ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-112/2015 от 17.03.2016 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 3а-22/2016

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Верховный Суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Карлинова С.В.,

при секретаре судебного заседания Ивановой М.И.,

с участием представителей административного истца Прокуратуры Чувашской Республики старшего прокурора отдела прокуратуры Чувашской Республики Овчинниковой Н.А., прокурора отдела управления прокуратуры Чувашской Республики Кабуркина С.А., представителя административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики Портновой С.В., представителя заинтересованного лица Министерства финансов Чувашской Республики Волковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Чувашской Республики к Кабинету Министров Чувашской Республики о признании недействующими части пунктов Положения о Министерстве культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 04 июня 2012 года № 216 (ред. от 22.07.2015), в части наделения Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики функциями в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим в части постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 04 июня 2012 года № 216. Требования мотивированы тем, что пунктами 1.1, 1.2, 1.6 раздела I, пунктами 21, 45, 46, 49, 51-56, 63-70, 73, 74, 79, 87-91, 93-98 раздела III Положения о Министерстве культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 04.06.2012 № 216, на Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики возложены полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, что противоречит положениям п. 2 ст. 10 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно которому полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия должны быть возложены на самостоятельный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Административный истец, отмечая, что возложение указанных полномочий на Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, является неправомерным, отсутствие органа исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченного на осуществление мер по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия нарушает гарантированное Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» право неопределенного круга лиц на обеспечение сохранности объектов культурного наследия, с учетом уточнения от 27.01.2016 года, просил признать недействующими п.п. 1.1, 1.2, 1.6 раздела I, п.п. 21, 45, 46, 49, 51-56, 63-70, 73, 74, 79, 87-91, 93-98 раздела III Положения о Министерстве культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 04 июня 2012 года № 216 (в редакции от 22.07.2015 года), в части наделения Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики функциями в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

В судебном заседании представители административного истца старший прокурор отдела прокуратуры Чувашской Республики Овчинникова Н.А., прокурор отдела управления прокуратуры Чувашской Республики Кабуркин С.А. уточненное заявление поддержали в полном объеме.

Представитель административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики Портнова С.В. в судебном заседании считала не подлежащими удовлетворению требования по административному иску.

В возражениях административного ответчика на административное исковое заявление указано, что постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 04 июня 2012 года № 216 «Вопросы Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики» утверждено Кабинетом Министров Чувашской Республики в пределах его компетенции, установленной ч. 4 ст. 11 Закона Чувашской Республики от 30.04.2002 года № 13 «О Кабинете Министров Чувашской Республики». Кабинетом Министров соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие нормативных актов, форму и вид нормативного акта, процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу. Поскольку согласно статьей 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ полномочие по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, Кабинетом Министров Чувашской Республики принято решение о нецелесообразности создания обособленного органа, имеющего статус исполнительного органа государственной власти Чувашской Республики или структурного подразделения высшего исполнительного органа государственной власти Чувашской Республики, не наделенного функциями, не предусмотренными Федеральным законом, который будет выполнять исключительно функции регионального органа охраны объектов культурного наследия. До приведения структуры региональных органов охраны в соответствие со ст. 10 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ Кабинет Министров Чувашской Республики полномочия по государственной охране объектов культурного наследия в полном объеме закрепил за ныне существующим органом охраны объектов культурного наследия - Министерством культуры, по делам национальностей и архивного деда Чувашской Республики. Это обусловлено необходимостью соблюдения базового правового принципа непрерывности исполнения властно-распорядительных полномочий органами государственной власти всех уровней. Уполномочивание Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики полномочиями в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, соответствует Федеральному закону от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и позволяет до принятия соответствующего решения Кабинетом Министров Чувашской Республики осуществлять функции регионального органа охраны объектов культурного наследия данным Министерством без проведения дополнительных организационных и штатных мероприятий, не влияет на качество и полноту осуществления полномочий по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, вместе с тем позволяет оптимизировать расходы, связанные с содержанием органов исполнительной власти Чувашской Республики. Выражалось мнение о том, что Прокуратурой Чувашской Республики выбран ненадлежащий способ защиты.

Представитель заинтересованного лица Министерства финансов Чувашской Республики Волкова И.В. считала административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по указанным в письменном отзыве основаниям.

В отзыве на административный иск указано, что статьей 5 Закона Чувашской Республики от 30.04.2002 № 13 «О Кабинете Министров Чувашской Республики» определено, что ми­нистерства, государственные комитеты и иные органы исполнительной власти Чувашской Республики создаются, реорганизуются, ликвидируются, переимено­вываются по решению Главы Чувашской Республики в форме соответствующего Указа. Кабинет Министров Чувашской Республики утверждает положения о ми­нистерствах, государственных комитетах и иных органах исполнительной вла­сти Чувашской Республики, определяет порядок создания и деятельности тер­риториальных органов, органов исполнительной власти Чувашской Республи­ки, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на их содержание в пределах средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете Чувашской Республики. Кабинет Министров организует деятельность ми­нистерств, государственных комитетов и иных органов исполнительной власти Чувашской Республики, которые ему подотчетны, в то же время не имеет права самостоятельно определять структуру органов исполнительной власти Чувашской Республики. Статьей 10 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не указаны конкретные сроки создания органов исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации либо структурных подразделений высших исполнительных органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации, уполномоченные в области сохранения, использования, по­пуляризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не наделенные функциями, не предусмотренными Законом.Из смысла положений ст. 10 Федерального закона № 73 не следует немедленное прекращение полномочий Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики в указанной сфере деятельности со дня вступления в силу федерального закона. Создание новых структур органов исполнительной власти, их упразднение и реорганиза­ция связана с осуществлением комплексных мероприятий организационного характера по перераспределению функций упраздняемых структур, созданию новых, подготовкой и принятием соответствующей нормативной базы. Следовательно, до момента передачи Министерством культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в установленном порядке другому органу, указанные полно­мочия должны осуществляться данным министерством, что согласуется с принци­пом непрерывности осуществления исполнительной власти во времени.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив представленные в обоснование требований и их возражений доказательства, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ч. 3 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» отмечено, что в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты.

Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства Российской Федерации), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

При обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом.

Статьей 6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Статьей 9.2 указанного Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ установлены полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Частью 2 ст. 10 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено, что меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют в том числе органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо структурные подразделения высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не наделенные функциями, не предусмотренными настоящим Федеральным законом (далее - региональные органы охраны объектов культурного наследия).

Кабинетом Министров Чувашской Республики 04.06.2012 вынесено постановление № 216 «Вопросы Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики» с последующими изменениями и дополнениями (в ред. Постановлений Кабинета Министров ЧР от 17.01.2013 № 3, от 30.05.2013 № 199, от 29.08.2013 № 340, от 28.11.2013 № 470, от 12.02.2014 № 36, от 27.11.2014 № 409, от 22.07.2015 № 269).

В соответствии со ст. 213 КАС РФ суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет в полном объеме следующие обстоятельства: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования и вступления их в силу.

Судом по данному делу при изучении оспоренного нормативного правого акта не установлено нарушений требований законодательства при издании оспариваемого нормативного правового акта по вышеуказанным процедурным основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 23 Закона Чувашской Республики от 30 апреля 2002 г. № 13 «О Кабинете Министров Чувашской Республики» Кабинет Министров Чувашской Республики во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики, законов Чувашской Республики, указов и распоряжений Главы Чувашской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Частью 2 этой же статьи установлено, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Кабинета Министров Чувашской Республики.

Датой официального опубликования постановления или распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики считается дата первой публикации его полного текста в республиканской газете «Вести Чувашии», информационном бюллетене «Собрание законодательства Чувашской Республики» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Нормативные правовые акты Кабинета Министров Чувашской Республики по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после дня их официального опубликования (ч. 6, ч. 8 ст. 23 Закона Чувашской Республики от 30 апреля 2002 г. № 13).

Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики № 216 от 04.06.2012 года «Вопросы Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики» было размещено на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://www.cap.ru 05.06.2012, в республиканской газете «Вести Чувашии» 08.06.2012 (№ 22), в информационном бюллетене «Собрание законодательства Чувашской Республики» - 18.09.2012 (№ 6, ст. 609). Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 04.06.2012 г. № 216 вступило в действие с 19.06.2012 года.

В п. 1.1. раздела 1 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 04.06.2012 г. № 216 определено, что Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики (сокращенное наименование - Минкультуры Чувашии, далее - Министерство) является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим государственную политику в сферах культуры и искусства, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в том числе переданные Российской Федерацией полномочия в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 9.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», кинематографии, межнациональных и межконфессиональных отношений, архивного дела, документационного обеспечения управления, национальной библиографии, образования и науки в сфере культуры и искусства, находящихся в ведении Чувашской Республики, туризма и гостиничного хозяйства в Чувашской Республике (далее - сферы деятельности, отнесенные к компетенции Министерства).

Согласно п. 1.2 раздела 1 Министерство является правопреемником по обязательствам, в том числе возникшим в результате судебных решений: Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики в сферах культуры и искусства, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны культурного наследия (памятников истории и культуры), кинематографии, межнациональных и межконфессиональных отношений, документационного обеспечения управления, национальной библиографии, образования и науки в сфере культуры и искусства в соответствии с Указом Главы Чувашской Республики от 25 мая 2012 г. № 49 «О мерах по совершенствованию государственного управления в Чувашской Республике».

При этом отмечено, что финансирование аппарата Министерства осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, а также за счет средств, выделяемых из федерального бюджета в виде субвенций на осуществление переданных субъектам Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий по государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (п. 1.6 раздела 1).

Указанным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики (ЧР) в п. п. 21, 45, 46, 49, 51-56, 63-70, 73, 74, 79, 87-91, 93-98 раздела III Положения на Министерство возложены функции сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

В частности, Министерство организует взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросам реализации основных направлений государственной политики в сфере культуры и искусства, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), на территории муниципальных образований Чувашской Республики (п. 21);

осуществляет государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального (республиканского) значения, выявленных объектов культурного наследия (п. 45 в ред. Постановлений Кабинета Министров ЧР от 29.08.2013 № 340, от 22.07.2015 № 269);

обеспечивает сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в государственной собственности Чувашской Республики (п. 46);

обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - федеральный орган охраны объектов культурного наследия), ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций, экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти Чувашской Республики по вопросам переданных полномочий, иных документов и информации, необходимых для контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти Чувашской Республики переданных полномочий (п. 49);

рассматривает уведомления о проведении публичных мероприятий на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры, и готовит официальные ответы с мотивированными заключениями о возможности или невозможности проведения публичных мероприятий (п. 51);

осуществляет региональный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (п. 52 в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР от 22.07.2015 № 269);

выдает задание и разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального (республиканского) значения, выявленного объекта культурного наследия (п. 53 в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР от 22.07.2015 № 269);

согласовывает проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения, выявленного объекта культурного наследия (п. 54 в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР от 22.07.2015 № 269);

устанавливает требования к сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 47.3 Федерального закона, требования к обеспечению доступа к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), требования к сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального (республиканского) значения, требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального (республиканского) значения в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 47.3 Федерального закона, требования к обеспечению доступа к объектам культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального (республиканского) значения, требования к сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 47.3 Федерального закона, требования к обеспечению доступа к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) местного (муниципального) значения, готовит и утверждает охранные обязательства собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в соответствии с пунктом 7 ст. 47.6 Федерального закона (п. 55 в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР от 22.07.2015 № 269);

предоставляет физическим и юридическим лицам выписку из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащую сведения, указанные в пункте 2 ст. 20 Федерального закона (п. 56 в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР от 22.07.2015 № 269);

выдает разрешение на строительство, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 9.1 Федерального закона, объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального (республиканского) значения, выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта (п. 63 в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР от 22.07.2015 № 269);

выдает разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 9.1 Федерального закона, объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального (республиканского) значения, выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта (п. 64 в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР от 22.07.2015 № 269);

выдает собственнику объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) или иному законному владельцу указанного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), включенного в реестр, либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, паспорт объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) в пределах своей компетенции (п. 65 в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР от 22.07.2015 № 269);

организовывает проведение государственной историко-культурной экспертизы в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) Кабинетом Министров Чувашской Республики или органом местного самоуправления в Чувашской Республике, которое отнесено к полномочиям данных органов в соответствии с Федеральным Законом (п. 66, введен Постановлением Кабинета Министров ЧР от 29.08.2013 № 340);

организовывает установку информационных надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия (памятнике истории и культуры), на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) федерального значения в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 9.1 Федерального закона, по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) регионального (республиканского) значения (п. 67, введен Постановлением Кабинета Министров ЧР от 29.08.2013 № 340; в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР от 22.07.2015 № 269);

осуществляет мониторинг данных об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), включенных в реестр, в целях своевременного изменения данных об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), включенных в реестр, в пределах своей компетенции (п. 68, введен Постановлением Кабинета Министров ЧР от 29.08.2013 № 340);

утверждает особенности объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), послужившие основанием для его включения в реестр и подлежащие обязательному сохранению (предмет охраны), в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального (республиканского) значения, выявленного объекта культурного наследия (п. 69, введен Постановлением Кабинета Министров ЧР от 29.08.2013 № 340);

утверждает границы территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) и правовой режим (режимы) использования земельных участков в границах территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 9.1 Федерального закона, объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального (республиканского) значения, границы территории выявленного объекта культурного наследия (п. 70, введен Постановлением Кабинета Министров ЧР от 29.08.2013 № 340; в ред. Постановлений Кабинета Министров ЧР от 27.11.2014 № 409, от 22.07.2015 № 269);

обращается в суд с иском, предусмотренным пунктом 1 ст. 54 Федерального закона, в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в реестр (за исключением отдельных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень), объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального (республиканского) значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (п. 73 в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР от 22.07.2015 № 269);

согласовывает проекты генеральных планов, проекты правил землепользования и застройки, подготовленные применительно к территориям исторических поселений регионального (республиканского) значения, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 74, введен Постановлением Кабинета Министров ЧР от 29.08.2013 № 340);

развивает туристскую индустрию, обеспечивающую потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа,рациональное использование природного и культурного наследия (п. 79);

организует проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) в соответствии со ст. 3 Федерального закона, в том числе объектов археологического наследия (п. 87, введен Постановлением Кабинета Министров ЧР от 22.07.2015 № 269);

формирует совместно с федеральным органом охраны объектов культурного наследия и ведет в порядке, предусмотренном Федеральным законом, реестр (п. 88, введен Постановлением Кабинета Министров ЧР от 22.07.2015 № 269);

формирует и ведет перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Чувашской Республики (п. 89, введен Постановлением Кабинета Министров ЧР от 22.07.2015 № 269);

организует работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия (п. 90, введен Постановлением Кабинета Министров ЧР от 22.07.2015 № 269);

устанавливает порядок выдачи и форму задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематического наблюдения в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального (республиканского) значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (п. 91, введен Постановлением Кабинета Министров ЧР от 22.07.2015 № 269);

обеспечение условий доступности для инвалидов государственных музеев, учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти), объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики (п. 93, введен Постановлением Кабинета Министров ЧР от 22.07.2015 № 269);

принимает решения об изменении категории историко-культурного значения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального (республиканского) значения в случаях и порядке, которые установлены пунктом 2 статьи 22 Федерального закона, решения об изменении категории историко-культурного значения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения в случаях и порядке, которые установлены пунктом 2 статьи 22 Федерального закона (п. 94, введен Постановлением Кабинета Министров ЧР от 22.07.2015 № 269);

согласовывает решения федерального органа охраны объектов культурного наследия об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), не отвечающего критериям отнесения объекта к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) федерального значения, на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального (республиканского) значения (п. 95, введен Постановлением Кабинета Министров ЧР от 22.07.2015 № 269);

устанавливает запрет или ограничение на распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), находящихся в границах территории достопримечательного места и включенных в реестр, а также требования к ее распространению в пределах своей компетенции (п. 96, введен Постановлением Кабинета Министров ЧР от 22.07.2015 № 269);

устанавливает требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места регионального значения, требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места регионального значения (п. 97, введен Постановлением Кабинета Министров ЧР от 22.07.2015 № 269);

осуществляет в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 9.1 Федерального закона, следующие полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (за исключением отдельных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации); государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения в соответствии со статьей 33 Федерального закона, за исключением: ведения реестра; организации и проведения государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа охраны объектов культурного наследия; согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения и установления требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места федерального значения; выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия; федеральный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (п. 98, введен Постановлением Кабинета Министров ЧР от 22.07.2015 № 269).

В административном исковом заявлении заместитель прокурора Чувашской Республики указывает, что отсутствие органа исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченного на осуществление мер по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия препятствует реализации конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям, а также права народов и иных этнических общностей на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры, нарушает гарантированное Федеральным законом от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» право неопределенного круга лиц на обеспечение сохранности объектов культурного наследия.

В ходе рассмотрения дела административный ответчик, заинтересованное лицо, выступающее на его стороне, не представили доказательств соответствия Положения о министерстве культуры в оспариваемых частях требованиям федерального законодательства, как это предусмотрено положениями части 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Статья 213 (пункт 3 части 8) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет соответствие оспариваемого правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Исходя из этого суд приходит к выводу о том, что оспоренными пунктами Положения о Министерстве культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики от 04.06.2012 № 216 на Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики возложены полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, что противоречит положениям п. 2 ст. 10 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», вступившего в законную силу с 22.01.2015 г., согласно которым полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия должны быть возложены на самостоятельный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или структурного подразделения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, не наделенного функциями, не предусмотренными Федеральным законом, который будет выполнять исключительно функции регионального органа охраны объектов культурного наследия.

Содержание исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, а также сравнительный анализ оспариваемых положений с федеральными нормами приводит к выводу о том, что возложение указанных полномочий на Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, в отсутствие органа исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченного на осуществление мер по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, является неправомерным, нарушает гарантированное Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» право неопределенного круга лиц на обеспечение сохранности объектов культурного наследия.

Доводы административного ответчика в той части, что полномочие по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта, в связи с чем принято решение о нецелесообразности создания обособленного органа, или структурного подразделения высшего исполнительного органа государственной власти Чувашской Республики, который будет выполнять исключительно функции регионального органа охраны объектов культурного наследия, не могут быть признаны обоснованными и влекущими отказ в удовлетворении заявленных требований по административному исковому заявлению прокурора.

Ссылка на ненадлежащий способ защиты по административному иску не подтверждена нормами законодательства.

Доводы заинтересованного лица Министерства финансов Чувашской Республики о том, что в оспариваемых частях нормативный правовой акт разработан и принят Кабинетом Министров Чувашской Республики в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с законодательством, объективными доказательствами не подтверждаются, поскольку оспоренные прокуратурой пункты Положения о Министерстве культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики признаются не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу – Федеральному Закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ.

Ссылки представителей административного ответчика и заинтересованного лица на то, что до приведения структуры региональных органов охраны в соответствие со ст. 10 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ Кабинет Министров Чувашской Республики, поскольку Закономне указаны конкретные сроки создания органов исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации либо структурных подразделений высших исполнительных органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации, уполномоченные в области сохранения, использования, по­пуляризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не наделенные функциями, не предусмотренными Законом, полномочия по государственной охране объектов культурного наследия в полном объеме закреплены за ныне существующим органом охраны объектов культурного наследия - Министерством культуры, по делам национальностей и архивного деда Чувашской Республики, а также нехватки финансированияи о необходимости оптимизации расходов на содержание органов государственной власти, являются несостоятельными и не влекут юридических последствий по делу.

В соответствии с ч. 2 ст. 215 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Таким образом, пункты 1.1, 1.2, 1.6 раздела I, пункты 21, 45, 46, 49, 51-56, 63-70, 73, 74, 79, 87-91, 93-98 раздела III Положения о Министерстве культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 04.06.2012 № 216, в части наделения Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики функциями в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, противоречит положениям федерального законодательства - п. 2 ст. 10 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно которому полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия должны быть возложены на самостоятельный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не наделенного функциями, не предусмотренными вышеуказанным Законом.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормы должна быть признаны недействующими, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», согласно которому если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Из материалов дела следует, что оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций, в связи с чем подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о принятии решения по делу должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Руководствуясь ст. ст. 215, 177-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление заместителя прокурора Чувашской Республики удовлетворить.

Признать противоречащими федеральному законодательству и не действующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 1.1, 1.2, 1.6 раздела I, пункты 21, 45, 46, 49, 51-56, 63-70, 73, 74, 79, 87-91, 93-98 раздела III Положения о Министерстве культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 04 июня 2012 года № 216 «Вопросы Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики» (в редакции от 22.07.2015), в части наделения Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики функциями в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Возложить на Кабинет Министров Чувашской Республики обязанность опубликовать сообщение о решении суда в официальном средстве массовой информации в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.

Председательствующий судья С.В. Карлинов

Мотивированное решение составлено 22 марта 2016 года

Судья: С.В. Карлинов

Справка:

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации 31-АПГ/6-2 от 17 августа 2016 года решение Верховного Суда Чувашской Республики от 17 марта 2016 года отменено и принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска заместителя прокурора Чувашской Республики об оспаривании отдельных норм Положения о Министерстве культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 04 июня 2012 года № 216, в части наделения Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики функциями в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отказать.

Судья С.В. Карлинов