ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-112/2023 от 18.01.2024 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 3а-3/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2024 г. г. Тверь

Тверской областной суд в составе:

председательствующего Пержуковой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Коклюшкиной Н.А.,

с участием прокурора Обиход И.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Вишняковой Е.В., Ажимова С.Ю. об оспаривании отдельных положений Устава закрытого административно-территориального образования Озерный Тверской области, принятого решением Думы ЗАТО Озерный Тверской области от 31 октября 2022 г. № 70,

установил:

Решением Думы ЗАТО Озерный Тверской области от 31 октября 2022 г. № 70 принят Устав ЗАТО Озерный Тверской области, его текст опубликован в газете «Дни Озерного» от 2 декабря 2022 г. № 48. Устав зарегистрирован в Управлении Минюста России по Тверской области 23 ноября 2022 г., регистрационный № RU693060002022001, и вступил в силу с 3 декабря 2022 г.

Решением Думы ЗАТО Озерный Тверской области от 10 ноября 2023 г. № 40 в Устав ЗАТО Озерный Тверской области внесены изменения, которые зарегистрированы в Управлении Минюста РФ по Тверской области 20 ноября 2023 г., регистрационный № RU693060002023001. Новая редакция Устава вступила в силу с 25 ноября 2023 г.

27 ноября 2023 г. Вишнякова Е.В. обратилась в суд об оспаривании отдельных положений части 6 статьи 31, части 3 статьи 39 и части 3 статьи 40 Устава ЗАТО Озерный Тверской области, действующих в его первоначальной редакции, указав, что оспариваемые положения и положения части 3 статьи 15 Устава, регулирующие одни и те же общественные отношения, противоречат друг другу, их неопределенность создает административному истцу, проживающему в данном муниципальном образовании и являющемуся субъектом регулируемых правоотношений, а также другим жителям ЗАТО Озерный Тверской области, препятствия в реализации правотворческой инициативы. По мнению заявителя, оспариваемые нормы противоречат статье 26 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Административное исковое заявление принято к производству Тверского областного суда, возбуждено административное дело № 3а-112/2023.

1 декабря 2023 г. в Тверской областной суд поступило административное исковое заявление Ажимова С.Ю.. в котором он просил признать не действующими эти же положения Устава ЗАТО Озерный Тверской области, сославшись на аналогичные обстоятельства.

Административное исковое заявление принято к производству Тверского областного суда, возбуждено административное дело № 3а-115/2023.

Определением суда от 19 декабря 2023 г. указанные административные дела объединены в одно производство № 3а-112/2023 для совместного рассмотрения и разрешения.

Лица, участвующие в деле, их представители, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Представитель административного ответчика Думы ЗАТО Озерный Тверской области направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и письменные возражения, в которых указал, что процедура принятия Устава ЗАТО Озерный, введения его в действие и вступления в силу соблюдена. Оспариваемые положения Устава не противоречат требованиям действующего законодательства, не нарушают ни чьих прав, свобод и законных интересов, в том числе и административных истцов, а также не препятствуют им в реализации правотворческой инициативы. Административными истцами не доказан факт нарушения либо угрозы нарушения оспариваемыми положениями Устава их прав, свобод и законных интересов. Кроме того, Вишнякова Е.В. на территории ЗАТО Озерный не проживает, по решению Бологовского городского суда Тверской области от 30 мая 2022 г. она признана прекратившей право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: Тверская область, ЗАТО Озерный, ул. Киевская, д. 10, кв.22, выселена из данного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения и 24 октября 2023 г. снята с регистрационного учета по указанному адресу.

Представитель заинтересованного лица Управления Минюста России по Тверской области, ходатайствовавший о рассмотрении дела в его отсутствие, направил в суд письменные возражения, в которых, указав, что оспариваемые положения Устава соответствуют требованиям части 1 статьи 26 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ и части 3 статьи 15 Устава ЗАТО Озерный, в них отсутствует какая-либо неопределенность, создающая препятствия для реализации правотворческой инициативы административных истцов и других жителей ЗАТО Озерный, просил суд в удовлетворении заявленных требований Ажимову С.Ю. и Вишняковой Е.В. отказать.

Исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Обиход И.Д. об отсутствии оснований для удовлетворения исков, суд приходит к следующим выводам.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), определяющим также государственные гарантии его осуществления.

Как следует из статьи 43 Закона № 131-ФЗ, устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов (пункт 1 части 1); является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования (часть 2); иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан) (часть 3).

Пунктом 1 части 10 статьи 35 Закона № 131-ФЗ установлено, что принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Согласно части 3 статьи 44 Закона № 131-ФЗ Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях, в которых полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, - населением непосредственно на сходе граждан.

По общему правилу, предусмотренному частью 4 этой же статьи Закона № 131-ФЗ, проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Пунктом 1 части 3 статьи 28 Закона № 131-ФЗ установлено, что проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами, должны выноситься на публичные слушания.

Частью 5 статьи 44 Закона № 131-ФЗ установлено, что устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, голос главы муниципального образования учитывается при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.

Из части 6 статьи 44 Закона № 131-ФЗ следует, что устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с частью 8 статьи 44 Закона № 131-ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований уведомления о включении сведений об уставе муниципального образования, муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации, предусмотренного частью 6 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

В подтверждение соблюдения процедуры принятия оспариваемой редакции Устава, правил введения в действие, в том числе порядка опубликования, государственной регистрации и вступления в силу административным ответчиком представлены: заверенная копия решения Думы ЗАТО Озерный Тверской области от 12 апреля 2017 г. № 19, которым утверждено Положение «О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании ЗАТО Озерный Тверской области» с приложением; доказательства опубликования в газете «Дни Озерного» от 30 сентября 2022 г. № 39 (1192) решения Думы ЗАТО Озерный Тверской области от 30 сентября 2022 г. № 50 «О проекте Устава ЗАТО Озерный Тверской области», проекта Устава, решения Думы ЗАТО Озерный Тверской области от 30 сентября 2022 г. № 51 «О назначении публичных слушаний по рассмотрению проекта Устава ЗАТО Озерный Тверской области»; доказательства размещения на официальном сайте ЗАТО Озерный Тверской области информации о проведении публичных слушаний по проекту Устава ЗАТО Озерный, порядке внесения предложений в проект данного муниципального акта; результатов публичных слушаний; доказательства опубликования в газете «Дни Озерного» от 28 октября 2022 г. № 43 (1196) заключения о результатах публичных слушаний по проекту решения Думы ЗАТО Озерный Тверской области «О проекте Устава ЗАТО Озерный Тверской области»; заверенная копия протокола заседания Думы ЗАТО Озерный Тверской области от 31 октября 2022 г. № 10, согласно которому при установленной численности в 15 депутатов за принятие Устава ЗАТО Озерный Тверской области единогласно проголосовали участвовавшие в заседании 12 депутатов; доказательства опубликования в газете «Дни Озерного» от 2 декабря 2022 г. № 48 (1201) решения Думы ЗАТО «Озерный» от 31 октября 2022 г. № 70 «О принятии Устава ЗАТО Озерный Тверской области» и текста данного Устава; уведомление Управления Минюста России по Тверской области от 24 ноября 2022 г. № 69/02-15/4358 о включении сведений об уставе муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований Тверской области, подтверждающее государственную регистрацию Устава 23 ноября 2022 г. за № RU693060002022001 и размещение текста Устава на портале Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф).

Проанализировав данные доказательства, суд пришел к выводу о том, что решение Думы ЗАТО Озерный Тверской области от 31 октября 2022 г. № 70 о принятии Устава закрытого административно-территориального образования Озерный Тверской области принято уполномоченным органом местного самоуправления, действовавшим в правомочном составе, с соблюдением требований, установленных статьей 28, частью 10 статьи 35, частями 4, 5, 6, 8 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с предварительным проведением публичных слушаний по проекту данного нормативного правового акта; с соблюдением правил введения его в действие, в том числе порядка опубликования, государственной регистрации и вступления в силу. По данным основаниям Устав ЗАТО Озерный Тверской области административными истцами не оспаривается.

Проверяя оспариваемые положения Устава на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет правотворческую инициативу населения как одну из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Частью 1 статьи 26 Закона 131-ФЗ установлено, что с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (абзац 1).

Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом (абзац 2).

В случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом (абзац 3).

Нарушение своих прав административные истцы усматривают в содержании:

- отдельных положений части 6 статьи 31 Устава, предусматривающих, что право вносить проекты решений на рассмотрение Думы ЗАТО Озерный предоставляется инициативным группам граждан не менее чем 3 процента от числа жителей ЗАТО Озерный, обладающих избирательным правом (абзац 9);

- отдельных положений части 3 статьи 39 Устава, предусматривающих, что проекты муниципальных правовых актов ЗАТО Озерный могут вноситься инициативными группами граждан не менее чем 3 процента от числа жителей ЗАТО Озерный, обладающих избирательным правом;

- отдельных положений части 3 статьи 40 Устава, предусматривающих, что предложения о внесении изменений и дополнений в Устав ЗАТО Озерный могут вносить: инициативные группы граждан не менее чем 3 процента от числа жителей ЗАТО Озерный, обладающих избирательным правом (абзац 7).

Из указанных оспариваемых положений Устава следует, что минимальная численность инициативной группы граждан, обладающих избирательным правом, которая может выступить с правотворческой инициативой, равна 3 процентам от числа жителей ЗАТО Озерный, обладающих избирательным правом.

Административные истцы полагают, что данные оспариваемые положения Устава не соответствуют нормам статьи 26 Закона № 131-ФЗ и вступают в противоречие с неоспариваемыми ими нормами части 3 статьи 15 Устава, что влечет правовую неопределенность.

Суд находит доводы административных истцов не состоятельными и основанными на неверном толковании оспариваемых положений Устава в связи с ниже приведенным.

Частью 3 статьи 15 Устава ЗАТО Озерный Тверской области предусмотрено, что минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается решением Думы ЗАТО Озерный и не может превышать 3 процента от числа жителей ЗАТО Озерный, обладающих избирательным правом.

Устав ЗАТО Озерный является нормативным правовым актом, принятым решением представительного органа местного самоуправления – Думы ЗАТО Озерный.

Часть 1 статьи 44 Закона № 131-ФЗ устанавливает перечень вопросов, закрепление которых в уставе муниципального образования является обязательным.

Согласно части 2 этой же статьи Закона № 131-ФЗ уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Запрета закрепления в уставе муниципального образования положений о минимальной численности инициативной группы жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которая может выступить с правотворческой инициативой, нормативные правовые акты, имеющие большую юридическую силу, не содержат.

При том, что минимальная численность инициативной группы граждан в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 26 Закона № 131-ФЗ не может превышать 3 процента, оспариваемые положения Устава не противоречат положениям части 1 статьи 26 Закона № 131-ФЗ и им соответствуют, поскольку определяют, что правотворческая инициатива может быть реализована инициативной группой граждан не менее чем 3 процента (то есть 3 процента – минимальная её численность и более) от числа жителей ЗАТО Озерный, обладающих избирательным правом.

Оспариваемые положения Устава не содержат правовой неопределённости, на наличие которой ссылаются административные истцы, напротив, их содержание доступно для понимания субъектами правоотношений, регулируемых данным Уставом, в них отсутствуют положения, препятствующие единообразному уяснению и применению, а также реализации правотворческой инициативы административных истцов, а также других жителей ЗАТО Озерный, обладающих избирательным правом.

Решением Совета депутатов ЗАТО Озерный от 1 июня 2005 г. утверждено положение «О порядке осуществления правотворческой инициативы группой граждан в ЗАТО Озерный» (приложение).

В соответствии с пунктом 1.2 положения правотворческая инициатива заключается во внесении проектов муниципальных правовых актов в Думу ЗАТО Озерный, Главе ЗАТО Озерный, администрации ЗАТО Озерный.

Согласно пункту 1.3 данного положения правом правотворческой инициативы наделяются инициативные группы граждан, обладающих избирательным правом. Минимальная численность инициативной группы граждан составляет 10 жителей ЗАТО Озерный.

Пунктом 1.4 этого же положения установлено, что число подписей, необходимых для внесения правотворческой инициативы, должно составлять 3% от числа жителей ЗАТО Озерный, обладающих избирательным правом.

Таким образом, данное положение устанавливает порядок реализации правотворческой инициативы, который отличается от Устава. Вместе с тем, согласно частям 2, 3 статьи 43 Закона № 131-ФЗ устав является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, иные муниципальные правовые акты не должны ему противоречить, в противном случае они подлежат приведению в соответствии с уставом.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что доводы административных истцов как о противоречии оспариваемых положений Устава нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а так и их неопределенности, не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Относительно доводов административного ответчика о том, что Вишнякова Е.В. жителем ЗАТО Озерный в настоящее время не является, что дополнительно подтверждает отсутствие нарушения её прав, свобод и законных интересов оспариваемыми положениями Устава, суд считает необходимым указать следующее.

Согласно содержащимся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).

По сообщению отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Тверской области от 5 декабря 2023 г. Вишнякова Е.В. с 24 октября 2003 г. зарегистрирована по адресу: пгт.Озерный, ул. Киевская, д. 10, кв. 22. Бологовский городской суд Тверской области в ответ на запрос суда 13 декабря 2023 г. сообщил, что на основании решения суда от 30 мая 2022 г. в части выселения Вишняковой Е.В. без предоставления другого жилого помещения, а также возложения обязанности сдать служебное жилое помещение, выдан исполнительный лист серии ФС № 045376326, на основании которого 19 июня 2023 г. Бологовским РОСП УФССП России по Тверской области возбуждено исполнительное производство, постановление об окончании которого в суд не поступало. Согласно общедоступным сведениям банка данных исполнительных производств официального сайта ФССП России в сети интернет, полученным 15 декабря 2023 г. (скриншот страницы в материалах дела), исполнительное производство № 41968/23/69004-ИП, возбужденное 19 июня 2023 г. на основании исполнительного листа серии ФС № 045376326, выданного Бологовским городским судом Тверской области, не окончено и не прекращено.

При таких обстоятельствах Вишнякова Е.В., полагавшая нарушенным своё право как жителя ЗАТО Озерный, обладающего избирательным правом, на участие в реализации правотворческой инициативы, имела право на обращение в суд с указанным административным иском.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Проигравшим административный спор административным истцам понесенные ими судебные издержки в связи с рассмотрением настоящего дела на основании части 1 статьи 111 КАС РФ возмещению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административных исков Вишняковой Е.В. и Ажимова С.Ю. об оспаривании отдельных положений части 6 статьи 31, части 3 статьи 39, части 3 статьи 40 Устава закрытого административно-территориального образования Озерный Тверской области, принятого решением Думы ЗАТО Озерный Тверской области от 31 октября 2022 г. № 70, отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тверской областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Л.В.Пержукова

Мотивированное решение составлено 23января 2024 г.

Председательствующий Л.В.Пержукова