ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-113/17 от 24.10.2017 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-113/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ярославль 24 октября 2017 года

Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.

при секретаре Амелиной Я.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 600 кв.метров, с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – эксплуатация мастерской автосервиса, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 272 000 рублей.

Административное исковое заявление обоснованно следующим: ФИО1 является арендатором указанного земельного участка на основании договора аренды земельного участка № 323/12 от 26 октября 2012 года. Кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 977 598 рублей по состоянию на 26 июня 2012 года на основании результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Ярославской области, утвержденных Постановлением Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года № 702-п.

ФИО1 проведена оценка рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 26 июня 2012 года. В отчете оценщика ООО «ЯРЭКСПЕРТ» № 10798/17 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 26 июня 2012 года определена в размере 272 000 рублей.

В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Кроме того, административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока оспаривания кадастровой стоимости земельного участка. Ходатайство обосновано тем, что административный истец является владельцем земельного участка не с начала внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о его кадастровой стоимости, а только с момента заключения договора аренды – 26 октября 2012 года. Таким образом, пятилетний срок владения ФИО1 земельным участком на момент обращения с настоящим административным иском в суд не истек.

Представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании административное исковое заявление и ходатайство о восстановлении срока оспаривания результатов определения кадастровой стоимости поддержал.

Административный ответчик Управление Росреестра по Ярославской области представило письменные объяснения на административный иск, в котором указало, что кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39, по состоянию на 26 июня 2012 года и составляет 977 598 рублей.

Заинтересованные лица Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, Администрация городского поселения Ростов в письменных пояснениях на административный иск возражали против удовлетворения требований ФИО1, указывая на несоответствие представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка федеральным стандартам оценки.

Административные ответчики Правительство Ярославской области и ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра своих представителей в судебное заседание не направили, мнения по административному исковому заявлению ФИО1 не представили суду.

Заслушав представителя ФИО1 по доверенности ФИО2, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление ФИО1 не подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Аналогичные положения содержит часть 10 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Как следует из разъяснений, приведенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (пункт 8) ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Из материалов дела следует, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером внесены в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости) 26 июня 2012 года.

С административным исковым заявлением об оспаривании указанных результатов определения кадастровой стоимости земельного участка ФИО1 обратился 5 сентября 2017 года. В Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в досудебном порядке административный истец не обращался.

При таких обстоятельствах, административный иск об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка подан административным истцом за пределами установленного законом пятилетнего срока его оспаривания.

Таким образом, срок обращения с настоящим административным иском административным истцом пропущен.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении данного срока.

Анализ причин пропуска срока, указанных в ходатайстве, а также результаты исследования и оценки материалов административного дела не дают оснований суду для удовлетворения ходатайства.

Из материалов делу следует, что земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет 26 июня 2012 года. На эту же дату определена его кадастровая стоимость. Акт определения кадастровой стоимости датирован 26 июня 2012 года. С заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет обращался ФИО1

В течение всего периода использования земельного участка с 26 октября 2012 года арендодателем начислялась арендная плата за земельный участок, при расчете которой использовались сведения о его кадастровой стоимости в размере 977 598 рублей, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в 1 629 рублей 33 копейки.

Таким образом, весь период использования земельного участка и осуществления платы за него расчет арендной платы производился с учетом оспариваемых результатов кадастровой стоимости. Ошибок в данной части, что могло бы ввести в заблуждение ФИО1 относительно действительной величины кадастровой стоимости земельного участка, арендодателем не допускалось.

ФИО1 самостоятельно осуществил постановку земельного участка на кадастровый учет, с 26 октября 2012 года по настоящее время являлся его единственным владельцем. В указанный период кадастровая стоимость земельного участка не менялась.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют об осведомленности административного истца о величине кадастровой стоимости земельного участка, учитываемой для исчисления арендной платы за него, длительности периода владения земельным участком и отсутствии препятствий в оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка течение пяти лет с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Доводы в ходатайстве о восстановлении срока о том, что ФИО1 владеет земельным участок с 26 октября 2012 года, что составляло менее пяти лет к моменту его обращения с настоящим административным иском, правового значению не имеют и основанием к восстановлению срока оспаривания не являются.

Установленный в части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и в части 10 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» срок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости связан с моментом внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, а не с моментом возникновения прав на него у заинтересованного лица.

Незначительность периода владения земельным участком могла бы иметь значение для разрешения вопроса о восстановлении пропущенного срока заявления административного иска о пересмотре кадастровой стоимости в том, случае, если ограниченной срок этого владения не позволил административному истцу такой иск заявить.

В настоящем административном деле такие обстоятельства не установлены. С момента заключения договора аренды земельного участка ФИО1 до момента обращения с иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в суд прошло более 4 лет 10 месяцев, что безусловно является достаточным сроком для определения размера рыночной стоимости земельного участка и заявления перед судом требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Суд принимает во внимание также, что договор с ООО «Ярэксперт» на оказание услуг по оценке земельного участка заключен ФИО1 18 июля 2017 года, то есть за пределами пяти лет с момента внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что срок обращения с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ФИО1 пропущен. Оснований для восстановления данного срока не имеется.

Изложенные обстоятельства являются основанием для отказа в удовлетворении административного иска ФИО1

Руководствуясь статьями 175 – 181, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявлении ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Щеголькова Е.Ю.

Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2017 года