дело № 3а-112/2022
(№ 3а-627/2021)
(16OS0000-01-2021-000386-04)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Казань 21 сентября 2022 года
Верховный Суд Республики Татарстан в составе
председательствующего - судьи Ю.А. Старшой,
при секретаре - помощнике судьи Д.В. Залялтдиновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Р.Р. Адиуллина к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Р.Р. Адиуллин является собственником, в том числе сособственником:
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу), площадью 5 830 квадратных метров, с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: , поставленного на государственный кадастровый учет 6 декабря 2007 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под закрытые склады (изделия ЖБИ) – земельный участок, предназначенный для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности), площадью 2 716 квадратных метров, с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: , поставленного на государственный кадастровый учет 25 июля 2012 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности (центральный Гравзавод (пространственные конструкции), открытый склад по складированию продукции № 1, 2, бытовые помещения, бокс ремонтный, АБК), площадью 79 996 квадратных метров, с кадастровым номером , расположенного по адресу: , поставленного на государственный кадастровый учет 16 июня 2011 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под комплексную лабораторию мониторинга окружающей среды), площадью 7 389 квадратных метров, с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: , поставленного на государственный кадастровый учет 25 августа 2008 года;
является арендатором и имеет преимущественное право приобретения в собственность или в аренду в отношении земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под комплексную лабораторию мониторинга окружающей среды), площадью 1 871 квадратный метр, с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: , поставленного на государственный кадастровый учет 25 августа 2008 года;
- а также является сособственником земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности (причальная стенка № 1, причальная стенка № 2, предпричальный склад), площадью 50 624 квадратных метра, с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: , поставленного на государственный кадастровый учет 23 марта 2020 года.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами .... определена по состоянию на 1 января 2015 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года № 2846-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)» и составляет соответственно 9 221 952 рубля 30 копеек, 4 641 155 рублей 12 копеек, 118 435 677 рублей 92 копейки, 20 068 376 рублей 22 копейки, 5 133 967 рублей 87 копеек.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером .... определена в соответствии с пунктом 23 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 сентября 2018 года № 514. Указанная кадастровая стоимость установлена по состоянию на 23 марта 2020 года, рассчитана с применением удельного показателя, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года № 2846-р, и составляет 54 573 684 рубля 48 копеек.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил определить кадастровую стоимость: - земельного участка с кадастровым номером .... в размере 2 810 000 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года; - земельного участка с кадастровым номером .... в размере 1 309 000 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года; - земельного участка с кадастровым номером .... в размере 16 879 000 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года; - земельного участка с кадастровым номером .... в размере 6 650 000 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года; земельного участка с кадастровым номером .... в размере 1 685 000 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года; земельного участка с кадастровым номером .... в размере 12 011 000 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 23 марта 2020 года.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца А.Р. Мухаметзянова, действующая в соответствии с предоставленными ей доверенностью от 25 декабря 2017 года полномочиями, административные исковые требования уточнила – просила определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером .... в размере 2 901 008 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года; земельного участка с кадастровым номером .... в размере 1 351 482 рубля, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года; земельного участка с кадастровым номером .... в размере 36 094 195 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года; земельного участка с кадастровым номером .... в размере 3 664 944 рубля, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года; земельного участка с кадастровым номером .... в размере 831 472 рубля, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года, земельного участка с кадастровым номером .... в размере 17 051 176 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 23 марта 2020 года, согласно заключению судебной экспертизы.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан А.И. Рахимзянова административный иск не признала.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования «город Набережные Челны» Республики Татарстан, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, общество с ограниченной ответственностью «», общество с ограниченной ответственностью «», ФИО1 надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились, сведений об уважительности причин неявки не имеется. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
Из представленных договора аренды земельного участка № 15-02з от 29 апреля 2015 года, свидетельства о государственной регистрации права на сложный объект – производственную базу, с кадастровым номером .... (ныне кадастровый номер – ....), заявления Р.Р. Адиуллина и ответа Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области следует, что административный истец обладает преимущественным правом приобретения в собственность или в аренду в отношении земельного участка с кадастровым номером .... (л.д. 56-59 т. 1, л.д. 15-21 т. 2).
В соответствии с пунктом 2 Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2015 года № 279, цена земельного участка определяется в размере его кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.
На основании части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлены отчеты № 55-2021, № 56-2021, № 57-2021 от 14 мая 2021 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленные обществом с ограниченной ответственностью «» по инициативе Р.Р. Адиуллина, согласно которым рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами .... по состоянию на 1 января 2015 года составила соответственно 2 810 000 рублей, 1 309 000 рублей, 16 879 000 рублей, 6 650 000 рублей, 1 685 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером 16:52:010302:136 по состоянию на 23 марта 2020 года составила 12 011 000 рублей.
На основании ходатайства представителя административного ответчика судом по делу проведена экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости земельных участков в представленных отчетах и определения рыночной стоимости земельных участков, в отношении которых утверждена оспариваемая кадастровая стоимость.
Согласно заключению № 70-Э/2022 от 5 августа 2022 года эксперта общества с ограниченной ответственностью «Центр экспертизы недвижимости» ФИО2 в отчетах № 55-2021, № 56-2021, № 57-2021 от 14 мая 2021 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленных обществом с ограниченной ответственностью «Отличная оценка» по инициативе Р.Р. Адиуллина, величина рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами .... по состоянию на 1 января 2015 года в размере соответственно 2 810 000 рублей, 1 309 000 рублей, 16 879 000 рублей, 6 650 000 рублей, 1 685 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 23 марта 2020 года в размере 12 011 000 рублей определена неверно.
Отвечая на поставленный судом вопрос, эксперт определил рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером ...., которая по состоянию на 1 января 2015 года, согласно заключению, составляет 2 901 008 рублей; земельного участка с кадастровым номером ...., которая по состоянию на 1 января 2015 года, согласно заключению, составляет 1 351 482 рубля; земельного участка с кадастровым номером ...., которая по состоянию на 1 января 2015 года, согласно заключению, составляет 36 094 195 рублей; земельного участка с кадастровым номером ...., которая по состоянию на 1 января 2015 года, согласно заключению, составляет 3 664 944 рубля; земельного участка с кадастровым номером ...., которая по состоянию на 1 января 2015 года, согласно заключению, составляет 831 472 рубля; земельного участка с кадастровым номером ...., которая по состоянию на 23 марта 2020 года, согласно заключению, составляет 17 051 176 рублей.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В пункте 19 постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Согласно части 2 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта должно содержать описание и результаты исследований с указанием примененных методов, сделанные в результате его выводы по поставленным перед экспертом вопросам и обоснование этих выводов.
Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 3 данной статьи суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).
Представитель административного истца с выводами эксперта относительно величины рыночной стоимости земельных участков, принадлежащих Р.Р. Адиуллину на праве собственности, а также в отношении одного из которых он имеет преимущественное право приобретения в собственность или в аренду, согласился.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с выводами эксперта не согласился.
По мнению суда, заключение № 70-Э/2022 от 5 августа 2022 года эксперта общества с ограниченной ответственностью «Центр экспертизы недвижимости» ФИО2 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о судебно-экспертной деятельности.
Заключение содержит результаты анализа наиболее эффективного использования земельных участков, исследования сегмента рынка, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объектам оценки, но влияющих на их стоимость. Корректировки к объектам - аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обоснованно, а также подтверждено ссылками на достоверные источники или математические формулы, расчеты не содержат математических, методических и арифметических ошибок и являются правильными.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны и обоснованы, исследования проведены всесторонне и в полном объеме в пределах имеющейся у эксперта специальности, оснований сомневаться в его компетенции у суда не имеется.
Судом не усматриваются нарушения экспертом положений статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» при изложении заключения по его форме и содержанию.
Ссылка представителя административного ответчика о неверном определении судебным экспертом итоговой стоимости объектов оценки из-за неправильного отбора объектов-аналогов не может быть принята судом во внимание при вынесении решения, поскольку приведенные им недочеты, имеющиеся, по его мнению, в заключении эксперта, оцениваются в отрыве от контекста. Федеральные стандарты оценки не распространяются на судебно-экспертную деятельность, форму и содержание заключения судебной экспертизы.
Доводы представителя административного ответчика о допущенных экспертом нарушениях при проведении судебной экспертизы не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Сведения в отношении характеристик объектов-аналогов, в том числе разрешенное использование земельных участков, их площадь, место расположения, транспортная доступность, а также дата публикации объявлений об их реализации содержатся в заключении экспертизы, приложенных скриншотах страниц объявлений о реализации земельных участков (таб. 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 18, 20, 21 л.д. 122-123, 131-132, 134-142, 170-171, 179-182, 201-203 т. 3).
При определении рыночной стоимости объектов оценки экспертом были применены корректировки на имущественные права, торг, на наличие железнодорожной ветки, близость к автомагистралям, наличие газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, а также на площадь оцениваемых объектов и объектов-аналогов (таб. 12-16, 23, л.д. 151-164, 193-195 т. 3).
При этом корректировка на торг экспертом принята на основании «Справочника оценщика недвижимости. Корректирующие коэффициенты для оценки земельных участков» (Приволжский центр методического и информационного обеспечения оценки. Нижний Новгород. 2014. Л.А. Лейфер); «Справочника оценщика недвижимости. Земельные участки. Физические характеристики объекта. Характеристики, отражающие функциональное назначение объекта. Передаваемые имущественные права. Скидки на торг» (Приволжский центр методического и информационного обеспечения оценки. Нижний Новгород. 2018. Л.А. Лейфер). В указанных справочниках учтены данные, в том числе, по Республике Татарстан.
В качестве аналогов экспертом были выбраны наиболее сопоставимые с исследуемыми объектами земельные участки, схожие по месторасположению, виду разрешенного использования.
Каких-либо данных, указывающих на то, что избранная экспертом методология оценки привела к неправильному определению рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, в материалах дела не имеется.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость принадлежащих Р.Р. Адиуллину на праве собственности и на праве аренды земельных участков, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере административным ответчиком не представлено. Ходатайство о проведении повторной судебной экспертизы заявлено не было.
При оценке заключения № 70-Э/2022 от 5 августа 2022 года эксперта общества с ограниченной ответственностью «Центр экспертизы недвижимости» ФИО2 в совокупности с другими доказательствами по делу у суда не возникло сомнения в его правильности или обоснованности.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суду на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, надлежит принять решение об определении кадастровой стоимости названных земельных участков в размере их рыночной стоимости, установленном заключением № 70-Э/2022 от 5 августа 2022 года эксперта общества с ограниченной ответственностью «Центр экспертизы недвижимости» ФИО2.
Р.Р. Адиуллин обратился в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности, а также в отношении одного из которых он имеет преимущественное право приобретения в собственность или в аренду, в связи с чем кадастровая стоимость, установленная данным решением суда, подлежит применению в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Разрешая в соответствии с частью 3 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вопрос о распределении судебных расходов по проведению судебной экспертизы, предварительная оплата которых произведена не была, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
К таким издержкам, в частности, отнесены суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам (пункт 1 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В пункте 31 постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 11 июля 2017 года № 20-П в силу требований Конституции Российской Федерации, предъявляемых к обеспечению исполнения обязанности платить законно установленные налоги и сборы (статья 57) и осуществления права на судебную защиту (статья 46) на основе общеправовых принципов равенства и справедливости, сама процедура судебного оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в любом случае не сводится к реализации обратившимся в суд лицом права на ее установление в размере, равном рыночной стоимости этого объекта, а предполагает проверку законности решений и действий, связанных с таким установлением, и обеспечение судебной защиты оспоренных или нарушенных прав.
Положения статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой этими положениями фактически исключается возможность присуждения судебных расходов лицу, чье административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворено судом, даже в тех случаях, когда ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость данного объекта настолько превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере его рыночной стоимости, что это может свидетельствовать о повлекшей нарушение прав соответствующего лица ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.
В названном Постановлении также отмечено, что этими выводами не исключается учет при решении вопросов о распределении судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей - вопреки объективному экономическому содержанию отношений, связанных с формированием налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, - к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал Федеральному законодателю о необходимости внесения в правовое регулирование изменений, направленных на уточнение правил распределения судебных расходов по делам об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости. До настоящего времени изменения в действующее законодательство не внесены, вопрос о том, что считать допустимым диапазоном отклонений, нормативно не урегулирован, в связи с чем суду следует оценивать существенность расхождения по своему внутреннему убеждению с учетом обстоятельств в конкретном случае.
Согласно счету № 75/22 от 29 августа 2022 года, письму от 19 октября 2021 года стоимость услуг общества с ограниченной ответственностью «Центр экспертизы недвижимости» по проведению судебной экспертизы по данному административному делу составляет 120 000 рублей, в отношении каждого из земельных участков – по 20 000 рублей.
Как следует из материалов административного дела, расхождение между кадастровой стоимостью земельного участка с кадастровым номером .... (9 221 952 рубля 30 копеек) и его рыночной стоимостью (2 901 008 рублей) составляет 3,1 раза (68,5%), земельного участка с кадастровым номером .... (4 641 155 рублей 12 копеек) и его рыночной стоимостью (1 351 482 рубля) составляет 3,4 раза (70,8%), земельного участка с кадастровым номером .... (118 435 677 рублей 92 копейки) и его рыночной стоимостью (36 094 195 рублей) составляет 3,2 раза (69,5%), земельного участка с кадастровым номером .... (20 068 376 рублей 22 копейки) и его рыночной стоимостью (3 664 944 рубля) составляет 5,4 раза (81,7%), земельного участка с кадастровым номером .... (5 133 967 рублей 87 копеек) и его рыночной стоимостью (831 472 рубля) составляет 6,1 раза (83,8%), земельного участка с кадастровым номером .... (54 573 684 рубля 48 копеек) и его рыночной стоимостью (17 051 176 рублей) составляет 3,2 раза (68,7%),что превышает приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или ее применении к данным земельным участкам.
Определение рыночной стоимости объектов недвижимости в размере меньшем, чем их кадастровая стоимость, само по себе не свидетельствует о наличии каких-либо ошибок, допущенных в ходе кадастрового учета, поскольку разница между кадастровой и рыночной стоимостями объектов недвижимости объективно обусловлена использованием различных подходов (методов) оценки. Кадастровая стоимость определяется в ходе массовой оценки, в то время как рыночная стоимость объектов недвижимости определяется индивидуально, что позволяет учитывать конкретные особенности оцениваемого объекта.
Оценивая существенность расхождения кадастровой и рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, суд приходит к выводу о том, что разница между рыночной и кадастровой стоимостью земельного участка с кадастровым номером .... (68,5%), земельного участка с кадастровым номером .... (70,8%), земельного участка с кадастровым номером .... (69,5%), земельного участка с кадастровым номером .... (81,7%), земельного участка с кадастровым номером .... (83,8%), земельного участка с кадастровым номером .... (68,7%), является значительной, находится за допустимыми пределами диапазона отклонений и указывает на допущенную ошибку в методике определения кадастровой стоимости или при ее применении к данным земельным участкам. При этом, абсолютное значение расхождения также следует признать значительным.
В связи с изложенным расходы, связанные с производством судебной экспертизы в отношении земельных участков с кадастровыми номерами .... в общем размере 100 000 рублей (20 000 рублей х 5) необходимо отнести на счет административного ответчика – Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Разрешая вопрос о лице, с которого подлежат взысканию судебные расходы по проведению судебной экспертизы в отношении земельного участка с кадастровым номером ...., суд исходит из следующего.
Как разъяснено в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно пункту 2 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 сентября 2018 года № 514) определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящего Порядка (далее - определение кадастровой стоимости), осуществляется уполномоченными лицами территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав, или в случае принятия решения таким органом о наделении полномочиями по определению кадастровой стоимости в соответствии с частью третьей статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» - уполномоченными лицами подведомственного такому органу бюджетного учреждения.
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость принадлежащего Р.Р. Адиуллину на праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 23 марта 2020 года определена актом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», исчислена на основании удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года № 2846-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)».
Исходя из приведенного правового регулирования, с учетом особенностей правоотношений, связанных с оспариванием кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, суд приходит к выводу о том, что федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости данного земельного участка на вышеуказанную дату, следовательно, лицом, ответственным за возмещение судебных расходов по производству судебной экспертизы.
В связи с изложенным расходы, связанные с производством судебной экспертизы в отношении земельного участка с кадастровым номером .... в размере 20 000 рублей необходимо отнести на счет административного ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
При изложенных обстоятельствах, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Центр экспертизы недвижимости» в возмещение расходов по проведению судебной экспертизы подлежит взысканию 100 000 рублей с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, 20 000 рублей - с федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Р.Р. Адиуллина об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость:
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу), площадью 5 830 квадратных метров, с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: , в размере 2 901 008 рублей по состоянию на 1 января 2015 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под закрытые склады (изделия ЖБИ) – земельный участок, предназначенный для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности), площадью 2 716 квадратных метров, с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: , в размере 1 351 482 рубля по состоянию на 1 января 2015 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности (центральный Гравзавод (пространственные конструкции), открытый склад по складированию продукции № 1, 2, бытовые помещения, бокс ремонтный, АБК), площадью 79 996 квадратных метров, с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: , в размере 36 094 195 рублей по состоянию на 1 января 2015 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под комплексную лабораторию мониторинга окружающей среды), площадью 7 389 квадратных метров, с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: , в размере 3 664 944 рубля по состоянию на 1 января 2015 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под комплексную лабораторию мониторинга окружающей среды), площадью 1 871 квадратный метр, с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: , в размере 831 472 рубля по состоянию на 1 января 2015 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности (причальная стенка № 1, причальная стенка № 2, предпричальный склад), площадью 50 624 квадратных метра, с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: , в размере 17 051 176 рублей по состоянию на 23 марта 2020 года.
Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в пользу общества с ограниченной ответственностью «Центр экспертизы недвижимости» в возмещение расходов по проведению судебной экспертизы 100 000 рублей.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Центр экспертизы недвижимости» в возмещение расходов по проведению судебной экспертизы 20 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Татарстан.
Судья Ю.А. Старшая
Справка: решение принято судом в окончательной форме 29 сентября 2022 года в виде электронного документа.
Судья Ю.А. Старшая
Решение07.10.2022