ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-112/2021 от 03.08.2021 Омского областного суда (Омская область)

Дело № <...>а-112/2021

55OS0№ <...>-35

строка стат. отчета 3.011

Омский областной суд

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский областной суд в составе

председательствующего судьи Ланцовой М.В.

при ведении протокола помощником судьи Бердовой А.А.

с участием прокурора Чердаковой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании <...> административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Омскоблгаз» к Региональной энергетической комиссии Омской области о признании не действующим в части приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от <...>№ <...> «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Акционерного общества «Омскоблгаз»»,

у с т а н о в и л:

приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее – РЭК Омской области) от <...>№ <...> «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Акционерного общества «Омскоблгаз»» (далее – Приказ № <...>), установлены размеры стандартизированных ставок, используемых для определения платы за технологическое присоединение, для случаев технологического присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям акционерного общества «Омскоблгаз» с максимальным часовым расходом газа 500 куб. метров/час и менее и (или) проектным рабочим давлением в присоединяющем газопроводе <...> Мпа и менее согласно приложениям №№ <...> к настоящему приказу (пункт 1); в пункте 2 приказа установлено, что стандартизированные тарифные ставки, установленные в пункте 1 настоящего приказа, действуют с <...> по <...>. (т. 1 л.д. 124-128).

Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru <...>. (т. 1 л.д. 129).

Акционерное общество «Омскоблгаз» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими с момента принятия приложений №№ <...> к Приказу № <...>, ссылаясь на их несоответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу.

В обоснование требований указано, что при вынесении оспариваемого приказа РЭК Омской области произвела расчет эффективной ставки налога на прибыль только за 2019 год, что не соответствует пунктам 14, 31, 32 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом ФАС России от <...>№ <...>, что привело к занижению размера стандартизированных тарифных ставок, указанных в приложениях №№ <...> к оспариваемому приказу. (т. 1 л.д. 4-12, 186-190, 228-232).

В судебном заседании представитель АО «Омскоблгаз» ФИО1 заявленные требования поддержала.

Представитель РЭК Омской области ФИО2 против удовлетворения требований возражал, ссылаясь на принятие приказа в пределах компетенции и с соблюдением установленного порядка, отсутствие нарушений при установлении оспариваемых стандартизированных ставок. (письменный отзыв – т. 1 л.д. 122-123, 221-226, 237).

Представитель ФАС России участие в судебном заседании не принимал. (письменные пояснения – т. 2 л.д. 56-58)

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Чердаковой Е.П., полагавшей, что основания для удовлетворения административных исковых требований отсутствуют, суд приходит к следующим выводам.

Государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от <...> № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении), Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <...>№ <...> «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации» (далее - Основные положения), а также Методическими указаниями по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом ФАС России от <...>№ <...> (далее – Методические указания).

В соответствии со статьей 23.2 Закона о газоснабжении государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

На основании Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от <...>№ <...>-п, указанная комиссия является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области. К полномочиям Региональной энергетической комиссии Омской области относится установление размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину (пункт 1, подпункт 4 пункта 11).

Согласно пункту 3 названного Положения Региональная энергетическая комиссия Омской области издает правовые акты в форме приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральным и областным законодательством.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в предусмотренной форме и с соблюдением установленного порядка его опубликования.

В соответствии с пунктом 26(21) Основных положений газораспределительные организации ежегодно, не позднее 1 октября, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) прогнозные сведения о планируемых расходах на технологическое присоединение на очередной календарный год в соответствии с методическими указаниями по определению платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов).

Стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение, дифференцируются исходя из состава мероприятий по технологическому присоединению, обусловленных диапазонами диаметров строящихся газопроводов, протяженностью и типами их прокладки, материалами труб, техническими характеристиками объектов сети газораспределения.

На основе представленных сведений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают на очередной календарный год для каждой газораспределительной организации, к газораспределительным сетям которой планируется подключение новых потребителей газа, плату за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования, указанную в пункте 26(22) настоящих Основных положений, к газораспределительным сетям, а также стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение, не позднее 31 декабря года, предшествующего очередному году.

Методические указания определяют, в том числе процедуру и порядок расчета размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину. (пункт 2).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Методических указаний (в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого приказа) регулирующими органами на очередной календарный год устанавливаются размер стандартизированных тарифных ставок, используемых для определения платы за технологическое присоединение, для случаев технологического присоединения газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа 500 м3/час и менее и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе <...> МПа и менее, кроме случаев, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, и установления размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

Перечень материалов, направляемых регулируемой организацией в регулирующий орган, для расчета размера платы, предусмотренной подпунктом «в» пункта 4, установлен пунктом 21 Методических указаний.

В пункте 22 Методических указаний установлен перечень стандартизированных тарифных ставок для расчета платы за подключение (технологическое присоединение): С1, С2, С3, С4, С5, С6, С7, С7.1, С7.2.

Пунктами 23, 24, 25, 26, 27 Методических указаний приведены формулы, для расчета стандартизированных ставок С1, С2, С3, С4, С5 соответственно.

Одной из составляющих формул указана эффективная ставка налога на прибыль ().

Согласно пункту 13 Методических указаний показатель представляет собой эффективную ставку налога на прибыль, определяемую как отношение планового значения налога на прибыль к плановому значению прибыли до налогообложения, отражаемому ГРО в бухгалтерском учете, на очередной календарный год (но не выше размера ставки налога на прибыль, установленного налоговым законодательством).

<...> письмом исх. № <...> АО «Омскоблгаз» направило в РЭК Омской области заявление об установлении размера платы за технологическое присоединение, стандартизированных ставок на 2021 год, приложив обосновывающие материалы. (т. 1 л.д. 69-74)

При обращении в РЭК Омской области административным истцом был представлен расчет эффективной ставки налога на прибыль, размер которой составляет 8,97 %. Расчет выполнен по показателям эффективной ставки налога на прибыль АО «Омскоблгаз» за три календарных года, предшествующих текущему году. (т. 1 л.д. 71, 75)

Для расчета использовались показатели, отраженные в бухгалтерской отчетности организации за 2017, 2018, 2019 годы:

- текущий налог на прибыль,

- прибыль до налогообложения (т. 1 л.д. 76-93).

Вместе с тем, согласно выписке из протокола заседания правления РЭК Омской области от <...>№ <...> (т. 1 л.д. 130-141), экспертному заключению по рассмотрению дела об установлении ставок платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям АО «Омскоблгаз» на 2021 год (п. 4.2.1) (т. 1 л.д. 142-177), при расчете размера стандартизированных ставок регулирующим органом применена эффективная ставка налога на прибыль в размере 0 % по показателям 2019 года, т.к. при расчете стандартизированных ставок на 2021 год использовались плановые и фактические данные об исполненных договорах о подключении за 2019 год по причине отсутствия параметров, используемых для расчета стандартизированных тарифных ставок, за три календарных года, предшествующих текущему.

Таким образом, административным ответчиком при расчете стандартизированных ставок не принято предложение АО «Омскоблгаз», что, по мнению административного истца, привело к занижению их размера.

Оценив доводы сторон, суд исходит из следующего.

Пунктами 13, 31, 32 Методических указаний параметры, используемые для расчета размера платы за технологическое присоединение, определяются исходя из фактических данных за последние три года, предшествующих текущему году, при утверждении платы за технологическое присоединение на 2021 год и последующие годы.

При таком положении при расчете размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на 2021 год необходимо учитывать показатель эффективной ставки налога на прибыль газораспределительной организации за три календарных года, предшествующих текущему году.

Указанный вывод не противоречит позиции, изложенной ФАС России в ответах на обращения административного истца, административного ответчика. (т. 1 л.д. 95, 238-239).

Как следует из материалов дела в 2019 году АО «Омскоблгаз» осуществляло фактическое подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к газораспределительным сетям; в 2017 и 2018 годах фактические подключения отсутствовали.

По расчету административного истца эффективная ставка налога на прибыль в 2017 году составила <...> %, в 2018 году – <...> %, в 2019 году – <...> %, средняя ставка за три года - <...> %. (т. 1 л.д. 75)

Отсутствие прибыли в 2019 году, как следствие, не начисление налога на прибыль за указанный период АО «Омскоблгаз» обосновывает приобретением основных средств в декабре 2018 года, использование права на применение амортизационной премии (пункт 9 статьи 258 Налогового Кодекса РФ), в связи с чем в отчетном периоде (2019 год) получен убыток. На основании пункта 8 статьи 274 Налогового Кодекса РФ налоговая база за 2019 год равна нулю. (т. 1 л.д. 189-190)

Согласно пункту 12 Основных положений расчет регулируемых цен (тарифов) осуществляется на основании методических указаний, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, раздельно по каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, исходя из раздельного учета продукции (услуг) и затрат на ее производство.

Исходя из п/п «г» пункта 21 Методических указаний для расчета размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих плату за подключение (технологическое присоединение), ГРО направляет в регулирующий орган, в том числе копии бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах с раздельным учетом расходов и доходов по регулируемым видам деятельности, с приложением копий отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств (за предыдущий календарный год).

По смыслу приведенных положений стандартизированные тарифные ставки рассчитываются регулирующим органом исходя из доходов и расходов газораспределительной организации, отнесенных в соответствии с учетной политикой на деятельность по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в порядке, предусмотренном Методическими указаниями.

АО «Омскоблгаз» осуществляет как регулируемые, так и нерегулируемые виды деятельности.

Эффективная ставка налога на прибыль рассчитана регулируемой организацией, исходя из данных бухгалтерских балансов, отчетов о финансовых результатах в целом по организации.

В 2017 и 2018 годах АО «Омскоблгаз» не осуществляло фактическое подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, данные о договорах с подписанными актами о подключении в материалах тарифного дела отсутствуют, как следствие организация не производила уплату налога на прибыль за 2017-2018 годы в результате осуществления указанного регулируемого вида деятельности.

Применительно к этим обстоятельствам основания для включения в расчет стандартизированных тарифных ставок эффективной ставки налога на прибыль за 2017 и 2018 годы отсутствовали.

Как указано выше в 2019 года фактические подключения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям имели место, однако, налог на прибыль организацией не оплачивался.

Доводы административного ответчика об отсутствии в законодательстве о тарифном регулировании в сфере газоснабжения положений, обязывающих регулируемую организацию вести отдельных учет величины расходов, связанных с уплатой налогов по регулируемому виду деятельности, подлежит отклонению, поскольку регулирование цен (тарифов) основывается на общем принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов.

При таком положении суд приходит к выводу о том, что расчет стандартизированных тарифных ставок, изложенный в оспариваемых приложениях к Приказу № <...>, не противоречит Основным положениям, действующим Методическим указаниям, а также соответствует позиции привлеченной к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФАС России, которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) (пункт 1 положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановление Правительства РФ от <...>№ <...>) (т. 2 л.д. 56-58).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Суд, с учетом положений п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ, полагает возможным ограничиться указанием на опубликование сообщения о принятии настоящего решения в официальном печатном издании органов исполнительной власти Омской области, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление акционерного общества «Омскоблгаз» о признании не действующими приложений №№ <...>, 2, 3, 4, 5 к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от <...>№ <...> «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Акционерного общества «Омскоблгаз»» оставить без удовлетворения.

Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в официальном печатном издании органов исполнительной власти Омской области, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Ланцова

Мотивированное решение изготовлено <...>.