ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1124/20 от 07.07.2020 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 июля 2020 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Родиной Т.А.

при секретаре Филатовой К.П.

с участием прокурора Атяскиной О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1124/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании нормативного правового акта в части,

с участием представителя ФИО1 ФИО2,

министерства имущественных отношений Самарской области ФИО3,

У с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033 в реакции приказов № 3265 от 25 декабря 2015 года, № 3434 от 30 декабря 2015 года, в части включения в него в пункт жилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Требования обоснованы тем, что в названный пункт Перечня включено жилое помещение с кадастровым номером , не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку оно является квартирой и используется для проживания административного истца с семьей, расположено в здании многоквартирного жилого дома и не предназначено для размещения офисных, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания. Включение указанного объекта недвижимости в Перечень незаконно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере, что влечет нарушение его прав.

Представитель административного истца ФИО2 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области ФИО3 заявленные требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях, сославшись на то, что объект недвижимости включен в Перечень на основании информации, представленной министерством управления финансами Самарской области, согласно которой спорный объект в рамках муниципального контроля признан объектом, используемым для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Заинтересованное лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 18 по Самарской области не направила в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленное требование подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование следует удовлетворить.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033 утвержден Перечень на 2016 год. Приказом № 3265 от 25 декабря 2015 года в указанный приказ внесены изменения, согласно которым в пункт включено жилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

Приказ министерства от 30 ноября 2015 года № 3033 опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ruв информационно-телекоммуникационной сети Интернет в подразделе «Законодательные инициативы» раздела «Законодательство» в день его принятия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации ( в редакции на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Согласно пунктам 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежит жилое помещение с кадастровым номером площадью 59,5 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости данное помещение имеет назначение и наименование – жилое помещение.

По сведениям технического паспорта в указанном помещении расположены жилые помещения (14,2 кв. м, 22,4 кв. м), кухня (10,1 кв. м.), ванная (2,7 кв. м.), санузел (1,5 кв. м), коридор ( 9,2 кв. м.), что не подразумевает предназначение этих помещений для использования в качестве офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Министерство имущественных отношений Самарской области включило жилое помещение в Перечень на основании информации, представленной министерством управления финансами Самарской области, согласно которой спорный объект в рамках муниципального контроля признан объектом, используемым для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания

Вместе с тем, установлено, что указанное жилое помещение решением Малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов от 17 сентября 1992 года «Об утверждении уточненного перечня муниципальной собственности г. Самары» ранее было включено в реестр муниципальной собственности г. Самары.

С 28 июля 2016 года оно находится в собственности административного истца на основании договора передачи квартир в собственности в порядке приватизации.

Жилое помещение расположено в здании многоквартирного дома с кадастровым номером , которое, в свою очередь, располагается на земельном участке с кадастровым номером , разрешенным использованием которого является занимаемый многоквартирным жилым домом, который не подразумевает размещение на нём офисных объектов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Мероприятия по определению фактического использования жилого помещения на момент утверждения оспариваемого нормативного правового акта министерством имущественных отношений не проводились.

Административным истцом представлен акт осмотра объекта недвижимости, выполненный им самим с участием представителя от 7 мая 2020 года, подтверждающий использование помещения по его назначению в качестве жилого помещения.

Достоверных доказательств, подтверждающих использование жилого помещения в качестве офисного, торгового объекта, объекта общественного питания или бытового обслуживания, административный ответчик не представил.

Информация, представленная министерством управления финансами Самарской области, не может быть принята судом во внимание, поскольку она содержит недостоверную информацию о собственнике жилого помещения (вместо административного истца собственником помещения указана ФИО4), и кроме того, указанная информация не содержит обоснований, по которым объект недвижимости признан объектом, используемым в качестве офисного, торгового объекта, объекта общественного питания или бытового обслуживания.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что включение жилого помещения с кадастровым номером в Перечень не соответствует критериям, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с этим требования административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года № 3265, в части включения в него под пунктом жилого помещения с кадастровым номером подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2016 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования ФИО1 удовлетворить.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года № 3265, в части включения в него под пунктом жилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с даты принятия.

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А.Родина Мотивированное решение изготовлено 8 июля 2020 года.