дело № 3а-1128/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор.Брянск 25 августа 2021 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Богородской Н.А.,
при секретаре Понкрашовой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузиной Тамары Владимировны об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л :
Кузина Т.В. обратилась в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года принадлежащего ей на праве собственности магазина с котельной, назначение: нежилое, площадью 189,4 кв.м, кв.м, кадастровый №, расположенного по адресу:<адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 4 884 744,29 руб., ссылаясь на то, что кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости не соответствует рыночной стоимости, что влечет нарушение ее прав, как налогоплательщика.
Уточнив заявленные требования, административный истец просит установить кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 2 146 000 руб.
Административный истец Кузина Т.В. и ее представитель Соловей А.П. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не заявлено. В ходатайстве от 25 августа 2021 года представитель административного истца Соловей А.П. просит рассмотреть административное дело в ее отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Административные ответчики – управление имущественных отношений Брянской области, управление Росреестра по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», заинтересованные лица – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, администрация гор.Сельцо и Соломатова С.В. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители указанных административных ответчиков и заинтересованных лиц, заинтересованное лицо Соломатова С.В. в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не заявлено.
В отзыве на административный иск, поступившем в суд 09 апреля 2021 года, представитель административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области Ребеко О.Е. возражает против удовлетворения административного иска, поскольку установление кадастровой стоимости спорного объекта в размере его рыночной стоимости в соответствии с предоставленным административным истцом отчетом об оценке, приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области. Право административного истца на установление кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости не оспаривает.
В ходатайстве от 20 августа 2021 года представитель административного ответчика – управления Росреестра по Брянской области Корчигина О.В. просит рассмотреть административное дело в отсутствие представителя управления Росреестра по Брянской области. В ранее представленных возражениях на административный иск от 09 апреля 2021 года представителем управления Росреестра по Брянской области Богушевской Н.С. указано, что заявленные в суд требования сводятся к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое управлением Росреестра по Брянской области не оспаривается, а также не оспаривается представленный отчет об оценке рыночной стоимости спорного объекта. Управление Росреестра по Брянской области административные исковые требования в части привлечения в качестве административного ответчика не признает, поскольку, как орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, права и законные интересы заявителя не нарушало, по существу заявленных требований не возражает.
Представитель административного ответчика – ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» Ребеко О.Е. в отзыве на иск, поступившем в суд 09 апреля 2021 года против удовлетворения заявленных требований возражает, указав, что полученный оценщиком результат рыночной стоимости спорного объекта не соответствует действительности, объекты, идентичные по характеристикам и местоположению, невозможно приобрести на открытом рынке по данной стоимости. Право административного истца на установление кадастровой стоимости спорного объекта в размере рыночной не оспаривает.
В отзыве на административное исковое заявление от 30 марта 2021 года представителем заинтересованного лица - главой администрации города Сельцо Васюковым И.Л. указано, что доказательств недостоверности величины стоимости объекта оценки административным истцом не представлено. Полагает, что административным истцом избран ненадлежащий способ защиты своих прав и законных интересов, т.к. вопрос о достоверности величины стоимости объекта оценки может рассматриваться в рамках отдельного спора по поводу сделки, изданного акта или принятого решения. Удовлетворение заявленных административных требований Кузиной Т.В. в значительной степени затронет права и законные интересы муниципального образования «Сельцовский городской округ» и повлечет социальную напряженность в Сельцовском городском округе, т.к. на сумму выпадающих доходов местного бюджета Сельцовского городского округа появятся существенные препятствия при реализации вопросов местного значения, согласно статье 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления». Просит отказать в удовлетворении административного иска.
В соответствии с требованиями статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Кузиной Т.В. и ее представителя Соловей А.П., представителей административных ответчиков – управления имущественных отношений Брянской области, управления Росреестра по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», заинтересованных лиц – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, администрации гор.Сельцо и заинтересованного лица Соломатовой С.В.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость. К заявлению об оспаривании прилагается отчет об оценке рыночной стоимости (часть 7, пункт 3 части 9 статьи 22 названного Федерального закона).
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года N 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства: зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Брянской области, и результаты определения кадастровой стоимости земельных участков всех категорий земель, расположенных на территории Брянской области: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли полного фонда; земли запаса.
Как следует из материалов административного дела, административному истцу Кузиной Т.В. и заинтересованному лицу Соломатовой С.В. на праве общей долевой собственности принадлежит объект недвижимости – назначение:нежилое, наименование: магазин с котельной, площадью 189,4 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей:1, в том числе подземных 0, кадастровый №, адрес:<адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 05 октября 2020 года № КУВИ-002/2020-25455206 кадастровая стоимость здания, кадастровый №,адрес:<адрес>, составляет 4 884 744,29 руб. Сведения о дате утверждения кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости - 23 января 2020 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 01 января 2019 года. Дата начала применения кадастровой стоимости 01 января 2020 года.
Из информации, предоставленной ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» и акта об определении кадастровой стоимости от 29 января 2021 года № АОКС-32/2021/00024 следует, что 21 января 2021 года ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» произведен перерасчет кадастровой стоимости указанного объекта, т.к. изменились характеристики объекта: высота, площадь ОКС, процент износа. Кадастровая стоимость объекта по состоянию на 21 января 2021 года составляет 2 298 957,48 руб.
В соответствии с требованиями статей 400 и 401 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие правом собственности на жилой дом; квартиру, комнату; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение, являются плательщиками налога на имущество физических лиц.
Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», участник долевой собственности самостоятельно участвует в налоговых правоотношениях и может реализовать свое право на пересмотр кадастровой стоимости независимо от согласия других сособственников (пункт 1 статьи 45, пункт 2 статьи 392, пункт 3 статьи 408 НК РФ, статья 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Таким образом, права и обязанности административного истца Кузиной Т.В., как налогоплательщика, затронуты результатами определения кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости и она вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении спорного объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 19 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Административный истец Кузина Т.В., оспаривая кадастровую стоимость указанного в административном иске объекта недвижимости, в обоснование заявленных требований представила отчет об оценке от 24 декабря 2020 года № 24-12/20, выполненный ООО «Агентство оценки «Брянская недвижимость», согласно которому по состоянию на 01 января 2019 года рыночная стоимость объекта капитального строительства здание (нежилое здание, магазин с котельной), общей площадью 189,4 кв.м, с кадастровым №,адрес:<адрес>, составляет 2 146 000 руб.
В связи с существенной разницей между установленной кадастровой стоимостью спорного объекта недвижимости и его рыночной стоимостью, определенной в отчете об оценке, представленном административным истцом, учитывая возражения представителя административных ответчиков – управления имущественных отношений Брянской области и ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» против удовлетворения заявленных требований, в ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административного истца Соловей А.П. по делу была назначена судебная оценочная экспертиза на предмет соответствия представленного отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, производство которой поручено экспертам ООО «РосЭкспертЪ».
Согласно заключению эксперта ООО «РосЭкспертЪ» ФИО1 от 15 июля 2021 года № 159-21 отчет от 24 декабря 2020 года № 24-12/20, выполненный ООО «Агентство оценки «Брянская недвижимость», об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства - здание (нежилое здание, магазин с котельной), общей площадью 189,4 кв.м, с кадастровым номером №,адрес:<адрес>, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в связи с чем рыночная стоимость указанного в административном иске объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2019 года не устанавливалась.
Оценивая заключение эксперта ООО «РосЭкспертЪ» ФИО1 от 15 июля 2021 года № 159-21 в соответствии с пунктом 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признает его надлежащим доказательством по делу, поскольку экспертиза проведена в соответствии с требованиями действующего процессуального законодательства, в заключении приведены ссылки на нормативные акты и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы. Эксперт ФИО1 является действительным членом Саморегулируемой организации «Региональная ассоциация оценщиков», имеет необходимые дипломы и квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, на основании чего сделаны выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Оснований для сомнения в правильности, беспристрастности и объективности эксперта не имеется.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами доказательств, опровергающих указанное заключение эксперта, не представлено.
Таким образом, учитывая, что административным истцом выполнена возложенная на нее обязанность по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, а административными ответчиками и заинтересованными лицами не опровергнуты представленные доказательства об определении рыночной стоимости принадлежащего административному истцу объекта недвижимости, а также принимая во внимание, что данные об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, которые могли бы опровергнуть отчет об оценке от 24 декабря 2020 года № 24-12/20, выполненный ООО «Агентство оценки «Брянская недвижимость», и заключение эксперта ООО «РосЭкспертЪ» ФИО1 от 15 июля 2021 года № 159-21, отсутствуют, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Кузиной Т.В. и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – назначение:нежилое, наименование: магазин с котельной, площадью 189,4 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей:1, в том числе подземных 0, кадастровый №, адрес:<адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 2 146 000 руб.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Согласно статье 17 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, определенной в результате проведения государственной кадастровой оценки или в порядке, предусмотренном статьей 16, 19, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона, осуществляет внесение в Единый государственный реестр недвижимости таких сведений, в том числе о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление об оспаривании).
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как следует из материалов административного дела, административный истец Кузина Т.В. обратилась в суд с настоящим административным иском об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости 12 февраля 2021 года (л.д.97-98).
Таким образом, датой подачи Кузиной Т.В. заявления об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ей объекта недвижимости в размере рыночной стоимости следует считать 12 февраля 2021 года, т.е. дату ее обращения в суд.
С учетом указанных выше правовых норм настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Доводы, изложенные в возражениях представителя управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, о том, что управление Росреестра по Брянской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему административному делу, суд находит необоснованными по следующим основаниям.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 года на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На территории Брянской области функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных осуществляет управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (управление Росреестра по Брянской области).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление Кузиной Тамары Владимировны об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – назначение:нежилое, наименование: магазин с котельной, площадью 189,4 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей:1, в том числе подземных 0, кадастровый №, адрес:<адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 2 146 000 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 12 февраля 2021 года – дату обращения Кузиной Т.В.с настоящим административным иском в суд.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А.Богородская
Мотивированное решение суда изготовлено 08 сентября 2021 года.