ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-112/2018 от 09.06.2018 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 3а-112/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 июня 2018 года г. Оренбург

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Хакимовой О.В.,

при секретаре Лексиковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО8 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , равной их рыночной стоимости.

Определением судьи Оренбургского областного суда от 23 марта 2018 года выделены в отдельное производство требования ФИО1 об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной земельных участков с кадастровыми номерами

В обосновании требований административного иска ФИО1 указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок с размещением производственной базы, адрес: (адрес) земельном участке расположены: одноэтажный панельный компрессорно-дрожжевой цех лит. , административно-производственный корпус, склад лит. , одноэтажный кирпичный административно-бытовой корпус, проходная лит., одноэтажная трансформаторная подстанция лит., одноэтажная панельная котельная лит., одноэтажное здание пристроя (гаража) лит., одноэтажное административное здание лит., градирня, резервуар бетонный высотой *** м. лит. скважина водозаборная глубиной *** м. лит., скважина водозаборная лит.

Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2016 года и составляет 58 356 619,76 рублей.

По мнению административного истца, кадастровая стоимость принадлежащего ей земельного участка является завышенной, поскольку его рыночная стоимость согласно представленному отчету составляет 27 775 000 рублей.

ФИО1 просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , равной его рыночной стоимости в размере 27 775 000 рублей по состоянию на 1 января 2016 года.

В судебное заседание не явились административный истец ФИО1, в письменном заявлении просила суд рассмотреть дело без ее участия, представители министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области, администрация г.Оренбурга, извещённые о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Суд определил в соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Изучив материалы дела, принимая во внимание отзывы Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области, суд приходит к следующему.

Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об оценочной деятельности») и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Федеральный закон «Об оценочной деятельности» в статье 24.18 предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок с размещением производственной базы, площадью *** кв.м, адрес: (адрес), на земельном участке расположены: одноэтажный панельный компрессорно-дрожжевой цех лит. , административно-производственный корпус, склад лит. , одноэтажный кирпичный административно-бытовой корпус, проходная лит, одноэтажная трансформаторная подстанция лит., одноэтажная панельная котельная лит., одноэтажное здание пристроя (гаража) лит., одноэтажное административное здание лит., градирня, резервуар бетонный высотой *** м. лит., скважина водозаборная глубиной *** м. лит., скважина водозаборная лит..

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 6 декабря 2017 года кадастровая стоимость указанного земельного участка определена по состоянию на 1 января 2016 года в размере 58 356 619,76 рублей.

Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В подтверждение требований административным истцом был представлен отчет об оценке от 22 декабря 2017 года, выполненный оценщиком ФИО4, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2016 года составляет 27 775 000 рублей.

ФИО1 обращалась в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Оренбургской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере рыночной стоимости.

Решением комиссии от 11 января 2018 года № 1247 заявление ФИО1 отклонено с указанием на несоответствие оформления и содержания отчета об оценке от 22 декабря 2017 года требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ и федеральным стандартам оценки.

Принимая во внимание отзывы административных ответчиков, ходатайство представителя истца, определением суда от (дата) назначалась судебная оценочная экспертиза (л.д. 143-144).

Согласно заключению от 22 мая 2018 года, выполненному экспертом ФИО5, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2016 года составляет 23 928 000 рублей.

Эксперт в своей деятельности руководствовался нормативными документами, регулирующими оценочную деятельность: Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральными стандартами оценки №№ 1,2,3, обязательными к применению при осуществлении оценочной деятельности, утвержденными Приказами Министерства экономического развития и торговли РФ, от 20 мая 2015 года, Федеральным стандартом оценки № 7, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года.

Экспертом в указанном заключении проведен анализ рынка земельных участков г.Оренбурга. Учитывая специфику исследуемого объекта и достаточность имеющейся информации, эксперт пришел к выводу об использовании сравнительного подхода к определению рыночной стоимости земельного участка.

При подборе объектов-аналогов эксперт руководствовался тем, чтобы они были наиболее похожи на объект экспертизы по основным ценообразующим факторам: местоположение, наличие коммуникаций, площадь и др.

Заключение эксперта дано по поставленному судом вопросу, не содержит противоречий.

Учитывая, что представленный административным истцом отчет о рыночной стоимости объектов недвижимости не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства, в частности ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», суд не принимает его в качестве доказательства и приходит к выводу о наличии оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 23 928 000 рублей, установленной заключением № 63-С от 22 мая 2018 года. Каких-либо доказательств, опровергающих выводы, сделанные экспертом, назначенным определением суда, административным ответчиком и заинтересованными лицами суду не представлено.

Согласно разъяснениям, данным в абзаце 2 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть пятая статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Поскольку ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением 15 марта 2018 года, новые сведения о кадастровой стоимости будут применять с 1 января 2018 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление ФИО1 ФИО8 удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок с размещением производственной базы, площадью *** кв.м, адрес: (адрес), на земельном участке расположены: одноэтажный панельный компрессорно-дрожжевой цех лит. , административно-производственный корпус, склад лит. , одноэтажный кирпичный административно-бытовой корпус, проходная лит., одноэтажная трансформаторная подстанция лит., одноэтажная панельная котельная лит., одноэтажное здание пристроя (гаража) лит., одноэтажное административное здание лит., градирня, резервуар бетонный высотой *** м. лит., скважина водозаборная глубиной *** м. лит., скважина водозаборная лит., равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в размере 23 928 000 рублей на период с 1 января 2018 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

Датой подачи заявления считать 15 марта 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Оренбургского областного суда в течение месяца со дня изготовления полного текста решения.

Судья Оренбургского

областного суда О.В. Хакимова

Мотивированное решение суда изготовлено (дата).