ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
Административное дело №3а-112/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Владикавказ 26 июля 2017 года
Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:
судьи Панаиотиди И.В.
при секретаре Калоевой В.А.
с участием прокурора Авсараговой Т.М.,
представителя административного истца Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия – Алания ФИО1, представителя административного ответчика Северо-Осетинского республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 июля 2017 года административное дело по административному исковому заявлению Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия – Алания к Северо-Осетинскому республиканскому отделению политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" об отмене регистрации кандидата.
у с т а н о в и л:
Центральная избирательная комиссия РСО-Алания (далее по тексту – «ЦИК РСО-Алания») обратилась в суд с иском к Северо-Осетинскому республиканскому отделению политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее по тексту – «СО РОПП «КПРФ»») с требованием об отмене регистрации кандидатов ФИО3, ФИО4, ФИО5 включенных в список кандидатов в депутаты Парламента РСО-Алания шестого созыва, выдвинутых Северо-Осетинским республиканским отделением политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации".
В обосновании заявленных исковых требований ЦИК РСО-Алания указала, что постановлением Парламента РСО-Алания шестого созыва №... от ... года на ... года назначены выборы депутатов Парламента РСО-Алания. ... года СО РОПП «КПРФ» на конференции выдвинуло список кандидатов в депутаты Парламента РСО-Алания шестого созыва. ЦИК РСО-Алания постановлением от ... года №... заверила список кандидатов в депутаты Парламента РСО-Алания шестого созыва, выдвинутый СО РОПП «КПРФ». На основании представленных ЦИК РСО-Алания документов, постановлением от ... года №... ЦИК РСО-Алания зарегистрирован список кандидатов в депутаты Парламента РСО-Алания шестого созыва, выдвинутый СО РОПП «КПРФ» в количестве ... человек. При принятии постановления о регистрации списка кандидатов ЦИК РСО-Алания исходила из сведений, указанных кандидатами в заявлении о согласии баллотироваться и приложенных к нему документов, согласно которым кандидаты ФИО3, ФИО4 и ФИО5 являются гражданами РФ и не имеют гражданства иного государства. ЦИК РСО-Алания в соответствии со ст.36 Закона РСО-Алания «О выборах депутатов Парламента РСО-Алания» направила соответствующее представление (письмо №... от ... года) в Управление по вопросам миграции МВД по РСО-Алания. ... года в ЦИК РСО-Алания поступил ответ, согласно которого кандидаты ФИО3, ФИО4 и ФИО5 являются гражданами иностранного государства, а именно Республики Южная Осетия. В соответствии со ст.4 ч.3.1 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидаты ФИО3, ФИО4 и ФИО5, выдвинутые в список кандидатов от избирательного объединения СО РОПП «КПРФ», не могут быть кандидатами в депутаты Парламента РСО-Алания. ЦИК РСО-Алания сведениями о наличии у кандидатов гражданства иностранного государства не располагала, данное обстоятельство является для ЦИК РСО-Алания вновь открывшимся, поскольку ей не были и не могли быть известны данные о наличии у кандидатов гражданства иностранного государства в момент принятия постановления о регистрации списка кандидатов.
Определением от 24 июля 2017 года производство по делу №3а-112/2017 в части административных исковых требований об отмене регистрации кандидатов ФИО3 и ФИО4, включенных в список кандидатов в депутаты Парламента РСО-Алания шестого созыва, выдвинутых Северо-Осетинским республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», прекращено в связи с письменным заявлением представителя ЦИК РСО-Алания ФИО1 об отказе от части административного иска.
В судебном заседании представитель административного истца ЦИК РСО-Алания ФИО1 исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель административного ответчика СО РОПП «КПРФ» ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований административного истца, считая их незаконными и необоснованными.
Заинтересованное лицо ФИО5 в судебное заседание не явился, при надлежащем уведомлении о дате и месте судебного разбирательства, об уважительности неявки суд не уведомил.
В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также их представители, в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
В соответствии со ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Стороны не возражали против рассмотрения дела в отсутствие заинтересованного лица ФИО5; с учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного истца ЦИК РСО-Алания ФИО1, представителя административного ответчика СО РОПП «КПРФ» ФИО2, заключение прокурора Авсараговой Т.М., полагавшей иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Из заявления ФИО5 в адрес ЦИК РСО-Алания, усматривается, что сведения о наличии у него гражданства иного государства отсутствуют.
В приложении к Постановлению ЦИК РСО-Алания №... от ... года "О регистрации списка кандидатов в депутаты Парламента РСО-Алания шестого созыва, выдвинутого по единому республиканскому избирательному округу Северо-Осетинским республиканским отделением политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" ФИО5 значится кандидатом под №....
Управлением по вопросам миграции МВД по РСО-Алания (исх.№... от ... года) на представление ЦИК РСО-Алания (исх.№... от ... года) направлены сведения о наличии у ФИО5, включенного в список кандидатов в депутаты Парламента РСО-Алания шестого созыва, выдвинутого СО РОПП «КПРФ», гражданства иностранного государства, а именно Республики Южная Осетия (далее по тексту – «РЮО»).
Поскольку ... года, на момент принятия решения о регистрации списка кандидатов в депутаты СО РОПП «КПРФ», ЦИК РСО-Алания не располагала данными о наличии у ФИО5 гражданства иностранного государства, то суд считает обоснованным довод административного истца о том, что информация о наличии у данного кандидата гражданства иностранного государства является для истца вновь открывшимся обстоятельством, дающим право обратиться в суд с административным иском.
В соответствии с ч.9 ст.76 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для исключения кандидата из списка кандидатов, регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей данный список кандидатов. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации списка кандидатов, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов.
В соответствии с ч.3.1 ст.4 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
К тому же, в силу ч.2 ст.35 Закона РСО-Алания от 29 декабря 2006 года №69-РЗ «О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания» в заявлении о согласии баллотироваться в составе списка кандидатов указываются в том числе сведения о наличии гражданства кандидата в депутаты Парламента РСО-Алания.
Судом при рассмотрении дела установлено, что ФИО5 скрыл сведения о наличии у него иностранного гражданства, чем нарушил вышеуказанные нормы права, согласно которым он не мог быть включен в список кандидатов в депутаты Парламента РСО-Алания шестого созыва, выдвинутых Северо-Осетинским республиканским отделением политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации».
Как следует из справки №... от ... года выданной комиссией по вопросам гражданства при Президенте Республики Южная Осетия, ФИО5 подал на имя Президента РЮО заявление о выходе из гражданства РЮО ... года.
Также, Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РЮО направила в суд информацию о том, что ФИО5 не является гражданином Республики Южная Осетия (справка от ... года № ...).
В соответствии с ч.2 ст. 35 Конституционного закона РЮО «О гражданстве Республики Южная Осетия» гражданство Республики Южная Осетия прекращается со дня принятия Президентом Республики соответствующего решения.
Однако, как следует из анализа положений конституционного закона гражданство Республики Южная Осетия может быть прекращено только со дня принятия Президентом РЮО соответствующего решения. Таковых сведений суду в ходе рассмотрения дела ни Северо-Осетинским республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», ни самим кандидатом в депутаты ФИО5 представлено не было.
Таким образом, судом установлено, что гражданство Республики Южная Осетия у ФИО5 в установленном законом порядке на сегодняшний день не прекращено.
Совокупность исследованных доказательств, приводит суд к выводу о том, что административный иск ЦИК РСО-Алания к СО РОПП «КПРФ» об отмене регистрации кандидата ФИО5, включенного в список кандидатов в депутаты Парламента РСО-Алания шестого созыва из ... кандидатов, выдвинутых СО РОПП «КПРФ», зарегистрированного постановлением ЦИК РСО-Алания №... от ... года, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания,
р е ш и л:
административное исковое заявление Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия – Алания удовлетворить.
Отменить регистрацию кандидата ФИО6, включенного в список кандидатов в депутаты Парламента Республики Северная Осетия – Алания шестого созыва, выдвинутого Северо-Осетинским республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Верховного Суда РСО-Алания И.В. Панаиотиди