ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-112/19 от 27.08.2019 Омского областного суда (Омская область)

Дело № 3а-112/2019

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 августа 2019 г.

Омский областной суд в составе

председательствующего судьи Харламовой О.А.,

при секретаре Шевелевой А.С.,

с участием прокурора Свита М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске административное дело по административному исковому заявлению Виниченко В. А. об отмене регистрации Казаченко Я. О. кандидатом на дополнительных выборах Законодательного Собрания Омской области шестого созыва по Советскому одномандатному округу № 4, зарегистрированного решением Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 4 по дополнительным выборам депутатов Законодательного Собрания Омской области шестого созыва от 22 июля 2019 г. № 18-38-6,

установил:

постановлением Избирательной комиссии Омской области от 06 июня 2019 г. № 73/526-6 на 08 сентября 2019 г. назначены дополнительные выборы депутатов Законодательного Собрания Омской области шестого созыва в одномандатных округах: Советский избирательный округ №4, Тюкалинский избирательный округ № 14, Кормиловский избирательный округ № 19.

Постановлением Избирательной комиссии Омской области от 03 июня 2019 г. № 150-1195 на территориальную избирательную комиссию по Советскому административному округу г. Омска возложены полномочия окружной избирательной комиссии Советского избирательного округа № 4 (далее – ОИК №4).

Решением ОИК №4 от 08 июля 2019 г. № 14-29-6 Виниченко В.А., выдвинутый избирательным объединением «Омское областное отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», зарегистрирован кандидатом на дополнительных выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области шестого созыва по Советскому одномандатному избирательному округу № 4.

Решением той же комиссии от 22 июля 2019 г. № 18-38-6 кандидатом на дополнительных выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области шестого созыва по Советскому одномандатному избирательному округу № 4 зарегистрирован Казаченко Я.О., выдвинутый в порядке самовыдвижения.

Виниченко В.А. обратился с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата Казаченко Я.О., указав в обоснование, что 31 июля 2019 г. во время церемонии открытия детской игровой площадки, расположенной во дворе <...> в г. Омске, административный ответчик вручал благодарственные письма и подарочные наборы конфет лицам, обладающим активным избирательным правом и проживающим на территории Советского одномандатного избирательного округа № 4.

Также в ходе указанного мероприятия лицами, одетыми в одежду, на которой была размещена фамилия и имя кандидата Казаченко Я.О., осуществлялась раздача агитационного материала.

Жалобы Виниченко В.А. на нарушения избирательного законодательства, направленные в ОИК №4 и Избирательную комиссию Омской области, остались без удовлетворения.

Административный истец полагает, что Казаченко Я.О. проводил незаконную агитацию, воздействовал на избирателей посредством передачи им материальных благ (благодарственное письмо, набор конфет и календарь), нарушая его права как кандидата, поскольку все кандидаты в силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обладают равными правами и несут равные обязанности, в том числе право агитировать и обязанность вести агитацию в строгом соответствии с требованиями закона.

Распространявшееся в ходе избирательной компании благодарственное письмо, содержащее фамилию, имя и отчество кандидата Казаченко Я.О., его фотографическое изображение, данные о месте работы и должности, в силу положений пункта 4 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является коммерческой рекламой, изготовление которой должно быть оплачено за счет средств избирательного фонда кандидата.

Жилетка-накидка, на которую были нанесены фамилия и имя административного ответчика и лозунг «Нефтезавод – реальные дела», также не оплачена за счет средств избирательного фонда кандидата, не содержит выходных данных.

Указанные действия по подкупу избирателей, использованию преимуществ служебного положения в силу требований пунктов «в» и «г» статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» являются основанием для отмены регистрации кандидата Казаченко Я.О. (л.д.4-9).

В судебном заседании Виниченко В.А., его представитель Погорелая Т.Г., действующая на основании доверенности от <...> (л.д.158), заявленные требования поддержали.

Представитель кандидата в депутаты Законодательного Собрания Омской области шестого созыва Казаченко Я.О.Саенко К.Н., действующий на основании доверенности от <...> (л.д.162), представив отзыв на административный иск (л.д.55-60), высказал несогласие с заявленными требованиями, ссылаясь на соблюдение требований избирательного законодательства при осуществлении кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Омской области шестого созыва Казаченко Я.О. предвыборной агитации.

Представители: Избирательной комиссии Омской области, ОИК №4 Клименко В.И., действующая на основании доверенностей от 22, <...> (л.д.60), Бакина Л.В., действующая на основании доверенностей 29 января, <...> (л.д.170, 171), поддержав доводы возражений на административное исковое заявление (л.д.61-66), указали, что оспариваемые действия Казаченко Я.О. не носят признаков агитации, установленных пунктом 2 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не могут быть квалифицированы как подкуп избирателей. Иные нарушения, на которые указывает административный истец, не являются основанием к отмене регистрации кандидата.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Свита М.Н., полагавшей, что основания для удовлетворения требований Виниченко В.А. отсутствуют, суд приходит к следующему.

Постановлением Избирательной комиссии Омской области от 06 июня 2019 г. № 73/526-6 на 08 сентября 2019 г. назначены дополнительные выборы депутатов Законодательного Собрания Омской области шестого созыва в одномандатных округах: Советский избирательный округ №4, Тюкалинский избирательный округ № 14, Кормиловский избирательный округ № 19 (л.д.75-76).

В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим федеральным законом, иным законом.

В силу статьи 35.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьи 27.1 Закона Омской области от 07 июля 2003 г. № 455-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области» необходимым условием регистрации кандидата является поддержка выдвижения кандидата избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения.

Решением ОИК №4 от 22 июля 2019 г. № 18-38-6 кандидатом на дополнительных выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области шестого созыва по Советскому одномандатному избирательному округу № 4 зарегистрирован Казаченко Я.О., выдвинутый в порядке самовыдвижения (л.д.81-86).

Частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) установлено, что кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно положений части 11 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.

С учетом того, что решением ОИК №4 от 08 июля 2019 г. № 14-29-6 Виниченко В.А. зарегистрирован кандидатом на дополнительных выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области шестого созыва по Советскому одномандатному избирательному округу № 4 (л.д.77-80), суд полагает, что административное исковое заявление об отмене регистрации Казаченко Я.О. кандидатом в депутаты подано уполномоченным лицом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения (подпункт «в» пункта 7 статьи 76); установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией (подпункт «г» пункта 7 статьи 76).

Запрет использовать при проведении избирательной кампании преимущества своего должностного или служебного положения, распространяется на кандидатов, замещающих государственные или выборные муниципальные должности, находящихся на государственной или муниципальной службе либо являющихся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидатов, являющихся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации (пункт 1 статьи 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

При этом под использование преимуществ должностного или служебного положения подпадают не любые действия кандидата, а только перечисленные в пункте 5 статьи 40 указанного федерального закона: привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов; использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, если иным кандидатам, избирательным объединениям не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях; использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда.

Также к действиям, которые считаются использованием преимуществ должностного или служебного положения, отнесены: использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов; сбор подписей избирателей, ведение предвыборной агитации лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности, за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок; доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, если иным кандидатам, избирательным объединениям для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом; агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий; обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.

Ни одно из обстоятельств, приведенных Виниченко В.А., к понятиям использования преимуществ должностного или служебного положения отнесено быть не может. Доказательств, свидетельствующих о неоднократном использовании кандидатом Казаченко Я.О. преимуществ своего служебного положения, представлено не было.

Более того, как следует из материалов административного дела кандидат в депутаты Законодательного Собрания Омской области шестого созыва Казаченко Я.О. состоит в должности заместителя генерального директора ООО «<...>», членом совета директоров общества не является (л.д.192-202).

Как указывалось выше, предусмотренная пунктом 7 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ответственность в виде отмены регистрации кандидата наступает в случае установления судом факта подкупа избирателей кандидатом или по его поручению иным лицом или организацией.

Понятие подкупа избирателей содержится в пункте 2 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», запрещающем кандидатам при проведении предвыборной агитации осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

По смыслу приведенной нормы закона действия кандидатов могут быть квалифицированы как подкуп избирателей только при наличии доказательств, свидетельствующих о том, что эти действия осуществлялись под условием голосования «за» или «против» конкретного кандидата или ставились в зависимость от результатов выборов.

В ходе рассмотрения административного дела установлено, что <...> ООО «Управляющая компания «<...>» совместно с КТОС «<...>» проводилось открытие детской игровой площадки, расположенной по адресу: г. Омск, <...>.

На указанном мероприятии присутствовал Казаченко Я.О., представленный собравшимся как заместитель генерального директора ООО «<...>», выступивший с поздравительной речью. В ходе открытия детской площадки Казаченко Я.О., а также представителями ООО «Управляющая компания «<...>» и КТОС «<...>» шести активным участникам проекта «<...>» были вручены составленные от имени ООО «<...>» благодарственные письма, наборы конфет и подарочные календари.

Судом в качестве свидетелей были допрошены МВИ, замещающий должность директора ООО «Управляющая компания «<...>», и КМА, являющаяся старшей по дому № <...> по <...> в г. Омске. Из пояснений свидетелей следует, что мероприятие по открытию детской игровой площадки планировалось заблаговременно, Казаченко Я.О. был приглашен в качестве почетного гостя в рамках исполнения соглашения о социальном партнерстве, заключенного <...> между ООО «УК «<...>» и ООО «<...>» (л.д.205-206); приветственная речь Казаченко Я.О. не содержала признаков агитации, указанных в пункте 2 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Свидетель МВИ, представив кассовый чек (л.д.210), указал, что наборы конфет были приобретены ООО «Управляющая компания «<...>» по инициативе управляющей компании с согласия представителей собственников жилого многоквартирного дома.

Свидетель ЯТВ указала, что получила благодарственное письмо и набор конфет, вручение являлось следствием активного участия в реализации проекта «<...>», не ставилось в зависимость от участия в голосовании, итогов выборов, не сопровождалось условием голосовать за кандидата Казаченко Я.О. Опрошенные по ходатайству административного истца свидетели ИДА, ПДК, ТМА также не ссылались на передачу благодарственных писем и наборов конфет под условием совершения действий по голосованию в пользу кандидата Казаченко Я.О.

Доводы административного истца о том, что благодарственные письма, жилетки-накидки с данными кандидата Казаченко Я.О. и лозунгом «Нефтезавод – реальные дела» являются агитационным материалом, должны содержать выходные данные, их изготовление подлежит оплате за счет средств избирательного фонда, не могут являться основанием к удовлетворению административного иска, поскольку перечень случаев отмены регистрации кандидата, установленный пунктом 7 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Таким образом, с учетом анализа положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и разъяснений, содержащихся в пункте 37ункте 37 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», принимая во внимание, что при рассмотрении настоящего дела с бесспорностью не установлен факт нарушения кандидатом Казаченко Я.О. норм избирательного законодательства, а административным истцом в нарушение части 1 статьи 62 КАС РФ данный факт не доказан, суд приходит к выводу о том, что законные основания для отмены регистрации названного кандидата отсутствуют, в связи с чем в удовлетворении административного иска Виниченко В.А. следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Виниченко В. А. об отмене регистрации Казаченко Я. О. кандидатом на дополнительных выборах Законодательного Собрания Омской области шестого созыва по Советскому одномандатному округу № 4, зарегистрированного решением Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 4 по дополнительным выборам депутатов Законодательного Собрания Омской области шестого созыва от 22 июля 2019 г. № 18-38-6, - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд Российской Федерации через Омский областной суд в течение пяти дней со дня принятия решения.

Судья О.А. Харламова