ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-112/20 от 06.07.2020 Курганского областного суда (Курганская область)

Дело № 3а-112/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Курган 6 июля 2020 г.

Курганский областной суд в составе председательствующего судьи судебной коллегии по административным делам Менщикова С.Н.

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 11 июня 2020 г. обратился в Курганский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.

В обоснование административного иска указано, что ФИО1 является арендатором земельного участка с кадастровым номером , площадью 640 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства офисного здания, расположенного по адресу: <адрес>

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 4 июля 2020 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 2774041,6 рублей.

Вместе с тем, согласно отчету об оценке объекта оценки от 10 апреля 2020 г. № 04.25/20, подготовленному обществом с ограниченной ответственностью «Агентство независимой экспертизы и оценки» рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2010 г. составила 465000 рублей.

Ссылаясь на положения Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ), административный истец считал свои права нарушенными необходимостью уплаты повышенной выкупной стоимости земельного участка, определяемой в размере его кадастровой стоимости, в связи с чем просил установить кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, определенной согласно отчету об оценке объекта оценки от 10 апреля 2020 г. № 04.25/20 в размере 465000 рублей.

Административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 по доверенности в судебное заседание не явились о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении судебного извещения, телефонограммой.

Представитель административного ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении судебного извещения, представил письменный отзыв, в котором не приводил возражений по существу иска, оставляя разрешение требований на усмотрение суда и ходатайствуя о рассмотрении дела без его участия.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее – Управление Росреестра по Курганской области) в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении судебного извещения, представил письменный отзыв, в котором не приводил возражений по существу иска, оставляя разрешение требований на усмотрение суда и ходатайствуя о рассмотрении дела без его участия.

Представитель административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области) в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении судебного извещения, представил письменный отзыв, в котором не приводил возражений по существу иска, ходатайствовал о рассмотрении дела без их участия.

Представитель заинтересованного лица Администрации г. Кургана в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором не приводил мотивированных возражений по существу иска.

В соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является арендатором земельного участка с кадастровым номером , площадью 640 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства офисного здания, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора аренды земельного участка находящегося в федеральной собственности от 19 ноября 2007 г.

Договор аренды от 19 ноября 2007 г. зарегистрирован в установленном порядке Управлением Росреестра по Курганской области.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 4 июля 2020 г., выданной ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 2774 041,6 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости. Причем, сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее – заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 г. № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территорий Курганской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в разрезе земельных участков по Курганской области по состоянию на 1 января 2010 г.

Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена исходя из данного нормативного правового акта.

Таким образом, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером должна быть определена по состоянию на 1 января 2010 г.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно отчету об оценке объекта оценки общества с ограниченной ответственностью «Агентство независимой экспертизы и оценки» от 10 апреля 2020 г. № 04.25/20 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2010 г. составляет 465000 рублей.

Достоверность выводов отчета общества с ограниченной ответственностью «Агентство независимой экспертизы и оценки» от 10 апреля 2020 г. № 04.25/20, участвующие в деле лица не оспаривают, ходатайств о назначении по делу судебной оценочной экспертизы ими не заявлено.

Отчет содержит подробное описание проведенного исследования. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.

Отчет составлен компетентным оценщиком, в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать выводы отчета об оценке недостоверными и не принимать его в качестве допустимого и достоверного доказательства по настоящему административному делу.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных ФИО1 административных исковых требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере, равном его рыночной стоимости, определенной согласно отчета общества с ограниченной ответственностью «Агентство независимой экспертизы и оценки» от 10 апреля 2020 г. № 04.25/20, в сумме 465 000 рублей.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Руководствуясь статьями 175-179, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО1, обратившегося в суд 11 июня 2020 г., об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 640 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства офисного здания, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 465 000 (четыреста шестьдесят пять тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.

Судья С.Н. Менщиков