации, при этом обращается внимание на то, что определение лиц предпенсионного возраста в указанных законах различно и применяется исключительно в целях регулирования сферы правоотношений, определенных конкретным законом.

Однако все вышеуказанные федеральные законы не регулируют вопросы предоставления мер социальной поддержки лицам предпенсионного возраста, устанавливаемые субъектами Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и федеральное законодательство не содержит правовых норм обязывающих субъекты Российской Федерации устанавливать меры социальной поддержки либо конкретные способы и условия их предоставления лицам предпенсионного возраста.

Вместе с тем, в соответствии с положениями о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты, установленными Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено право устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (подпункт 24 пункта 2 статьи 263, статья 263-1).

В целях адаптации к новым условиям пенсионного обеспечения и сохранения действующих мер социальной поддержки лицам, для которых с 1 января 2019 года измелились сроки выхода на пенсию и, как следствие, сроки реализации права на установленные законодательством льготы, законами Московской области № 153/2018-ОЗ и № 3/2019-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области, регулирующие предоставление мер социальной поддержки», были внесены изменения в базовый Закон, связанные с установлением с 1 января 2019 года мер социальной поддержки лицам предпенсионного возраста.

Как указывает административный ответчик, именно в указанных целях перечень категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области (статья1), для которых Законом № 36/2006-ОЗ установлены меры социальной поддержки, дополнен новой категорией – лица, достигшие предпенсионного возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), имеющие страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 281).

Для социальной защиты лиц, достигших предпенсионного возраста (мужчины 60 лет, женщины 55 лет) и награжденных знаком «Почетный донор СССР» или «Почетный донор России» (часть 4 статьи 142), сохранены (на переходный период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года) меры социальной поддержки, установленные законодательством Московской области для пенсионеров, награжденных знаком «Почетный донор СССР» или «Почетный донор России»(статья 11).

Таким образом, право на меры социальной поддержки, установленные частью 4 статьи 142 Закона № 36/2006-ОЗ, для лиц предпенсионного возраста (мужчины 60 лет, женщины 55 лет) и награжденных знаком «Почетный донор СССР» или «Почетный донор России», административный истец может реализовать при достижении им возраста 60 лет.

Московская областная Дума просит отказать Гончарову С. А. в удовлетворении административного иска (68-72).

По существу аналогичного содержания представлены суду письменные возражения заинтересованными лицами – Министерством социального развития Московской области и Губернатором Московской области (л. д. 81-86, 87-90).

В судебное заседание истец, представитель Московской областной Думы не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

В судебном заседании представители административного ответчика Губернатора Московской области, заинтересованного лица Министерства социального развития Московской области просили Гончарову С. А. отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Заслушав объяснения представителей административного ответчика, заинтересованных лиц, заключение прокурора прокуратуры <данные изъяты>Смирновой М.В., полагавшей отказать Гончарову С. А. в удовлетворении заявленного требования, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, Закон Московской области № 36/2006-ОЗ принят постановлением Московской областной Думы от 15 марта 2006 № 5/171-П, подписан Губернатором Московской области и опубликован в официальном издании – газете «Ежедневные Новости. Подмосковье» № 56, 01 марта 2006 года.

В указанный Закон вносились изменения в части установления мер социальной поддержки лицам предпенсионного возраста, к числу которых относятся:

- Закон Московской области № 153/2018-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области, регулирующие предоставление мер социальной поддержки» принят постановлением Московской областной Думы от 20 сентября 2018 года № 4/61-П, подписан Губернатором Московской области и опубликован на официальном интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 27 сентября 2018 года; официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28 сентября 2018 года, официальном издании – газете «Ежедневные Новости. Подмосковье» № 184, 02 октября 2018года;

- Закон Московской области № 3/2019-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области, регулирующие предоставление мер социальной поддержки» принят постановлением Московской областной Думы от 17 января 2019 года № 8/72-П, подписан Губернатором Московской области и опубликован на официальном интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 30.01.2019, официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01 февраля 2019 года, официальном издании – газете «Ежедневные Новости. Подмосковье» № 21, 06 февраля 2019 года.

Согласно статье 1 Закона Московской области от 23.07.2018 №135/2018-ОЗ «О Московской областной Думе» Московская областная Дума является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти московской области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Московской области от 01.06.1994 № 3/94-ОЗ «О Московской областной Думе», действующим на момент принятия Закона № 36/2006-ОЗ, Московская областная Дума являлась постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Московской области.

В силу пункта 2 статьи 7 Закона Московской области от 23.04.2003 № 41/2003-ОЗ «О Губернаторе Московской области» Губернатор Московской области обнародует законы Московской области, удостоверяя их обнародование путем подписания, либо отклоняет законы, принятые Московской областной Думой.

Ввиду положений статей 15, 20 Закона Московской области от 20.11.1996 № 52/96-ОЗ «О порядке принятия, обнародования, вступления в силу и хранения Устава Московской области и законов Московской области» закон подлежит официальному опубликованию в газете «Ежедневные новости. Подмосковье».

Таким образом, при принятии Законов № 36/2006-ОЗ, № 153/2018-ОЗ, № 3/2019-ОЗ соблюдены требования, устанавливающие полномочия Московской областной Думы на принятие указанных Законов, форму правового акта, порядок принятия и введения его в действие, в т.ч. порядок опубликования. Данное обстоятельство стороны не оспаривают.

Указанные Законы в целом, а также оспариваемые административным истцом пункт Закона № 36/2006-ОЗ (в редакции Законов № 153/2018-ОЗ,№ 3/2019-ОЗ) соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как следует из содержания преамбулы Закон № 36/2006-ОЗв соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации устанавливает меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области, а также определяет порядок установления мер социальной поддержки Правительством Московской области для иных категорий граждан вне зависимости от их проживания на территории Московской области.

В соответствии с ч.1 ст.1 Закона № 36/2006-ОЗ в категории граждан, для которых меры социальной поддержки установлены Законом № 36/2006-ОЗ, согласно внесенному в него п.28.1 ст.1 Закона № 36/2006-ОЗ предоставление мер социальной поддержки предусмотрено для лиц, достигших предпенсионного возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), имеющих страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанные категории граждан «60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины)» установлены в соответствии с положениями федерального законодательства в области пенсионного обеспечения.

Включение указанной категории граждан в Московской области в категории граждан, которым предусмотрено предоставление мер социальной поддержки на основании Закона № 36/2006-ОЗ, обусловлено внесением изменений в положения ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в части повышения общеустановленного пенсионного возраста.

Таким образом, с учетом положений федерального законодательства в Московской области установлены гарантии получения мер социальной поддержки для лиц предпенсионного возраста (60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Согласно положениям ст. 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Положениями статьи 20 Закона № 36/2006-ОЗ установлено, что за счет средств бюджета Московской области осуществляется финансирование расходов по обеспечению социальной поддержки лиц, указанных в Законе № 36/2006-ОЗ, в том числе лиц, предусмотренных п.28.1 ст.1 Закона № 36/2006-ОЗ. Таким образом, за счет средств бюджета Московской области осуществляется финансирование расходов по обеспечению социальной поддержки лиц, достигших предпенсионного возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), имеющих страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно материалам дела, административный истец является почетным донором России.

Положениями ст. 11 Закона № 36/2006-ОЗ для лиц, награжденных знаком «Почетный донор СССР» или «Почетный донор России» установлены дополнительные меры социальной поддержки в виде бесплатного проезда и компенсации оплаты коммунальных услуг. При этом компенсации по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, награжденным знаком «Почетный донор СССР» или «Почетный донор России» при условии, что они являются получателями пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями Закона № 36/2006-ОЗ в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года лицам предпенсионного возраста предоставляются меры социальной поддержки аналогичные мерам социальной поддержки, предусмотренным для пенсионеров, в том числе являющихся ветеранами труда, ветеранами военной службы и лицами, награжденными знаком «Почетный донор СССР» или «Почетный донор России».

Согласно пункта 4 статьи 14.2 Закона лицам, указанным в п.28.1 ст.1 Закона, награжденным знаком «Почетный донор СССР» или «Почетный донор России», предоставляются следующие меры социальной поддержки:

ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение), обращение с твердыми коммунальными отходами);

лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов:

стоимости платы за твердое топливо при наличии печного отопления и транспортных услуг для его доставки;

стоимости платы за природный газ или бытовой газ в баллонах и электроэнергию, используемые для отопления в объемах, соответствующих нормативам расхода тепловой энергии на указанные цели.

Ежемесячная денежная компенсация предоставляется в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти Московской области, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Установленные меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от формы собственности жилищного фонда.

В соответствии с ч.3 ст.23 Закона срок действия положения ст.14.2 Закона № 36/2006-ОЗустановлен по 31 декабря 2023 года, что аналогично сроку действия п.28.1 ст.1 Закона № 36/2006-ОЗ, и не противоречит положениям вышеуказанного федерального закона.

Таким образом, в связи с изменением положений пенсионного законодательства Российской Федерации в части повышения общеустановленного пенсионного возраста, в Московской области реализован комплекс мероприятий, направленных на защиту прав граждан предпенсионного возраста(60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), и указанным лицам сохранены региональные меры социальной поддержки на уровне, существовавшем до вышеуказанных изменений законодательства. Права административного истца при этом не нарушены.

Поскольку для социальной защиты лиц, достигших предпенсионного возраста (мужчины 60 лет, женщины 55 лет) и награжденных знаком «Почетный донор СССР» или «Почетный донор России» (часть 4 статьи 14.2) сохранены (на переходный период с 01 января 2019г. по 31 декабря 2023г.) меры социальной поддержки, установленные законодательством Московской области для пенсионеров, награжденных законом «Почетный донор СССР» или «Почетный донор России ) (статья 11), право на меры социальной поддержки, установленные частью 4 статьи 14.2 Закона № 36/2006-ОЗ административный истец может реализовать при достижении им возраста 60 лет.

Требование административного истца об изложении оспариваемого положения в иной редакции также не основано на положениях действующего законодательства и не подлежит удовлетворению.

Административным истцом не представлено в материалы дела доказательств нарушения оспариваемыми нормами закона его прав и свобод, не указано, в чем выразилось нарушение прав административного истца.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые административным истцом положения Закона № 36/2006-ОЗ приняты в пределах полномочий органов государственной власти Московской области, не противоречат нормам федерального законодательства и не нарушают прав административного истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

отказать в удовлетворении административного искового заявления Гончарова С. А. о признании Закона Московской области от 23 марта 2006г. № 36/2006- ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» недействующим в части пункта 28.1 статьи 1 в части слов «60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины)».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение одного месяца.

Судья С.В. Першина