ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-112/20 от 26.03.2020 Костромского областного суда (Костромская область)

44OS0000-01-2019-000508-70

дело № 3а-112/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 марта 2020 г. г. Кострома

Костромской областной суд в составе

председательствующего судьи Лукоянова А.Н.,

при секретаре Потаповой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Костромской области и Управлению Росреестра по Костромской области об установлении в отношении объектов недвижимости рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с названным административным иском, указывая в обоснование, что является собственником следующих объектов недвижимости:

- нежилого помещения площадью 244,6 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого утверждена по состоянию на 01 июля 2019 г. в размере 8 151 564,06 руб.;

- земельного участка площадью 484 кв.м, с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: коммерческие объекты (отдельные офисы различных фирм, компаний, юридические консультации, страховые, нотариальные и риэлторские конторы, туристические агентства, рекламные агентства, кредитно-финансовые учреждения и другие подобные объекты), объекты охраны общественного порядка, отделения и пункты связи, почтовые отделения, телефонные и телеграфные пункты и другие подобные объекты, объекты розничной торговли, объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, столовые), объекты бытового обслуживания (фотоателье, парикмахерские, предприятия проката, мастерские по ремонту обуви, салоны красоты, приемные пункты химчистки и прачечных, ателье и другие подобные объекты), автозаправочные станции, автомойки, объекты сервиса, объекты инженерной инфраструктуры (котельные, трансформаторные подстанции, центральные тепловые пункты, газораспределительные пункты, АТС и другие подобные объекты), подземные, подземно-надземные, наземные стоянки; расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, кадастровая стоимость которого утверждена по состоянию на 24 октября 2019 г. в размере 2 315 446,32 руб.

Между тем, согласно отчетам составленным <данные изъяты> (оценщик ФИО6), рыночная стоимость нежилого помещения по состоянию на 01 июля 2019 года составляет 5 730 000 руб., рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 24 октября 2019 года составляет 1 863 000 руб.

Таким образом, размер кадастровой стоимости объектов недвижимости завышен по сравнению с их реальной рыночной стоимостью, что нарушает права и законные интересы административного истца как плательщика налогов.

Административный истец просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО2 и ФИО3 (долевые собственники объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых оспаривается), изменен процессуальный статус ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области с заинтересованного лица на административного ответчика.

В ходе рассмотрения дела представитель административного истца ФИО1 – ФИО4 представила дополнения к отчетам об оценке рыночной стоимости, согласно которым рыночная стоимость нежилого помещения определена в размере 5 994 700 руб., рыночная стоимость земельного участка определена в размере 1 858 900 руб. Административные исковые требования уточнены согласно представленным дополнениям к отчетам.

В судебное заседание административный истец ФИО1 и его представитель ФИО4 не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель заинтересованного лица администрации городского округа г. Кострома ФИО5 в судебное заседание не явилась, в представленном в суд письменном ходатайстве указала, что с учетом внесённых в отчеты дополнений замечаний по отчетам не имеет, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представители административных ответчиков – администрации Костромской области, Управления Росреестра по Костромской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области, представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, заинтересованные лица ФИО2 и ФИО3, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений относительно размера определённой в отчетах рыночной стоимости не представили.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, ФИО1 на праве общей долевой собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:

- нежилое помещение площадью 244,6 кв.м, с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> /л.д. 9-12, доля в праве ?, право собственности зарегистрировано 01 июля 2019 г./;

- земельный участок площадью 484 кв.м, с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: коммерческие объекты (отдельные офисы различных фирм, компаний, юридические консультации, страховые, нотариальные и риэлторские конторы, туристические агентства, рекламные агентства, кредитно-финансовые учреждения и другие подобные объекты), объекты охраны общественного порядка, отделения и пункты связи, почтовые отделения, телефонные и телеграфные пункты и другие подобные объекты, объекты розничной торговли, объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, столовые), объекты бытового обслуживания (фотоателье, парикмахерские, предприятия проката, мастерские по ремонту обуви, салоны красоты, приемные пункты химчистки и прачечных, ателье и другие подобные объекты), автозаправочные станции, автомойки, объекты сервиса, объекты инженерной инфраструктуры (котельные, трансформаторные подстанции, центральные тепловые пункты, газораспределительные пункты, АТС и другие подобные объекты), подземные, подземно-надземные, наземные стоянки; расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> /л.д. 14, доля в праве 1/3, право собственности зарегистрировано 18 мая 2007 г./.

Сособственником нежилого помещения является ФИО2, доля в праве ? /л.д. 226-229/.

Сособственниками земельного участка являются ФИО2 и ФИО3, размер долей в праве по 1/3 /л.д. 222-225/.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость нежилого помещения утверждена по состоянию на 01 июля 2019 года в размере 8 151 564,06 руб., кадастровая стоимость земельного участка утверждена по состоянию на 24 октября 2019 г. в размере 2 315 446,32 руб. /л.д. 13, 15/.

В силу положений статей 400 и 401 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц.

В соответствии со статьёй 402 Налогового кодекса Российской Федерации и нормами Закона Костромской области от 29.10.2015 г. № 18-6-ЗКО «Об установлении единой даты начала применения на территории Костромской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц с 01 января 2016 года определяется исходя из их кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее также – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости влияют на объём налоговых обязательств ФИО1, а, следовательно, затрагивают его права.

В силу статьи 24.18. Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в числе прочих, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно частям 1 и 3 статьи 11 Закона «Об оценочной деятельности» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В подтверждение заявленных требований представлены отчеты об определении рыночной стоимости и дополнения к ним, составленные <данные изъяты> (оценщик ФИО6).

В отчете (с учетом внесённых в отчет дополнений) рыночная стоимость нежилого помещения по состоянию на 01 июля 2019 года определена в размере 5 994 700 руб. /л.д. 16-119, дополнения к отчету/.

В отчете рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 24 октября 2019 года определена в размере 1 858 900 руб. /л.д. 120-194, дополнения к отчету/.

Отчеты подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим необходимое образование и являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков. Содержащиеся в отчетах выводы в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности» не допускают неоднозначного толкования, содержат сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки.

Частью 1 статьи 12 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Учитывая, что каких-либо доказательств, которые опровергали бы заявленную рыночную стоимость, свидетельствовали бы о рыночной стоимости в ином размере, в материалы административного дела не представлено; административными ответчиками и заинтересованными лицами результаты оценки, содержащиеся в отчетах (с учетом внесённых дополнений), под сомнение не ставились и не оспаривались, ходатайств о назначении судебной экспертизы с целью установления иной рыночной стоимости объектов недвижимости не заявлено, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований.

Административное исковое заявление поступило в суд 31 декабря 2019 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 244,6 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 июля 2019 года в размере 5 994 700 (пять миллионов девятьсот девяносто четыре тысячи семьсот) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 484 кв.м, с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: коммерческие объекты (отдельные офисы различных фирм, компаний, юридические консультации, страховые, нотариальные и риэлторские конторы, туристические агентства, рекламные агентства, кредитно-финансовые учреждения и другие подобные объекты), объекты охраны общественного порядка, отделения и пункты связи, почтовые отделения, телефонные и телеграфные пункты и другие подобные объекты, объекты розничной торговли, объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, столовые), объекты бытового обслуживания (фотоателье, парикмахерские, предприятия проката, мастерские по ремонту обуви, салоны красоты, приемные пункты химчистки и прачечных, ателье и другие подобные объекты), автозаправочные станции, автомойки, объекты сервиса, объекты инженерной инфраструктуры (котельные, трансформаторные подстанции, центральные тепловые пункты, газораспределительные пункты, АТС и другие подобные объекты), подземные, подземно-надземные, наземные стоянки; расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 октября 2019 года в размере 1 858 900 (один миллион восемьсот пятьдесят восемь тысяч девятьсот) рублей.

Датой подачи заявления считать 31 декабря 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Костромской областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.Н. Лукоянов