ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-112/2023 от 26.06.2023 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 3а-112/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26.06.2023 г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе

председательствующего судьи Лопаткиной Л.А.,

при секретаре судебного заседания Мельник А.А.,

с участием прокурора отдела управления прокуратуры Челябинской области Козиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Сагоконь Д.А. к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области о признании не действующими постановлений от 17.12.2021 № 79/132, от 15.11.2022 № 93/6,

установил:

индивидуальный предприниматель Сагоконь Д.А. (далее - ИП Сагоконь Д.А.) обратился в суд к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - Министерство) о признании не действующими постановлений от 17.12.2021 № 79/132 «О внесении изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 ноября 2020 г. № 52/38» (далее - постановление № 79/132), от 15.11.2022 № 93/6 «О внесении изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 ноября 2020 г. № 52/38» (далее - постановление № 93/6), в обоснование требований указав на нарушение тарифным органом пункта 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее - Основы ценообразования), в части невключения в тарифы на 2022, 2023 годы суммы неучтенной корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифа на 2019 год, в сумме 16 280,89 тыс. рублей (не учтенной в тарифе на 2021 год). Оспариваемыми нормативными правовыми актами нарушены права и законные интересы административного истца на оплату поставленной тепловой энергии по справедливым и экономически обоснованным ценам в связи с тем, что тариф для ООО «Перспектива» является необоснованно завышенным, принятым без учета социально-экономической ситуации.

ИП Сагоконь Д.А. в судебном заседании требования поддержал.

Представители административного ответчика Дрыга А.А., Захарова Н.В., Просвирин Е.С. в судебном заседании считали требования необоснованными.

Представитель ООО «Перспектива» Агеев А.В. в судебном заседании полагал, что в удовлетворении административных требований следует отказать.

Представитель заинтересованного лица ФАС России в судебное заседание при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенного и не явившегося в судебное заседание участвующего в деле лица.

Заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования, не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Частью 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказ ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее - Методические указания).

В силу пунктов 4, 6 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Пунктом 1 части 2 статьи 5, пунктом 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении установлено, что полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Челябинской области в соответствии с постановлением Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 № 300 «О Положении, структуре и штатной численности Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области» является Министерство.

В силу пункта 18 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 № 300, для определения основных направлений деятельности Министерства и принятия соответствующих решений, относящихся к его компетенции, создается Правление при Министерстве (далее именуется - Правление) общей численностью не более 9 человек. Заседание Правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Правление рассматривает все вопросы, относящиеся к компетенции Министерства, и принимает коллегиальные решения большинством голосов членов Правления, присутствующих на заседании. Голос председателя Правления при равенстве голосов членов Правления является решающим.

Решение Правления оформляется в виде постановления Министерства, которое публикуется на официальном сайте Министерства в «Информационном бюллетене Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области» и (или) размещаются в официальных средствах массовой информации (пункты 19, 20 указанного Положения).

Согласно выписке из протокола заседания Правления от 17.12.2021 № 79 решение об установлении оспариваемых тарифов принято на заседании Правления Министерства единогласным голосованием 6 членов Правления.

Постановлением Министерства от 17.12.2021 № 79/132 внесены изменения в приложение 1 к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20.11.2020 № 52/38 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Перспектива» потребителям Троицкого городского округа, и долгосрочных параметров регулирования».

Постановление Министерства от 17.12.2021 № 79/132 опубликовано 22.12.2022 на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.

Согласно выписке из протокола заседания Правления от 15.11.2022 № 93 решение об установлении оспариваемых тарифов принято на заседании Правления Министерства единогласным голосованием 7 членов Правления.

Постановлением Министерства от 15.11.2022 № 93/6 внесены изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20.11.2020 № 52/38 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Перспектива» потребителям Троицкого городского округа, и долгосрочных параметров регулирования» в части установления тарифа на 2023 год.

Постановление Министерства от 15.11.2022 № 93/6 опубликовано в спецвыпуске газеты «Южноуральская панорама» 24.11.2022 № 96/1 (4424/1).

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в установленном порядке и форме, введены в действие в соответствии с законом, что административным истцом не оспаривается.

Проверяя оспариваемые нормативные правовые акты органа исполнительной власти Челябинской области по существу, суд приходит к следующему.

Пунктом 13 Основ ценообразования установленною, что в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, за исключением случаев обслуживания заемных средств по процентной ставке в размере, не превышающем 5 процентов годовых (далее - льготная ставка), или софинансирования субъектом Российской Федерации части расходов по процентной ставке, отличающейся от льготной ставки, в соответствии с Правилами предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем предоставления финансовых средств на подготовку проектов модернизации и софинансирование процентной ставки, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2017 № 997 «О реализации мер финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

В силу пункта 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

Судом установлено и из материалов дела следует, что 20.12.2018 Министерством принято постановление № 86/101 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО «Перспектива» потребителям Троицкого городского округа, и долгосрочных параметров регулирования», устанавливающее тарифы на 2018-2020 годы.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 16.01.2020 по административному делу № 3а-149/2019 признаны недействующими с момента вступления в силу апелляционного определения пункты 1, 3 постановления Министерства от 20.12.2018 № 86/101 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО «Перспектива» потребителям Троицкого городского округа, и долгосрочных параметров регулирования» и приложение 1 к данному постановлению. На Министерство возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, замещающий признанные недействующими региональные нормы.

Во исполнение данного судебного акта 09.04.2020 Министерством принято постановление № 15/3 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО «Перспектива» потребителям Троицкого городского округа», приложением к постановлению утверждены тарифы на тепловую энергию на 2020 год.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 16.01.2020 по административному делу № 3а-28/2021 признано недействующим с даты принятия постановление Министерства от 09.04.2020 № 15/3 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО «Перспектива» потребителям Троицкого городского округа».

Министерством 17.12.2021 принято постановление № 79/73 «О внесении изменений в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2018 года № 86/101», которым утверждены тарифы на тепловую энергию на 2018-2020 годы.

Министерством 17.12.2021 принято постановление № 79/74 «О внесении изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2018 года № 86/101», которым утверждены долгосрочные параметры регулирования на период регулирования 2018-2020 годы.

Министерством 17.12.2021 принято постановление № 79/77 «О внесении изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2021 года № 86/101», которым произведена корректировка тарифов на 2019 год.

Министерством 17.12.2021 принято постановление № 79/79 «О внесении изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2021 года № 86/101», которым произведена корректировка тарифов на 2020 год.

Решением Челябинского областного суда от 04.04.2022 по административному делу отказано в удовлетворении требований Сагоконь Д.А. о признании недействующими постановлений Министерства от 17.12.2021 № 79/73, № 79/74, № 79/77, № 79/79.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 13.07.2022 указанное решение отменено частично. Признаны недействующими с даты принятия постановление Министерства от 17.12.2021 № 79/74 «О внесении изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2018 года № 86/101», постановление Министерства от 17.12.2021 № 79/77 «О внесении изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2018 года № 86/101», постановление Министерства от 17.12.2021 № 79/79 «О внесении изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2018 года № 86/101». В остальной части решение Челябинского областного суда от 04.04.2022 оставлено без изменения.

20.11.2020 Министерством принято постановление № 52/38 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Перспектива» потребителям Троицкого городского округа, и долгосрочных параметров регулирования», устанавливающие тарифы на новый долгосрочный период регулирования 2021-2025 годы.

В признании недействующим данного постановления решением Челябинского областного суда от 11.07.2022, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 15.12.2022, кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.04.2023 по административному делу ИП Сагоконь Д.А. отказано.

Как отмечено ранее, Министерством постановлением № 79/132 скорректированы тарифы на тепловую энергию на 2022 год, постановлением № 93/6 - на 2023 год.

Как следует из выписок из протоколов заседания Правления от 17.12.2021 № 79, от 15.11.2022 № 93 органом регулирования при расчете тарифов не включена корректировка долгосрочного тарифа с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности ООО «Перспектива» за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов на 2021-2025 годы.

Данные обстоятельства административным ответчиком не оспаривались.

Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов на 2019 год в сумме -16280,89 тыс. рублей сложилась по результатам регулируемой деятельности ООО «Перспектива» за 2019 год и не была учтена в тарифах на 2021 год в целях сглаживания темпов изменения тарифов.

Как указано выше, с 2019 года Сагоконь Д.А. в качестве представителя ЗАО «ТЭК», а впоследствии как ИП Сагоконь Д.А. последовательно оспаривал каждое выносимое Министерством постановление в сфере регулирования тарифов для ООО «Перспектива». Последний судебный акт об оспаривании постановления Министерства от 20.11.2020 № 52/38 по административному делу вступил в законную силу 15.12.2022.

Таким образом, размер корректировки необходимой валовой выручки в размере -16280,89 тыс. рублей определен тарифным органом исходя из ранее действующих тарифов и с учетом признанных недействующими постановлений Министерства от 20.12.2018 № 86/101, от 09.04.2020 № 15/3, от 17.12.2021 № 79/74, от 17.12.2021 № 79/77, от 17.12.2021 № 79/79 в настоящее время является неактуальным.

Представитель ООО «Перспектива» в судебном заседании пояснил, что на основании постановления Министерства от 17.12.2021 № 79/73, являющегося замещающим актом по отношению к признанному недействующим постановлению от 20.12.2018 № 86/101, ООО «Перспектива» производит корректировку стоимости тепловой энергии, фактически потребленной в 2019, 2020 годах, потребителям тепловой энергии центральной части г. Троица (за исключением категории население).

Административный истец в судебном заседании не отрицал, что по отношению к нему данная корректировка произведена.

Доводы административного истца о возможности произвести корректировку путем вычитания из необходимой валовой выручки уменьшенной товарной выручки ООО «Перспектива» по установленной пунктом 52 Методических указаний формуле в связи с признанием недействующим ранее установленных тарифов судом отклоняются ввиду следующего.

В соответствии с подпунктами «б, в, д» пунктом 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются следующие документы и материалы:

копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату;

расчет полезного отпуска тепловой энергии (мощности), теплоносителя с дифференциацией по видам с обоснованием размера расхода тепловой энергии (мощности), теплоносителя, горячей воды на передачу (потери) по сетям, в том числе объема поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя согласно заключенным в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении» договорам по ценам, определенным соглашением сторон. В расчете полезного отпуска отдельно отражается объем тепловой энергии (мощности), теплоносителя, реализация которых осуществляется для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей по регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения;

расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, предлагаемого метода регулирования тарифов, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, значений удельных переменных расходов, принятых в схеме теплоснабжения, в случае ее утверждения), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.

Следовательно, для расчета корректировки со знаком «-» органу регулирования необходимо выявить дополнительно полученные доходы на основании предоставленных документов официальной бухгалтерской и статистической отчетности или в результате проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации.

Документы, подтверждающие проведение ООО «Перспектива» перерасчета стоимости фактически потребленной тепловой энергии, могут быть представлены по окончании финансового года.

Таким образом, с учетом сложившихся обстоятельств корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов на 2019 год, может быть рассчитана после анализа хозяйственной деятельности ООО «Перспектива» за 2023 год (в случае завершения перерасчета в 2023 году) и учтена в последующих периодах регулирования, что действующему законодательству не противоречит.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя Сагоконь Д.А. о признании не действующими постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 17.12.2021 № 79/132 «О внесении изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20.11.2020 № 52/38», постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 15.11.2022 № 93/6 «О внесении изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20.11.2020 № 52/38».

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Судья Л.А. Лопаткина

Мотивированное решение изготовлено 07.07.2023.