ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1134/2022 от 27.06.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара

27.06.2022

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Клюева С.Б.,

при ведении протокола судебного

заседания помощником судьи Ишелевой В.В.,

с участием:

представителя административного

истца – Прокуратуры Самарской области Атяскиной О.А.,

представителя административного ответчика – Думы городского

округа Октябрьск Самарской области Гайер С.В.,

представителя заинтересованного лица – Главы городского

округа Октябрьск Самарской области Гусейновой Н.С. –

представителя заинтересованного лица – Губернатора

Самарской области Филиппова С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1134/2022 по административному исковому заявлению Первого заместителя прокурора Самарской области к Думе городского округа Октябрьск Самарской области о признании недействующим нормативного правового акта в части с момента принятия

УСТАНОВИЛ:

20.01.2022 Думой городского округа Октябрьск Самарской области принято Решение № 114 "О внесении изменений в Положение о денежном вознаграждении и гарантиях осуществления полномочий Главы городского округа Октябрьск Самарской области, утвержденного Решением Думы городского округа Октябрьск Самарской области от 11.12.2019 № 370" (далее Решение № 114).

Согласно данному Решению в Положение о денежном вознаграждении и гарантиях осуществления полномочий Главы городского округа Октябрьск Самарской области, утвержденного Решением Думы городского округа Октябрьск Самарской области № 370 от 11.12.2019 (в редакции решения Думы городского округа Октябрьск Самарской области от 14.10.2020 № 9, решения Думы городского округа Октябрьск Самарской области № 75 от 02.09.2021) внесены следующие изменения:

1.1. пункт 2.13 раздела 2 изложен в следующей редакции:

"Единовременная премия Главе может выплачиваться в связи с:

- профессиональным праздником - День местного самоуправления - 21 апреля - в размере 25% от размера должностного оклада Главы;

- выполнением особо важных и сложных заданий, достижением определенных социально-экономических показателей деятельности органов местного самоуправления, оценку которым дает Губернатор Самарской области либо Правительство Самарской области (в пределах суммы предоставленной из областного бюджета бюджету городского округа Октябрьск дотации в целях поощрения муниципальных управленческих команд, далее в настоящем пункте - дотация). Сумма, определяемая Главе премии в соответствии с настоящим абзацем, составляет 33% от общей суммы дотации.".

Согласно пункту 3 данного Решения оно вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 17 ноября 2020 года.

Решение принято большинством голосов депутатов Думы городского округа Октябрьск Самарской области и при наличии необходимого кворума, опубликовано 21.01.2022 в газете "Октябрьское время" № 2 и по порядку опубликования и введение в действие не оспаривается.

Первый заместитель прокурора Самарской области в интересах публично-правового образования г.о. Октябрьск Самарской области в лице Администрации г.о. Октябрьск Самарской области, а также в интересах неопределенного круга лиц обратился в Самарской областной суд к Думе городского округа Октябрьск Самарской области с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим с момента принятия пункт 3 Решения № 114 в части слов «распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 17 ноября 2020 года».

В обоснование требований указывается, что принятое Решение №114 затрагивает расходные обязательства закончившегося финансового года, что противоречит положениям статей 5, 12, 83 Бюджетного кодекса РФ (далее также БК РФ), согласно которым акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом РФ или федеральным законом. В связи с выявленным нарушением закона прокуратурой города Октябрьска на Решение № 114 принесен протест от 26.01.2022, который рассмотрен, и в соответствии с Решением Думы городского округа Октябрьск от 22.02.2022 № 124 отклонен.

Определением Самарского областного суда от 08.06.2022 к участию в настоящем деле в качестве заинтересованного лица привлечены Правительство Самарской области и Губернатор Самарской области.

Представитель административного истца Атяскина О.А. в судебном заседании поддержала административный иск в соответствии с доводами в нем изложенными.

Представители административного ответчика Думы городского округа Октябрьск Самарской области – Гайер С.В., заинтересованных лиц: Главы городского округа Октябрьск Самарской области – Гусейнова Н.С., Губернатора Самарской области - Филиппова С.С. против удовлетворения административного иска возражали по доводам, изложенным в письменных возражениях.

• Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ) при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции (ч. 3 ст. 208 КАС РФ).

Согласно ч. 1 ст. 27 Устава г.о. Октябрьск утвержденного Решением Думы г.о. Октябрьск от 31.03.2021 №50 денежное вознаграждение Главы городского округа состоит из должностного оклада, а также из ежемесячных и иных выплат, размер и порядок осуществления которых устанавливается решением Думы городского округа.

В связи с распределением фонда премирования, установленного Главой городского округа Октябрьск Самарской области, Прокурор г. Октябрьск Самарской области обратился в Октябрьский городской суд Самарской области интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия Думы городского округа Октябрьск Самарской области в котором, в частности, просил возложить на Думу городского округа Октябрьск Самарской области обязанность досрочно прекратить полномочия Главы городского округа Октябрьск Самарской области Гожей А.В. в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование данных требований указывалось, что Главой городского округа Октябрьск самостоятельно, путем издания соответствующих распоряжений назначены себе выплаты премий (распоряжением от 16.12.2020 №416-рк на сумму 47 500 рублей, распоряжением от 17.12.2020 №424-рк на сумму 13 800 рублей, распоряжением от 29.12.2020 №443-рк на сумму 169 400 рублей, распоряжением от 26.04.2021 №57-рл на сумму 5000 рублей, распоряжением от 03.09.2021 №128-рл на сумму 190 000 рублей).

Согласно ст. 6 БК РФ под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

В соответствии с положениями статьи 83 БК РФ, если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета (ч. 2).

Исходя из буквального толкования положений статьи 83 Бюджетного кодекса РФ, данная норма не устанавливает запрет на придание обратной силы нормам, регулирующим правоотношения по распределению финансовых средств в рамках уже существующих расходных обязательств в случае, кода такое распределение финансовых средств не влечет за собой увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств.

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 19.12.2019 № 965 (ред. от 06.08.2021) "Об утверждении порядка поощрения региональной и муниципальных управленческих команд Самарской области" к расходным обязательствам Самарской области отнесено поощрение в 2019-2021 годах региональной и муниципальных управленческих команд в связи с достижением Самарской областью значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 25.04.2019 N 193 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 20.08.2021 N 595 (ред. от 03.11.2021) "О предоставлении в 2021 году иных дотаций из областного бюджета местным бюджетам в целях поощрения муниципальных управленческих команд" Городскому округу Октябрьск, в частности, выделена дотация из областного бюджета в целях финансирования расходных обязательств муниципального образования, связанных с поощрением муниципальных управленческих команд на 2020 год в размере 768 000 рублей.

Согласно отчету о расходах Главы городского округа Октябрьск Самарской области от 12.01.2021 на имя Руководителя департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области, все выделенные из областного бюджета дотации на данные цели освоены. Каких либо замечаний к отчету со стороны Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области не поступало, что не оспаривалось представителями участвующих в деле лиц.

Как следует из материалов дела, Главе городского округа Октябрьск Самарской области было начислено в спорный период денежные вознаграждения в виде премий в размере 25% от размера должностного оклада Главы ко Дню местного самоуправления, а также 33% от общей сумм дотаций выделенных в целях поощрения муниципальных управленческих команд из областного бюджета.

Сведений, что на основании принятого нормативного правового акта, произошло увеличение расходных бюджетных обязательств бюджета г.о. Октябрьск Самарской области, или введение новых видов расходных обязательств, либо соответствующая в6озможность сохраняется, материалы дела не содержат и на данные обстоятельства административный истец не ссылается.

Таким образом, данный нормативный правовой акт (в оспариваемой части) не вводит в отношении публично-правового образования г.о. Октябрьск Самарской области в лице Администрации г.о. Октябрьск Самарской области, а также опосредованно и в интересах неопределенного круга лиц каких-либо новых обязанностей, затрагивающих их права, свободы, а фактически облачает в установленную законом форму ранее принятые решения.

Кроме того, заслуживает внимание довод представителя Губернатора Самарской области, о том, что норма о предоставлении Главе городского округа Октябрьск единовременной премии в связи с профессиональным праздником – Днем местного самоуправления - 21 апреля и в связи с выполнением особо важных и сложных заданий, достижением социально-экономических показателей деятельности органов местного самоуправления, оценку которым дает Губернатор Самарской области либо Правительство Самарской области введена ранее.

Так 02.09.2021 Думой городского округа Октябрьск Самарской области принято Решение № 75 "О внесении изменений в Положение о денежном вознаграждении и гарантиях осуществления полномочий Главы городского округа Октябрьск Самарской области, утвержденное Решением Думы городского округа Октябрьск Самарской области от 11.12.2019 N 370" (далее Решение №75).

Согласно Решению № 75 в Положение о денежном вознаграждении и гарантиях осуществления полномочий Главы городского округа Октябрьск Самарской области, утвержденное Решением Думы городского округа Октябрьск Самарской области N 370 от 11.12.2019 (в редакции решения Думы городского округа Октябрьск Самарской области от 14.10.2020 N 9), Внесены следующие изменения:

1.1. пункт 2.13 изложить в следующей редакции:

"2.13. Единовременная премия Главе может выплачиваться в связи с:

- профессиональным праздником - День местного самоуправления - 21 апреля;

- выполнением особо важных и сложных заданий, достижением определенных социально-экономических показателей деятельности органов местного самоуправления, оценку которым дает Губернатор Самарской области либо Правительство Самарской области."

Решение опубликовано 10.09.2021 в газете "Октябрьское время" № 35 и вступило в силу со дня его официального опубликования.

Таким образом, оспариваемое Решение № 114 фактически направлено на исправление неопределенности, допущенной законодателем в Решении №75, установившим соответствующие выплаты Главе городского округа Октябрьск Самарской области, но не установившим порядок определения размера данных выплат, либо их размер.

В связи с вышеизложенным, заслуживает внимание довод представителя Губернатора Самарской области о том, что установление пропорции распределения финансовых средств, предоставляемых в форме дотации из областного бюджета в бюджет городского округа Октябрьск в целях поощрения муниципальной управленческой команды, относится к полномочиям Думы городского округа Октябрьск и не относится к регулированию расходных обязательств по смыслу статей 5 и 83 БК РФ.

Вопреки позиции административного истца, в оспариваемой части нормативного правового акта не содержится положений, нарушающих субъективные права и свободы публично-правового образования г.о. Октябрьск Самарской области в лице Администрации г.о. Октябрьск Самарской области и (или) интересы неопределенного круга лиц, и противоречащих нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а потому оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.

Руководствуясь статьями 177 - 180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска первого заместителя прокурора Самарской области к Думе городского округа Октябрьск Самарской области о признании недействующим с момента принятия пункта 3 Решения Думы г.о. Октябрьск от 20.01.2022 № 114 "О внесении изменений в Положение о денежном вознаграждении и гарантиях осуществления полномочий Главы городского округа Октябрьск Самарской области, утвержденного Решением Думы городского округа Октябрьск Самарской области от 11.12.2019 N 370" в части слов «распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 17 ноября 2020 года» – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья С.Б. Клюев

Решение суда в окончательной форме изготовлено 07.07.2022.